Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филатов С.В. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПОСЛЕВОЕННОЙ ДОНСКОЙ ДЕРЕВНИ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 9(43). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 30-33.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПОСЛЕВОЕННОЙ ДОНСКОЙ ДЕРЕВНИ

Филатов Сергей Викторович

канд. ист. наук, доц. кафедры исторических наук и политологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

РФ, г. Ростов-на-Дону

RESTORATION OF HOUSING STOCK OF THE POST-WAR DON VILLAGE

Sergey Filatov

candidate of historical sciences, associate professor of historical sciences and political science The Rostov state economic university (RINH)

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые проблемы возрождения социальной сферы села Ростовской области. Приводятся данные свидетельствующие о постепенном и тяжелом восстановлении жилищного фонда донской деревни и второстепенном значении данной проблемы для советской аграрной политики. 

ABSTRACT

In article some problems of revival of the social sphere of the village of the Rostov region are considered. The data confirming gradual and heavy restoration of housing stock of the Don village and minor value of this problem for the Soviet agrarian policy are provided.

 

Ключевые слова: крестьяне; колхозы; аграрная политика.

Keywords:  peasants; collective farms; agrarian policy.

 

Одной из трудных задач восстановления донской деревни являлось ее бытовое обустройство, в особенности восстановление и строительство жилого фонда [1, c. 23-25] [4, с. 66-70]. Первые мероприятия по восстановлению и строительству жи­лищ колхозников, рабочих и служащих начались вскоре  после выхода постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 21 августа 1943 г. К началу 1944 г. в сельских районах Ростовской области было восстановлено около 27 тыс. жилых домов и поселено в них более 105 тыс. человек [5]. Следующим шагом к разрешению жилищной проблемы послужило поста­новление правительства СССР от 8 июля 1945 г. «О строительстве домов колхозников, хо­зяйственных построек колхозников и культурно-бытовых зданий в районах РСФСР, подвергшихся немецкой оккупации» [2, с. 88]. В 1945 г. по всем регионам в РСФСР, в том числе и Ростовской области, был создан трест «Сельстрой», а в 1200 районах – его отделы по сельскому и колхозному строительству при райисполкомах, которые контролировали ход строительных работ, оказывали ему всяческую поддержку. Именно под их руководством стали составляться первые районные планы застроек, возводились кирпичные и черепичные заводы, распределялись государственные средства и материалы [4, с. 87]. Однако сколько-нибудь заметные сдвиги в данном направлении происходили чрезвычайно медленно.

На период 1943 – 1945 гг. по области было восстановлено и построено всего 32 тыс. домов и большая часть сельского населения продолжала ютиться в землянках. При этом местные уполномоченные органы не вели списков нуждающихся, по ярду районов не составлялись даже планы строительных работ, особое внимание уделялось специалистам сельского хозяйства. Так, VI пленум Ростовского обкома ВКП (б) (25-28 февраля) 1946 г. постановил, что одна из важнейших задач – обеспечение населения жильем, - решается неудовлетворительно. По мнению секретаря обкома партии А.Г. Кобелева в восстановительных работах областные организации незаслуженно отдали безусловное предпочтение промышленному и городскому строительству. В выступлениях остальных докладчиков была вскрыта и другая причина медлительности в деле социального возрождения села – недостаточное снабжение колхозов промышленными товарами и строительными материалами [5].

Усугубили положение дел на «жилищном фронте» донской деревни Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг. от 18 марта 1946 г., а также решение пленума ЦК ВКП(б) «О мерах по подъему сельского хозяйства в послевоенный период» от 26 февраля 1947 г. направившие все усилия партийных и хозяйственных органов на решение производственных, а не социальных проблем [2, с. 45-60] [3, с. 78-80]. В то время, как более 400 семей колхозников, в том числе ветеранов войны, продолжали жить в землянках и полуразрушенных помещениях, местные власти озаботились проблемой возведения «полевых станов» с постоянными общежитиями в целях «продуктивного использования рабочего времени» на период сельскохозяйственных работ [5]. Продолжался и прежний курс на обустройство в первую очередь рабочих и специалистов на селе. Так, например, Ростовский обком ВКП (б) на пленумах 1947 г. неоднократно выносил специальные решения об интенсивном индивидуальном строительстве в совхозах и МТС [5]. При этом права на индивидуальные участки для огорода и дома были закреплены за членами совхозов и специалистами сельского хозяйства общесоюзным законодательством только год спустя [4, с. 93]. 

Жилищную проблему обострял и ряд других обстоятельств. Так, являясь основным кредитором села Сельскохозяйственный банк СССР в 1946 – 1947 гг. ограничивал колхозы в получении денежных средств со счетов капиталовложений в оплату строительных материалов, расчетов с рабочими, привлекаемыми хозяйствами со стороны, требуя для этого дополнительного разрешения райисполкомов и отчеты об израсходовании ранее полученных сумм. Денежная реформа и отмена карточной системы в декабре 1947 г. вызвали падение цен на колхозных рынках и заставили крестьян отказаться от закупок дорогих и дефицитных стройматериалов. Ухудшилось государственное кредитование колхозов в целом.  Если в 1946 г. государственный бюджет выделил на 22 области, подвергшихся оккупации, 107 млн руб., то в 1947 г. кредит составил всего 80 млн руб. [1, с. 33-37][4, с. 63-66].

Тем не менее, к началу 1949 г. по отчетам местных партийных организаций, план жилищного строительства в донской деревне был выполнен на 158%. Всего за 1948 г.  Ростовской области было выстроено более 7 тыс. домов. Наметилась нехарактерная тенденция перевыполнения планов именно по жилым помещениям при недовыполнении производственных планов. Положительным результатом строительной кампании года было решение проблемы переселения сельских жителей из землянок, хотя еще многие семьи оставались жить на подселении. Вместе с этим, были допущены и серьезные недостатки – массовая сдача построек с вопиющими нарушениями элементарных требований качества. За впечатляющими цифрами статистики скрывались жилые постройки с минимальными бытовыми условиями.  Кроме этого, не велась работа по благоустройству, озеленению, архитектурному оформлению сельских населенных пунктов. Крайне острой оставалась проблема снабжения села стройматериалами. Такие необходимые для колхозов товары, как обозные изделия, стекло, кровля, лесоматериалы  и ряд других, по-прежнему завозились в недостаточных количествах [5]. 

Однако, слабо наметившаяся положительная тенденция в жилищной сфере была остановлена очередными инициативами свыше  – Постановлениями Совета министров и ЦК ВКП (б) «О плане полезащитных лесонасаждений» от 20 октября 1948 г. и «О трехлетнем плане развития общественного колхозного и совхозного животноводства» от 28 мая 1949 г.,  – отвлекшими значительные средства от социальной сферы. Так, например, несмотря на то, что V Ростовская областная партийная конференция (8 – 11 февраля) 1949 г. отметила недостатки восстановления жилищно-бытовой сферы аграрного сектора и в очередной раз призвала их устранить, в постановлении  центральной задачей было объявлено неуклонное выполнение плана лесозащитных насаждений, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев [5].

В целом за годы послевоенной пятилетки в донском селе было выстроено более 31 тыс. жилых домов, были удовлетворены самые минимальные потребности села в жилье. Однако, в ряде случаев жилищный фонд к 1951 г. уже успел обветшать, требовал ремонта или перестройки. О неблагополучии дел в жилищной сфере свидетельствовали просьбы председателей исполкомов райсоветов о предоставлении им помощи со стороны областных советских и партийных организаций в деле обустройства сельского быта. Так, в одной из записок Куйбышевского исполкома от 17 февраля 1950 г. отмечалось, что жилищный фонд коммунального хозяйства по району составляет лишь 92 тыс. квадратных метров, учителя, специалисты сельского хозяйства не имеют квартир, райцентр не обустроен и не имеет планировки. И данный пример являл типичным для  тех лет [5].

 

Список литературы:

  1. Волков И.М. Трудовой подвиг советского крестьянства в послевоенные годы. М.: Наука, 1972. – 245 с.
  2. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1958. – 130 с.;
  3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8. М.: Политиздат, 1985. С.132-135, 137-138.
  4. Советская деревня в первые послевоенные годы (1945 – 1950 гг.). М.: Наука, 1978. – 453 с.;
  5. ЦДНИРО. Ф.9. Оп.1. Д. 544. Л. 3 – 77; Д. 545. Л. 23 – 99; Д. 664. Л. 15 – 43; Д. 665. Л. 54 – 182; Д. 909. Л. 29 – 74; ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 1. Д. 37. Л. 14 – 21. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.