Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПОВ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФАХ
Каяшева О.И.
канд. психол. наук, доцент УРАО, г.Москва
E-mail:
В структуре психики К.Г.Юнг важную роль отводил коллективному бессознательному, представленному архетипами. Архетипы – это паттерны инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном, они обусловливают поведение большинства людей.
Мифы отражают архетипы коллективного бессознательного. Одни из самых древних – это мифы о Великой Богине (Великой Матери) и Великом Отце. Великая Богиня существовала еще в допатриархальную эпоху и олицетворяла женское начало, связанное с природой и плодородием [1;3]. В Древней Греции было семь основных архетипов Великих Богинь. Все семь архетипов олицетворяли разные ипостаси Великой Богини прошлого. Древнегреческие богини – это жизненные модели женщин в патриархальной культуре. Одни из моделей позволяют подстроиться к взаимодействию с сильными мужчинами, наделенными властью (Персефона, Гера), другие понять свою сущность (Гестия), раскрыть новые возможности, настойчиво и целеустремленно добиваться своей цели (Афина, Артемида), а также найти в себе богиню Деметру (архетип материнства), Афродиту (архетипы возлюбленной и творческой женщины; алхимическая богиня) [3].
Наиболее почитаемыми в Греции были шесть богов-мужчин: Зевс, Посейдон, Аполлон, Гермес, Гефест, Арес, позднее стал популярен и Дионис. Зевс является ключевой фигурой древнегреческих мифов. Архетип Зевса встречается и в мифах о сильных и властных мужчинах у представителей различных культур. Зевс испытывает потребность в постоянных насыщенных отношениях с женщинами. Зевс олицетворяет архетип авторитарного отца. Он любит своих многочисленных детей, но требует от них подчинения и послушания [2]. Все дети Зевса, безусловно, являются значимыми фигурами, как в мире богов, так и в мире людей. Можно вспомнить мойр (богини судьбы), харит, знаменитых девять муз, Аполлона, Артемиду, Персефону, Диониса, Гермеса, Афродиту (согласно версии Гомера), героя Персея, мужественного Геракла и многих других.
Архетип отца представляют также братья Зевса – Посейдон и Гадес (Аид). Посейдон является противоположным Зевсу архетипом по ряду признаков. Посейдон эмоционален, его действия и поступки определяют сиюминутные чувства. Настроение Посейдона быстро меняется: то на море штиль, то уже налетел ветер и вздымаются громадные волны. Весьма специфичным является и образ Гадеса. Погружение в мир Гадеса – это большой риск, который может оправдаться и раскрыть громадные богатства бессознательного, помочь в достижении целостности личности, либо увести от реальности, вызвать дезадаптацию. Царство этого бога тесно связано с глубокой депрессией и околосмертными переживаниями, поскольку в мифах именно смерть (танатос) была пропуском в мир Аида, из которого почти невозможно вернуться [2].
Наше экспериментальное исследование проводилось в период с 2008 по 2009гг. среди студентов МГППУ и УРАО (всего 200 испытуемых в возрасте от 16 до 60 лет, среди них 140 женщин и 60 мужчин). Мы предлагали студентам выбрать из списка наиболее привлекательную для них пару: бога (Гадес (Аид), Арес (Марс), Аполлон, Гермес, Гефест, Дионис, Зевс, Посейдон) и богиню (Артемида, Афина, Афродита, Гера, Деметра, Гестия (Веста), Персефона), а затем обосновать свой выбор. Приведем некоторые результаты, полученные в результате работы.
При анализе данных обращалось внимание на взаимосвязь выбора пары с возрастом и полом самих испытуемых. В возрасте от 16 до 30 лет наиболее предпочтительным оказался для испытуемых архетип Гермеса, бога-покровителя торговли, а по некоторым источникам он также покровитель воров, путешественников и «гимнастики» (38% всех выборов среди мужчин и женщин), в группах от 31 года и старше чаще выбирали Зевса (43%). Можно предположить, что подобные различия связаны с изменениями, произошедшими в нашем обществе за последние десятилетия. Гермес, в отличие от Зевса, обладает гибкостью, хитростью, высокой адаптивностью, способностью получить выгоду, добиться своего в самых трудных нестандартных ситуациях («он всегда выйдет сухим из воды», «такой мужчина сегодня и нужен», «для него все двери открыты», «самый умный», «веселый и находчивый» и т.д.). При сопоставлении предпочтений мужчин и женщин в выборе богов и богинь мы находим некоторые совпадения. Афродита – это один из любимейших архетипов, как у мужчин, так и женщин во всех возрастных выборках (40% всех выборов у мужчин и женщин). При рассмотрении архетипа Аполлона предпочтения мужчин и женщин не совпадают. Аполлон, один из самых привлекательных образов для женщин во всех возрастных выборках, он уступает по частоте выборов только Зевсу во второй возрастной выборке и Гермесу в первой. Мужчины же на первое место в своих предпочтениях ставят силу и власть, поэтому боги-отцы (Зевс и Посейдон) занимают лидирующие позиции, а также умение и профессионализм (выбор богов-сыновей Гермеса и Гефеста). После Афродиты из женских архетипов мужчины чаще выбирали богинь Геру («жена как у меня», «красивая, хоть и ревнивая» и др.) и Афину («умная», «мудрая», «красивая», «прекрасная», «дочь Зевса», «надежная» и др.).
Выбор архетипа Гадеса (Аида) был отмечен у 12% процентов всех испытуемых в возрасте до 30 лет и у 10% в возрасте от 31 до 60 лет. Часто выбирали Гадеса люди интровертированные, рефлексивные, у трети студентов, написавших его имя, была выявлена шизоидная акцентуация характера (по тесту К.Леонгарда). Также архетип Гадеса предпочитали девушки тревожные, инфантильные и неуверенные в себе в возрасте от 16 до 21 года, т.е. по своим особенностям близким к архетипу Персефоны.
Интересен анализ выбираемых пар бога и богини. Например, пара Деметра – Дионис может быть характерна для дисгармоничных супружеских отношений. Деметра-мать, опекающая, созависимая. Дионис, безусловно, веселый, хитрый, адаптивный, но в России данный архетип соотносится с зависимым поведением. В исследовании у 10% женщин в возрасте от 31 до 60 лет были выявлены такие пары (Деметра-Дионис). В результате проведения беседы с этими женщинами, мы выяснили, что из этих 10% , у 6% женщин, мужья злоупотребляют спиртными напитками. Они объясняли свой выбор мужского архетипа следующим образом: «не хочу Диониса выбирать, а само собой получается», «он самый веселый и интересный», «с ним нескучно», «он бог виноделия», «с чувством юмора» и др.
15% мужчин (от 16 до 60 лет) выбрали архетип Персефоны, при этом были выявлены пары Гадес-Персефона, Зевс - Персефона. Персефона изначально выступала в роли жертвы, но в дальнейшем нашла себя в роли манипулятора. Вспомним мифический сюжет о том, что одну часть года она проводит со своим супругом Гадесом, другую с любящей матерью – Деметрой, что позволяет ей искусно извлекать выгоду из подобных отношений. Персефона в то же время– это архетип дочери, а Зевс и Гадес представители архетипа отца. В супружеских отношениях мы можем довольно часто наблюдать отношения такого характера.
Таким образом, мы приходим к выводу, что древнегреческие мифы могут эффективно использоваться в психологической практике. В настоящее время они применяются в целях проективной психодиагностики, психокоррекции и психотерапии.
Список литературы:
1.Колум П. Великие мифы народов мира. – М.: Центполиграф, 2007.
2.Шинода Болен Дж. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин / Пер. с англ. – М.: София, 2008.
3.Шинода Болен Дж. Богини в каждой женщине: новая психология женщины. Архетипы богинь / Пер. с англ. – М.: София, 2008.
дипломов
Оставить комментарий