Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)

Наука: Психология

Секция: Психология труда, инженерная психология и эргономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Казанцева Е.А. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА МОДЫ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КЛЮЧЕВЫЕ  АСПЕКТЫ  МЫШЛЕНИЯ  В  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДИЗАЙНЕРА  МОДЫ

Казанцева  Елена  Александровна 

аспирант  кафедры  психологии,  философии  и  образовательных  технологий  Украинской  инженерно-педагогической  академии,  г.  Харьков,  Украина

E-mailkazzantsev@mail.ru

 

 

Исследуя  психологическую  структуру  профессиональной  деятельности  дизайнера  моды,  на  базе  Украинской  инженерно-педагогической  академии  города  Харькова,  при  помощи  методики  «опросный  лист  О.  Липмана»  [3],  было  установлено,  что  исследуемая  специальность  требует  разносторонних  психологических  качеств  от  потенциального  дизайнера.  Исходя  из  сформированной  структуры  профессионально  важных  качеств  дизайнера  швейных  изделий  (рис.  1)  видно,  что  специальность  выдвигает  к  потенциальному  работнику  требования  относительно  всех  групп  психологических  качеств.  Наиболее  значимыми  среди  них,  по  мнению  экспертов,  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  являются  психологические  качества  группы  мышления.

 Мышление  –  это  процесс  обработки  информации,  которая  поступает  через  органы  чувств  (зрения,  обоняния,  слуха  и  т.  д.)  и  от  внутренних  органов.  Рассмотрим  отдельные  виды  мышления  и  их  основные  проявления  в  профессиональной  деятельности  дизайнера.

Наглядно-действенное  мышление  –  основа  манипулирования  телом  и  предметами  окружающего  пространства  [7].  Указанный  вид  мышления,  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  является  базой  для  воплощения  идеи  –осознание  необходимости  выполнения  определенных  действий  при  решении  профессиональных  заданий,  осмысление  специалистом  вероятного  результата  этих  действий,  поиск  наилучшего  способа  выполнения  поставленных  задач  и  т.  д.

К  специфическим  проявлениям  этого  вида  мышления  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  одежды  можно  отнести:

-  рисование,  в  связи  с  необходимостью  фиксации  и  презентации  идей.  В  отличие  от  художников,  рисование  дизайнера  имеет  не  эмоциональный,  а  логичный  характер  –  анализ  событий  и  информационных  источников  помогает  формировать  прогнозы  относительно  актуальности  определенного  аспекта  моды,  сформированные  на  этом  основании  образы  хоть  и  имеют  эмоциональную  окраску,  однако  в  целом  они  логично  обусловлены.  Рисование  в  этом  процессе  средство  фиксации  полученного  образа,  где  сам  эскиз  –  не  цель  деятельности,  а  ее  промежуточный  элемент;

-        работа    с     программным    обеспечением     по     проектированию    и  конструированию  изделий  легкой  промышленности  и  т.  д.

Наглядно-образное  мышление  –  эмоционально  чувственное  восприятие  предметов  и  явлений  внешней  и  внутренней  среды  человека  [4].  С  его  помощью  осуществляется  мысленное  вращение  объектов,  комбинации  в  мозге

разнообразных  свойств  предметов  (фактур,  цветов  тканей)  и  их  варьирование.

К  специфическим  проявлениям  этого  вида  мышления  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  одежды  можно  отнести:

-  способность  специалиста-дизайнера  учитывать  возможные  варианты  деформации  задуманного  образа  при  его  изображены  и,  далее,  при  его  воплощении;  учитывать  возможность  искажения  общего  вида  готовой  продукции  в  зависимости  от  физиологичных  особенностей  потребителя,  фонового  окружения  и  т.  д.

Беря  во  внимание  возможности  наглядно-образного  мышления  относительно  основных  профессиональных  задач  дизайнера,  целесообразным  является  развитие  и  культивирование  соответствующим  специалистом  этого  вида  мышления.  Стоит  также  отметить  непосредственную  зависимость  качества  функционирования  наглядно-образного  мышление  от  успешности  работы  образной  памяти  специалиста.

Абстрактно-логическое  мышление  –  понятийное,  знаковое  мышление,  которое  основывается  на  отражении  причинно-следственных  связей  и  тесно  связано  с  работой  памяти  [8].  К  специфическим  проявлениям  этого  вида  мышления  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  одежды  можно  отнести:

-  способность  специалиста  осуществлять  прогностическую  деятельность  (анализ  актуальных  событий  и  обстоятельств  для  корректного  прогнозирования  на  определенный  сезон  модных  цветовых  решений,  особенностей  фасона  и  т.  д.);

-  проектирование  конструктивно  корректных  моделей  одежды;

-  формирование  логичных  алгоритмов  выполнения  собственной  деятельности  и  деятельности  подчиненного  коллектива  (организация  последовательного,  быстрого  и  качественного  производственного  процесса).

Большинству  научных  деятелей  [4,  5,  6,  9  и  др.]  свойственно  рассматривать  деятельность  дизайнера  как  такую,  что  базируется  на  творчестве.  И  хотя,  при  детальном  рассмотрении  профессиональной  деятельности  дизайнера  одежды  видно,  что  этот  аспект  занимает  лишь  некоторую  ее  часть,  целесообразно  рассмотреть  творческое  мышление  и  его  роль  в  деятельности  дизайнера.  Мышление  творческих  личностей,  по  мнению  Э.  Де  Боно  [2],  характеризируется  как  латеральное  мышление,  т.  е.  мышление  которое  позволяет  творчески  решать  стереотипные  задания,  чем  способствует  созданию  нового  и  оригинального.  Задание  латерального  мышления  –  «расшатать»  жесткую  структуру  стереотипа,  притом,  что  его  целью  является  не  порождение  сомнений  ради  сомнений,  а  поиск  новых  идей,  нового  виденья  будничного  [2].  Мышление,  которое  направлено  на  создание  нового  предотвращает  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  копирование  (плагиат)  образов,  которые  предлагает  память  специалиста.  В  профессиональной  деятельности  дизайнера  одежды  такое  мышление  имеет  непосредственное  отношение  к  возможности  самореализации  специалиста  как  высокотворческой  и  нестандартной  личности  [1].  В  свою  очередь  степень  проявления  этого  показателя  зависит  от  целеустремленности  специалиста,  его  смелости,  настойчивости  и  уверенности  в  популярности  конечного  продукта  собственной  деятельности.  Правильное  использование  дизайнером  приемов  латерального  мышления  –  это  сохранение  порядка  в  структуре  модели  с  параллельным  разрушением  стойких  образов  (сочетание  эмоционального  и  рационального  аспектов),  результатом  чего  является  обновление,  исправление  недостатков  и  усовершенствование.

Рассматривая  творческий  этап  профессиональной  деятельности  дизайнера,  стоит  также  отметить  необходимость  наличия  у  специалиста  таких  характеристик  мышления,  как  ассоциативность  и  креативность  [4,  5].

Ассоциации  контраста  и  сходства  являются  регулярными  в  умственной  деятельности  дизайнера  на  творческом  этапе  его  профессиональной  деятельности.  Степень  ее  проявления  зависит  от  качества  функционирования  образной  памяти.

Всесторонне  развитая  личность  характеризуется  как  креативная.  Ввиду  частоты  употребления  этого  определения  относительно  личности  дизайнера,  целесообразным  является  рассмотрение  сущности  этого  понятия.  Креативность  мышления  играет  решающую  роль  в  профессиональной  деятельности  дизайнера  в  целом.  Креативность  –  это  личностное  качество  человека,  которое  формируется  под  воздействием  среды  на  базе  его  потенциальных  возможностей  и  гармонично  совмещает  через  творчество  его  индивидуальные  и  социальнозначимые  интересы,  это  способность  человека  к  конструктивному,  нестандартному  мышлению  и  поведению  [4].

Относительно  креативного  мышления  И.П.  Павлов  и  Б.М.  Теплов,  в  исследованиях  особенностей  формирования  условных  рефлексов,  доказали  несостоятельность  людей  с  четко  выраженными  показателями  креативности  формировать  шаблоны  и  стереотипы  на  уровне  естественных  нейрофизиологических  задатков,  чем  объясняется  их  потребность  в  новизне,  способность  к  гибкой  и  стремительной  умственной  деятельности  [8].  Ученые  заметили,  что  при  частом  повторе  условного  и  безусловного  раздражителя  вместо  укрепления  условной  связи  у  таких  людей  происходит  ее  разрушение.  Отсюда  сопротивление  креативных  личностей  к  стереотипным  явлениям  общества,  для  преодоления  которых  ими  создается  собственная  творческая  динамичная  система,  ориентированная  на  виденье  оригинального  в  повседневном,  на  трансформацию  внешних  стандартов  адекватно  собственному  мировоззрению  [1].

Безусловно,    развитое    креативное    мышление    в    профессиональной

деятельности  дизайнера  –  залог  успеха.  Универсализм  дизайнера  проявляется  в  его  возможности  охватить  широкий  круг  проблем  разного  характера  (прогностические  вопросы,  организационные,  производственные,  творческие  и  т.  д.).

Подводя  итоги,  отметим,  что  в  случае  достижения  дизайнером  высокого  уровня  развития  всех  указанных  видов  мышления  можно  говорить  о  потенциальной  возможности  такого  специалиста  высококачественно  решать  профессиональные  задачи.  Развитию  мышления  дизайнера  способствует  выполнение  в  процессе  его  совершенствования  определенных  упражнений,  решение  проблемных  ситуаций  на  практике  и  т.  д.

 

Список  литературы:

1.Грановская  Р.М.  Творчество  и  преодоление  стереотипов  /  Р.М.  Грановская,  Ю.С.  Крижанская.  –  СПб.:  OMS,  1994.  –  192  с.

2.Де  Боно  Э.  Латеральное  мышление.  –  СПб.:  Питер  Паблишинг,  1997.  –  316  с.

3.Дмитриева  М.А.  Психология  труда  и  инженерная  психология  /  М.А.  Дмитриева,  А.А.  Крылов,  А.И.  Нафтульев.  –  Л.:  изд.Лен.ун-та,  1979.  –  224  с.

4.Ермолаева-Томина  Л.Б.  Психология  художественного  творчества:  Учебное  пособие  для  вузов.  /  Л.Б.  Ермолаева-Томина.  –  М.:  Академический  Проект,  2003.  –  304  с.  –  («Gaudeamus»)

5.Килошенко  М.И.  Психология  моды:  Учебное  пособие  для  вузов  /  М.И.  Килошенко.  –  2-е  изд.,  испр.  –  М.:  Изд-во  Оникс,  2006.  –  320  с.:  ил.

6.Романова  Е.С.  99  популярных  профессий.  Психологический  анализ  и  профессиограммы.  /  Е.С.  Раманова.  –  2-е  изд.  –  СПБ.:  Питер,  2003.  –  464  с.:

7.Тарас  А.Е.  Боевая  машина:  Руководство  по  самозащите.  /  А.Е.  Тарас  –  Мн.:  Харвест;  М.:  ООО  «Издательство  АСТ»,  2002.  –  592с.

 

8.           Теплов  Б.  М.  Избранные  труды:  в  2  т.  Т.  1.  –  М.:  Педагогика,  1985.  360  с.

9.           Тэтхем  К.  Дизайн  в  моде.  Моделирование  одежды.  Принципы,  практика,  техника:  подробное  руководство  для  дизайнера  /  Кэролайн  Тэтхем,  Джулиан  Симен;  пер.с  англ.  О.Ю.  Змеевой.  –  М.:  РИПОЛ  классик,  2006  –  144с.:

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий