Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Моргунова М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ТОЛЕРАНТНОЙ  КУЛЬТУРЫ  ПЕДАГОГА

Моргунова  М.А.

педагог-психолог  высшей  категории  МОУ  гимназии  №  3,  г.  Воронеж

E-mailmarina-vrn2008@yandex.ru

 

Анализ  зарубежных  источников  о  толерантности  и  терпимости  указал  их  основания  в  гуманистической  философии  и  психологии.  В  русле  не  директивной  терапии  родоначальник  гуманистической  психологии  К.  Роджерс  понимает  терпимость  как  «отсутствие  надменности»  [4,  с.90]  и  основополагающий  принцип  в  оказании  помощи  другому  человеку.  Опираясь  на  стремление  человека  к  позитивным  изменениям,  благодаря  эмпатическому  пониманию  и  конгруэнтности,  личность  способна  обеспечить  безусловное  принятие  другого  и  позитивную  самоактуализацию,  гуманное,  терпимое  отношение  к  себе  и  окружающим.  Развивая  данную  мысль,  американский  психолог  А.  Маслоу  считает,  что  терпимость  прокладывает  путь  самоактуализирующейся  личности,  способствуя  ее  личностному  росту,  возможности  установления  с  окружающими  доброжелательных  отношений;  и  в  целом  терпимость  дает  ключ  к  пониманию  сути  человека  и  специфики  взаимодействия  людей  [3].  По  мнению  В.  Франкла,  терпимости  отводится  роль  неотъемлемой  составляющей  духовного  развития  человека,  поскольку  оно  носит  целостный  характер  и  предполагает  постижение  ценностей  гуманизма,  нравственности  и  выражение  отношений  созидания  и  сотрудничества  [во  2,  с.24].  Для  G.  Allport  толерантность  предстает  важной  личностной  характеристикой  человека  демократического  общества,  объединяющей  знание  себя,  независимость,  ответственность,  чувство  юмора,  способность  к  эмпатии.  G.  Allport  выделяет  два  пути  личностного  развития:  толерантный  и  интолерантный.  Толерантный  путь  выбирает  человек  свободный,  доброжелательный,  с  позитивной  «Я-концепцией».  Интолерантный  путь  характеризуется  представлением  о  собственной  исключительности,  стремлением  переносить  ответственность  на  окружение,  потребностью  порядке,  желанием  сильной  власти  [8].  Мы  раскрывали  толерантную  культуру  педагога  через  представленные  автором  критерии  зрелой  личности,  базирующиеся  на  терпимости:  широкие  границы  «Я»  как  способность  посмотреть  на  себя  со  стороны  и  социальная  активность;  способность  к  теплым  сердечным  социальным  отношениям  (в  том  числе  терпимость);  умение  справиться  с  собственным  эмоциональным  состоянием;  реалистичное  восприятие,  опыт  и  притязания;  способность  к  самопознанию  и  чувство  юмора;  направляющую  (цельную)  жизненную  философию. 

  В  «Словаре  практического  психолога»  С.Ю.  Головин  объясняет:  «Толерантность  –  отсутствие  или  ослабление  реагирования  на  какой-либо  неблагоприятный  фактор  в  результате  снижения  чувствительности  к  его  воздействию,  …внешне  проявляется  –  в  выдержке,  самообладании,  способности  длительно  выносить  неблагоприятные  воздействия  без  снижения  адаптационных  возможностей»  [5,  с.70]. 

  А.Г.  Асмолов  и  Г.У.  Солдатова  едины  в  определении  толерантности  как  уважения  и  признания  равенства,  отказ  от  доминирования  насилия,  признание  многомерности  и  многообразия  человеческой  культуры,  норм,  верований,  отказ  от  сведения  этого  многообразия  к  единообразию  или  к  преобладанию  какой-то  одной  точки  зрения  [6].  Анализируя  мнение  группы  ученых  во  главе  с  М.П.  Мчедловым,  мы  также  находим  в  их  трактовках  разные  аспекты  понимания  толерантности  [7,  с.9  -  17]:

-«толерантность  является  признаком  уверенности  человека  в  надежности  своих  позиций,  отсутствия  боязни  сравнения  и  конкуренции  с  другими  воззрениями; 

-это  есть  показатель  интеллектуального  уровня  человека,  готового  обогащать  и  совершенствовать  свой  умственный  кругозор,  нрав  и  манеру  поведения  путем  контактов  с  иными  воззрениями  и  практическими  действиями;

-она  определяется  индивидуально-психологическими  особенностями  личности,  природной  склонностью  к  терпимости  и  согласию;  терпимость  базируется  на  признании,  уважении  универсальных  прав  и  основных  свобод  человека;

-толерантность  предполагает  не  снисходительность,  а  доброжелательность,  готовность  к  уважительному  диалогу  и  сотрудничеству

-историческая  ограниченность  познания,  относительность  знания…  подчеркивают  важность  соблюдать  терпимость  к  иным  взглядам;  признание  права  на  различие  –  основа  толерантности». 

Психолог  и  политолог  В.С.  Рахманин  рассматривает  толерантность  как  «взаимотерпимость  людей,  занимающих  разные  позиции,  как  определенный  тип  социальности».  И  далее  автор  расширяет  исследуемое  понятие  и  подчеркивает,  что  «толерантность  включает  в  себя: 

-  во-первых,  гуманистическую  взаимную  непредвзятость  социальных  субъектов  образа  жизни  и  мыслей  друг  друга;

-  во-вторых,  уважение  к  личности,  независимо  от  этнической,  религиозно-конфессиональной,  социальной  принадлежности,  гражданства;

-  в-третьих,  признание  многообразия  экзистенциальных  форм  бытия  и  права  каждого  человека  на  выбор  своей  модели  существования;

-  в-четвертых,  взаимокорректность  людей  в  обыденном,  деловом,  политическом  и  др.  общении»  [1,  с.242-243].

В  целом,  мы  представляем  толерантность  как  устойчивое  нравственное  качество  личности,  детерминированное  ее  особыми  психофизиологическими  свойствами  и  способное  к  формированию,  развитию  в  социокультурной  среде  при  определенных  условиях.  Как  видно,  являясь  качественным  показателем  социума  и  его  важнейшей  потребностью,  толерантность  в  тоже  время  индивидуальна  и  находит  свое  выражение  в  таких  разнообразных  характеристиках  личности,  как:  терпимость,  психологическая  устойчивость,  отзывчивость,  гуманность,  конгруэнтность,  ответственность,  уважение  и  др. 

Таким  образом,  анализ  отечественных  и  зарубежных  исследований  толерантности  позволил  нам  выделить  психологические  характеристики  данного  феномена,  которые,  на  наш  взгляд,  являются  определяющими,  в  трактовке  сути  понятия  «толерантной  культуры  педагога»:  способность  субъекта  проявлять  кратковременную  с  потенциальным  возрастанием  терпимость  к  иному,  отличному  от  меня;  как  проявление  сдержанности,  выносливости,  устойчивости  личности;  как  признание  равноправия  в  возможностях  окружающих,  прав  других  быть  самими  собой;  понимание,  принятие  другого;  допущение  многообразия,  разного  в  себе  и  других;  уважение  к  другим;  осознанная  терпимость,  воспитание  толерантного  мышления;  сопереживание,  сострадание,  эмпатия,  мягкость;  доброжелательность,  благодетельность,  великодушие;  открытость,  контактность;  ответственность;  активное,  деятельное  отношение;  гуманность,  любовь  к  человеку. 

 

Список  литературы:

1.Демократия:  конфликтность  и  толерантность  /  под  ред.  В.С.  Рахманина.  –  Воронеж:  Воронежский  госуниверситет,  2002.  –  402  с.

2.лепцова  Е.Ю.  Психология  и  педагогика  толерантности:  учеб  пособие  для  слуш.  сист.  доп.  проф.  пед.  образования.  –  М.:  Академический  Проект,  2004.  –  176  с.

3.Маслоу  А.  Мотивация  и  личность  /  А.  Маслоу.  –  М.:  Смысл,  1989.  –  463  с.

4.Роджерс  К.  Клиентоцентрированная  терапия.  –  М.:  Рефлбук,  1997.  –  204  с.

5.Словарь  практического  психолога  /  сост.  С.Ю.  Головин.  –  Минск:  Харвест,  1997.  –  С.  70.

6.Солдатова  Г.У.  Межэтническая  напряженность.  –  М.:  Смысл,1998.  –  178  с.

7.Толерантность  /  общ.  ред.  М.П.  Мчедлова.  –  М.:  Республика,  2004.  -  416  с.

8.Allport  G.  Nature  of  Prejudice.  Cambridqe,  MA:  Addison-  Wesley,  1954.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.