Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Курносова М. ПОНЯТИЕ ВОЛИ КАК ВЕДУЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПОНЯТИЕ  ВОЛИ  КАК  ВЕДУЩЕГО  ПСИХИЧЕСКОГО    ПРОЦЕССА  В  РАБОТАХ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  УЧЕНЫХ  КОНЦА    XIX    НАЧАЛА  XX  ВЕКА

Курносова  М.Г.

ВГИПУ,  Н.  Новгород

 

Интенсивная  разработка  представлений  о  воли  в  конце  XIX  начале  XX  века  отмечена  бурным  развитием  естественнонаучных  и  психологических  знаний.  Эти  представления  можно  разделить  на  три  направления,  которые  в  современной  психологии  представлены  как  мотивационный  и  регуляционных  подходы  и  подход  «свободного  выбора».  К  основными  представителям  этих  направлений  в  конце  XIX  начале  XX  века  можно  отнести  таких  отечественных  ученых,  как  Л.С.  Выготский,  С.С.  Корсаков,  П.И.  Ковалевский,  И.М.  Сеченов,  А.У.  Фрезе,  В.Ф.  Чиж  и  др.

В  рамках  мотивационного  подхода,  представления  о  природе  свободы  воли  сводятся  либо  к  начальному  моменту  мотивации  действия  (желание,  стремление,  аффект),  или  к  признанию  свободы  как  тесно  связанной  с  мотивацией;  подчеркивается    побудительная  функция  воли,  т.е.  акцентируется  мотивационная  ее  составляющая.  Основными  функциями  воли  при  этом  являются:  выбор  мотивов  и  целей,  мобилизация  физических  и  психических  возможностей  при  преодолении  препятствий  в  достижении  поставленных  целей,  связь  воли  с  целостной  личностью.

Так,  С.С.  Корсаков  отмечая,  специфически  личностный  характер  деятельности  человека  и  связь  воли  с  целостной  личностью,  писал:  «Воля  в  смысле  наиболее  употребительном  -    есть  выражение  потребности  данной  личности  и  должна  выражать  свойства  именно  этой  личности,  как  целостного  и  психического  организма»  [3,  с.  244].

Воля  тесно  связана  с  сознанием  и  вниманием.  Волевой  процесс  всегда  сознателен:  он  может  быть  отслежен,  проанализирован,  вызван  произвольно,  он  есть  средство  управления,  но  он  и  управляем  сознанием.  Внимание  необходимо  для  реализации  волевого  усилия:  лишь  то,  что  находится  в  сфере  внимания  человека,  может  быть  подвержено  воздействию  волевого  усилия.

Согласно  С.С.  Корсакову,  именно  воля  в  форме  активного  произвольного  внимания  есть  фактор,  который  обеспечивает  и  актуальное  поле  сознания,  и  весь  процесс  познавательной  деятельности.

Во  всех  вариантах  мотивационного  подхода  особое  значение  придавалось  расстройствам  и  отклонениям  в  волевой  сфере.  С.С.  Корсаков  подчеркивал,  что  «…гармония  интенсивности  различных  специальных  чувств  у  душевнобольных  резко  расстраивается,  а  в  зависимости  от  этого,  конечно,  расстраивается  и  проявление  деятельности  душевнобольных  и  их  отношение  к  окружающим  лицам.  В  громадном  большинстве  случаев  является  преобладание  чувств  низших  над  чувствами  высшими,  вследствие  чего  нравственный  облик  личности  …  падает»  [2,  с.  95].  Он  выдвигает  и  здесь  на  первый  план  связь  с  расстройствами  функционирования  всей  психики,  всей  личности,  с  нарушением  их  функционирования,  их  устойчивости  и  сбалансированности. 

Проблема  воли,  как  основы  нашего  «я»,  централизующей  силы,  придающей  целостность  и    индивидуальность  психики  и  каждому  отдельно  психическому  акту  занимает  центральное  место  и  в  психологических  воззрениях  и  в  патопсихологии    В.Ф.  Чижа.    Он  утверждал:  «Суть  нашего  «я»  (как  психического  так  и  физического)  есть  воля.  Не  понимая,  не  отдавая  себе  ясного  отчета  о  сущности  воли,  нельзя  понимать  душевной  болезни  в  наиболее  неясных  ее  проявлениях…  Воля  создает  единство  личности,  а,  следовательно,  -  и  единство  поступков»  [4,  с.  189].     

В  волевой  сфере  и  поведении  человека  наиболее  ярко  проявляются  психические  расстройства.  Автор  характеризовал  волю,  как  деятельность,  воспринимаемую  сознанием  и  проявляющуюся  как  во  внутреннем  состоянии,  так  и  во  внешнем  движении.  Воля  является  основой,  ядром  индивидуальности,  «именно  воля  выделяет  каждого  из  нас  в  особую  индивидуальность,  отличает  нас  от  других,  хотя  бы  и  похожих  во  всех  отношениях,  индивидуальностей,  имеющих  те  же  мысли,  те  же  знания.  Тем  сильнее  воля,  тем  более  выражена  индивидуальность;  для  того,  чтобы  обезличить  человека,  надо  подавить  в  нем  волю;  чем  меньше  воли,  тем  меньше  индивидуальности;  чем  больше  воля,  тем  ярче,  сильнее,  полнее  индивидуальность»  [5,  с.  39]. 

Из  истории  психологии  известно,  что  понятие  «воля»  было  введено  как  объяснительное  понятие  о  зарождении  действия,  которое  основывается  не  только  на  желаниях  человека,  но  и  на  умственном  решении  о  ее  осуществлении.  Так,  отечественный  ученый  А.У.  Фрезе  отмечал,  что  воля  и  действие,  т.е.  произвольное    движение,  неотделимы  друг  от  друга,  что  любой  волевой  акт  есть  не  что  иное,  как  действие  или  удержание  от  действия.  Согласно  Фрезе,  все  душевные  явления,  не  воплощенные  в  действия,  есть  «субъективные  акты,  ибо  о  них  знает  только  один,  имеющий  их.  Единственный  способ  проявления  –  мышечное  сокращение  у  человека  –  мимика  лица,  речь,  деятельность».    В  действии  (движении)  он  видел  не  что-то  самостоятельное,  изолированное,  а  завершающий  момент  целенаправленного  акта  сознания:  сиюминутного  или  прошлого,  закрепленного  в  навыке.  Он  предугадывает  в  данном  вопросе  некоторые  исходные  положения  не  только  И.П.  Павлова,  но  и  Н.А.  Бернштейна.

Воля  формируется  и  развивается  под  воздействием  контроля  за  поведением  человека  со  стороны  общества  и  лишь  затем  интериоризуется,  т.  е.  становится  чисто  внутренним  психическим  процессом  –  самоконтролем  личности.  Становление  воли  связано  с  переходом  от  внешних  способов  действия  к  внутренним.  Об  этом  еще  в  начале  прошлого  века  писал  И.Г.  Оршанский.  Он  показал  зависимость  волевого  выбора  от  реальной  ситуации,  воспитания,  убеждения,  индивидуальности  личности,  сформированной  жизненным  опытом;  объяснял  возникновение  идей  о  свободе  воли  сложной  мотивацией  всякого  волевого  решения,  многообразием  человеческих  личностей,  трудностью  учесть  все  особенности  взаимодействия  данной  ситуации  с  характером  данного  человека.  В  относительной  свободе  воли  он  видел  возможность  следовать  своим  убеждениям  и  стремлениям,  несмотря  на  давление  обстоятельств,  и  умение  критически  оценивать  и  учитывать  реальную  ситуацию.

Особое  внимание  проблеме  изучения  воли  уделял  отечественный  ученый  П.И.  Ковалевский.  Психические  процессы  рассматривались  им  как  взаимодействие  (нередко  остроконфликтное)  разума  и  эмоций,  связанное  с  волей,  без  которой  эти  процессы  не  могут  завершиться.  «Воля  не  есть  самостоятельная  способность,  а  вполне  вытекающая  из  вышеупомянутой  борьбы  между  мышлением  и  самочувствием.  Воля  есть  диагональ  между  этими  двумя  душевными  силами:  мышлением  и  чувством  или  страстью…  в  одних  случаях  она  приближается  в  сторону  одного,  в  других  в  сторону  другого,  смотря  по  напряженности  того  или  другого  деятеля»,  -  утверждал  Ковалевский  [1,  с.  39].  Т.о.  он  определял  душевные  болезни  как  расстройства  мышления  и  самочувствия.

Общая  позиция  отечественных  ученых    заключалась  в  том,  что  воля  проявляется  и  как  процесс,  и  как  действие,  и  как  состояние,  но  непременно  выполняет  присущую  ей  функцию  регуляции  деятельности  и  поведения.  Волевые  проявления  реализуются  через  волевое  действие,  волевое  усилие  и  характерную  напряженность,  которая  мобилизует  и  регулирует  активность  личности.  Волевое  усилие  является  также  основой  состояния  волевой  активности,  которая  составляет  временную  характеристику  психической  деятельности  человека.

Итак,  история  развития  представлений  о  свободе  воли  свидетельствует  о  неоднозначности  и  многоплановости  понимания  этого  понятия. 

Воля  рассматривалась,  как  процесс  осознанного  воздействия  человека  на  свою  психическую  сферу  с  целью  выполнения  необходимого  действия  в  соответствии  с  поставленной  целью,  преодолевая  физиологические  и  (или)    психологические  трудности  (препятствия).  В  психической  деятельности  она  реализует  две  взаимосвязанные  функции:  активизирующую  и  тормозящую,  что  позволяет  направлять  деятельность  человека  как  на  достижение  чего-то,  так  и  на  отказ  от  того,  что  ему  не  нужно.

Благодаря  воле  человек  может  по  собственной  инициативе,  исходя  из  осознанной  необходимости,  выполнять  действия  в  соответствии  с  заданным  планом.  Воля  обеспечивает  самодетерминацию  и  саморегуляцию  деятельности  и  протекания  различных  психических  процессов.

Волевое  действие  всегда  целенаправленно,  посредством  этого  действия  человек  стремится  к  достижению  стоящей  перед  ним  цели  по  заданному  плану,  подчиняя  свои  импульсы  сознательному  контролю  и  изменяя  окружающую  действительность  в  соответствии  со  своим  замыслом.  Действующий  субъект,  направляя  усилие  на  достижение  цели,  может  оценить  результат  действия,  сопоставляя  его  с  целью,  на  которую  оно  было  направлено.  Эффективность  волевого  усилия  оценивается  человеком  через  успешное  или  неуспешное  достижение  поставленной  цели.

Таким  образом,  отечественные  ученые  не  стояли  в  стороне  от  проблемы  свободы  и  в  разные  периоды  XIX-XX  века,  а  обращались  к  ее  изучению.  Анализ  научных  поисков  отечественных  исследователей  обнаруживает  различия  в  их  взглядах  на  природу  воли.  Вместе  с  тем  установленные  ими  способы  воспитания  воли  помогают  современной  психологии  продвигаться  в  таких  сложных  вопросах,  как  формирование  личности  с  развитой  волей.

 

Список  литературы:

1.Ковалевский  П.И.  Психиатрия.  Общая  психопатология.  –  Харьков,  1892. 

2.Корсаков  С.С.  Избранные  произведения.  –  М.,  1954. 

3.Корсаков  С.С.  По  вопросу  о  свободе  воли  (возражение  на  реферат  Н.Я.  Грота  на  заседании  5.03.1887  г.)  –  Труды  Московского  психологического  общества.  М.,  1889,  3. 

4.Чиж  В.Ф.  Лекции  по  судебной  психопатологии.  –    СПб.,  1902. 

5.Чиж  В.Ф.  Методология  диагноза  /  В.Ф.  Чиж.  –  СПб.,  1913.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий