Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Анищенкова А.В. ТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТВОРЧЕСКАЯ  ПРИРОДА  ОБЩЕНИЯ

Анищенкова  Анжелика  Витальевна

Аспирантка  РГГУ,  г.Москва

E-mailzhela-nie@mail.ru

 

Современные  условия  общественной  жизни  предъявляют  особые  требования  к  творческим  возможностям  личности.  Воображение,  как  основа  творческого  потенциала,  выступает  важнейшей  составляющей  личности,  определяющей  её  готовность  изменяться,  отказываться  от  стереотипов,  оно  помогает  находить  оригинальные  решения  сложных  проблем.  Обладающий  такими  качествами  человек  более  привлекателен  в  общении,  в  том  числе  благодаря  его  открытости  новому  опыту,  уверенности  в  себе.

Часто  возникают  ситуации,  когда  люди,  обладающие  знаниями  и  умениями  общения,  оказываются  неспособными  ликвидировать  недоразумение,  выйти  из  конфликтной  ситуации,  улучшить  условия  совместной  деятельности  [4].  Умение  избежать  конфликтной  ситуации  зависит  от  индивидуама  и  его  способности  быстро  и  адекватно  оценить  сложившуюся  ситуацию.  Благодаря  высокому  уровню  развития  воображения  человек  способен  найти  выход  из  конфликтной  ситуации,  способен  вообразить  себя  на  месте  другого,  увидеть  себя  самого  глазами  другого,  представить  мысли,  чувства,  поведение  другого  при  изменении  модели  общения,  появлении  в  нем  новых  участников  и  т.п.  Воображение  как  основа  творческих  способностей  является  одним  из  компонентов  успешного  общения.  Критерий  наличия  –  это  умение  выбирать  наиболее  подходящее  средство  воздействия  на  другого  человека,  а  также  индивидуальный  подход  к  нему  в  данных  обстоятельствах  [1]. 

Творческое  начало  в  общении  позволяет  преодолевать  формализм  в  общении,  уходить  от  оценочных  стереотипов,  выявлять  личностное  своеобразие  другого  человека,  переступать  через  старые  поведенческие  шаблоны,  искать  и  пробовать  наиболее  подходящие  способы  поведения  в  возникающих  жизненных  ситуациях.  Именно  преодоление  стереотипов  и  шаблонов  в  общении  является  шагом  к  созданию  творческого  общения.

Воображение,  возможно  рассматривать  как  основной  фактор  межличностной  коммуникации:  «отношение  между  нами  состоит  в  моем  восприятии  того,  как  мне  представляется,  каким  я  выгляжу  в  ваших  глазах»  [5].  Отношения  между  людьми  заключаются  во  взаимоотношениях  между  личностными  «Я»,  где  человек  дан  человеку  не  как  физическое  тело,  а  как  совокупность  характеристик  (поведенческих,  речевых,  выразительных),  выступающих  в  качестве  символов,  подлежащих  личностной  интерпретации  посредством  воображения.  В  представлении  о  том,  как  представляют  тебя  другие,  и  заключается  основной  факт  социального  познания.  От  общающейся  личности  требуется  высокая  степень  развития,  потребности  и  умения  адекватно  оценивать  себя  в  общении  с  другими  людьми,  улавливать  во  всей  его  многоплановости  характер  психологической  реакции  на  самого  себя,  со  стороны  этих  людей. 

Интересен  вопрос  относительно  раскрытия  «стереотипов  в  сознании  людей,  используемых  ими  при  раскрытии  внутреннего  мира  другого  человека,  при  определении  и  передаче  личностной  сути  этого  человека».  Выявлена  громадная  роль  общности,  к  которой  принадлежит  человек,  в  формировании  у  него  стереотипов,  на  которые  он  опирается  в  своем  взаимодействии  с  другими  людьми.  Творческий  подход  к  процессу  общения  позволяет  личности  не  «застревать  на  ступени  стереотипного,  шаблонного  «психологического  отклика»  на  людей  при  общении  с  ними,  а  постоянно  вносить  поправки  в  этот  «отклик»  -  в  свое  понимание  другого  человека,  отношение  к  нему,  обращение  с  ним,  учитывая  индивидуальное  своеобразие  того,  с  кем  ей  сейчас  приходится  общаться».  Э.В.Ильенков  [2]  настаивал  на  отказе  от  «шаблонов  и  стереотипов»,  которые  лишь  вредят  истинному  творческому  воображению.  Люди  абстрагировавшись  от  стереотипного  видения  и  восприятия  собеседника,  могут  найти  другие  грани  общения.

Творческую  в  общении  личность  характеризует  смелость  вхождения  в  контакт,  умение  учитывать  мнение  других  людей.  Творческое  начало  процесса  общения  провоцируется  нестандартными,  проблемными  социальными  ситуациями  и  проявляется  в  умении  уйти  от  стереотипных,  привычных  форм  общения.  Креативность  направлена  на  преобразование,  развитие  поступившей  социальной  информации,  выработку  новых  навыков  общения  и  форм  поведения.

В  [3]  М.С.Каган  и  А.М.Эткинд  указывают  на  творческую  природу  общения.  Если  учитывать,  что  общение  это  не  коммуникация  и  не  обмен  информацией,  а  результат  взаимодействия  субъектов,  порождающего  их  общность,  новую  целостность  мы,  совокупного  субъекта,  то  по  самой  своей  природе  оно  оказывается  творческой  деятельностью.  Общение  имеет  творческий  характер  и  на  внутриличностном,  и  на  меж-  и  сверхличностном  уровне.  Потребность  общения  —  это  исторически  сложившееся  стремление  приобщиться  к  действиям,  ценностям,  переживаниям  Другого  и  раскрыть  ему  свои  собственные;  это  стремление  разделить  моменты  своей  жизни  с  Другим,  разорвать  узкие  рамки  своего  Я,  слив  его  с  Я  другого  человека;  это  стремление  создать  социальное  качество  человеческого  существа  —  качество  Мы. 

Совокупность  ряда  теоретических  положений,  изложенных  в  трудах  отечественных  и  зарубежных  ученых,  позволили  автору  статьи  разработать  методику  исследования.  Исходным  положением  послужило  то,  что  креативность  выступает  как  одна  из  универсальных  способностей  человека  и  один  из  ее  главных  компонентов  –  воображение  –  оказывает  влияние  на  процесс  общения,  обеспечивая  более  продуктивное  и  насыщенное  взаимодействие  между  людьми.  Изучение  особенностей  развития  воображения  и  условий  его  использования  в  процессе  общения  становится  возможным  при  анализе  результатов  и  наблюдений  за  процессом  выполнения  специальных  заданий.  Использование  открытых  задач,  допускающие  различные  решения,  позволяет  человеку  отталкиваться  от  отдельных  сопутствующих  признаков  действительности,  строить  целостный  образ.  Стимульный  материал,  использованный  в  заданиях  содержал  некоторую  долю  неопределенности  и  способствовал  разворачиванию  процесса  воображения. 

Модификация  теста  С.Розенцвейга  позволяет  экспериментально  определить  как  человек  реагирует  на  конфликтную  ситуацию. 

Легко  проследить  как  при  ответе  на  стимульный  материал  задействовано  воображение  (т.к.  в  любом  случае  человек  должен  поставить  себя  на  место  воображаемого  героя).  Испытуемый  идентифицирует  себя  с  персонажем  каждой  ситуации  общения.  И  хотя  такое  взаимодействие  с  картинкой  далеко  от  реального  общения  людей,  когда  присутствует  множество  дополнительных  факторов,  играющих  свою  роль,  и  реакции  человека  в  жизненных  случаях  могут  быть  несколько  отличными,  тем  не  менее  рисуночный  метод  позволяет  обнаружить  творческие  тенденции.  Следует  отметить,  что  инструкция  методика  адаптирована  под  актуальные  задачи  исследования.  Использованы  ситуации  как  наиболее  реальные  и  типичные,  тесно  связанные  с  опытом  респондентов.  Задача  испытуемого:  найти  как  можно  больше  подходов  к  решению  каждой  задачи,  использовать  как  можно  больше  разнообразных  тактик.  К  каждой  ситуации  ставилась  задача  -  предположить  свой  ответ.

Исходя  из  предварительного  анализа  ситуаций  устанавливалось  соотношение  ответов,  принадлежащих  высококреативным  и  низкокреативным  испытуемым.

