Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 18 сентября 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильин Д.А. ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТИРАЖНАЯ  ГРАФИКА  КАК  СПЕЦИФИЧЕСКОЕ  СРЕДСТВО  МАССОВОЙ  КУЛЬТУРЫ

Ильин  Денис  Александрович

аспирант  3-го.  года  обучения  Тюменская  государственная  академия  культуры,  искусств  и  социальных  технологий

E-mailArtist_47@list.ru

 

Изобретение  различных  техник  создания  произведений  искусства  в  ходе  научно-технического  прогресса,  в  нашем  случае  графических  произведений,  во  многом  зависит  от  материалов  и  способов  изображения.

Можно  привести  множество  примеров  того,  как  под  воздействием  катаклизмов,  революционных  движений,  бурно  меняющихся  эпох,  войн  протекало  формирование  и  развитие  графического  искусства. 

На  наш  взгляд,  одним  из  наиболее  ярких  примеров  является  изобретение  тиражной  графики,  у  истоков  которой  стоят  великие  европейские  мастера  первой  половины  XV  века.  Не  случайно  то,  что  именно  в  этот  период,  общество,  как  никогда,  нуждалось  в  информации.  Это,  прежде  всего,  связано  с  наступлением  новой  эпохи,  в  которой  общество,  освободившись  от  церковного  влияния,  было  готово  обогатиться  новыми  знаниями. 

Из  всего  многообразия  известных  на  сегодняшний  день  гравюрных  техник,  первой  была  обрезная  гравюра  —  ксилография,  выполняемая  на  доске  продольного  распила  из  нетвердого  дерева.  Первые  европейские  гравюры  носили  политический  характер  и  в  основном  были  направлены  против  церкви  и  духовенства.  Нанесенные  изображения  выглядели  очень  примитивно,  единственной  их  целью  было  пояснение  текста  или  его  замена.  Такого  рода  «листовки»  были  предназначены  для  массовой  агитации  малограмотной  части  населения. 

Именно  ксилография  сыграла  важнейшую  роль  в  развитии  книгопечатания,  изобретенного  в  середине  XV  века.  Автором  такого  нововведения  считается  немецкий  ювелир  и  изобретатель  Иоганн  Гутенберг. 

В  связи  с  ростом  и  расширением  городов,  с  развитием  общества  и  его  потребностей,  наблюдалась  стремительная  популяризация  тиражной  графики.  Активное  применение  граверами  ксилографии,  при  создании  книжных  иллюстраций,  позволяло  им  совершенствовать  свои  умения  и  навыки.  В  результате  приемы  гравирования  становились  все  сложнее  и  богаче.  Использование  перекрестной  штриховки  создавало  иллюзию  организованного  пространства  листа,  и  предавала  объем  различного  рода  изображаемым  формам  (серия  из  пятнадцати  листов  «Апокалипсис»,  А.  Дюрер).  К  одним  из  наиболее  ярких  представителей  ксилографии,  несомненно,  относятся  немецкие  живописцы  и  графики:  А.  Дюрер  и  Л.  Кранах. 

Во  второй  половине  XV  в.  возникает  резцовая  гравюра  —  самый  ранний  тип  гравюры  на  металле.  Данной  технике  свойственна  четкая  линия  штриховки,  моделирующая  объем  и  частота  нанесения  штриха,  создающего  светотеневые  отношения.  Резцовая  гравюра  достигла  своего  расцвета  в  творчестве  немецкого  живописца  и  рисовальщика  М.  Шонгауэра,  флорентийского  живописца  и  гравера  А.  Поллайоло,  итальянских  художников  и  граверов  А.  Мантеньи,  и  М.  Раймонди.  В  своих  произведениях  мастера  резцовой  гравюры  решали  сложнейшие  задачи  анатомического,  перспективного  и  композиционного  построения. 

Гравюра  на  металле  технически  очень  трудоемка.  Она  требует  длительной  работы  над  доской,  но  взамен  дает  точность  и  ясность  в  передаче  пространства  и  объема  предметов.  Поэтому  резцовая  гравюра  не  случайно  достигла  наивысшего  расцвета  именно  в  эпоху  Возрождения,  когда  перед  искусством  стояла  задача  познания  и  отражения  реального  мира,  когда  и  в  живописи  господствовало  стремление  к  ясным  и  четким  формам,  законченности  и  определенности  композиции  и  рисунка.

Позднее,  начиная  с  XVII  столетия,  резцовая  гравюра  превращается  все  больше  лишь  в  средство  репродукции  живописи.  А  в  XVIII  веке,  она  особенно  успешно  выступает  в  качестве  иллюстраций  в  научных  и  художественных  книгах.  Существует  еще  несколько  разновидностей  гравюры  на  металле:  офорт,  акватинта,  меццо-тинто,  «сухая  игла»,  «мягкий  лак». 

Существует  еще  одна  разновидность  плоской  печати  —  литография,  способ  которой  открыл  в  1798  г.  немецкий  изобретатель  в  области  полиграфии  —  Иоганн  Алоиз  Зенефельдер.  Позднее,  он  же  сконструировал  литографский  печатный  станок,  при  помощи  которого  издал  книгу  —  «Полное  руководство  по  литографии»,  вышедшею  в  свет  в  1818  г.

В  основу  литографии  положено  травление  кислотами,  но  в  отличие  от  офорта  и  меццо-тинто  на  поверхности  печатной  формы  не  получается  углублений.  Таким  образом,  литография  относится  к  видам  плоской  печати.  Возникновение  литографии  не  было  случайностью.  Быстрое  распространение  периодической  печати,  игравшей  все  большую  роль  в  общественной  жизни,  неуклонно  требовало  новых,  более  оперативных  форм  изобразительного  искусства. 

Новая  техника  давала  возможность  издателям  и  художникам,  быстро  откликаясь  на  сменяющиеся  события,  высказываться  непосредственно,  допускала  массовое  воспроизведение  и  большие  тиражи.  Таким  образом,  через  двадцать  лет  после  своего  изобретения,  литография,  вытеснив  более  сложные  гравюрные  техники,  становится  основным  способом  воспроизведения  любых  изображений.

Существует  еще  несколько  техник  тиражной  графики,  возникших  в  конце  XIX  —  начале  XX  столетия,  близких  по  стилю  исполнения  торцовой  гравюре  на  дереве,  к  таким  относятся:  линогравюра,  гравюра  на  органическом  стекле,  монотипия,  гравюра  на  картоне.  Наиболее  распространенной  и  востребованной  из  них  является  линогравюра.

Гравюра  на  линолеуме  считается  самой  молодой  и  самой  популярной  из  всех  техник  графического  искусства.  Росту  ее  популяризации  способствует,  во-первых,  доступность  используемого  материала  (линолеума),  во-вторых,  лаконизм  художественного  языка,  высокая  контрастность,  тиражность,  простота  в  работе  с  материалом  и,  в-третьих,  использование  большого  формата  листа.  Возникновение  линогравюры  относят  к  середине  XX  века. 

Первые  изображения  (серия  гравюр  «Рио  Эскондидо»,  отдельные  листы:  «Разгром  школы»,  «Хозяин  всего»  и  др.),  выполненные,  в  этой  технике  по  праву  принадлежат  мексиканскому  графику  и  живописцу  –  Леопольду  Мендесу.  В  1937  году,  в  Мехико  под  его  руководством  была  основана  «Мастерская  народной  графики»,  в  состав  которой  входили  такие  известные  граверы  как:  П.О.  Хиггинс,  Л.  Аренал,  А.  Гарсиа  Бустос,  А.  Бельтран,  А.  Сальсе,  А.  Гомес,  Р.  Ангиано  и  другие.  Помимо  индивидуальных  листов  авторов,  были  и  коллективные  произведения  (серия  антифашистских  плакатов),  а  так  же  сборники  гравюр,  среди  них  такие  как:  «Франкистская  Испания»  1938  г.,  «Черная  книга  нацистского  террора  в  Европе»  1943  г.,  «Образы  мексиканской  революции»  1947  г.  и  др.

Примерно  в  это  же  время  линогравюра  распространяется  в  Бразилии  («Клуб  друзей  гравюры»,  под  руководством  К.  Склиара,  Р.  Каца,  В.  Праду),  в  Аргентине  (А.Р.  Виго),  а  так  же  Чили,  Дании,  США,  Франции  и  России.  Следует  отметить,  что  возникновение  еще  одного  вида  тиражной  графики  —  линогравюры,  связано  с  грядущими  массовыми  волнениями  —  мексиканская  революция,  Великая  Отечественная  война,  распад  СССР.

Советская  линогравюра  достигает  своего  расцвета  в  60-е  гг.  XX  столетия  и  связана  она  с  такими  мастерами,  как:  В.Д.  Замирайло,  Д.И.  Митрохин,  В.Д.  Фалилеев,  В.А.  Фаворский,  А.  Остроумова-Лебедева,  И.Н.  Павлов  и  др. 

В  современном  мире,  проявление  тиражной  графики  связано  с  изобретенным  Каспаром  Херманни  в  1904  г.  способом  офсетной  печати.  При  помощи  современных  офсетных  станков,  можно  с  легкостью,  в  короткие  сроки  осветить  любого  рода  информацию,  преподнести  ее  в  массы  под  видом  листовок,  объявлений,  плакатов,  афиш,  рекламных  баннеров  и  т.  д.

Художник,  в  поисках  новых  путей  воплощения  своих  произведений  в  жизнь,  стремиться  донести  до  зрителя  информацию  в  том  виде,  в  котором  она  существовала  еще  на  уровне  замысла.  Пробуя  различное  сочетание  материалов,  форм  и  техник,  он  в  конечном  итоге  находит  единственно-верное  решение.  В  отдельных  случаях  такие  поиски  приводят  к  созданию,  открытию  новых  техник,  которые  в  дальнейшем  активно  используют  другие  мастера  искусства,  преподнося  плод  своих  произведений  в  массы. 

В  нашем  случае,  любая  из  форм  проявления  тиражной  графики,  будь  то  ксилография,  гравюра  на  металле,  литография  или  линогравюра,  является  проявлением  массовой  культуры  и  несет  в  себе  информацию.  Основной  функцией  и  одновременно  специфической  областью  печатной  графики  является  ее  предрасположенность  к  воспроизведению  многочисленных  идентичных  экземпляров  чего-либо  —  репродукции  великих  мастеров  искусства,  книжные  миниатюры,  информационные  листовки,  плакаты,  рисунки  и  т.  д. 

 

Список  литературы:

1.Борко  Т.И.  Мировая  культура  и  искусство:  учебное  пособие  /  Т.И.  Борко.  Тюмень:  Изд-во  Тюм.  Гос.  ун-та,  2010.  —  348  с.

2.Бычков  В.В.  Эстетика:  учебник  /  В.В.  Бычков.  М.:  КНОРУС,  2012.  —  528  с.

3.Виппер  Б.Р.  Введение  в  историческое  изучение  искусства:  учебник  /  Ю.Б.  Виппер.  Москва:  КИС,  2008.  —  402  с.

4.Каган  М.С.  Морфологи  искусства:  учебник  /  М.С.  Каган.  Москва:  «Искусство»,  1972.  —  426  с. 

5.Лосев  А.Ф.  Диалектика  художественной  формы:  Форма.  Стиль.  Выражение  /  А.Ф.  Лосев.  Москва:  «Искусство»  1995.  —  528  с. 

6.Лотман  Ю.М.  Структура  художественного  текста:  Об  искусстве  /  Ю.М.  Лотман.  СПБ.:  «Искусство-СПБ»,  1998.  —  285  с. 

7.Павлов  И.  Техника  гравюры  на  дереве  и  линолеуме:  учебник  /  И.  Павлов.  М.:  Искусство,  1938.  —  152  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий