Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Палкина Т.С., Голубь О.В. ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОБЛЕМЫ  ПРИЕМНЫХ  СЕМЕЙ  С  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Палкина  Татьяна  Сергеевна

ассистент  кафедры  психологии  Волгоградский  государственный  университет,  г.  Волгоград

E-mail:  kachucha@mail.ru

Голубь  Оксана  Викторовна

к.псх.н.,  доцент  кафедры  психологии 

Волгоградский  государственный  университет  г.  Волгоград

E-mail:  

 

Поддержана  грантом  РГНФ  11-13-34008  а/В

 

Сложившаяся  социально-экономическая  и  политическая  ситуация  в  России  привела  к  росту  числа  детей-сирот  и  детей,  остающихся  без  попечения  родителей.  В  современных  условиях  распространенными  явлениями  стали  нищета,  наркомания  и  алкоголизм  родителей,  агрессивное  поведение  и  жестокое  обращение  с  детьми.  Причин,  по  которым  дети  остаются  без  попечения  родителей  много.  Вооруженные  конфликты,  в  которых  участвовала  наша  страна,  природные,  техногенные  и  социальные  катастрофы  привели  к  тому,  что  к  концу  1998  года  число  детей,  находящихся  на  полном  государственном  обеспечении,  достигло  620  тысяч.  Информационно-консультационный  портал  Министерства  образования  и  науки  РФ  и  Департамент  воспитания  и  социализации  детей  приводит  сведения,  что  только  за  период  2009  года  было  выявлено  106716  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.  На  семейные  формы  устройства  в  2009  году  в  семьи  российских  граждан  было  передано  86,8  тыс.  детей,  из  них  8,9  тыс.  –  на  усыновление,  77,8  тыс.  -  под  опеку  (попечительство),  в  том  числе  15,2  тыс.  -  в  приемные  семьи,  1,1  тыс.  –  на  патронатное  воспитание.

За  последние  годы  катастрофически  выросло  количество  «социальных  сирот»,  детей,  воспитывающихся  в  неблагополучных  семьях.  В  настоящее  время  широко  используется  два  понятия:  сирота  (сиротство)  и  социальный  сирота  (социальное  сиротство).  Необходимо  понимать,  что  к  детям-сиротам  относятся  лица  в  возрасте  до  18  лет,  у  которых  умерли  оба  или  единственный  родитель.  Социальный  сирота  –  это  ребенок,  который  имеет  биологических  родителей,  но  они  по  каким-то  причинам  не  занимаются  воспитанием  ребенка  и  не  заботятся  о  нем.  В  этом  случае  заботу  они  берет  на  себя  общество  и  государство  [13].

Увеличение  числа  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  неизбежно  ведет  к  увеличению  числа  домов  ребенка,  детских  домов,  школ-интернатов,  приютов  и  т.д.  Вместе  с  тем,  многочисленные  исследования  психологов  и  педагогов  (В.И.  Слуцкий,  В.С.  Мухина,  В.Н.  Ослон,  А.Б.  Холмогорова,  М.В.  Дубровиной,  А.Г.  Рузской,  В.П.  Войтенко)  показывают,  что  помещение  ребенка  в  учреждение  интернатного  типа  часто  приводит  к  нарушению  развития  ребенка,  так  как  не  удовлетворяет  его  основных  потребностей  [3,  8,  9,  10].  Результатом  проживания  ребенка  в  условиях  интернатного  учреждения  является  его  неготовность  к  самостоятельной  жизни,  к  поиску  работы  и  ее  сохранению  в  условиях  безработицы,  неумение  организовать  свой  быт,  досуг,  создать  и  сохранить  свою  семью.

Сегодня  в  России  на  основании  Семейного  кодека  введены  такие  формы  устройства  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  как:  усыновление;  опека;  приемная  семья;  детский  дом  семейного  типа;  учреждение  для  детей,  нуждающихся  в  государственной  поддержке.  Кроме  того,  существуют  патронажное  устройство,  детские  деревни  «sos»,  семейные  пансионы,  различные  формы  постинтернатной  адаптации  выпускников  учреждений  для  детей  –  сирот.  Немаловажное  значение  повышения  значимости  таких  форм  приобретает  и  тот  факт,  что  воспитание  и  содержание  ребенка  –  сироты  в  семье  обходится  государству  и  обществу  значительно  дешевле,  чем  в  детском  доме.

Новой  для  России  формой  устройства  детей  –  сирот  является  патронажная  семья.  Она  предусматривает  создание  института  профессиональных  воспитателей,  замещающих  семью  на  определенное  время.  Нахождение  ребенка  в  такой  приемной  семье  может  колебаться  от  одного  месяца  до  нескольких  лет,  в  зависимости  от  степени  неблагополучия  родной  семьи.  Помимо  семей-воспитателей  этими  детьми  занимаются  социальные  работники  и  психологи,  они  учатся  в  обычных  школах  [5].

Наличие  помощи  специалистов,  тем  не  менее,  далеко  не  всегда  позволяет  решить  возникающие  в  приемных  и  патронажных  семьях  трудности.  Необходимо  понимать,  что  работа  должна  проводиться  как  с  детьми  (в  этом  случае  необходимо  знать  их  психологические  особенности,  социальный  опыт),  так  и  с  родителями  (прежде  всего,  учитывается  мотивация  приема  ребенка  в  семью,  а  также  психологическая  готовности  к  этому  событию).  В  социальных  центрах  патронаж  является  услугой,  которая  оказывается  населению.  Это  дает  нам  возможность  рассмотреть  причины  возникновения  трудностей  с  точки  зрения  теории  потребительского  поведения.

Что  такое  потребление?  К.  Маркс  пишет:  «Использовать  –  значит  потреблять,  будь  то  в  целях  производства  или  потребления»  [7,  с.  150].  Потребление,  таким  образом,  есть  процесс  использования.  По  оценке  К.  Лодзяка,  «потребление  рассматривается  как  арена  выбора  и  индивидуальной  свободы,  внимание  фокусируется  на  символической  природе  потребления,  т.е.  на  его  символической,  а  не  материальной  потребительной  стоимости,  подчеркивается  значение  потребления  для  формирования,  поддержания  и  выражения  собственной  идентичности  и  стиля  жизни»  [14,  1].

Характер  детско-родительских  отношений  в  приемных  семьях  определяется  многими  факторами,  одним  из  которых  является  мотив  усыновления.

Мотивы  родителей,  желающих  принять  ребенка  в  свою  семью,  могут  значительно  повлиять  на  успешность  создания  в  семье  гармоничных  отношений.  Далеко  не  все  родители,  которые  относятся  к  ребенку-сироте  с  точки  зрения  обыкновенного  потребителя,  осознают  это.

В  случае  если  в  истории  семьи  была  смерть  родного  ребенка,  и  усыновленный  должен  выполнить  функцию  его  замены,  включаются  так  называемые  «рыночные  механизмы  обмена».  Взрослые  подбирают  ребенка,  чтобы  он  был  похож  на  родного  по  определенным  критериям.  К  новому  «приобретению»  они  относятся  требовательно:  ребенок  «нагружается»  определенными  ожиданиями  со  стороны  родителей,  его  постоянно  оценивают  и  сравнивают  с  эталоном,  которым  выступает  образ  родного  ребенка.  В  этом  случае  не  учитываются  индивидуальные  психологические  особенности  приемного  ребенка.  Он  должен  соответствовать  тем  характеристикам,  ради  которых  его  взяли  на  воспитание. 

Возможна  ситуация,  когда  семья,  взяв  ребёнка  из  детского  дома  или  приюта,  хочет  «сделать  доброе  дело»,  продемонстрировать  свои  педагогические  способности,  перевоспитав  «трудного»  ребёнка  в  достойного  и  успешного.  При  этом  для  родителей  с  такими  мотивами  усыновления  необходимо  постоянное  выражение  благодарности  за  их  поступок.  Ребенок  в  такой  семье  становится  средством,  с  помощью  которого  взрослые  получают  необходимые  им  ресурсы  в  виде  признания,  известности,  повышения  самооценки. 

В  неполной  семье  может  произойти  перенос  ответственности  за  собственное  благополучие  с  приемного  родителя  на  ребенка.  Ребенок  функционально  и  психологически  выполняет  роль  супруга,  чтобы  сделать,  например,  счастливой  приемную  мать.  Именно  в  этом  заключается  его  назначение. 

В  перечисленных  случаях  ребенка  берут  в  семью  не  ради  того,  чтобы  разделить  с  ним  любовь,  нежность,  заботу,  а  чтобы  получить  выгоду  от  его  присутствия,  предполагая,  что  взамен  он  пользуется  предоставленными  услугами  по  проживанию,  питанию  и  обучению.

Помимо  роли  родителей  и  их  мотивации,  большое  влияние  на  успешность  создания  гармоничных  отношений  в  семье  будут  оказывать  особенности  поведения  и  характера  приемного  ребенка.

Сложная  ситуация  в  семье  может  возникнуть,  если  ребенок  будет  имеет  сформированную  неплодотворную  ориентацию  социального  характера.  Понятие  о  социальном  характере  введено  К.  Юнгом,  разрабатывалось  А.Ф.  Лазурским,  но  основная  заслуга  принадлежит  Э.  Фромму.  Социальный  характер  -  это  совокупность  черт,  которая  присутствует  у  большинства  членов  данной  социальной  группы  и  возникает  в  результате  общих  для  них  переживаний  и  общего  образа  жизни.[12]  Э.  Фромм  дает  два  типа  характеров,  которые  анализирует  как  неплодотворные  и  плодотворные  ориентации  социальных  типов.  Особенно  сильно  подвержены  влиянию  социальной  ситуации  дети.

Ребенок  постоянно  видит  образцы  того,  каким  быть  и  как  выглядеть,  если  ты  хочешь  быть  успешным  и  счастливым:  средства  массовой  информации  рассказывают  жизненные  истории  преуспевающих  людей,  а  сверстники  из  обеспеченных  семей  указывают  на  его  несостоятельность.  Такая  ситуация  существенно  влияет  на  самосознание  ребенка  и  на  его  отношения  с  окружающими,  в  том  числе  и  родителями. 

Если  у  ребенка  сформирована  рецептивная  (берущая)  неплодотворная  ориентация,  то  ребенок  будет  стремиться  быть  зависимым  от  других  людей  и  получать  блага  от  них  или  за  счет  их.  Происходит  это  вследствие  убеждений,  что  «источник  всех  благ»  лежит  вовне,  и  единственный  способ  обрести  желаемое  -  получить  его  из  этого  источника.  Такие  дети  стремятся  быть  любимыми,  а  не  любить.

При  эксплуататорской  (овладевающей)  ориентации  ребенок  не  надеются  получать  жизненные  блага  в  дар  от  других  и  готов  отнимать  их  силой  или  хитростью.  Такая  поведенческая  установка  распространяется  на  все  сферы  жизни.  Каждый  человек  рассматривается  им  как  объект  эксплуатации  и  оценивается  по  его  полезности.  Таких  детей  часто  отличает  подозрительность  и  цинизм,  зависть  и  ревность.  Стяжательская  (сберегающая)  ориентация  базируется  на  установке  бережливости,  скупости.  Их  скупость  распространяется  не  только  на  деньги  и  вещи,  но  и  на  чувства  и  мысли.  Главное  стремление  таких  детей  -  как  можно  больше  получать  и  как  можно  меньше  отдавать.  Родителям  потребуется  очень  много  усилий,  чтобы  преодолеть  такое  потребительское  отношение  к  себе  и  раскрыть  чувства  ребенка.

За  время  нахождения  ребенка  в  неблагополучной  семье  и  интернате  у  него  формируется  определенный  стиль  жизни,  с  которым  он  приходит  в  новую  семью.  Стиль  жизни  –  это  «устойчивые  формы  индивидуального  поведения,  являющиеся  результатом  свободного  личного  выбора  в  пределах,  навязанных  полем»  [5].  Это  «способ  реализации  личностью  социальных  возможностей»  [1,62]. 

Ядром  стиля  жизни  является  стиль  потребления.  Он  конкретен  и  привязан  к  определенному  объекту.  Под  стилем  потребления  понимаются  «устойчивые  формы  использования  тех  или  иных  благ,  свободно  выбранные  индивидом  в  пределах  рамок,  навязываемых  образом  жизни».  Например,  в  пределах  одних  и  тех  же  финансовых  возможностей  и  одной  группы  можно  выбирать  разные  стили  одежды,  места  отдыха,  проявлять  разные  вкусы  в  области  изобразительно  искусства,  музыки  и  т.д.  Также  можно  говорить  о  разном  потреблении  духовных  ценностей.  В  каком-то  смысле,  даже  к  такому  понятию  как  любовь  некоторые  люди  подходят  с  потребительской  позиции.

  Можно  встретить  ситуацию,  когда  приемные  дети  требуют  от  родителей  постоянных  подарков  или  больших  сумм  на  карманные  расходы,  а  также  случаи  воровства.  В  этом  случае  имеет  место  демонстративное  или  компенсаторное  потребление.

Демонстративное  потребление  –  это  «использование  потребления  для  доказательства  обладания  богатством»,  потребление  «как  средство  поддержания  репутации»  [2,  108]  Таким  образом,  дети  из  приемных  семей  играют  спектакль  перед  своими  сверстниками  и  окружающими,  в  котором  предстают  богатыми,  самостоятельными,  способными  получить  любую  вещь  в  подарок  или  купить  ее.  Тем  самым  они  хотят  доказать,  что  принадлежат  к  более  высокому  социальному  слою.  В  модели  демонстративного  потребления  переплетаются  образ  и  стиль  жизни. 

В.И.  Ильин  пишет,  что  поведение  части  людей,  принадлежащих  к  социально-экономическим  слоям,  имеющим  ограниченные  ресурсы,  нередко  можно  описывать  и  анализировать  с  помощью  модели  компенсаторного  потребления.[6]  Само  понятие  компенсации  пришло  в  исследования  потребительского  поведения  из  психоанализа  З.  Фрейда.  В  психологии  компенсация  понимается  как  попытка  индивида  подправить  неудачу  или  слабость  в  одном  виде  деятельности  посредством  достижения  большего  в  иной  области.

Компенсаторное  потребительское  поведение  –  это  самоутверждение  в  потребительской  сфере,  являющееся  реакцией  на  неспособность  самореализации  в  иных  областях  [11]  Фрустрация,  порождаемая  неудовлетворяющим  положением,  например,  в  сфере  учебы,  нередко  компенсируется  демонстративным  потреблением,  достигаемым  в  попытках  иметь  все  ограниченные  материальные  ресурсы. 

Таким  образом,  понимание  с  точки  зрения  теории  потребления  особенностей  детей-сирот,  мотивации  и  психологической  готовности  родителей,  позволит  специалистам  разрабатывать  эффективные  программы  гармонизации  детско-родительских  отношений,  а  следовательно,  предоставлять  услуги  патронажа  и  усыновления  на  более  качественном  уровне.

 

Список  литературы:

1.Ануфриева,  Р.  А.  Стиль  жизни  личности:  теоретические  и  методологические  проблемы  /  Р.  А.  Ануфриева  и  др.  -  Киев,  1982.

2.Веблен,  Т.  Теория  праздного  класса:  экономическое  исследование  институций  /  Т.  Веблен.  –  М.:  Прогресс.1984  -  367с

3.Войтенко,  В.  П.  Проблемы  развития  детей  в  детских  домах  и  школах-интернатах  /  В.П.  Войтенко,  М.  Н.  Миронова  //  Вопросы  психологии.-1999.-№2.-с.118-120

4.Лишенные  родительского  попечительства:  Хрестоматия  /  Ред.  Сост.  В.  С.  Мухина.-  М.:Просвещение,1991

5.Железнова,  А.К.  Реабилитация  неблагополучной  семьи  методом  социального  патронажа  /  А.К.  Железнова  //  Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы.  –  1998.  -№4.  –С.28-39.

6.Ильин,  В.  И.  Потребление  как  дискурс.  СПб:  Интерсоцис,  2008.  445  с. 

7.Маркс,  К.  Экономические  рукописи  1857—1859  годов  (первоначальный  вариант  «Капитала»)  ч.  2  /.К.  Маркс,  Ф.  Энгельс.  //Сочинения.  -  Изд.  2-е.  Т.  46,  с.  150.

8.Ослон,  В.  Н.  Замещающая  профессиональная  семья  как  одна  из  моделей  решения  проблемы  сиротства  в  России  /  В.Н.  Ослон,  А.Б.  Холмогорова  //  Вопросы  психологии.-2001.-№3.-с.79-80

9.Психологическое  развитие  воспитанников  детского  дома  /Под  ред.  М.  В.  Дубровиной,  А.  Г.  Рузской.  –  М.:Педагогика.-1990

10.Слуцкий,  В.  И.  Феномен  общественной  собственности  и  его  влияние  на  формирование  личности  воспитанников  детских  домов/  В.И.  Слуцкий  //  Вопросы  психологии.-2000.-№5.-с.132-136

11.Фрейд,  З.  По  ту  сторону  принципа  удовольствия/  З.Фрейд.  –  М.,  1992

12.Фромм,  Э.  Искусство  любить  /Э.  Фромм.  —  СПб.:  Азбука-классика,  2004

13.Шкурных,  Е.  Преодоление  социального  сиротства  в  России  в  современных  условиях  /  Е.  Шкурных  //Народное  образование.  –  2001.  -  №  7  –  С.23-28.

14.Conrad  Lodziak,  The  Myth  of  Consumerism,  L.:  Pluto  Press,2002

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий