Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зазульская А.А. ВИНА И СТЫД КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6(6). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВИНА  И  СТЫД  КАК  РЕГУЛЯТОРЫ  СОЦИАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Зазульская  Алеся  Алексеевна

социальный  педагог,  г.  Балашов

E-mailzazulskaja.alesya@.ru

 

Исследование  выполнено  при  финансовой  поддержке  РГНФ  в  рамках  научно-исследовательского  проекта  «Феномены  вины  и  стыда  как  регуляторы  социального  поведения  в  контексте  традиционных  и  современных  ценностей  (кросскультурное  исследование)»,  №  13-06-00492

 

Общественные  нормы,  ценности,  знания,  традиции  помогают  создать  упорядоченные  социальные  условия  для  регуляции  поведения  той  или  иной  социальной  группы  и  жизни  общества  в  целом,  что  является  одной  из  основных  функций  культуры. 

Культура  оказывает  влияние  на  социальное  поведение,  которое  определяется  типовыми  программами  данной  культуры,  регулируется  в  стандартных  ситуациях  для  данной  общности  и  освобождает  индивида  от  принятия  индивидуальных  решений  [1,  с.  169].

В  процессе  регуляции  социального  поведения  человека  в  таких  сложных  социальных  системах,  как  общество,  культура  существенную  роль  играют  вина  и  стыд.  Вина  и  стыд  —  психические  явления,  которые  относятся  исключительно  к  сфере  социальных  эмоций.  Их  источником  и  движущей  силой  является  человек  в  процессе  социализации.  Значимая  роль  вины  и  стыда  в  социальной  психологии  обусловлена  не  столько  социальным  происхождением,  сколько  воздействиями,  оказываемыми  на  отношения  индивидов  и  целых  групп  людей.

Вина  —  это  осознание  (понимание)  недопустимости  своего  поведения,  действия  или  бездействия,  которое  может  быть  совершено  или  только  задумано.  У  человека,  испытывающего  чувство  вины,  появляется  подсознательное  стремление  получить  наказание  за  свое  поведение  и  происходит  торможение  дальнейшей  активности,  что  может  проявляться  в  парализующем  эффекте.  Именно  такую  реакцию  можно  наблюдать  у  больных  депрессией,  заторможенных,  вялых  и  обвиняющих  себя  в  греховных  поступках. 

Стыд  можно  охарактеризовать  как  чувство  смущения,  раскаяния  от  осознания  предосудительности  поступка.  Стыд  рассматривается  психологами  как  чувство,  возникающее  у  человека  при  совершении  им  поступков,  противоречащих  нормам  морали,  унижающих  достоинство  личности.  Стыд  —  раскаяние  о  совершенном  поступке,  недовольство  собой,  беспокойство,  осуждение  своего  поведения.  Чувство  стыда  возникает  и  при  воспоминании  об  унизительном  поступке,  которое  было  совершено  ранее.  Переживание  стыда  может  иметь  отчетливое  телесное  выражение  –  покраснение  лица,  опускание  глаз  и  т.  п.

Переживание  чувства  стыда  —  реакция  на  неумелость,  слабость,  униженность  по  сравнению  с  другими  людьми.  Стыд  может  спровоцировать  у  человека  проявление  агрессии  во  всех  ее  формах.  Чтобы  избавиться  от  чувства  стыда  человеку  необходимо  чему-то  научиться,  стать  сильнее,  исправить  то,  за  что  ему  было  стыдно.  Стыд  имеет  большую  эмоциональную  окраску,  нежели  вина,  так  как  последняя  должна  быть  осознана  и  отрефлексирована.  Другими  словами,  вина  —  процесс  и  результат  мышления  и  сознания. 

Вина  и  стыд  чаще  всего  проявляются  в  контексте  социальных  отношений.  Например:  вина  за  несправедливое  отношение  к  другому  человеку.  Интересен  тот  факт,  что  все  человеческие  эмоции,  кроме  вины  и  стыда  могут  относиться  к  неодушевленным  предметам.  Можно  испытывать  радость  от  приобретения  какой-то  вещи  или  печалиться,  страдать  из-за  ее  потери,  можно  испытывать  отвращение  к  той  или  иной  еде.  Но  вина  и  стыд  возникают  лишь  в  процессе  социальных  отношений.

Вина  и  стыд  делают  человека  восприимчивым  к  мнениям,  установкам,  оценкам  окружающих.  По  мнению  К.  Изарда  эти  эмоции  способствуют  развитию  у  человека  таких  качеств  как  социальная  ответственность,  общительность,  уменьшают  проявления  эгоизма,  ограничивают  эгоцентризм,  но  кроме  этого  формируют  конформность  [2,  с.  198]. 

