Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Дмитриева Н. ТИПОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТИПОЛОГИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИДОВ  ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ  ГЕНДЕРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ

Дмитриева  Н.В.

Доктор  психол.наук,  профессор,  зав.каф.психологии  личности  и

спец.психологии  НГПУ

E-maildnv2@inbox.ru

 

 

Характерной  чертой  постмодернизма  является  трансформация  идентичности.  Она  происходит  через  изменение  установок  и  мотивации  как  условия  формирования  новых  когнитивно-эмотивных  и  поведенческих  паттернов.  Отдельные  социальные  группы  наших  современников  выстраивают  свои  новые  идентичности,  устанавливая  гармоничные  взаимоотношения  с  самим  собой  и  с  окружающими  людьми  под  воздействием  новых  психосоциокультуральных,  духовных  и  экономических  факторов[4].

Опираясь  на  биопсихосоциокультуральный  [3]  и  социодинамический  подходы  [2],  позволившие  осуществить  анализ  влияния  вышеперечисленных  факторов  на  трансформацию  гендерной  идентичности  в  условиях  постмодернизма,  модель  аккультурации  канадского  психолога  Berry,J.W.  [7]  и  концепцию  трансформации  Haarmann,H.  [8],  мы  разработали  типологию  формирования  постмодернистской  гендерной  идентичности  в  условиях  новой  культуры  на  основе  критерия  выраженности  самоидентификации  личности  с  собственной  и  другими  вариантами  гендерной  идентичности.  Согласно  сформулированной  нами  авторской  пресуппозиции,  трансформация  гендерной  идентичности  в  условиях  постмодернизма  может  происходить  по  следующим  различным  типам:

1.Фрагментация  -сепарация  гендерной  идентичности  –разобщение,

расчленение,  расколотость  гендерной  самости  на  отдельно  сосуществующие  в  ней  различные  радикалы  (например,  появление  бисексуальности).

2.Интеграции  (андрогинная  гендерная  идентичность,  при  которой  количество  феминных  личностных  свойств  равно  количеству  маскулинных  (соотношение  анимы/анимуса  50/50).

3. Маргинализации-появление  пограничных  типов  гендерной  идентичности  (транссексуализм).

4.Пролиферация-процесс  разобщения,  в  результате  которого  появляется  новая  идентичность,  но  при  этом  старая  не  исчезает  (формирование  на  базе  старой  гендерной  идентичности  новой  постмодернистской).  В  некоторых  случаях  моратория  или  стагнации  идентичности  возможен  незавершенный  процесс  перехода  одного  варианта  в  другой,  как  это  бывает,  например,  в  случае  амбивалентной  невыраженной  или  флуктуирующей  гендерной  идентичности.

5.Инкорпорация-процесс  объединения,  при  котором  малая  (рецессивная)  идентичность  сливается  с  доминирующей  (конфликтная  сливается  с  кризисной,  образуя  диссоциогенную).

Следует  отметить,  что  при  возникновении  новых  идентичностей  важно  суметь  сохранить  здоровой  личностную  идентичность.  Шансов  на  ее  сохранение  больше  у  тех,  кому  удасться  сделать  правильный  выбор  в  направлении  обретения  позитивной  идентичности.

КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИДОВ  ГЕНДЕРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ

 

Созданная  нами  рабочая  классификация  подразделяет  гендерную  идентичность  на  три  большие  группы:

I.По  радикалу  «позитивность/негативность»

 

1.1  .Позитивная  –  нормальная,  здоровая  гендерная  идентичность,  при  которой  собственный  гендерный  образ  воспринимается  как  положительный;  присуща  большинству  людей  и  характеризуется  сбалансированной  толерантностью  по  отношению  к  собственной  и  другим  гендерным  группам.

Для  достижения  позитивной  гендерной  идентичности  необходимо  наличие  таких  личностных  свойств,  как  положительное  самоотношение,  самоуверенность,  открытость,  свобода  от  внутренних  противоречий,  высокая  потребность  в  принадлежности  к  своей  гендерной  группе.

1.2  .Негативная  гендерная  идентичность  включает  в  себя  отрицательное  восприятие  своего  гендерного  образа  наряду  с  толерантным  отношением  к  лицам,  имеющим  иной  вид  гендерной  идентичности  с  высоким  уровнем  идентификации  с  представителями  этой  группы.

Варианты  негативной  гендерной  идентичности:

·Ущемленная  гендерная  идентичность,  являющаяся  следствием  рефлексии  низкого  статуса  представителей  своей  гендерной  группы,  осознания  ее  неравноценности  в  сравнении  с  другими.  Приводит  к  тревоге,  стрессу,  утрате  душевного  равновесия,  ощущению  беспомощности,  одиночества.

·Конфликтная  гендерная  идентичность  как  результат  осознания  и  переживания  индивидом  внутриличностного  конфликта,  вызванного  конфликтом  идентичностей  (например,  половой  и  гендерной)  и  межличностного  конфликта,  как  следствия  дисфункциональных  отношений,  иррациональных  конгитивно-эмоциональных  представлений  и  стратегий  поведения  внутри  группы.  Смешанным  вариантом  конфликта  может  быть  борьба  мотивов  принадлежности  к  социальной  группе,  с  одной  стороны,  и  сохранения  личностной  идентичности,  с  другой.

Стратегией  выхода  из  конфликта  может  быть  замещение  необходимости  решения  внутриличностных  проблем  стремлением  принадлежать  к  группе  с  другим  видом  гендерой  идентичности,  желание  раствориться  в  ней,  ипредпочесть  групповые  цели  и  ценности  ндивидуальным.

·Кризисная  гендерная  идентичность  -  как  один  из  новых  типов  постмодернистской  идентичности  в  современном  обществе  возникает  как  следствие  гетеросексизма  (отрицания,  принижения  и  стигматизации  любых,  не  -  гетеросексуальных  проявлений  идентичности)  и  характеризуется  тем,  что,  с  одной  стороны,  является  более  личностным  образованием,  по  сравнению  с  социальной  идентичностью,  а,  с  другой,  -  занимает  промежуточное  место  между  конфликной  и  диссоциогенной  ее  формами.  Осознание  и  переживание  кризисной  ситуации  опирется  преимущественно  на  гендерную  составляющую  конструкта  сэлф,  критерием  ее  достижения  является  приобретение  внутренней  и  внешней  гармонии,  основанной  на  постмодернистской  компетентности  (ее  рациональных  когнитивных,  эмотивных,  поведенческих  и  духовных  структурных  компонентов).

1.3  .Гипернегативная  патологическая  диссоциогенная  гендерная  идентичность  как  совокупность  конфликтной  и  кризисной  личностной  идентичности  возникает  на  фоне  негативного  гендерного  самоопределения,  проявляется  в  отсутствии  глубоких  положительных  самоидентификаций,  вызванных  эмоционально  –  когнитивным  диссонансом,  проявляющемся  на  поведенческом  уровне.  Переживание  чувства  неполноценности  из-за  своей  гендерной  принадлежности  приводит  к  деформации  ценностно-смысловой,  волевой,  мотивационной  систем  и  утрате  смысла  жизни.

1.4  .Гиперпозитивная-такое  самоопределение  и  поведение  человека,  при  котором  своя  гендерная  идентичность  приобретает  приоритетное  значение  среди  других  видов  идентичностей  и  ранжируется  как  доминирующая  ценность  и  главный  смысл  жизни.  Подобный  акцент  на  превосходстве  своего  вида  гендерной  идентичности  над  другими  детерминирует  развитие  гендерного  фанатизма  и  нарцисстизма  с  некритичным  отношением  к  обладателям  других  видов  гендерной  идентичности.

II.По  презентации  миру  мужских/женских  ролей  и  функций

 

2.1.  Мужчина  в  женском  теле-  гендерная  идентичность  женщины,  предъявляющей  миру  мужские  стратегии  (мышления,  эмоционального  реагирования)  и  поведения.  В  психике  такой  женщины  доминирует  мужская  часть  с  преобладанием  качеств,  которые  считаются  мужскими:  активность,  напористость,  сила,  решительность,  независимость.

2.2.Женщина  в  женском  теле.  2.3.Мужчина  в  мужском  теле.

2.4.  Женщина  в  мужском  теле.

 

III .По   представленности   в    структуре   гендерной   идентичности

анимы/анимуса

 

Анима  рассматривается  как  наличие  женского  (субмиссивного,  пассивного,  неагрессивного,  эмоционального)  начала  в  психике  мужчины.  Анимус-активный,  рациональный,  агрессивный,  доминирующий  имидж  мужчины  в  психике  женщины.  Личностная  и  социальная  успешность  женщины  зависит  от  умения  выстроить  непрекращающийся  диалог  с  анимусом  и  интеграцию  с  ним.

3.1  .Сдвоенная  гендерная  идентичность-новый  тип  идентичности,  характерный  для  определенной  группы  наших  современников,  сформировавшийся  под  влиянием  социального  контекста  и  жизненных  ситуаций:

·Феминно-маскулинная  гендерная  идентичность  –  количество  феминных  личностных  свойств  доминирует  над  маскулинными.

·Маскулинно  –  феминная  гендерная  идентичность  –  количество  маскулинных  личностных  свойств  доминирует  над  феминными.

·Андрогинная  гендерная  идентичность  –  количество  феминных  личностных  свойств  равно  количеству  маскулинных

(соотношение  анимы/анимуса  50/50).

·Амбивалентная  невыраженная  (флуктуирующая)  гендерная  идентичность.

3.2  .Строенная  гендерная  идентичность  –  сложная  гибридная  форма  микстовой  идентичности,  возникающая  в  результате  комлексного  взаимодействия  отдельных  ее  видов  (например,  женщина  с  маскулинно  –  феминным  радикалом,  предпочитающая  лесбианство).

У  наблюдаемых  нами  пациентов  в  50  %  случаев  диссоциации  идентичности  характеризовались  появлением  альтернативной  личности  противоположного  пола,  отличающейся  иной  ценносто-смысловой,  эмоционально-мотивационной  и  др.  сферами.  Отмеченный  факт  является  методологически  важным  в  рамках  настоящей  темы,  поскольку  демонстрирует  связь  гендерного  фактора  и  кризисной  идентичности  личности.  Ранее  мы  уже  обращали  внимание  на  то,  что  каждой  личности  свойственно  деление  на  мелкие  фрагменты  «тысячи  маленьких  «я»,  которые,  не  будучи  до  конца  осознаваемы,  поочередно  занимают  «сцену»  сознания  индивидуума,  в  результате  чего  происходит  изменение  идентичности  [6].

Мы  считаем,  что  кризис  идентичности  следует  рассматривать  как  определенный  период,  в  котором  происходит  переструктуризация  всех  сфер  и  отношений  индивида.  Следовательно,  кризис  идентичности  можно  определить  как  процесс,  в  результате  которого  происходит  формирование  идентичности  личности  –  структуры  или  конструкта  «Я».  В  соответствии  с  психоаналитической  традицией,  кризисную  идентичность  можно  рассматривать  как  психологическое  образование,  возникающее  в  различные  переломные  периоды  жизни  человека  –  кризисы  идентичности,  в  результате

которых  происходит  переструктуризация  ценностей,  деятельности  и  отношений.  Если  идентичность  не  достигается  (кризисная  идентичность  продолжает  свое  функционирование),  возникает  нарушение  идентичности,  одной  из  форм  которой,  с  нашей  точки  зрения,  является  диссоциогенная  идентичность,  характеризующаяся  высокой  подвижностью  психических  процессов,  легкой  фиксацией  на  различных  ситуациях,  повышенной  внушаемостью.  Поскольку  мы  классифицируем  диссоциации  на  нормальные  (поглощенность  образом  воображения),  адаптивные  диссоциации  (отстраненность  в  травмирующих  ситуациях)  и  патологические  диссоциации  (хроническая  отстраненность),  это  позволяет  предположить,  что  одним  из  симптомов  кризисной  идентичности  может  выступать  отстраненность  личности  от  ситуаций,  межличностных  отношений  [6].

Диссоциогенная  идентичность,  как  мы  уже  отмечали  ранее,  сопровождается  потерей  пространственной  и  временной  ориентации,  размытостью  гендерных  ролей,  спутанностью  ценностей,  идеологии,  профессиональной  ориентации  и  т.д.  Указанные  симптомы  свидетельствуют  о  потере  эго-идентичности,  связанной  с  исчезновением  целостности,  тождественности,  социальной  и  гендерной  роли  [6].

Кризис  идентичности  может  создавать  предпосылки  для  развития  личностных  расстройств  и  различных  форм  отклоняющегося  поведения  в  случае  формирования  негативной  идентичности.  Протекание  кризиса  может  сопровождаться  чувством  неполноценности,  депрессивным  настроением  и  суицидальными  мыслями  [5].

Описывая  нормальное  течение  кризиса  идентичности  с  опорой  на  теоретические  конструкты  З.Фрейда,  мы  выделяем  в  качестве  основной  причины  возникновения  кризиса  столкновение  внутренних  устремлений  с  требованиями  социальной  реальности  (Супер-Эго).  При  этом  возможно  два  пути:  позитивное

преодоление  кризиса  –  приобретаются  навыки,  способствующие  социальной  адаптации;  негативный  исход  приводит  к  задержке  или  регрессу  психического  развития  субъекта  [5].  В  этой  связи  особый  интерес  для  нас  представляет  изучение  факторов,  влияющих  на  возникновение  и  течение  кризиса  идентичности  личности  в  подростковом  и  юношеском  возрасте.

Молодежный  возраст  –  этап  развития  самосознания,  осознание  своей  принадлежности  к  определенной  гендерной  группе,  в  которой  осуществляются  идентификационные  процессы,  связанные  с  групповым  членством.  Подросток  стремится  удовлетворить  свою  потребность  атрибутировать  себя,  т.е  рефлексировать  и  интерпретировать  условия  возникновения  и  результат  своей  групповой  солидарности,  ответить  на  вопросы  :  «Кто  Я,  зачем  Я,  почему  и  как…?».  Формирование  гендерной  идентичности  начинается  задолго  до  этого  периода,  но  система  самопредставлений,  ценностей,  смыслов  и  оценок  складывается  в  основном  в  подростковом  и  юношеском  возрастах.

Факторами,  влияющими  на  возникновение  и  тяжелое  протекание  кризиса  идентичности  в  подростковом  возрасте,  могут  выступать:

- утрата  статуса  ребенка;

 

- глубокое  несоответствие  биологических  возможностей  социальным  требованиям;

-неуверенность  в  своей  компетентности  в  новом  статусе;

 

-резкие    биологические   изменения,    происходящие   в    организме  взрослеющего  подростка.

Указанные  факторы  могут  приводить  к  страху  диссоциации  –  боязни  утратить  своё  телесное  и  психическое  единство.  С  целью  нивелирования  этого  состояния  подростки  используют  различных  способы,  например,  «ощупывают  свое  тело,  часто  смотрятся  в  зеркало,  записывают  свои  мысли  и  навязчивые

действия».  При  удачном  прохождении  кризиса  взросления  синтезируется  новое

«взрослое  Я»,  включающее  определение  подростками  себя  как  личности  [5].

 

Из  вышесказанного  следует,  что  в  контексте  научного  рассмотрения  изучаемого  нами  феномена  важно  учитывать  не  только  индикаторы  представленных  в  классификации  видов  идентичности,  но  и  возможность  коррекции  негативной  симптоматики  данных  психологических  категорий,  и  необходимость  формирования  здоровой  гендерной  идентичности.

Взаимодействие  консультанта  и  клиента  в  процессе  психологической  коррекции  кризиса  идентичности  должно  основываться  на  ряде  принципов,  которые  определяют  выбор  психокоррекционных  направлений,  методов  и  техник  [1]:

Базовые  принципы  психокоррекции  кризиса  идентичности:

 

1.Использование  модели  психотерапевтического  альянса,  предполагающей  отношения  эмпатии,  терапевтической  поддержки  и  партнёрства  с  акцентом  на  формирование  у  клиента  чувства  ответственности  за  успех  проводимого  психологического  вмешательства.

2.Обеспечение  индивидуальной  переоценки  кризисного  состояния  и  его  интеграция  в  общую  систему  ценностей  и  смыслов  личности.  Нахождение  нового  смысла  кризиса:

-   в  сфере  сознания;

-   в  сфере  эмоций;

-   в  сфере  поведения;

-   в  сфере  межличностных,  гендерных,  профессиональных,  семейных  отношений  и  т.д.

3.Нормализация  психозащитного  поведения  субъекта,  переживающего  кризис  идентичности.

 

4.Ориентация  на  выявление  реальных  и  потенциальных  ресурсов  личности.

5.Выработка  ощущения   «контроля  над   ситуацией»,   повышение  саморегуляции  и  эмоциональной  зрелости.

В  соответствии  с  выделенными  принципами,  мы  [1]  предлагаем  делать  акцент  на  следующие  психокоррекционные  направления  и  методы  (рис.  1.)

 

Рисунок  1.  -  Модель  психологической  коррекции  кризиса  идентичности  личности  по  Н.В.  Дмитриевой  и  Н.Н.  Гунгер  [1]

Таким  образом,  в  соответствии  с  моделью  психологической  коррекции  психологическое  консультирование  клиентов,  находящихся  в  состоянии  кризиса  идентичности,  должно  опираться  на  экзистенциально-гуманистический,  когнитивно-бихевиоральный  подходы  с  использованием  методов  гештальт-  психологии  и  позитивной  психотерапии.

 

Список  литературы:

1.Дмитриева  Н.В.,  Гунгер  Н.Н.  Коррекция  идентичности  личности  в  период  нормативного  возрастного  кризиса.  Журнал  Психотерапия,  Москва,  2008.,  №12(72)  С.29-33.

2.Короленко  Ц.П.,  Дмитриева  Н.В.  Социодинамическая  психиатрия.–  М.:  «Академический  проект»,  Екатеринбург:  Деловая  книга,  2000.  –  460с.

3.Короленко  Ц.П.,  Дмитриева  Н.В.  Психосоциальная  аддиктология:  Монография.  –  Новосибирск:  Изд.  «Олсиб»,  2001.  –  251с.

4.Короленко  Ц.П.,  Дмитриева  Н.В.  Психоанализ  и  психиатрия:  Монография.  –  Новосибирск:  Изд.  НГПУ,  2003.  –  667с.

5.Короленко,  Ц.П.,  Дмитриева,  Н.В.,  Загоруйко,  Е.Н.  (2007)  Идентичность.  Развитие,  перенасыщенность,  бегство:  Новосибирск:  Изд.НГПУ,  2007,  472с.

6.Короленко,  Ц.П.,  Дмитриева,  Н.В.  (2009)  Homo  Postmodernus.  Психологические  и  психические  нарушения  в  постсовременном  мире:  -  Монография/  Ц.П.Короленко,  Н.В.Дмитриева.  –  Новосибирск:Изд.НГПУ,  2009,248с.

7.Berry,J.W.Acculturation  as  varieties  of  adaptation  /  J.W.Berry  //  Acculturation:  Theory,  models,  and  some  new  findings  Ed.by  A.M.Padilla.-  Boulder,  1980.  –  P.  9-25.

8.Haarmann,H.  Language  in  ethnicity:  A  View  of  Basic  Ecological  Relations  /  H/Haarmann.  –  Berlin,  1986.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.