Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2011 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МОТИВАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Куруськина Марина Григорьевна
Старший научный сотрудник НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы)
4 ЦНИИ Минобороны России
E-mail: aviasob@gmail.com
Понятие «мотивация» представляет собой понятие более широкое, чем термин «мотив» и имеет в современной психологии двойственный смысл: любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Говоря о внутренних, имеются в виду мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т. п., а внешние — это стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, связанные с внешней, социальной стороной жизни человека. (Ковалев В. И., 1981, с. 29—43) Иногда все психологические факторы, определяющие поведение человека изнутри, называют личностными диспозициями. Отсюда, соответственно, диспозиционная и ситуационная мотивации как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.
Говоря о мотивации деятельности экстремального профиля, военных специальностей, Э.П.Утлик [4, с. 283-309] вводит такое понятие как дисциплинарная мотивация, которую можно отнести к личностной диспозиции. Как отмечает автор, всякая совместная деятельность предполагает управление, а значит и подчинение. Если человек хочет участвовать в той или иной совместной работе, необходимо быть готовым выполнять команды и уметь подчиняться (деятельность наблюдаемых нами специалистов в полной мере является командной при жестком централизованном управлении). Отсутствие дисциплинарной мотивации приводит к чрезмерной напряженности при соблюдении ритуалов в любой организации и в общении с руководящим составом. Отсюда возникает и отсутствие взаимопонимания с членами коллектива, и нежелание соблюдать уставные нормы, так как в уставном порядке немотивированный сотрудник видит для себя только дополнительные тяготы. [4]
Так, при хорошем уровне специальных знаний отсутствие дисциплинарной мотивации, по результатам наблюдений за группой специалистов, приводило к конфликтам в коллективе во время командировок, ухудшению психологического климата, а также сбою в работе и увеличению срока длительности командировки.
В исследованиях А. Бюссинга и его коллег (Bussing, Bissels, Fuchs and Perrar, 1997) главными темами определены мотивация деятельности и удовлетворенность трудом, так как они оказывают большое влияние на деятельность и поведение в организациях. Мотивацию и удовлетворенность трудом называют гибкими факторами, которые составляют скрытую действительность в организациях, и которую трудно измерить прямым объективным способом, но, тем не менее, именно эти факторы авторами рассматриваются как важнейший человеческий ресурс в организациях и в управлении эффективностью и качеством. [1, с. 777-792]
Подтверждением стали результаты исследований в 13 НИИ МО РФ. Так, из группы молодых специалистов, пришедших в отдел по расследованию авиационных происшествий через 5 лет остались работать 70 %, из которых только 30 % достигли должного уровня подготовки, получают удовлетворение от работы и намерены продолжать службу, у остальных 40 % - в основе мотивации деятельности присутствуют другие интересы (социальные блага, зарплата), т.е. имеет место внешняя мотивация, хотя по уровню вузовской подготовки и по результатам тестирования все сотрудники находились на одном уровне. В дальнейшем, при оценке деятельности за определенный период времени, в социографическом исследовании именно сотрудники с внешней мотивацией были признаны неуспешными, так как не всегда выполняли поставленные перед ними задачи в положенные сроки, перекладывая свои обязанности на коллег.
Также нашло подтверждение высказывание, что мотивированные на неудачу люди в условиях дефицита времени способны выполнить меньшее количество заданий, чем мотивированные на успех. (Хекхаузен X. 2001, с. 80).
В период сложных командировок у сотрудников мотивированных на неудачу возникали задержки с принятием решения, а в условиях дефицита времени приводило к отказу от выполнения поставленных задач из-за страха сделать работу неправильно или некачественно, ссылаясь на плохое самочувствие.
На основании этих результатов был сделан вывод, что для успешности и эффективности деятельности, помимо показателя общих способностей и опыта работы, необходим оптимальный уровень внутренней мотивации, который будет способствовать развитию профессионализма, что, соответственно, будет приводить к повышению эффективности и качества выполняемой работы.
Для определения уровня мотивации были использованы следующие методики: ТЮФ (Тест юмористических фраз), методики Т.Элерса («Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач», «Опросник для оценки мотивации к достижению цели — успеху»), тест УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла, ОСТ В.М.Русалова, "Методика диагностики степени готовности к риску " Г. Шуберта. [3]
Как показали результаты исследований сотрудники, успешно справляющиеся с поставленными задачами, имеют низкий уровень защиты от неудач и высокую мотивацию на успех (методики «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач»), предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели (методика «Готовность к риску»), т.е. предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам.
Весьма показательны результаты по шкале «Предметная эргичность», которую можно использовать для определения мотивации деятельности и удовлетворенности трудом, то есть внутренней мотивации. Сотрудники, имеющие высокие показатели по шкале, означающие высокую потребность в освоении предметного мира, стремление к деятельности, готовность к напряженному умственному и физическому труду, не избегают неудач и мотивированы на успех. У сотрудников с низкими результатами: пассивность, низкая вовлеченность в процесс деятельности, надежда на успех и боязнь неудачи по результатам уравнивают друг друга (методики «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач»), что приводит к противоречию в поведении и верно для тех, кто мотивирован на неудачу.
Корреляционный анализ полученных данных выявил следующие взаимосвязи: между индивидуальными особенностями и показателями по шкале «Карьера», а также результатами тестирования по методикам Т.Элерса и Г.Шуберта, по двум шкалам (предметная эргичность и эмоциональность) ОСТ В.М.Русалова.
Показатели по шкале «Карьера» (методика ТЮФ) значимо коррелируют с эмоционально-волевыми особенностями (факторы G и E по 16-ФЛО), со шкалами Ио и Ид (общей интернальностью и шкалой достижений по УСК). Стремление сделать карьеру, характерно для интернального типа личности, настроенного на достижение успеха во всех областях. Высокие оценки по фактору G (7-10 стенов) - чувство долга, ответственность и обязательность, характерны для сотрудников старшего возраста, у молодых сотрудников - отрицательные значения (1-4 стена), указывающие на нежелание подчиняться установленным правилам, стремление к независимости и уход от ответственности. Результаты по методике Т.Элерса «Мотивация к избеганию неудач» находятся в отрицательной зависимости с результатами по методике «Готовность к риску»: чем выше уровень защиты, тем меньше стараются рисковать, чтобы неудача не угрожала престижу.
Мотивация к достижению успеха находится в прямо пропорциональной зависимости со шкалой «Предметная эргичность». Чем выше показатели ориентации на успех, тем выше потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду. Показатели по фактору Е (независимость-подчиненность) находятся в обратно пропорциональной зависимости с мотивацией к достижению успеха. Учитывая специфику профессии расследователей и статус военнослужащих, средние и низкие значения по фактору соответствуют дисциплинарной мотивации и умению соблюдать уставные нормы, а значения 3-6 стенов - показатель не мягкости и уступчивости, а готовность соблюдать уставные требования, и принятые правила поведения. Чем ниже показатели, тем выше мотивация к достижению успеха.
Методика «Склонность к риску» измеряет ту степень риска, на которую человек готов пойти ради себя самого. Получена отрицательная корреляция с мотивацией избегания неудач: чем выше показатель избегания неудач, тем меньше склонность к риску.
Шкала общей интернальности коррелирует со шкалами Ид и Ин, «Карьера» (ТЮФ) и фактором С (эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость) (16 ФЛО). При увеличении эмоциональной устойчивости возрастает интернальность, и наоборот, появление экстернальности указывает на рост уровня эмоциональной нестабильности.
Результаты по шкале «Предметная эргичность» значимо коррелируют со значениями мотивации на успех и факторов Е и О. Высокие значения по шкале связаны с возрастанием мотивации к достижению успеха в деятельности. Средние и низкие показатели по фактору Е (характерно для в меру уступчивых, компромиссных, но умеющих отстоять свою точку зрения сотрудников) находятся в прямой зависимости с высокими значениями по шкале предметной эргичности. Причем, средние значения у молодых специалистов (25-30 лет), для которых уставной порядок – излишняя тягота, а низкие у сотрудников старшего возраста, для которых соблюдение субординации - не тяжелая обязанность, а исполнение своего профессионального долга, что указывает на зрелый подход не только в профессиональных отношениях, но и в любой жизненной ситуации.
Показатели по фактору О – «Тревожность – спокойствие» находятся в обратно пропорциональной зависимости с результатами по шкале, низкие оценки по фактору О - спокойствие, уверенность в себе и своих способностях, коррелируют с высокими значениями предметной эргичности.
Отсюда вытекает дальнейшая возможность использования шкалы предметной эргичностии для выявления мотивации деятельности и удовлетворенности трудом, в психодиагностике индивидуальных особенностей и создании психологических портретов новых сотрудников.
По шкале «Эмоциональность» - включающей в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам в работе получены отрицательные корреляции с фактором С. Чем ниже значения по шкале: незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе, тем выше значения по фактору С – невозмутимость, эмоциональная зрелость, устойчивость, трезвая оценка действительности, способность к соблюдению общественных моральных норм.
Проведенный анализ полученных эмпирических данных исследования, выявил взаимосвязь индивидуальных особенностей специалистов по расследованию авиационных происшествий и успешности их деятельности, а также позволил сделать вывод об эффективности использованных методик.
Таким образом, в обеспечении эффективности и успешности деятельности необходим определенный оптимум внутренней мотивации, который могут обеспечить следующие индивидуальные особенности человека:
интернальный тип личности;
желание трудиться и удовлетворенность трудом, как наиболее заметный результат мотивации деятельности и главный человеческий ресурс в организациях как экстремального, так и любого другого профиля деятельности;
готовность выполнять команды и уметь подчиняться – наличие дисциплинарной мотивации;
наличие таких индивидуальных особенностей как эмоциональная и моральная зрелость, высокий уровень волевых качеств – гаранта успешной жизнедеятельности.
Список литературы:
1.Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность//Управление человеческими ресурсами [Текст]/ Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 777-792.
2.Ковалев В. И. К проблеме мотивов [Текст]//Психол. журн.,1981. – т. 2. –№ 1. – С. 29-43.
3.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст]/ Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2005. – 672с.
4.Утлик Э.П. Психология воинской дисциплины [Текст]//Психология и педагогика. Военная Психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер. 2007. – 464 с.: ил. – С. 283-309.
5.Хекхаузен X. Психология мотивации достижения [Текст]/ Х. Хекхаузен – СПб.: Речь, 2001. – 238 с.
6.Bussing.A., Bissels,T., Fuchs,V. and Perrar,K.(1999), «A dynamic model of work satisfaction: qualitative approaches». – Human Relations, Vol. 52, No. 8. – pp. 999-1014.
дипломов
Оставить комментарий