Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Рубцова М.О.
К.пс.н., доцент НГПУ, г. Новосибирск
E-mail: for.mashi@gmail.com
Социальные перемены, экономические реалии сегодняшнего дня приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций, отражающих стремление современного человека к лидерству, успеху доминированию и власти над другими и т.д.
Проблема ценностных ориентаций личности также все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование целей, определение способов их достижения, построение отношения к окружающей действительности. В этой связи система ценностных ориентаций рассматривается как содержание смыслового компонента образа «Я», самосознания личности [4].
Нас заинтересовал вопрос выявления связи ценностных ориентаций и самосознания личности, поскольку ценности являясь внешними и внутренними нормативами поведения, достаточно полно могут характеризовать систему представлений человека о самом себе, следовательно, являться своеобразным «кодом доступа» к личности, возможности ее коррекции и совершенствования.
Можно сказать, что обозначенным нами психологическим феноменам посвящено немало работ, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли: Е.К.Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Н. Мясщев, А.С. Шаров и другие.
Проблема самосознания в рамках отечественной психологии рассмотрена в трех аспектах:
- философско-методологические и историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С. Кон, А.Г. Спиркин);
- общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, С.Л.Рубинштейн);
- социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А.В. Захарова, А.И. Липкина, В.В.Столин).
Поскольку личность представляет собой динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного изменения и развития, большое значение приобретают ее внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности как раз и выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей [5].
Наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека [2].
Степень принятия личностью групповых ценностей и их интериоризация также зависит от свойств ее индивидуальности: особенностей самоотношения, самооценки, акцентирования тех или иных черт характера, типа высшей нервной деятельности, которые определяют общую стратегию взаимодействия индивида с социальной средой и ее мотивацию.
Совокупность внутренних (индивидных свойств) и внешних факторов (особенности социокультурной среды), определяют условия формирования системы ценностных ориентаций личности, которая всегда реализуется в той или иной ее деятельности. Так игровая, учебная и трудовая деятельность, последовательно сменяя друг друга на протяжении онтогенеза, безусловно, отражают ценностные ориентиры личности.
Помимо семейного воспитания, воздействия общего и профессионального обучения, средств массовой информации, на развитие системы ценностей личности могут оказывать влияние такие формы целенаправленного психологического воздействия как психотерапия и психологическая коррекция. По определению С. Ледера и Т.Высокиньской-Гонсер, основной целью психотерапии собственно и является достижение изменений в ценностных установках [цит. по: 7]. Такая позиция, направленная на коррекцию ценностной сферы личности, априорно предполагает наличие нарушений (или изменений) системы ценностных ориентации при различных расстройствах, лежащих в основе обращения за психотерапевтической помощью.
На разных возрастных этапах те или иные аспекты развития системы ценностных ориентации личности выходят на первый план. Так предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь к юношескому возрасту. Как пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [цит. по 6, с.21]. В этой связи юношеский возраст является решающим в плане формирования ценностной системы личности, поскольку связан не только с бурным интеллектуальным развитием личности и ее профессиональной подготовкой, но, прежде всего, с социальным и личностным самоопределением.
Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этом возрастном этапе человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.
Р. Коген в своей теории развивающегося «Я» делает акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития автор выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности [цит. по 3].
Подводя итог теоретическому анализу проблемы нашего исследования можно сформулировать некоторые выводы:
- содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности;
- ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, представляет собой отражение мотивационно-потребностной сферы, системы личностных смыслов, следовательно, может рассматриваться как содержательная сторона самосознания личности;
- система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, период юношества можно определить как ключевой в становлении этой системы, а период зрелости как этап критичной оценки достигнутого.
Экспериментальное исследование проводилось нами в период с 2008 по 2009 год на базе Сибирского Государственного Университета Путей Сообщения. В исследовании приняли участие тридцать человек возрастной категории 30-40 лет (работники железной дороги, проходившие курсы повышения профессиональной подготовки) и тридцать человек возрастной категории 18-23 лет (студенты дневного отделения). Выборка испытуемых подобрана нами в рамках одной профессиональной среды, чтобы в большей степени выявить влияние возрастной переменной на становление самосознания и системы ценностных ориентаций личности.
Диагностика самосознания и ценностных ориентаций личности осуществлялась следующим набором методик: методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности (адаптирована Карандашевым В.Н.), тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева, тест–опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р.Пантелеева.
Так в группе испытуемых юношеского возраста достоверно выше оказались следующие показатели самосознания: интегральная шкала (Uэмп = 210 при р=0,001), самоуважение (Uэмп = 193,5 при р=0,001), аутосимпатия (Uэмп = 571,5 при р=0,001), самоуверенность (Uэмп = 270,5 при р=0,05); самопринятие (Uэмп = 246,5 при р=0,05).
А в группе испытуемых периода взрослости достоверно выше были следующие показатели самосознания: ожидание положительного отношения других (Uэмп = 14 при р=0,001), самоинтерес (Uэмп = 74 при р0,001), ожидание отношения других (Uэмп = 57 при р0,001). Эти результаты, на наш взгляд, могут свидетельствовать о том, что показатели самосознания на разных этапах онтогенеза действительно достоверно различные и не имеют однозначно прямой тенденции развития. Так уровень самоуважения и аутосимпатии в более возрастной группе оказался ниже, что можно объяснить большим жизненным опытом и его неоднозначно положительной оценкой. В этой связи высокие показатели шкал ожидание отношения других и положительное отношение других можно интерпретировать как потребность в признании, одобрении, понимании со стороны окружающих. Большая выраженность шкалы самоинтерес возможно связана с готовностью зрелой личности прислушиваться к своим подлинным желаниям, обусловленным собственными потребностями, а не социальными стандартами.
В группе испытуемых юношеского возраста высокие значения шкал самоуважения, самоуверенности, самопринятия, на наш взгляд, могут свидетельствовать о значимости на данном возрастном этапе положительного отношения к себе. Возможно, что целостное представление о своем Я, которое складывается к концу данного возрастного периода, дает личности представление о векторе своего дальнейшего развития, что и переживается ею как чувство внутренней согласованности (высокие показатели аутосимпатии и интегральной шкалы).
Достоверные различия между группами были получены нами и по ценностным ориентациям. Так в группе испытуемых юношеского возраста достоверно выше оказались следующие ценности: самостоятельность (Uэмп = 277 при р=0,05), власть (Uэмп = 194 при р=0,001), гедонизм (Uэмп = 291 при р=0,001). А в группе испытуемых периода взрослости достоверно выше оказались ценности: универсализм (Uэмп = 123 при р=0,001), безопасность (Uэмп = 283 при р=0,05), доброта (Uэмп = 114 при р=0,001), конформность (Uэмп = 163 при р=0,001), традиции (Uэмп = 105 при р=0,001), локус контроль-жизнь (Uэмп = 268 при р=0,001).
Потребность юношества в самостоятельности может быть продиктована желанием освободиться от опеки взрослых, получить возможность самому принимать серьезные решения. В этой связи выраженность ценности власть, на наш взгляд, говорит о потребности взять функции управления собственной жизнью на себя, реализации права наградить себя (гедонизм). Людям более зрелого возраста в большей степени характерна потребность в стабильности, упорядоченности (безопасность, традиции), поскольку это дает ощущение управляемости, контроля собственной жизни, жизни своей семьи. Отсюда и большая терпимость к окружающим, готовность принять отличную от своей позицию, идти на компромисс (универсализм, доброта, конформность).
Следующим этапом нашего исследования стала процедура корреляционного анализа между шкалами ценностных ориентаций и самосознания. В группе испытуемых юношеского возраста нами были получены достоверные на уровне 5% и 1% связи. Прямая связь между шкалами: самоуважение и результат, самоинтерес и самостоятельность, самопринятие и власть, самообвинение и ЛК-Жизнь, самопонимание и доброта. Обратная связь между шкалами: самоуважение и цели, самоуверенность и самостоятельность, самопринятие и конформность, традиции.
Юношеству свойственна ориентация на получение результата, достижение, поскольку она высвечивает «реальную стоимость» личности, и в борьбе за получение места «под солнцем» позволяет оценить самого себя. Представление молодого человека об управляемости и контроле собственной жизни наталкивается на претензии и критику в собственный адрес. И чем больше молодой человек понимает самого себя, тем терпимее воспринимает окружающих. В целом выявленные взаимосвязи отражают активный, целенаправленный характер развития данного возрастного этапа.
В возрастной группе 30-40 лет прямая достоверная на уровне 5% и 1% связь была выявлена между шкалами: аутосимпатия и универсализм, ЛК-Жизнь, ожидание отношения других и ЛК-Я, самообвинение и власть. Видимо, чем шире возможности личности «договориться» с окружающими на работе, в семье, тем больше ощущение внутренней согласованности своего Я, управляемости собственной жизнью. Можно предположить, что зрелый человек в большей степени ориентируется на понимание окружающих, их оценку, и бремя ответственности «за других» нередко глубоко переживает.
Обратная достоверная на уровне 5% и 1% связь между шкалами: самоуважение и конформность, самоинтерес и универсализм, самостоятельность. Необходимость «сглаживать» углы, находить компромисс в достижении цели и взаимоотношениях с окружающими порой требует поступиться собственными личными интересами и желаниями, что снижает чувство собственной ценности, но повышает ожидание признания со стороны других. Общий характер полученных взаимосвязей можно описать как уравновешенный и гибкий.
Таким образом, подводя итог нашего экспериментального исследования можно отметить следующее: ценностные ориентации и показатели самоотношения в период юношеского и зрелого возраста различны, следовательно говорить о универсальном наборе ценностных ориентиров, установок относительно своего Я и их возрастном увеличении в прямой прогрессии не приходится. Напротив, мы имеем на каждом возрастном этапе своеобразное смысловое единство между переживанием своего Я и его воплощением в наборе внешних и внутренних регуляторов поведения. Этот баланс позволяет решать задачи возрастного этапа, отражает характер взаимодействия личности с собой и окружающим социумом. Соответственно в вопросах возможной психологической помощи и коррекции нужно всегда учитывать взаимосвязанность ценностных ориентиров и показателей самоотношения личности, ее динамический возрастной аспект.
Список литературы:
1.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал – 1994. Т.5. – №5.
2.Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пс. н. – СПб, 1993. – 18 с.
3.Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации. // Социологические исследования. – 2000. № 12.
4.Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1998.
5.Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психолог. проблемы социальной регуляции поведения. Отв. ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. – М., 2000.
6.Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.
7.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
дипломов
Оставить комментарий