Следует  отметить,  что  вина  и  стыд  для  человека  —  мучительное  и  болезненное  переживание,  фокусирующее  внимание  на  собственной  персоне,  что  способствует  развитию  таких  качеств  как,  например,  замкнутость.  Переживание  вины  и  стыда  сопровождаются  целым  спектром  эмоций:  тоска,  грусть,  горечь,  подавленность,  душевный  дисбаланс,  разочарование,  что  оказывает  разрушающее  воздействие  на  личность. 

Вина  и  стыд  в  силу  своего  мучительного  характера  могут  быть  целенаправленно  вытеснены  либо  подавлены.  Мощную  мотивирующую  силу  представляет  собой  бессознательное  чувство  вины,  оказывающее  огромное  влияние  на  общение  людей,  их  взаимоотношения.  Это  влияние  имеет  негативный  характер,  поскольку  такая  форма  вины  по  своей  природе  конфликтогенна. 

К  сожалению,  мотивирующей  силе  бессознательной  вины  в  отечественной  психологии  уделяется  мало  внимания.  Между  тем,  именно  бессознательные  психические  явления  приобретают  более  сильную  динамику,  следовательно,  получают  еще  большую  власть  над  жизнью  человека  [5].

  Стыд  и  вина,  кроме  всего  прочего,  могут  выступать  барьерами  общения.  Эти  барьеры  возникают  вследствие  неловкости  за  себя  или  за  другого.  Более  того,  стыд  или  вина  перед  собеседником  приводят  к  прерыванию  отношений  с  ним.  В  целом  же  и  слишком  низкий,  и  слишком  высокий  пороги  возникновения  чувства  вины  нарушают  психологические  контакты  с  людьми.

Для  обеспечения  своей  безопасности  общество  пытается  вложить  в  сознание  людей  определенные  социальные  нормы,  опираясь  при  этом  на  чувства  вины  и  стыда,  как  специальные  механизмы  социализации.  Если  в  культуре  велико  значение  чувства  вины  и  стыда,  как  регуляторов  поведения,  действия  оцениваются  и  осуждаются  самим  человеком  в  соответствии  с  нравственными  нормами,  даже  когда  окружающие  не  знают  о  его  проступках. 

По  мнению  некоторых  психологов  вина  и  стыд  помогают  человеку  бороться  с  такими  чувствами  как  гнев,  похоть  и  жадность.  Другие  считают,  что  мы  учимся  на  своих  ошибках  и,  благодаря  ощущению  вины  и  стыда,  попадая  в  схожую  ситуацию,  сдерживаемся  от  дурных  поступков,  помня  об  отрицательных  эмоциях  и  наказании.  Так  же  существует  подход,  где  вину  и  стыд  рассматривают  как  факторы,  стимулирующие  нас  выполнять  свои  обязанности  в  учебе  и  работе,  по  отношению  к  детям,  супругу,  к  обществу  и  т.  п.

Вина  и  стыд  —  мощные  средства  для  манипуляций  другими  людьми,  так  как  стимуляция  у  партнера  этих  чувств  приводит  к  повышению  его  уступчивости.  В  результате  чего  манипулятор  получает  возможность  удовлетворить  свои  потребности.  Существует  мнение,  что  манипулятивные  установки  по  отношению  к  другим  людям  развиваются  у  человека  с  детства.  Научившись  манипулированию  в  детстве,  человек  в  дальнейшем,  не  изменяя  привычкам,  оттачивает  свое  «искусство».  По  мнению  Е.Л.  Доценко  для  обозначения  тех  психических  объектов,  на  которые  оказывается  влияние  со  стороны  манипулятора,  использует  термин  «мишень  воздействия»  [3,  с.  102]. 

Признавая  вину  и  стыд  факторами,  затрудняющими  общение,  нельзя  не  обратиться  к  тем  психотерапевтическим  школам,  которые  уделяют  внимание  коррекционной  работе  с  ними.  Поскольку  изучаемые  нами  эмоциональные  явления  представляют  собой  наиважнейшие  феномены  психической  жизни  человека,  то  целый  ряд  школ  имеет  собственную  картину  и  способ  обращения  с  ними.  Среди  таких  школ  психоанализ,  когнитивная  и  экзистенциальная  психотерапия,  гештальттерапия.

З.  Фрейд  полагал,  что  чувство  вины,  как  правило,  является  бессознательным  и  проистекает  из  двух  источников.  Один  складывается  из  интернализаций  и  идентификаций,  другой  берет  начало  в  эдиповой  фазе  [4,  с.  98].

Неофрейдисты  убеждены,  что  имеет  смысл  и  достигает  заданного  назначения  лишь  сознательная  вина,  являющаяся  осмысленным  личным  голосом  субъекта.  Вина  бывает  малоадаптивной,  когда  она  иррациональна,  преувеличена  и  сдерживаема  или  когда  она  обобщена  и  неоднократно  связана  со  стыдом. 

Так  как,  по  мнению  психоаналитиков,  вина  и  стыд  становятся  патологичными,  когда  Сверх-Я  побуждает  заменять  реальные  цели  идеальными  или  моральными,  то  необходима  проработка  идеализаций  и  понимание  источников  моральных  предписаний,  которыми  руководствуется  человек.  Необходим  пересмотр  принципов  Суперэго  с  тем,  чтобы  «оно  могло  функционировать  как  прочная  и  устойчивая  система  сообразно  реалиям  взрослой  жизни»  Психоаналитики  открыли  связь  (и  описали  механизмы)  вины  и  стыда  с  защитными  механизмами,  неврозами,  депрессией,  нарциссизмом,  жестокостью  и  враждебностью,  суицидальными  тенденциями,  алкоголизацией  и  злоупотреблением  наркотиками.  Таким  образом,  все  вышеуказанные  характерологические  и  клинические  нарушения  требуют  обязательной  проработки  проблем,  связанных  с  виной  и  стыдом  [1,  с.  272].

Экзистенциальная  психотерапия,  признавая  вину  в  качестве  проводника  к  личностной  самореализации,  не  упускает  из  виду  и  тех  опасностей,  которые  могут  стоять  за  ней.  Так,  вина  признается  мощным  фактором  блокировки  решений.  Именно  вина,  призывая  к  реализации  всех  потенций,  не  позволяет  выбрать  то,  что  наиболее  важно.  Таким  образом,  в  работе  с  виной  экзистенциальный  психолог  помогает  клиенту  осознать  необходимость  свободного  и  ответственного  жизненного  выбора  и  сформировать  способность  к  такому  выбору.

В  когнитивной  психотерапии  вина,  в  противоположность  взгляду  экзистенциальных  психологов,  понимается  исключительно  как  субъективная  реальность,  как  способ  интерпретации  событий.  В  ряде  когнитивных  теорий  возникновение  переживаний  вины  и  стыда  объясняется  с  помощью  таких  терминов  как:  атрибуция,  причинное  объяснение,  атрибутивный  каузальный  стиль,  каузальная  атрибуция.

Освобождение  от  чувства  вины  всегда  считалось  одной  из  основных  психотерапевтических  задач  гештальттерапии.  Согласно  Перлзу  вина,  наряду  с  обидой,  является  наиболее  часто  встречающимся  и  худшим  видом  незавершенного  действия,  которое  нарушает  подлинность  коммуникации.  Ф.  Перлз  полагает,  что  если  бы  человек  разрешил  себе  в  прошлом  полностью  пережить  свою  вину,  он  бы  не  испытывал  болезненных  переживаний  в  настоящем  [1,  с.  271].

Таким  образом,  столь  значимая  роль  вины  и  стыда  в  регуляции  социального  поведения  обусловлена  воздействиями,  оказываемыми  на  отношения  индивидов  и  целых  групп  людей.  Вина  и  стыд  нередко  выступают  барьерами  общения,  делают  его  чрезмерно  напряженным,  конфликтным.  Вина  и  стыд  мучительное  и  болезненное  переживание,  фокусирующее  внимание  на  собственной  персоне,  что  способствует  развитию  таких  качеств  как,  например,  замкнутость,  нарушает  социальную  перцепцию,  делает  человека  чрезмерно  уступчивым,  обидчивым,  жестоким  и  агрессивным,  что  разрушает  его  социальную  адаптацию.  Вместе  с  тем,  необходимо  отметить  и  позитивную  функцию  данных  чувств.  Чувство  вины  и  стыда  сдерживает  человека  от  дурных  поступков,  помогает  ему  бороться  с  низменными  проявлениями  человеческой  сущности,  стимулирует  к  выполнению  своих  обязанностей  по  отношению  к  людям  и  обществу.

Для  того  чтобы  вина  и  стыд  изначально  играли  заданную  им  роль  регуляторов  социального  поведения,  они  должны  стать  зрелыми  сознательными  чувствами,  ориентированными  на  нравственные  принципы  и  социальные  нормы. 

 

Список  литературы:

1.Асмолов  А.Г.  Психология  личности:  Учебник.  М.:  Изд-во  МГУ,  1990.  —  367  с. 

2.Изард  К.Е.  Эмоции  человека.  М.:  Изд-во  МГУ,  1980.  —  427  с.

3.Доценко  Е.Л.  Психология  манипуляции:  феномены,  механизмы  и  защита.  М.:  Издательство  МГУ,  1997.  —  344  с.

4.Кроник  А.А.,  Кроник  Е.А.  В  главных  ролях:  вы,  мы,  он,  ты,  я:  Психология  значимых  отношений.  М.:  Мысль,  1989.  —  214  с.

5.Белинская  Е.В.  Особенности  переживания  вины  современным  человеком.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rasstanovki-rostov.ru/?p=1821  (дата  обращения  10.11.2013).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.