Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 декабря 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Суркова А.В. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7(7). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОСОБЕННОСТИ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В  ДЕТСКОЙ  ШКОЛЕ  ИСКУССТВ

Суркова  Анастасия  Витальевна

концертмейстер  Детской  школы  искусств  №  7,  г.  Рязань

E-mailanastasiyasurkova@yandex.ru

 

Деятельность  пианиста-концертмейстера  в  детской  школе  искусств  не  ограничивается  только  ролью  аккомпаниатора,  но  и  предполагает  более  широкие  аспекты  взаимодействия  с  детьми  в  процессе  творческой  ансамблевой  деятельности.  Концертмейстер  и  педагог  помогают  знакомиться  ребенку  с  прекрасным  миром  музыки,  открывать  его  новые  грани,  развивать  музыкальность,  навыки  игры  и  эстетический  вкус.  Невозможно  представить  себе  работу  хорового  коллектива,  исполнителей-вокалистов  и  инструменталистов,  а  также  уроки  хореографии  без  участия  концертмейстера.  Эта,  казалось  бы,  скромная  роль,  формирует  яркий,  многогранный  синтез  в  музыкальном  искусстве,  рождающийся  во  взаимодействии  мастерства  солиста  и  аккомпаниатора.  А.  Люблинский  так  говорил  о  важности  аккомпанемента:  «Если  в  основе  мелодии  лежит  интонационное  высказывание  личности,  то  сопровождение  мелодии  представляется  совокупностью  дополняющих  такое  высказывание  внутренних  и  внешних  обстоятельств,  весьма  различных  по  своему  значению:  аккомпанемент  может  характеризовать  действия  самого  персонажа,  его  состояние,  темп  и  пульс  высказывания,  раскрывать  внутренний  мир  человека…»  [3,  с.  20] 

Концертмейстерской  деятельности  посвящено  не  так  много  литературы,  но  из  известных  авторов,  обратившихся  к  данной  теме,  можно  назвать  Н.  Крючкова,  А.  Люблинского,  Е.  Шендеровича.  Эти  издания  содержат  много  полезной  информации  о  практических  исполнительских  аспектах,  развитии  определенных  навыков  концертмейстерства  (чтение  с  листа,  транспонирование,  ансамблевая  деятельность),  секретах  мастерства.

Ошибочно  думать,  что  каждый  пианист  может  быть  концертмейстером.  Для  данной  деятельности  мало  обладать  высокотехничными  навыками  игры  на  инструменте.  Здесь  необходим  целый  ряд  качеств  и  умений  как  психологического,  так  и  профессионального  характера.  К  ним  относятся  и  наличие  музыкальности,  артистизма,  интуиции,  умение  слышать  солиста  или  коллектив,  предчувствовать  любые  изменения  в  исполнении  и  способность  незаметно  для  публики  преодолевать  заминки  и  трудности.  Помимо  всех  вышеперечисленных  качеств,  концертмейстеру  необходима  высокая  концентрация  внимания,  отличная  память,  богатое  воображение  и  готовность  к  любым  форс-мажорным  обстоятельствам.  Высокопрофессиональный  и  грамотный  концертмейстер  —  незаменимое  звено  в  сложной  цепи  образовательного  творческого  процесса.

Психологическая  компетентность  концертмейстера.

Изучение  проблемы  психологической  компетенции  концертмейстера  в  рамках  деятельности  школы  искусств  очень  актуально,  поскольку  помогает  развить  навыки  коммуникации  в  триединстве:  педагог-учащийся  (солист)  или  коллектив-концертмейстер.  От  качества  межличностных  отношений,  от  степени  комфорта  в  общении  между  учеником,  педагогом  и  концертмейстером  зависит  и  окончательный  результат  концертного  исполнения.  Психологический  фон  на  занятиях  является  важной  составляющей  творческой  деятельности.  «Отличительной  особенностью  взаимодействия  в  контексте  концертмейстерской  деятельности  является  его  гармоничность»  [5,  с.  41].  Показателем  эффективности  является  единство,  согласованность  ансамбля  с  солистом. 

Часто,  особенно  среди  педагогов,  применяется  в  обучении  принцип  авторитарности,  давления  и  натаскивания.  Для  концертмейстера  такое  общение  неприемлемо.  Чрезмерная  активность  аккомпаниатора  на  занятиях,  проявляющаяся  в  отстаивании  своего  видения  исполнения  произведения,  отрицательно  сказывается  на  учебном  процессе,  поскольку  в  классе  первостепенна  роль  педагога.  Концертмейстер  может  лишь  тактично  высказать  свое  мнение,  но  окончательное  решение  остается  за  преподавателем.  Противоположностью  авторитарной  манеры  общения  является  безликое  присутствие  на  уроке  и  пассивность  аккомпаниатора.  Такая  безынициативность  не  вызывает  вдохновения  в  учащемся  и  не  развивает  его  музыкальность.  Важно  соблюдать  «золотую  середину»  в  творческом  взаимодействии.  «Умение  выйти  за  рамки  «эго»,  заинтересованность,  направленная  вовне,  для  концертмейстера  имеет  полезное  профессиональное  преломление:  приобретается  навык  слышания  целостного  звучания  ансамбля»  [5,  с.  47].

В  Детской  школе  искусств  нередки  случаи,  когда  педагог  по  уважительным  причинам  отсутствует  на  занятии.  В  этом  случае  вся  ответственность  за  грамотное  освоение  материала,  корректное  общение  и  качественное  исполнение  в  ансамбле  с  учеником  возлагается  на  концертмейстера,  который  совмещает  в  себе  педагогическую  и  исполнительскую  функции.  Исход  урока  будет  зависеть  от  наличия  или  недостатка  педагогического  таланта  концертмейстера. 

Концертмейстеру  и  педагогу  приходится  работать  с  разновозрастными  категориями  детей  и  поэтому  способы  ведения  занятий  с  младшими  и  старшими  учащимися  отличаются.  Для  учащихся  младшего  возраста  более  приемлем  способ  ведения  урока,  где  преобладает  коммуникативный  аспект.  На  этом  этапе  важны  не  исполнительские  качества  ребенка,  а  его  заинтересованность  в  обучении,  мотивация  к  продолжению  творчества.  К  детям  старшего  возраста  подход  несколько  иной.  Они  уже  сознательно  относятся  к  занятиям,  заинтересованы  процессом  и  испытывают  желание  развиваться  музыкально.  В  этом  случае  важен  не  коммуникативный,  а  педагогический  аспект,  направленный  на  развитие  профессионализма.

Говоря  о  взаимодействии  педагога,  ученика  и  концертмейстера  в  Детской  школе  искусств,  обратим  особое  внимание  на  личностные  психологические  качества,  которыми  должен  обладать  концертмейстер.  Составляющие  его  психологической  компетентности,  такие  как:  концертмейстерская  интуиция,  эмпатия,  чутье,  чувство  такта  нуждаются  в  более  детальном  рассмотрении.  Также  актуален  вопрос  психологической  устойчивости  и  мобильности  в  стрессовых  условиях  подготовки  к  концертам  в  Детской  школе  искусств.  И.Гофман  отмечал,  что  обучение  искусству  аккомпанемента  возможно  лишь  при  опоре  на  уже  имеющиеся  задатки  при  наличии  эмпатии,  что  выходит  за  рамки  музыкальной  одаренности  в  психологическую  сферу.  Он  говорил:  «Опыт  может  сделать  многое,  но  не  все.  Чутье  —  это  свойство  природное»  [1,  c.  177].  Из  любого  пианиста  можно  сделать  аккомпаниатора:  обучить  беглому  чтению  с  листа,  умелому  транспонированию  и  навыку  игры  в  ансамбле.  Но  поистине  виртуозное  исполнения  присуще  немногим.  О  наличии  так  называемого  «нутра»  (природного  чутья)  также  очень  хорошо  сказано  в  книге  Д.  Мура  «Певец  и  аккомпаниатор».  В  предисловии  к  книге  приведены  слова  И.В.Гете  из  «Фауста»:  «Где  нет  нутра,  там  не  поможешь  потом.  Цена  таким  усильям  —  медный  грош…»  [4,  с.  3]

Наличие  эмпатии  в  характере  концертмейстера  при  контакте  с  солистом  или  инструменталистом  помогает  увидеть  себя  со  стороны,  почувствовать  его  настроение  и  эмоции  и  следовать  единому  с  ним  исполнительскому  замыслу.  Гибкость  в  общении,  чувство  такта  дают  возможность  бесконфликтно  выяснить  неловкие  моменты  по  поводу  исполнения  произведения,  и  преодолеть  трудности  коммуникации.

Работа  концертмейстера  постоянно  связана  со  стрессовыми  ситуациями.  Это  и  волнение  перед  выступлением,  и  ситуации  срывов,  и  непредвиденные  остановки  солиста  в  момент  исполнения,  ответственность  за  солиста  и  коллектив  на  концерте.  Необходимой  чертой  характера  здесь  выступает  чувство  юмора  —  отличный  антистрессовый  фактор,  помогающий  сгладить  неловкие  ситуации.  Обладателем  такого  ценного  качества  среди  знаменитостей  является  Джеральд  Мур  —  английский  талантливый  пианист-концертмейстер  и  музыкальный  деятель.  Его  книга  «Певец  и  аккомпаниатор»  написана  в  юмористическом  ключе,  не  теряя  при  этом  глубины  содержания.  Быстрота  реакции  и  мобильность  также  являются  важнейшими  составляющими  деятельности  концертмейстера.  В  случае  перепутанного  ребенком  текста  на  концерте  или  внезапной  остановки,  он,  не  переставая  играть,  должен  подхватить  солиста  и  довести  его  до  завершения.  Уверенная  игра,  вдохновение,  положительный  настрой  концертмейстера  —  все  это  помогает  снять  волнение  и  напряжение  ребенка  перед  концертом.  Если  и  произошел  какой-то  непредвиденный  казус  в  исполнении,  аккомпаниатор  не  должен  обнаруживать  этого  недостатка  перед  публикой  мимикой  или  жестами.  Е.  Шендерович  в  профессиональной  деятельности  концертмейстера  на  первое  место  по  значимости  ставил  быстроту  реакции,  обеспечение  удобства  для  солиста,  способность  «быть  «музыкальным  лоцманом»  —  уметь  провести  «исполнительский  корабль»  сквозь  всевозможные  рифы»  [6,  с.  5]. 

Рассматривая  личностные  качества  концертмейстера,  важно  упомянуть  об  особом  типе  его  внимания.  Оно  должно  быть  многоплоскостным  —  распределенным  не  только  на  обе  играющие  руки,  но  и  на  исполнение  солиста.  Это  тип  целостного,  а  не  дробного  внимания.  Оно  требует  огромных  физических  и  духовных  затрат  аккомпаниатора.  Исследуя  психологические  аспекты  деятельности  концертмейстера  нельзя  не  сказать  о  важнейшей  роли  воображения.  Наличие  артистизма  невозможно  без  развитого  воображения.  Это  основополагающая  черта,  определяющая  способность  человека  к  творчеству.  Д.  Мур  писал  о  том,  что  развитое  воображение  важнее  технических  навыков  в  работе  концертмейстера.  Богатое  воображение  создает  образы,  и  исполнитель  обретает  вдохновение,  следуя  им,  продумывая  звучание  каждой  фразы.

Необходимые  профессиональные  навыки  концертмейстера  при  работе  с  вокалистами.

Концертмейстерское  искусство,  как  самостоятельное  направление  музыкального  исполнительства,  зародилось  во  второй  половине  XIX  века.  Возросшее  количество  музыкальных  учебных  заведений,  популярность  сольного  романсового  пения  в  камерных  и  концертных  залах,  театрах  требовало  высокого  профессионализма  от  аккомпаниатора.  Универсал-концертмейстер  должен  был  бегло  читать  с  листа  сложные  партитуры,  транспонировать  материал  в  любые  тональности,  быстро  осваивать  новые  произведения.  На  сегодняшний  день  требования  к  профессиональным  умениям  и  навыкам  концертмейстера  почти  не  изменились.  Это  должен  быть  специалист  высокого  класса,  развитый  не  только  технически,  но  психологически  и  эстетически. 

Рассмотрим  необходимые  для  деятельности  в  школе  искусств  технические  навыки  концертмейстера.  Как  уже  говорилось,  концертмейстер  должен  в  совершенстве  владеть  инструментом,  как  в  техническом,  так  и  музыкальном  плане.  Чтение  с  листа  должно  проходить  на  высоком  уровне,  безостановочно,  не  обнаруживая  заминок  и  остановок  в  тексте.  Концертмейстер  не  имеет  возможности  к  долгому,  кропотливому  разбору  аккомпанемента  в  работе  с  солистом,  потому  что  такой  подход  нарушит  творческий  настрой  учащегося,  пошатнет  его  уверенность  в  исполнении.  Кроме  этого,  заложенный  смысл  разбираемого  произведения  не  будет  воспринят  учеником  из-за  неуверенного  аккомпанемента.  Концертмейстер  своим  исполнением  обязан  помочь  ребенку,  поддержать  его,  не  нарушать  целостность  музыкального  восприятия.  Комплексный  подход  к  прочтению  нового  текста  Крючков  Н.  вкратце  сформулировал  так:  «читать  ноты  быстро,  исполнять  медленно»  [2,  с.  24]. 

К  техническим  навыкам  обязательным  для  концертмейстера  относится  и  умение  быстрого  транспонирования  партитуры  в  пределах  терции.  Не  всегда  диапазон  учащегося  подходит  под  желаемое  к  изучению  произведение,  поэтому  следует  оперативно  изменить  партитуру  на  небольшой  интервал  вверх  или  вниз.  Нельзя  не  упомянуть  об  ансамблевой  согласованности  с  солистом.  Это  умение  слышать  и  подстраиваться  под  темповые  изменения,  соблюдать  нужную  динамику,  ритмический  баланс,  цезуры,  указанные  педагогом  и,  конечно,  устанавливать  эмоциональную  взаимосвязь.

Помимо  обязательных  пианистических  умений,  существует  еще  целый  ряд  дополнительных  требований  к  работе  аккомпаниатора  в  ситуации  отсутствия  подготовки:  способность  упрощать  сложную  фактуру  сопровождения,  не  изменяя  ее  стиля,  помогать  солисту  проведением  его  партии  на  инструменте  одновременно  с  исполнением  аккомпанемента,  цельно  охватывать  стиль  партитуры,  читая  ее  не  детально  —  нота  за  нотой,  а  вычленяя  в  игре  основополагающие  моменты.  Хорошим  дополнением  к  основной  деятельности  на  уроке  будут  теоретические  сведения  по  исполняемому  жанру  или  творчеству  композитора,  написавшего  произведение.  Это  усилит  интерес  ученика  к  творчеству,  мотивирует  его  к  дальнейшей  деятельности  и  внесет  элемент  разнообразия  в  занятие. 

Специфика  концертмейстерской  деятельности  в  рамках  детской  школы  искусств  подразумевает  глубокое  знание  своего  дела,  интеллектуально  высокий  уровень,  грамотный  педагогический  подход  и  эмоциональную  гибкость.  Разносторонне  развитый,  эрудированный  и  профессиональный  концертмейстер  —  незаменимый  сотрудник  и  партнер  в  соотношении  «педагог-солист-аккомпаниатор».

 

Список  литературы:

1.Гофман  И.  Фортепьянная  игра.  —  Ответы  на  вопросы  о  фортепьянной  игре  /  Пер.  с  англ.  М.:  Музгиз,  1961.  —  224  с.

2.Крючков  Н.  Искусство  аккомпанемента  как  предмет  обучения  /  Под  ред.  А.П.  Зориной.  Л.:  Гос.  муз.  издат-во,  1961.  —  71  с.

3.Люблинский  А.  Теория  и  практика  аккомпанемента  /  Под  ред.  А.Н.  Крюкова.  Л.:  Музыка,  1972  г.  —  80  с.

4.Мур  Д.  Певец  и  аккомпаниатор.  Воспоминания.  Размышления  о  музыке  /  Пер.с  англ.  М.:  Радуга,  1987.  —  427  с.

5.Островская  Е.А.  Психологические  аспекты  деятельности  концертмейстера  в  музыкально-образовательной  сфере  инструментального  исполнительства:  монография  /  Под  редакцией  А.И.  Демченко.  —  Госуд.  автон.  образоват.  учр-е  средн.  профес.  образ-я  «Рязанский  муз.  колледж  им.  Г.ИА.  Пироговых».  Рязань,  2012.  —  200  с.

6.Шендерович  Е.В  концертмейстерском  классе.  Размышления  педагога.  М.:  1996.  —  204  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.