Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Дмитриева Н., Фридгант Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Дмитриева  Н.В.

Д.псх.н.,  профессор,  зав  кафедрой  психологии  личности  и  спец.  психологии  НГПУ

E-mail: 

Фридгант  Д.Л.

Соискатель  кафедры  психологии  личности  и  спец.  психологии  НГПУ

 

В  психологии  существуют  четыре  группы  базовых  средств  коррекции  аддиктивной  идентичности    личности,  направленные  на  активизацию  деятельности  правого  полушария  головного  мозга  (правополушарные  методы);  средства,  направленные  на  активизацию  работы  левого  полушария  (левополушарные  методы);  интегральные  средства,  направленные  на  гармонизацию  деятельности  правого  и  левого  полушария;  специальные  средства.   

  Сочетание    правополушарных  и  левополушарных  методов    обеспечивает    самый  простой  и  эффективный  доступ  к  эмоциональной  сфере  личности,  так  как  в  процессе  их  взаимодействия  наступает  гармонизация  работы  правого  и  левого  полушарий  головного  мозга,  которые  вне  этих  условий  находятся  в  дисгармоничном  состоянии.  Заметим,  что  правополушарными  принято  считать  те  методы  и  приемы,  которые  непосредственно  оказывают  воздействие  на  правое  полушарие  головного  мозга,  на  эмоционально-чувственную  сферу  человека  [7].  Левополушарные  методы  имеют  рациональную  природу  и  основываются  на  воздействии  на  познавательную,  вербальную  и  когнитивную  сферы  личности.  К  классическим  правополушарным  средствам  достижения  психо-эмоционального  благополучия  можно  отнести  психогимнастику,  проективный  рисунок  и  психодраму.  Левополушарные  методы  включают  в  себя  беседу,  дискуссию,  методы  РЭТ  и  т.п.  [5].   

  Музыкальная  психотерапия      является  примером  интеграции  рациональных  (левополушарных)  и  иррациональных  (правополушарных)  методов.  Пение    служит  связующим  звеном  между  правым  и  левым  полушарием.  В  процессе  пения  происходит  частичная  нейтрализация  следов,  образованных  в  результате  отрицательных  переживаний,  являющихся  одной  из  причин  возникновения  аддиктивного  радикала  личности.  В  этот  момент  наступает  гармонизация  деятельности  правого  и  левого  полушарий,  которые  в  известной  степени  находятся  в  конфликте  между  собой.         

  В.И.  Петрушин  (1999)  -  автор  уникальной  концепции  музыкально-рациональной  психотерапии  указывает  на  возможность  формирования  у  человека  оптимистического  и  жизнеутверждающего  мировоззрения  с  помощью  специально  созданных  формул  музыкального  самовнушения  [15].    Практика  показывает,  что  спектр  предлагаемых  формул  должен  составляться  с  учетом  вида  адддикции.  Выполнение  творческих  заданий  в  системе  музыкально-рациональной  психотерапии  является  одним  из  наиболее  эффективных    приемов  оптимизации  психического  состояния  аддиктов  [3,4].

Нормализация  душевного  и  эмоционального  равновесия  может  быть  достигнута  с  помощью  методов  арт-терапии,  драма-терапии  и  терапии  творческим  самовыражением  (ТТС).  Разработанная  М.Е.Бурно  (1989)  ТТС  направлена  на  обучение  аддиктивной  личности  приемам  творческого  самовыражения  с  осознанием  значимости  своего  труда  и  своей  жизни  в  целом  [1].  Этот  метод  является  практическим  выражением  концепции  эмоционально-стрессовой  психотерапии  Рожнова  (1985),  которая  актуализирует  духовный  потенциал  личности.  Основным  приемом  ТТС  является  создание  творческих  произведений  (сочинение  рассказов,  рисование  и  т.д.),  а  также  творческое  общение  с  литературой,  искусством,  наукой  (речь  идет  об  осознанных  поисках  аддиктом  созвучности  своих  проблем  фрагментам  различных  произведений  культуры).  Осознание  особенностей  собственной  личности  происходит  через  погружение  в  прошлое  путем  общения      с  предметами  своего  детства  (рассматривание  фотографий  родителей,  предков,  изучение  истории  своей  семьи  и  своего  народа).  Эти  приемы  направлены  на  выявление  собственной  идентичности,  индивидуальности,  ценности  и  “неслучайности”  своего  существования  [18]. 

Эффективным  методом  реконструкции  аддиктивного  личностного  радикала      является  арт-терапия,  которая  использует  искусство  как  психотерапевтический  фактор  и  основана  на  использовании  художественного  творчества  [11,19,24].  Данный  метод  все  еще    мало  используется  в  лечебно-коррекционной,  профилактической  и  реабилитационной  работе  с  аддиктами.      Согласно            Копытину  (2002),    арт-терапевтическая  практика  основана  на  том,  что  наиболее  важные  мысли  и  переживания  человека  находят  выражение  в  виде  образов  (поэтому  этот  вид  терапии  относится  к  классическим  правополушарным  средствам  воздействия).  Основные    приемы  данного  метода  связаны  с  представлением  о  том,  что  в  человеке  заложена  способность  к  проецированию  своих  внутренних  конфликтов  в  визуальные  формы,  а  также  со  сложностью  вербализации  глубоких  чувств  и  переживаний  [6].  Поэтому  особую  ценность  арт-терапия  имеет  в  работе  с  теми  аддиктами,  у  которых  имеются  затруднения  в  выражении  и  вербализации  своих  чувств  и  мыслей,      а  также  сложности  самих  переживаний  и  наличия  значительных  внутренних  барьеров  для  их  выражения.   

  Эффективным  методом  коррекции  является    метод  направленных  фантазий  В.  Оклендер  (2001),  основанный  на  интеграции  арт-терапевтических,  психоаналитических  и  гештальт-терапевтических  подходов.  Данный  метод  включает  в  себя    практику    имаго-  и  драма  -  терапии.  Суть  его  заключается  не  просто  в  рисовании  и  проецировании  психического  содержания  проблемы  на  бумагу,  выполненный  рисунок  может  служить  стимулом  для  дальнейшего  психологического  анализа  и  терапии.    Ценностью  метода  направленных  фантазий  В.  Оклендер    является  не  только  развитие  воображения  и  активизация  работы  правого  полушария,  но  и      получение  ценных  данных  об  эмоциональном  состоянии  пациента,  который  проецирует  на  бумагу  свои  тревоги,  страхи,  фрустрации,  отношения,  импульсы,  обиды,  желания,  потребности  и  чувства.  Этот  метод  очень  эффективен  в  работе  с  аддиктами,  поскольку    он  сопровождается  осознанием  скрытых  мотивов,  заблокированных  негативных    чувств  и  переживаний  [3,13].

В  процессе  использования  ТТС,  музыкальной  и  арт-терапии  целесообразен  акцент  на  групповых  формах  воздействия,  поскольку  такая  форма  работы    развивает  социальные  навыки,  учит  взаимной  поддержке  и  совместному  решению  общих  проблем,  дает  возможность  наблюдать  результаты  своих  действий  и  их  влияние  на  окружающих  (развивает  рефлексию).  Она  позволяет  осваивать  новые  роли  и  проявлять  латентные  качества  личности,      а  также  наблюдать,  как  изменение  собственного  поведения  влияет  на  окружающих,  повышает  самооценку  аддиктов  и  развивает  навыки  принятия  решений. 

Практика  показывает,  что  для  правополушарных  (иррациональных)  методов  (арт–терапия,  драма-терапия,  музыкальная  психотерапия  и  др.)  более  эффективным  является  групповой  режим  работы,  а  основой  для    интерпретации  результатов  иррациональных  методов  служит  психоаналитический  подход. 