В  большинстве  случаев  высококреативные  испытуемые  стремятся  к  взаимодействию  с  окружающими,  иногда  с  долей  агрессивности;  у  низкокреативных  более  выражена  тенденция  избегания  трудных  ситуаций  и  свертывания  контактов.  Во  всех  предложенных  проблемных  задачах  в  группе  высококреативных  личностей  зафиксировано  преобладание  ответов  типа:  «буду  действовать  по  обстоятельствам»,  «решение  зависит  от  ситуации  и  партнера».  Таким  образом,  проведенный  анализ  подтверждает,  что  характерными  признаками  поведения  творческих  в  общении  личностей  являются  смелость  в  контактах  и  способность  ориентироваться  в  общении  и  на  индивидуальные  особенности  партнеров,  и  на  своеобразие  коммуникативной  ситуации.  Высокую  активность  вплоть  до  агрессивности,  особенно  при  защите  своего  «Я»,  отмечают  у  высококреатинвых  индивидуумов.

КРИТЕРИИ:

1.  Надситуативность  проявляется  в  инициативном  преобразовании  альтернативных  способов  решения  проблемы,  когда  сама  необходимость  такого  преобразования  внешними  условиями  не  диктуется.  Надситуативность,  как  один  из  критериев  данной  методики  сводится  к  способности  испытуемого  поставить  для  себя  сверхзадачу,  т.е.  при  ответе  использовать  не  стандартные  и  шаблонные  фразы,  а  как  раз  наоборот  выйти  за  рамки  «обычного  и  вежливого»  реагирования  на  ситуацию.  Так  же  не  останавливаться  на  одном  ответе,  а  стремится  предложить  другие  варианты  решения  задачи.  Несколько  ответов  и  выход  за  рамки  обыденных  связей.

2.  Целостность  проявляется  в  способности  воспринимать  ситуацию  исходя  из  ее  причинности  и  условности,  т.е.  испытуемый  при  ответе  указывает  на  причину  возникновения  такой  ситуации  и  выдвигает  пути  ее  решения.  Например,  -  «Возможно  водитель  решил  меня  обрызгать,  потому  что  сидящая  с  ним  девушка  проявила  желание  таким  образом  со  мной  познакомиться».  Увидеть  причину  и  предложить  решение  задачи.

На  основе  указанных  критериев  были  сформулированы  уровни  оценок:

0-й  уровень,  -  ответ  укладывается  в  рамки  нормативного  поведения,  характеризуется  вежливыми  интонациями:  «Ничего  страшного»,  «Все  в  порядке».  Испытуемый  не  выдвигает  особые  причины,  послужившие  возникновению  ситуации.

1-й  уровень,  -  ответы  в  виде  порицания,  или  шутки.

2-й  уровень,  -  когда  испытуемый  воспринимает  ситуацию  как  проблемную,  и  выдвигает  способы  ее  решения,  например,  -  «Жаль,  что  так  получилось.  Вы,  конечно  сможете  мне  помочь,  если  подвезете  меня  до  дома,  где  я  смогу  переодеться».  Испытуемый  видит  причинность  ситуации.

Экспериментальные  данные  подтвердили  предположение,  что  человек  способен  самостоятельно  выходить  за  рамки  стереотипного  и  шаблонного  восприятия  ситуации,  и  это  свидетельствует  о  проявлении  творческих  способностей.  Если  же  человек  «застревает»  на  более  низком  уровне,  то  дополнительные  вопросы  практически  не  меняют  его  ответов.

 

Список  литературы:

1.Бодалев  А.А.  Личность  и  общение  [Текст]/  А.А.  Бодалев.  –  М.  Педагогика,  1983.

2.Ильенков  Э.В.  Об  эстетической  природе  фантазии  [Текст]//  Вопросы  эстетики.  Вып.  6.  М.,  1964.

3.Каган  М.С.,  Эткинд  А.М.  Общение  как  ценность  и  как  творчество  [Текст]//  Вопросы  психологии.  1988.  №4.  С.  25-33.

4.Кидрон,  А.А.  Коммуниктивная  способность  и  ее  совершенствование:  Дис  канд.  психол.  наук.  [Текст]/А.А.  Кидрон  -  Л.,1981.  -  199  с.

5.Кули  Ч.  Человеческая  природа  и  социальный  порядок  [Текст]  /  Ч.  Кули.  –  Москва,  2001.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий