Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)
Наука: Психология
Секция: Психология развития и акмеология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Демидова Ирина Феликсовна
к.пс.н., доцент,ТИУиЭ, г. Таганрог
E-mail: idema@list.ru
Современное российское общество заинтересовано в том, чтобы из стен высшего учебного заведения выходили конкурентоспособные специалисты: профессионально компетентные, гибкие, творчески мыслящие, способные к принятию взвешенных самостоятельных решений в своей профессиональной сфере, обладающие такими знаниями, умениями и личностными особенностями, которые были бы востребованы на рынке труда и помогли выпускникам занять свою нишу в профессиональной сфере и самореализоваться в ней.
Однако компетентным не становятся сразу. Чтобы стать компетентным, человеку необходимо пройти длительный путь профессионального становления. Начинается этот путь с момента выбора профессии (а некоторые исследователи полагают, что даже с момента, когда ребенок впервые услышал, что существуют какие-то профессии), затем следует этап профессионального обучения, адаптации к профессии, достижения мастерства. Одним из самых важных этапов здесь, на наш взгляд, является профессиональное обучение и трудоустройство, которым оно заканчивается. Именно за годы профессионального обучения человек вплотную знакомится с будущей профессией, овладевает её теоретической базой, практическими умениями, проходит практику, осознает свои качества, способствующие или препятствующие реализации в профессии, достижению в ней вершин. Его желание работать по избранной специальности укрепляется или ослабевает, что впоследствии приводит к поиску работы по специальности или переучиванию.
Человек живет не в замкнутом пространстве. С самого рождения он попадает в различные социальные группы со своими нормами, ценностями, смысложизненными ориентациями, нравственными категориями. Эту совокупность ценностей, смыслов и жизненных приоритетов, оказывающую влияние на построение жизненного пути человеком, стратегии принятия решения, выборы, которые он осуществляет в жизни, можно назвать жизненным миром человека. Каждый человек живет в своем жизненном мире, который пересекается с жизненными мирами других людей, в чем-то с ними совпадая (и тогда мы говорим о единстве взглядов и представлений), а в чем-то не совпадая (и мы можем сказать, что с данным человеком мы антиподы). Из сочетания отдельных жизненных миров формируются уклады, в первую очередь, семейные. И каждый ребенок растет в таком укладе, впитывая его ценности. В стены вуза приходят молодые люди с разными жизненными мирами. Эти миры определили мотивы поступления ими именно в этот вуз и на эту специальность, они будут определять процесс их обучения и мотивацию обучения, от них же будет зависеть, какую работу они будут искать в будущем и захотят ли они в ней самореализовываться.
Таким образом, для того чтобы профессиональное обучение было эффективным, т.е. осознанным, профессионально ориентированным, способствующим формированию компетенций будущего профессионала, необходимо учитывать тип жизненного мира студента в процессе обучения.
Категория жизненного мира была введена Э.Гуссерлем [2], а затем в различных аспектах рассматривалась в философии Ж.-П.Сартром, И.Н.Шкуратовым, в экзистенциальной психологии Р.Мэйем, Л.Бинсвангером, М.Хайдеггером, в гуманистической психологии имплицитно К.Роджерсом и А.Маслоу, Ш.Бюлер, в современной психологии Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, Ф.Е.Василюком, Д.А.Леонтьевым, Л.И.Анцыферовой, Р.А.Ахмеровым, Б.С.Братусем, Т.Н.Березиной, И.Т.Касавиным, в акмеологии А.А.Деркачом, Ю.В.Синягиным. Жизненный мир – это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов. Он имеет феноменологический характер. Анализ различных подходов к рассмотрению жизненного мира и его проявлений позволил сформулировать ряд положений о его сущности.
Жизненный мир формируется бессознательно под влиянием семейного уклада, культуры, СМИ, обучения, различных форм общественного сознания и определяет различные выборы человека. Можно сказать, что открывающийся человеку в самосознании его субъективный жизненный мир через ценностные ориентации и смысложизненные вопросы влияет на построение человеком индивидуального стиля жизни, жизненного пути и судьбы, в целом.
Основная функция жизненного мира – интеграция жизни. Он является неким системообразующим фактором, в рамках которого человек выстраивает свою жизнь. В зависимости от содержания жизненного мира человек принимает решения, делает жизненные выборы, совершает поступки, вырабатывает жизненную стратегию и жизненный стиль. Часто это происходит неосознанно для самого человека, поскольку далеко не каждый задумывается над причинами своих поступков, побудительными мотивами своего поведения. Однако, независимо от того, осознанный это процесс или нет, у каждого в жизни есть своя генеральная линия, которой он следует, и эта линия определяется жизненным миром человека.
В содержании жизненного мира можно выделить два аспекта: когнитивный и личностный. Когнитивный аспект жизненного мира составляет мировоззрение, система убеждений Личностный аспект составляют мотивы, ценности, смыслы. Они всегда эмоционально окрашены, поскольку отражают самую сущность человека. Определить соотношение между этими компонентами довольно сложно, они все время переплетаются друг с другом, накладываются один на другой. Мотив – то, ради чего человек совершает какие-то действия, он отвечает на вопрос «зачем это надо человеку?». Ценности и смыслы отвечают на вопрос «почему именно это надо человеку?». Обычно потому, что это имеет какую-то ценность и смысл для человека. Что касается взаимодействия ценностей и смыслов, то они различаются по широте. Смысл – понятие более широкое и в то же время однозначное, ценности входят в смысл, конкретизируя его.
Таким образом, от ценностей зависит, как человек будет реализовывать свой смысл, и даже каким этот смысл будет. При этом в данном случае понятия ценности и ценностные ориентации можно рассматривать как синонимы. А вот отождествлять понятие смысла и смысложизненных ориентаций мы не считаем возможным. Естественно, грань между ними не всегда удается четко провести, но она существует. Смысложизненные ориентации – это значимые для человека способы реализации смысла, основанные опять-таки на его ценностях. Например, достичь самореализации в профессиональной деятельности можно за счет увеличения профессионализма и компетентности, а можно за счет игнорирования интересов других, подавления, навязывания своей точки зрения (например, сначала занять какую-то должность, которая даст возможность реализовать свои планы, не считаясь с другими).
В работах разных авторов можно встретить различные типологии жизненных миров или близких им содержательно понятий (А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, Л.И.Анцыферова, Р.А.Ахмеров, А.Р.Фонарев). Сравнительный анализ различных типологий позволил выделить четыре типа жизненного мира: гедонистический, реалистический, ценностный, творческий. В каждом из них будет свое сочетание ценностных, смысложизненных ориентаций, мотивов профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Реалистический мир характеризуется стремлением к стабильности, повторяемости. Люди, предпочитающие данный мир, выбирают ценности «вечные» - здоровье, семью, материальное благополучие, любовь и друзей. Они знают, как добиться этих ценностей, по каким признакам можно судить, что они реализовались, поскольку все это было в прошлом, этот опыт они почерпнули у своих родителей и передают своим детям. К этим ценностям могут добавляться и некоторые другие, которые являются приоритетными в современное время, например, независимость, интересная работа или свобода. Инструментальные ценности будут всегда социально желательны, сообразуясь с принципом реальности, в соответствии с которым человек и живет. В то же время человек постарается сделать выбор из набора социально желательных ценностей, соотнеся их со своей внутренней системой координат, переданной родителями. Мотивы профессионального обучения у студентов с таким типом жизненного мира вполне прагматичные; они ориентированы на знания, которые могут пригодиться им в будущей профессиональной деятельности, а сама профессиональная деятельность рассматривается как необходимый атрибут стабильности жизни, заработка, общественного признания, поэтому для многих из них может иметь личностный смысл.
Гедонистический жизненный мир будет характеризоваться такими терминальными ценностями как любовь, материально обеспеченная жизнь, развлечения, друзья, уверенность в себе, здоровье, творчество. Из инструментальных ценностей им близки жизнерадостность, высокие запросы, независимость. В процессе обучения больше ценят межличностные отношения, внеучебную студенческую активность; направленность на будущую профессиональную деятельность чаще отсутствует.
Люди, выстраивающие творческий мир, предпочитают ценности свободы, независимости, активной деятельной и продуктивной жизни. Это не значит, что вечные ценности им чужды, но в ситуации выбора, скажем, между семьей, требующей отказаться от работы, занимающей много времени, но доставляющей удовольствие, и работой, они предпочтут работу. И самореализация будет цениться ими в большей степени тогда, когда достигнута за счет личных качеств, является их личным достижением. Поэтому в списке ведущих инструментальных ценностей, скорее всего, окажутся образованность, высокие запросы, широта взглядов, эффективность в делах и т.д. Процесс обучения такие студенты рассматривают как возможность проявить себя, на занятиях ценят творческие, самостоятельные задания, о будущей профессиональной деятельности часто не задумываются.
В ценностном мире, согласно взглядам Ф.Е.Василюка [1], постоянно осуществляется выбор, поэтому однозначно определить систему ценностей здесь сложно. Полагаем, что это будет познание, развитие, общественное признание, активная деятельная и продуктивная жизнь, уверенность в себе. Соответствующими будут и инструментальные ценности: широта взглядов, образованность, ответственность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах. Профессиональное обучение рассматривается такими студентами как возможность саморазвития, оно имеет профессиональную направленность, т.к. они планируют в дальнейшем работать по специальности.
Естественно, что обучение с опорой на жизненный мир студентов должно быть дифференцированным. Эта дифференциация касается, прежде всего, видов самостоятельной работы и организации семинарских и практических занятий. Для студентов с гедонистическим типом жизненного мира предпочтительны репродуктивные задания (воспроизведение понятий, основных положений, тестовые задания). Для студентов с творческим типом жизненного мира, кроме репродуктивных заданий, желательны деловые и ролевые игры, составление коллажей, разработка проектов. Студенты с реалистическим типом жизненного мира с интересом будут решать практические ситуации, выявлять изучаемые закономерности в окружающей жизни, работать с кейсами. Со студентами с ценностным типом жизненного мира можно работать во всех направлениях, а также эффективно решение проблем, поиск альтернатив и выбор наиболее подходящей для той или иной ситуации. В то же время для эффективной самореализации в профессиональной деятельности и в жизни вообще необходимо развитие смысловой сферы, поэтому при любом типе жизненного мира необходимо внедрение в учебный процесс смыслотехнологий, тренинга смыслового выбора. В процессе данного тренинга каждый студент сможет осознать свои жизненные ценности и смыслы, расширить самопонимание и, возможно, изменить свой жизненный мир.
Как показывают наши исследования [3], среди взрослых людей преобладают реалистический и ценностный типы жизненного мира, далее идет творческий тип, а гедонистический практически не встречается. Это свидетельствует о том, что жизненный мир подвержен изменениям. С возрастом человек учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно, ему приходится зарабатывать деньги, заботиться о других, а значит, места для удовольствий остается все меньше, и ценности гедонизма уступают место ценностям реалистического или творческого типа жизненного мира. В свою очередь, поскольку для многих представителей реалистического типа жизненного мира профессиональная деятельность имеет личностный смысл, она может приобретать смысложизненный характер, меняя терминальные ценности и приводя к формированию у человека ценностного типа жизненного мира.
Таким образом, зная тип жизненного мира студента, мы можем не только организовать профессиональное обучение с опорой на него, но и прогнозировать возможное дальнейшее развитие студентов, формируя через индивидуальные задания «зону ближайшего развития», которая впоследствии приведет к личностному росту и развитию человека, его самореализации, а у кого-то и к достижению профессионального акме.
Список литературы:
1.Василюк Ф.Е. Психотехника выбора [Текст] // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М., 1997. – С. 284-314.
2.Гуссерль Э. Философия как строгая наука [Текст] / Э. Гуссерль. - Новочеркасск: «Сагуна», 1994.
3.Демидова И.Ф. Описание жизненных миров [Текст] // Сб. докладов VI Междунар. Научно-практич. Конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009.– С. 23-31.
дипломов
Оставить комментарий