Положительные  результаты  в  коррекции  аддиктивной  идентичности  дает  применение  психологических  средств,  воздействующих    на  телесный    уровень.  Известно,  что  на  телесном  уровне  эмоции  чувства  проявляются  в  виде  мимики,  пантомимики,  жестов  и  телодвижений.  Нарушения  выразительной  моторики  у  аддиктов  заслуживают  пристального  внимания  потому,  что  неумение  правильно  выражать  свои  чувства  вызывает  скованность,  неловкость  и  неадекватность  мимико-жестовой  речи,  затрудняет  общение  и  пр.  По  мнению  Чистяковой  М.И.      [27],  лица  с  бедным  эмоциональным  коллажем,  возможно,  и  сами  полностью  не  улавливают  невербальные  сообщения  других,  поэтому  неправильно  оценивают  и  их  отношение  к  себе,  что,  с  нашей  точки  зрения,  может  стать  одной  из  причин  возникновения    аддикции.  Отсюда  значимость  обучения  правильному  обращению  с  невербальной  информацией.

  Идеи  Чехова    и  Станиславского  в  настоящее  время  успешно  используются  в  телесно-двигательной  терапии  (в  частности  их  знаменитый    “метод  вхождения  в  роль”),  танцевальной  терапии,  а  также  в  практике  психо  и  монодрамы.  Психотерапевтический  смысл    этой  концепции  состоит  в  “отзеркаливании”  жестов,  которые  способствуют  формированию  положительного  эмоционального  состояния  и  осознанию  негативных  паттернов  поведения  [26].

Наиболее  простыми  и  доступными  средствами  воздействия  на  телесный  уровень    являются  методы  телесно-ориентированной  терапии.  Эта  группа  методов  направлена  на  изучение  и  осознание  своих  телесных  ощущений  и  “зажимов”,  на  исследование  того,  как  потребности,  желания  и  чувства  проявляются  в  различных  телесных  состояниях,    а  также  на  обучение  способам  разрешения  дисфункций  в  этой  области.   

Из  наиболее  известных  видов  телесно-ориентированной  психотерапии  активно  используется  биоэнергетический  анализ  А.  Лоуэна  [10],  метод  Ф.  Александера  [3],    первичная  терапия  Янова  [4],  и  В.Райха  [16]  –  автора  методики  уменьшения  хронических  зажимов  и    способов  устранения  “мышечной  брони”  в  каждой  области  человеческого  тела.    Терапевтический  эффект      телесно-ориентированной  терапии  заключается  в  использовании    определенных  физических  воздействий,  с  помощью  которых  наступает  высвобождение  завуалированных  или  заблокированных    эмоций  и  чувств.  Авторами  модифицированных,    не  менее  эффективных  способов  воздействия  на  телесный  уровень  являются  М.И.  Чистякова  [27],  В.В.Петрусинский  [14],  и  др.    По  нашему  мнению,  формирование  психо-эмоционального  благополучия  аддикта  происходит  посредством  развития  более  здоровых  телесных  привычек,    восстановления  свободы  движений  и  уверенности  в  себе,  утверждение  образа  Я,  расширения  самосознания,  максимального  развития  способностей    и  становления  здоровой  идентичности.  Этот  эффект  достигается  при  использовании  методов  телесно-двигательной  терапии  на  фоне  интеграции  бихевиорального,  клиент  –  центрированного  и  личностно-ориентированного  подходов.    Последние  являются  необходимыми      не  только  для  развития    эмпатии,  но  и  для  обучения  умению  получать  так  необходимую  аддиктам  эмоциональную  поддержку. 

Поскольку,  по  мнению  А.  Лоуэна  (1998),  высвобождение  негативных  эмоций  в  процессе  телесно-ориентированной  терапии  может  приводить  к  сильным  личностным  изменениям,  могущим  оказаться    небезопасными  для  психического  здоровья,  целесообразно  использовать  вновь  возникающие  в  процессе  терапии  чувства  для  поиска  обратной  связи  и  вербальной  работы  над    реакциями  клиентов  [10].  Отсюда  необходимость  постоянного  соотнесения  телесного  состояния  с  обсуждением  и  интерпретацией  их  психического  содержания.  Функция  интерпретации  заключается  в  том,  чтобы  делать  неосознанные  феномены  (в  данном  случае  телесные  зажимы  или  мышечное  напряжение)  осознанными.    Адекватная  интерпретация  и  анализ  результатов  коррекции  является  важной  составляющей  процесса,  так  как  без  нее  теряется  собственно  терапевтический  эффект  проведенных    упражнений. 

Использование  психологических  средств,  улучшающих  адаптацию  и  социализацию  аддикта,    направлено  на  формирование  у  него  таких  психологических  состояний,  как  базовое  доверие  к  миру,  позитивная  самооценка,    интегрированная  Я-концепция  и  здоровая  идентичность.    Наиболее  оптимальным  и  эффективным  способом  воздействия  на  вышеперечисленные  параметры  являются  методы  и  приемы    игровой  психотерапии.  Данный  метод  показан,  в  основном    тем  аддиктам,  которые  не  могут  свободно  описывать  свои  чувства  и  выражать  свои  переживания,    потребности  и  мечты  в  реальной  жизни  [5].  Методы  игровой  психотерапии  позволяют  проиграть  отношения  или  ситуации  такими,  какими  их  хотелось  бы  видеть.  Во  время  игры  позиция  «игрока»  из  пассивной  формы  переходит  в  активную,  в  то  время  как  в  реальной  жизни  такой  возможности,  как  правило,  может  и  не  быть. 

Согласно  Фрэнку  (1994),  игра  -  это  символический  язык  для  самовыражения,  в  игре  отыгрываются  скрытые  травмы  и  переживания,  проявляются  особенности    Я  -  концепции.  В  процессе  терапии  представляется  возможность  для  разыгрывания  прошлых  переживаний  и  формирования  новых  позитивных  паттернов  отношений  к  другим  и  самому  себе.  Таким  образом,  возникает  возможность  непрерывного  открытия  для  себя    своих  возможностей  и  обязанностей,  обновления  и  повышения  самооценки  и  образа  Я.    В  процессе  игры  разрешаются  актуальные  проблемы,    конфликты  и  эмоциональные  затруднения  посредством  манипулирования  игровым  материалом,  ситуацией  или  терапевтом  [23]. 

Муштакс  (1994),  анализируя  случаи  работы  с  лицами,  страдающими  различными  психо-эмоциональными  нарушениями,  заметил,  что  они  проходят  определенные  стадии  терапевтического  процесса:  1)  Стадия  диффузных  негативных  чувств,  выраженных  на  разных  этапах  игры.  2)  Стадия  амбивалентных  чувств,  общей  тревожности  и  враждебности.  3)  Стадия  прямых  негативных  чувств,  направленных  против  значимых  других.  4)  Стадия  позитивных  или  негативных  амбивалентных  чувств.  5)  Стадия  четких  и  ясных,  осознаваемых  и    реалистических  позитивных    или  негативных  установок.  При  этом  в  игре  доминируют  позитивные  эмоциональные  установки.  Прохождение  через  эти  стадии  в  процессе  игровой  терапии  позволяет  выразить  и  отреагировать  негативные  переживания,  а  в  дальнейшем  сформировать  позитивные  установки,  что  будет  способствовать  эмоциональной  стабильности  и  достижению  здоровой  идентичности  [3,4,12].

Целесообразно  использование  интегративного  подхода,  объединяющего  несколько  нижеперечисленных  направлений  игровой  терапии:  психоаналитическое,  игровая  терапия  отреагированием  (игровая  гештальт-  терапия),  игровая  терапия  построения  отношений,  недирективная  игровая  терапия  или  игровая  терапия,  центрированная  на  клиенте,  семейная    и  игровая  терапия  со  взрослыми.

Психоаналитическое  направление  связано  с  именами  Зигмунда  и  Анны  Фрейд  [22],  Мелани  Кляйн    [4]  и  др.,  которые  считают,  что  неумение  выражать  негативные  переживания  словами,  требует  необходимости  осознать  прошлое  и  усилить  идентичность  пациента.  Именно  игра  является  тем  средством,  которое  делает  самовыражение    более  свободным.

Второе  направление  связано  с  появлением  работ  Дэвида  Леви  (1994),  в  которых  развивались  идеи  терапии  отреагирования-  структурированной  игровой  терапии  для  работы  с  лицами,  пережившими  какое-либо  травмирующее  событие.  Автор  основывал  свой  подход  на  том,  что  игра  предоставляет    возможность  отреагирования  накопленных  и  невыраженных  негативных  эмоций  [8].    Такое  направление  созвучно  современным  методам  гештальт-терапии,  основанным  на  бихевиоральном  подходе.

Джесси  Тафта  и  Фредерик  Ален  (1994)  авторы  третьего    направления  в  игровой  терапии  -    терапии  отношений  [20].  Его  философской  базой  послужили  работы  О.  Ranka  (1945),  который  перенес  акцент  с  исследования  бессознательного    на  развитие  отношений  в  системе  “терапевт-клиент”,  поставив  в  центе  внимания  то,  что  происходит  “здесь  и  теперь”,  в  кабинете  психотерапевта  [30]. 

Идеи  недирективной  игровой  терапии  получили  дальнейшее  развитие    в  работах  К.Роджерса  (1993),  который  расширил  ее  первоначальные  концепции  и  разработал  систему  терапии,  центрированной  на  клиенте  [17].

    Использование  игровой  терапии  в  работе  с  аддиктами  в  настоящее  время  привлекает  особое  внимание  специалистов,  поскольку  здесь  в  центре  внимания  находится  игровая  деятельность,  а  не  сам  клиент,  который  погружается  в  игру  и  открывает  в  себе  то,  что  неподвластно  простой  вербализации.  Средствами  игры  человек  ведет  разговор  с  самим  собой,    испытывая  при  этом  глубокие  личные  переживания.    Непосредственное  включение  в  игру  облегчает    понимание  своего  внутреннего  мира  и  способствует  быстрому  осознанию  ключевых  конфликтов  и  проблемных  зон.  Метод  свободного  выбора  предмета  является  поводом  для  размышлений  как  самого  аддикта,  так  и  для  получения  обратной  связи  от  других  членов  группы.

Отечественная  школа  игры  связана  с  именами  Л.С.  Выготского,  А.Н.  [2],  Леонтьева  [9],  Д.Б.  Эльконина  [29]  и  др.  В  частности  Д.Б.  Эльконин  называет  игру  “гигантской  кладовой    настоящей  творческой  мысли    человека”[29].         

Попытки  систематизировать  и  синтезировать  игры  как  средство    формирования  духовных  и  эмоциональных  потребностей  человека  принадлежат      С.А.Шмакову  (1995),  предложившему  специалистам  широкий  и  разнообразный  спектр  игр,  который  объединяет  научный,  национальный  и  культурный  опыт      деятельности.  С  этой  позиции  автор  подразделяет    игры    на  следующие  виды: 

Физические  и  психологические  игры  и  тренинги:  двигательные  (спортивные,  подвижные,  моторные),  экспромтные  игры  и  развлечения,    лечебные  игры  (игротерапия).

Интеллектуально-творческие  игры:    сюжетно-интеллектуальные  игры,  дидактические  игры  (учебно-предметные,  обучающие  и  познавательные).

Социальные  игры:  творческие,  сюжетно-ролевые  (подражательные,  режиссерские,  игры-драматизации,  игры-грезы),  деловые  игры  (организационно-деятельностные,  организационно-коммуникативные,  организационно-мыслительные,  ролевые,  имитационные).

Комплексные  игры  (коллективно-творческие,  досуговые). 

  Терапия  игрой  в  настоящее  время    выходит  на  качественно    новый,  более  высокий  уровень  и  используется  значительно  разнообразнее.  Однако,  именно  работы  С.А.Шмакова  представляют    особый  интерес  в  коррекции  аддикций,  так    как  предоставляют  психологу  большие  возможности  для  импровизации,  новизны,  интерпретации  и  реализации  его  профессионального  творчества  [25].

С  нашей  точки  зрения,  игровая  терапия  позволяет  аддикту:

·Сформировать  более  позитивную  Я-концепцию  и  здоровую  идентичность.

·Развить  большую  степень  ответственности  свои  действия  и  поступки.

·Приобрести  навыки  в  развитии  способности  к  самопринятию  и  самостоятельному  принятию  решений.

·Овладеть  навыками  контроля  над  собой  и  над  ситуацией.

·Развить  умение  преодолевать  трудности  и  фрустрацию.

·Улучшить  самооценку  и  обрести  веру  в  себя.

Эффект  использования  приемов  и  методов  игровой  терапии  объясняется  тем,  что  они  объединяют  в  себе  практически  все  существующие  психологические  школы  и  подходы.    Ее  методологическая  основа  пронизывает  и  гуманистическое  и  психоаналитическое  и  бихевиоральное  направления.  В  процессе  выполнения  игровых  упражнений  реализуются  элементы  гештальт-  ,  драма  -  и  телесно-  ориентированной  терапии.

Однако,  отнести  терапию  игрой  к  чисто  правополушарным  (иррациональным)  либо  к  левополушарным  (рациональным)  методам  не  представляется  возможным,  поскольку  она  является  продуктом  интеграции  всех  существующих  направлений  и  методов.    Мы  считаем,  что    на    фоне  игровой  терапии  намного  легче  использовать  рациональные  (левополушарные)  методы  психологического  воздействия,  которые  вне  этих  условий  применять    сложно. 

Для  коррекции  иррациональных  когниций  –  как  причины  возникновения  аддикции  успешно  применяется  один  из  основных  методов  когнитивной  (рациональной)  психотерапии  -  рационально-эмотивная  терапия,  разработанная  Альбертом  Эллисом  (1978),  [28].  Позднее  идеи  автора  были    реализованы  его  последователями  в  лице  С.Уолена  (1997)  и  соавт.  [21].    Основным  принципом  рационально-эмотивной  терапии  (РЭТ)  является  положение  о  том,  что  эмоции  и  мышление  взаимосвязаны,  а  изменение  одного  компонента  влечет  за  собой  преобразование  другого.  Если  человек  изменяет  способ  мышления  (то  есть  начинает  думать  о  событии  по-другому),  очень  вероятно,  что  вслед  за  этим  изменится  и  его  эмоциональная  реакция.    Специалисты  по  РЭТ  рекомендуют  отказаться  от  так  называемых  долженствований  и  неадекватных  требований  к  самим  себе  и  окружающим.  Наличие  этих  проблем  распознается  по  присутствию  в  речи  таких  слов-предикатов,  как  “следует”,  “должен”,  “обязан”,  “необходимо”,  “приходится”  и  т.п.  Постоянное  злоупотребление  ими,  по  мнению  родоначальника    данного  вида  терапии  А.Эллиса  (1978),  [28]  является  причиной  многих  эмоциональных  и  поведенческих  расстройств.  Поскольку  РЭТ  показана  лицам,    склонным  к  интроспекции  и  анализу  своих  мыслей,  хорошо  развитой  рефлексией,  а  именно  людям  с  левополушарной  стратегией  познания,  мы  считаем,  что  данный  метод  для  такого  типа  лиц  является  основным,  так  как  проникнуть  в  их  эмоциональную  сферу  другими  методами  непросто.  Поэтому    использование    приемов  РЭТ  на  фоне  игровых  методов  и  технологий  является    целесообразным  способом  воздействия  на  эмоциональную  сферу  аддиктов  с  левополушарным  складом  мышления. 

Анализ  психологических  средств  формирования    здоровой  идентичности  аддиктивной    личности    позволил  сделать  следующие  выводы:

1.Главным  условием    коррекции  аддиктивной  идентичности    является  подбор  адекватных  психологических  средств  воздействия    c  учетом  индивидуальных  и  типологических  особенностей  личности.   

2.Каждому  компоненту  дезинтегрированной  идентичности  аддикта  (когнитивному,  эмотивному,  телесному,  поведенческому  и  др.)  соответствует  определенная  группа  психологических  средств,  правильное  сочетание  и  подбор  которых,  в  конечном  счете,  обеспечивает  успешное  решение  поставленных  задач.   

 

Список  литературы:

1.Бурно  М.Е.  Терапия  творческим  самовыражением  /  М.Е.Бурно.  -  М.:  Медицина,  1989.  –  304  с.

2.Выготский  Л.С.  Лекции  по  психологии  /  Л.С.Выготский.  -  СПб.:  СОЮЗ,  1997.  –  144  с.

3.Дмитриева  Н.В.    Личностные  и  диссоциативные  расстройства:  расширение  границ  диагностики  и  терапии:  Монография  /  Короленко  Ц.П.,  Дмитриева  Н.В.  –  Новосибирск:  Изд-во  НГПУ,  2006.  –  448  с.       

4.Дмитриева  Н.В.,  Четвериков  Д.В.  Психология  аддиктивного  поведения.  Монография.  Новосибирск,  НГПУ,  2002.  –  278с.

5.Карвасарский  Б.Д.  Психотерапевтическая  энциклопедия  /  Б.Д.Карвасарский.  –  СПб.:  Питер,  1999.  –  752  с.

6.Копытин  А.И.  Теория  и  практика  арт-терапии  /  А.И.Копытин.  –  СПб.:  Питер,  2002.  –  368  с.

7.Кораблина  Е.П.  Искусство  исцеления  души:  Этюды  о  психологической  помощи/Е.П.  Кораблина,  И.А.  Акиндинова,  А.А.  Баканова,  А.М.Родина.  –  СПб.:  Изд-во  РГПУ  им.  А.И.Герцена;  Изд-во  «СОЮЗ»,  2001.  –  319  с.

8.Леви  Д.  Игровая  терапия  отреагирования  //  Лэндрет  Г.Л.  Игровая  терапия:  искусство  отношений.  Пер.  с  англ.  –  М.:  Международная  педагогическая  академия,  1994.  –  С.36  -  39.

9.Леонтьев  А.Н.  Мотивы,  эмоции  и  личность  //  Психология  личности.  Тексты  /А.Н.Леонтьев.  -  М.,  1982.  –  235  с.

10.Лоуэн  А.  Биоэнергетика:  (Революционная  терапия,  которая  использует  язык  тела  для  лечения  проблем  разума)  /  А.Лоуэн;  пер.  с  англ.  –  СПб.:  Ювента,  1998.  –  382  с.

11.Лузатто  П.  Краткосрочная  арт-терапия  в  “остром”  психиатрическом  отделении  /  П.Лузатто  //  Практикум  по  арт-терапии;  под  ред.  А.И.Копытина.  –  СПб.:  Питер,  2000.  –  С.116  -  123.

12.Муштакс    С.  Стадии  процесса  игровой  терапии  /  C.Муштакс  //  Лэндрет  Г.Л.  Игровая  терапия:  искусство  отношений;  пер.  с  англ.  –  М.:  Международная  педагогическая      академия,  1994.  –  С.27  –  33.

13.Оклендер  В.  Окна  в  мир  ребенка:  Руководство  по  детской  психотерапии  /  В.Оклендер;  пер.  с  англ.  –  М.:  Независимая  фирма  «КЛАСС»,  2001.  –  336  с.

14.Петрусинский  В.В.  Игры  -  обучение,  тренинг,  досуг  /  В.В.Петрусинский.  –  М.:  Гуманитарный  центр    “ЭНРОФ”,1995.  –  87  с.

15.Петрушин  В.И.  Музыкальная  психотерапия:  Теория  и  практика:  Учеб.  пособие  для  студ.  ВУЗов  /  В.И.Петрушин.  –  М.:  Изд-во  ВЛАДОС,  1999.  –  176  с.

16.Райх    В.  Сексуальная  революция  /  В.Райх;  пер.  с  нем.  В.А.Брун-Цехового;  под  ред.  В.П.Наталенко.  –  СПб.  –  М.:  Университетская  книга,  АСТ,  1997.  –  352  с.

17.Роджерс  К.  О  групповой  психотерапии  /  К.Роджерс;  пер.  с  англ.  М.:  Изд-во  «Гиль-Эстель»,  1993.  –  345  с.

18.Рожнов  В.Е.  Эмоционально-стрессовая  психотерапия  //  Руководство  по  психотерапии  /  В.Е.Рожнов.  –  Ташкент:  Медицина,1985.  –  367  с.

19.Сильвер  Р.  Методическое  руководство  по  применению  рисуночного  теста  Сильвер  для  оценки  когнитивной  и  эмоциональной  сфер  /  Р.Сильвер,  А.И.Копытин.  –  СПб.:  Иматон,  2002.  –  115  с.

20.Тафта  Дж.  Игровая  терапия  построения  отношений  /  Дж.  Тафта,  Ф.Ален  //  Лэндрет  Г.Л.  Игровая  терапия:  искусство  отношений;  пер.  с  англ.  –  М.:  Международная  педагогическая  академия,  1994.  –  С.39  –  41.

21.Уолен  С.  Рационально-эмотивная  психотерапия  /  С.  Уолен,  Р.  Ди  Гуссепп,  Р.Уэсслер;  пер.  с  англ.  –  М.:  Институт  Гуманитарных  Знаний,  1997.  –  257  с.

22.Фрейд  З.  Психоанализ.  Религия.  Культура  /  З.Фрейд.  –  М.:  Изд-во  Ренессанс,  1991.  –  296  с.

23.Фрэнк  Л.  Функция  игры  /Л.Фрэнк  //  Лэндрет  Г.Л.  Игровая  терапия:  искусство  отношений;  пер.  с  англ.  –  М.:  Международная  педагогическая  академия,  1994.  –  С.18  –  21.

24.Хейдт  Г.  Ранние  воспоминания  в  рисунке  /  Г.Хейдт  //  Практикум  по  игровой  психотерапии;  под  ред.  Х.Кэдьюсон  и  Ч.Шефера.  –  СПб.:  Питер,  2002.  –  С.342  –  348.

25.Шмаков,  С.А.  От  игры  к  самовоспитанию:  сборник  игр-коррекций  /  С.А.Шмаков,  Н.Я.Безбородова.  –  М.:  Новая  школа,  1995.  –  80  с.

26.Чехов  М.  Литературное  наследие.  В  2-х  т.  Т.2.  Об  искусстве  актера  /  М.Чехов;  сост.  Аброскина  И.И.,  Иванова  М.С.,  Крымова  Н.А.  –  М.:  Искусство,  1995.  –  542  с.

27.Чистякова  М.И.  Психогимнастика  /  М.И.Чистякова;  под  ред.  Буянова  М.И.  –М.:  Просвещение,  1990.  –  128  с.

28.Эллис  А.  Рациональность  как  индивидуальная  философия  /  А.Эллис  //  Уолен  С.,    Уэсслер  Р.  Рационально-эмотивная  психотерапия;  пер.  с  англ.  –  М.:  Институт  Гуманитарных  Знаний,  1978.  –  C.  17  –  23. 

29.Эльконин  Д.Б.  Психология  игры  /  Д.Б.Эльконин.  –  М.,  1978.  –  215  с.

30.Эриксон  Э.  Детство  и  общество  /  Э.Эриксон;  пер.  с  англ.  –  СПб.:  Ленато,  АСТ,  фонд  «Университетская  книга»,  1996.  –  592  с.

31.Rank    O.  Will  Therapy  and  truth  and  reality  /  О.Rank.–New  York,  1945.  –  Р.37–  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий