Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2014 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Юсупова Д.Р. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАННИХ ТРАКТАТОВ ОБ АРУЗЕ НА ПЕРСИДСКОМ И ТЮРКСКОМ ЯЗЫКАХ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(8). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  РАННИХ  ТРАКТАТОВ  ОБ  АРУЗЕ  НА  ПЕРСИДСКОМ  И  ТЮРКСКОМ  ЯЗЫКАХ

Юсупова  Дилнавоз  Рахмоновна

канд.  филол.  наук,  доцент  НУУз,  Республика  Узбекистан,  г.  Ташкент

E-mailmumtoza_dil@mail.ru

 

Система  стихосложения  аруз  является  традиционной  и  широко  распространенной  системой  литератур  мусульманского  Востока.  Аруз  возник  на  почве  арабской  поэзии  (основоположником  науки  об  арузе  является  арабский  филолог  Халил  ибн  Ахмад  (715/719—786/791),  затем  был  перенесен  в  персидскую,  где  достиг  своего  совершенства,  а  позднее  был  введен  в  тюркскую  литературу,  где  был  приспособлен  к  нормам  тюркского  языка  и  стиха. 

Первый  дошедший  до  нас  трактат  об  арузе  на  персидском  языке  —  теоретическая  работа  Шамс-и  Кайс  Рази  “ал-Му´джам  фи  ма´айир  аш´ар  ал-´Аджам”  (соч.  1218—1233).  По  сведениям,  извлечённым  из  “Тарджуман  ал-балага”  Мухаммада  б.Умара  ар-Радуйани  (XI  в.),  первыми  учеными,  написавшими  об  арузе  в  персидском  языке,  были  Абу  Аълои  Шуштари  и  Абу  Юсуф,  но,  к  сожалению,  их  работы  не  дошли  до  наших  времен  [1,  с.  11].

Первый  научный  трактат  об  арузе  на  тюркском  языке  «Фунун  ал-балага»  был  создан  Шейхом  Ахмадом  Тарази  в  1436—1437  г. 

Сравнительное  изучение  этих  двух  ранних  памятников  персидско-таджикской  и  тюркской  литературы,  исследование  их  сходств  и  различий  является  актуальной  и  важной  проблемой  современного  литературоведения.  Поскольку  подобная  работа  еще  не  выполнена  литературоведами,  в  настоящей  статье  мы  намереваемся  сопоставить  общие  понятия,  связанные  с  арузом,  такие  как  джузв  (звуковые  единицы),  рукн  (стопа),  зихаф  (изменения,  допустимые  в  основных  стопах),  бахр  (поэтический  метр),  вазн  (стихотворный  размер)  и  доира  (концентрические  круги  однотипных  поэтических  метров). 

Метрика  стиха  состоит  из  отдельных  звуковых  единиц,  называемых  в  арузоведении  джузв.  Джузвы  бывают  трёх  видов:  сабабватад  и  фосила.  В  свою  очередь,  каждая  единица  может  быть  представлена  двумя  подгруппами.  Например,  сабаб  состоит  из  двухбуквенных  слов:  если  первая  буква  огласованная  (мутахаррик),  а  вторая  неогласованная  (сакин),  т.  е.  —  по  современному  арузоведению  —  один  долгий  слог,  типа  гул,  дил,  то  это  сабаб-и  хафиф,  а  если  обе  буквы  огласованные,  т.  е.  —  по  современному  арузоведению  —  два  кратких  слога,  типа  гала,  тана,  то  это  сабаб-и  сакил.

Исходя  из  этого,  оба  автора  —  и  Шамс-и  Кайс  Рази,  и  Шейх  Ахмад  Тарази  —  начинают  характеристику  аруза  с  определения,  что  такое  сабаб,  ватад,  фасила.  Автор  «ал-Му´джам»а  разъясняет  данные  термины  с  указанием  их  этимологии.  Он  связывает  их  с  жилищем  арабов  —  хайма.  По  его  мнению,  основа  ритма  аруза  состоит  из  этих  трех  опор:  сабаб  (веревка),  ватад  (деревянный  колышек),  фасила  (промежуток  между  двумя  полами)  [3,  с.  34—35].

Шейх  Ахмад  Тарази,  не  указывая  на  этимологию  терминов,  пишет:  «По  терминологии  арузоведов,  число  аслов  (т.  е.  звуковых  единиц.  —  Д.Ю.)  шесть.  Их  называют  «усули  ситта».  Два  из  них  называются  сабаб,  другие  два  —  ватад  и  остальные  два  —  фасила»  [2,  с.  147].

Путем  сочетания  этих  джузвов  образуются  рукны  (стопы).  Они  разделяются  на  правильные,  или  основные,  (асли)  и  ответвленные  (фар´и).  Правильные  стопы  –  это  стопы,  не  имеющие  изменений  в  основной  форме.  В  трактате  Шамс-и  Кайс  Рази  число  основных  стоп  10.  Приводим  ниже  эти  основные  стопы:  1)  фаувлун  —  فعولن  ,  2)  фоилун  —  فاعلن  ,  3)  мафоийлун  —  مفاعلن,  4)  фоилотун  —  فاعلاتن,  5)  мустафъилун  —  مستفعلن,  6)  мафоилатун  —  مفاعلتن,  7)  мутафоилун  —  متفاعلن,  8)  мафъувлоту  —  مفعولات  ,  9)  фои-ло-тун  —  فاعلاتن  ,  10)  мус-тафъ-лун  —  مستفعلن.

В  “Фунун  ал-балага”  количество  основных  стоп  8,  так  как  в  ней  отсутствуют  две  последние  стопы.  Как  пишет  автор  «ал-Му´джам»а,  две  последние  стопы  в  теории  аруза  введены  им  самим  [3,  с.  46].

Изменения,  введенные  в  основных  стопах,  называются  зихаф,  а  получаемые  от  них  ответвленные  стопы  приводятся  под  названием  фуру´.  Согласно  Шамс-и  Кайсу,  количество  зихафов,  употребляемых  в  персидско-таджикской  литературе,  —  35.  По  Шейху  Ахмаду  Тарази,  число  зихафов  —  35.  Но  по  распределении  их  в  основные  стопы  состав  их  меняется. 

Указанные  выше  основные  стопы  с  их  зихафами,  по  данным  обоих  авторов,  представлены  в  табл.  1:

Таблица  1.

ОСНОВНЫЕ  СТОПЫ  И  ИХ  ЗИХАФЫ

Названия  основных  стоп

Количество  зихафов  у  Шамс-и  Кайса

Количество  зихафов  у  Шейх  Ахмада

1.

Мафоийлун

14

10

2.

Фоилотун

14

13

3.

Фо-и-лотун

5

-

4.

Мустафъилун

9

11

5.

Мус-тафъи-лун

4

-

6.

Мафъулоту

8

12

7.

Фаувлун

6

6

8.

Мафоилатун

-

8

9.

Мутафоилун

-

15

10.

Фоилун

-

2

 

Всего

60

77

 

 

Следует  заметить,  что  некоторые  зихафы  повторяются  в  составе  основных  стоп.  И  если  вычесть  из  этого  числа  повторяющиеся  зихафы,  то  в  обоих  трактатах  останется  по  35  зихафов.

После  описания  стоп  и  зихафов  авторы  трактатов  переходят  к  анализу  бахров.  Шамс-и  Кайс  Рази  пишет:  “Знай,  что  число  арабских  стихов,  употребляемых  в  их  сборниках,  как  повествуют  арабские  сказатели,  —  15,  арузоведы  называют  их  бахрами”  [3,  с.  63].  Шамс-и  Кайс  Рази  указывает  также,  что  эти  15  бахров  были  включены  основоположником  аруза  Халил  ибн  Ахмадом  в  5  доир  (Халил  ибн  Ахмад  объединил  однотипные  стихотворные  размеры  в  группы,  расположив  схематические  изображения  этих  размеров  друг  под  другом  в  виде  концентрических  кругов).  Шамс-и  Кайс  Рази  же  приводит  не  пять,  а  четыре  доир.  Присущие  арабской  поэзии  бахры:  тавил,  мадид,  басит,  вофир  и  комил  он  описывает  отдельно  и  не  приводит  их  доиры.  После  описания  15  бахров  вместе  с  их  разновидностями  Шамс-и  Кайс  Рази  приводит  3  новых  и  неизвестных  доиры  и  получаемые  от  них  21  бахр,  которые  были  изобретены  древними  персидскими  арузоведами  Бахрами  Сарахси,  Бузургмехри  Коини  и  др.  Таким  образом,  в  «ал-Му´джам»  приведены  7  доир  и  40  бахров.

В  отличие  от  «ал-Му´джам»,  в  «Фунун  ал-балага»  поэтические  метры  разделяются  на  две  большие  группы:

1.  Группа  бахров  муттафик  ул-ажзо  (бахры,  состоящие  из  одинаковых  основных  стоп); 

2.  Группа  бахров  мухталиф  ул-ажзо  (бахры,  состоящие  из  двух  различных  основных  стоп).

К  первой  группе  автор  относит  бахры,  которые  состоят  из  восьми  основных  стоп:  1)  мутакориб,  2)  мутадорик,  3)  хазадж,  4)  рамал,  5)  раджаз,  6)  вофир,  7)  комил,  8)  сакил.

По  мнению  персидских  арузоведов,  в  том  числе  и  Шамс-и  Кайса  Рази,  восьмая  правильная  стопа  мафъулоту  самостоятельно  не  может  образовать  отдельный  основной  бахр.  А  в  классификации  Шейх  Ахмада  от  повторения  этой  стопы  образуется  бахр  сакил  [2,  с.  150].

Количество  бахров,  входящих  в  мухталиф  ал-ажзо,  32.  Значит,  и  у  Шейха  Ахмада  число  бахров  доходит  до  40.  Но  по  составу  и  количеству  основных  стоп  они  различаются.  Ниже  мы  приводим  эти  40  бахров  обоих  авторов.

Таблица  2.

БАХРЫ  В  «АЛ-МУ´ДЖАМ»  И  «ФУНУН  АЛ-БАЛАГА»

Названия  бахров

«ал-Му´джам»

«Фунун  ал-балага»

Мусамман  (восьмистопные  бахры)

1.

Тавил

+

+

2.

Мадид

+

+

3.

Басит

+

+

4.

Вофир

+

+

5.

Комил

+

+

6.

Хазадж

+

+

7.

Раджаз

+

+

8.

Рамал

+

+

9.

Мунсарих

+

+

10.

Хафиф

+

+

11.

Музореъ

+

+

12.

Муктазаб

+

+

13.

Муджтасс

+

+

14.

Мутакориб

+

+

15.

Сакил

+

16.

Мутадорик

+

+

17.

Жазил

+

18.

Фарид

+

19.

Мазид

+

20.

Мутарокиб

+

21.

Мутадовил

+

22.

Муталойим

+

23.

Мутанофир

+

24.

Жадид

+

25.

Мухит

+

26.

Мушокил

+

+

27.

Сахих

+

28

Сарих

+

29.

Ажиб

+

30.

Гариб

+

+

31.

Мунтахаб

+

32.

Музхор

+

33.

Музмар

+

34.

Мундараж

+

35.

Мукорин

+

36.

Мувофик

+

Мусаддас  (шестистопные  бахры)

37.

Сариъ

+

+

38.

Бадеъ

+

39.

Кариб

+

+

40.

Салиб

+

41.

Сарим

+

42.

Кабир

+

43.

Бадил

+

44.

Калиб

+

45.

Хамид

+

46.

Сагир

+

47.

Асамм

+

48.

Салим

+

49.

Хамим

+

50.

Котеъ

+

51.

Муштарак

+

52.

Муаммам

+

53.

Мусаттар

+

54.

Муайян

+

55.

Боис

+

56.

Маснуъ

+

57.

Мустаъмал

+

58.

Ахрас

+

59.

Мубхам

+

60.

Мухмал

+

61.

Маъкус

+

 

Всего

40

40

 

 

Сравнительное  изучение  трактатов  «ал-Му´джам»  и  «Фунун  ал-балага»  привело  нас  к  следующим  выводам:

1.  Трактаты  Шамс-и  Кайс  Рази  «ал-Му´джам»  и  Шейха  Ахмада  Тарази  «Фунун  ал-балага»  являются  первыми  теоретическими  источниками  об  арузе  в  персидском  и  тюркском  литературоведении. 

2.  Во  многом  взгляды  этих  двух  ученых  совпадают.  И  у  Шамс-и  Кайса,  и  у  Шейха  Ахмада  количество  джузвов  —  звуковых  единиц  и  зихафов  —  изменений,  допустимых  в  основных  стопах,  одинаковы:  6  джузвов  и  35  зихафов.

3.  Шамс-и  Кайс  приводит  бахры,  связывая  их  с  доирами.  Шейх  Ахмад  делит  бахры  на  две  группы  (муттафик  ал-ажзо  и  мухталиф  ал-ажзо)  и  отказывается  от  доир,  считая  их  ненужными  для  арузоведения. 

4.  У  обоих  авторов  выделено  одинаковое  число  бахров  —  40.  В  то  же  время  бахры  различаются  по  составу  и  количеству  основных  стоп.  Так,  21  бахр,  приведенный  Тарази  в  «Фунун  ал-балага»,  не  встречается  ни  в  одном  из  числа  известных  сегодняшней  науке  об  арузе  персидском  трактате. 

5.  В  отличие  от  своего  персидского  предшественника,  Тарази  считает,  что  правильная  стопа  мафъулоту  может  самостоятельно  образовать  отдельный  бахр,  т.е.  бахр  сакил.

6.  Сказанное  свидетельствует,  что  тюркское  арузоведение  как  самостоятельная  отрасль  стихосложения  достигло  вершины  своего  развития  в  эпоху  темуридов.

 

Список  литературы:

1.Муҳаммад  ибн  Умар  Родуёнй,  Рашидиддин  Ватвот.  Мунтахаби  “Таржумон  ул-балоға”  ва  “Ҳадоиқ  ус-сеҳр”.  Душанбе:  Дониш,  1987.  —  144  б.

2.Шайх  Аҳмад  Ибн  Худойдод  Тарозий.  Фунуну-л-балоға  /  Масъул  муҳаррир  —  филология  фанлари  доктори  Б.  Ҳасанов.  Т.:  Хазина,  1996.  —  212  б.

3.Шамси  Қайси  Розй.  Ал-мўъжам.  Душанбе:  Адиб,  1991.  —  464  б.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме