Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Демидова И. РЕАЛЬНЫЙ МИР, ЖИЗНЕННЫЙ МИР, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МИР: СООТНОШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕАЛЬНЫЙ  МИР,  ЖИЗНЕННЫЙ  МИР,  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  МИР:  СООТНОШЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ

Демидова  И.Ф.

Канд.психол.наук,  доцент  ТИУиЭ,  г.  Таганрог

E-mail: 

 

Человек,  рождаясь,  попадает  в  готовый  реальный  мир.  Этот  мир  не  однороден  по  своей  структуре,  он  обусловлен  временем,  в  котором  живет  человек,  обществом,  культурой,  в  которой  он  родился.  В  этой  культуре  есть  свои  традиции,  нравственные  ценности,  институт  семьи  и  брака,  система  воспитания  и  образования,  мир  профессий,  рынок  труда,  также  в  каждом  обществе  своя  экономическая,  политическая,  религиозная  системы,  экологическая  ситуация.  Все  это  вместе  будет  влиять  на  ребенка,  пока  он  будет  расти,  формируя  его  жизненный  мир,  определяя  смысл  его  жизни.

Жизненный  мир  –  это  интерсубъективный  мир,  конституирующийся  сознанием  составляющих  его  людей,  воспринимающийся  ими  как  само  собой  разумеющийся,  не  подлежащий  сомнению,  являющийся  для  живущих  в  нем  миром  общих  значений  и  смыслов  и  определяющий  жизненный  путь  человека.  Его  содержанием  являются  ценностные  и  смысложизненные  ориентации  человека.

В  своей  докторской  диссертации  Е.В.Некрасова  [1]  рассмотрела  становление  жизненного  мира  человека  в  детстве.  Она  высказала  гипотезу  о  том,  что  наиболее  активно  становление  жизненного  мира  происходит  в  кризисные  периоды  онтогенеза.  Так,  кризис  раннего  детства  есть  следствие  образования  предметного  сознания,  за  которым  стоит  предметный  мир  ребенка.  Предметное  сознание,  будучи  первой  ступенью  в  становлении  жизненного  мира  в  онтогенезе,  «заключается  в  актуализации  и  становлении  способности  отделить  «Я»  от  «не-Я»,  субъективное  от  объективного  и  строить  свой  предметный  мир»  [там  же,  с.31].  Кризис  трех  лет  приводит  к  формированию  смыслового  мира  и  связан  с  развитием  речи  и  появлением  способности  обозначать  словом  предметы,  их  функции,  явления  и  ситуации.  В  результате  сознание  становится  также  смысловым,  что  приводит  к  кризису  семи  лет.  Автором  показано,  что  смыслы,  открывающиеся  в  «акте  встречи  объективного  и  субъективного  времен,  связывают  объективную  реальность  с  текущими  состояниями  человека,  конституируют  их  соответствие  и  обеспечивают  бытие  жизненного  мира  как  реальности,  существующей  для  человека  «здесь  и  сейчас»  [там  же,  с.33].

Следующий  этап  становления  жизненного  мира  человека  в  онтогенезе  –  кризис  подросткового  возраста.  Формируется  ценностный  мир.  Ребенок  стремится  осмыслить  свою  жизнь  в  целом,  действует  с  идеальным  образом,  эмансипируясь  от  непосредственной  ситуации;  появляется  рефлексия;  образуется  серьезное  отношение  к  собственной  жизни  в  целом,  что  привносит  определенную  свободу  поведения  в  любой  ситуации.  Подросток  становится  субъектом  саморазвития.

Что  касается  взрослого  человека,  то  дальнейшее  развитие  жизненного  мира  зависит  от  возможности  человека  оставаться  свободным,  т.е.  открытым  для  осуществления  еще  не  реализованных  возможностей,  включения  новой  информации  в  собственный  жизненный  мир.  В  противном  случае  наблюдается  ригидность  образа  мира  и  образа  жизни,  невозможность  самореализации,  утрате  целей  и  смыслов  жизнедеятельности.  Развитие  и  усложнение  системы  жизненного  мира  возможно  за  счет  обретения  новых  смыслов.  Данные  смыслы  черпаются  человеком  из  окружающих  его  «миров»  -  семейного,  культурного,  социального,  профессионального  и  др.

Первый  мир,  в  который  попадает  ребенок,  это  мир  семьи.  Его  родители  и  другие  родственники  уже  имеют  каждый  свой  жизненный  мир,  совокупность  этих  миров  образовала  уклад  семьи,  в  нашей  типологии  –  традиционалистский,  гедонистический  или  прогрессивный.  Этот  уклад  надолго,  если  не  навсегда  определит  жизненный  мир  ребенка.  Недаром  многие  выдающиеся  психологи  и  психотерапевтические  практики  подчеркивают  роль  раннего  жизненного  опыта  ребенка  в  его  дальнейшем  развитии  и  самоопределении.  Правда,  каждый  из  них  берет  свое  из  этого  опыта,  то,  что  согласуется  с  его  теоретическими  взглядами  и  положениями,  но  мысль  бесспорна.

Следующий  мир,  который  начинает  влиять  на  ребенка  –  мир  страны  и  культуры,  в  которой  он  живет.  Этот  мир  влияет  на  него  через  СМИ,  рекламу,  пропаганду  и  другие  компоненты  массового  сознания.  Приведем  такой  пример.  Регулярно  ЮНЕСКО  проводятся  опросы  школьников  по  поводу  их  знаний  и  параллельно  проверяется  реальный  их  уровень.  И  результат  остается  неизменным  на  протяжении  последних  10  лет.  Самый  высокий  уровень  знаний  показывают  корейские  и  японские  школьники,  оценивая  при  этом  свои  знания  как  средние.  Выше  всего  свои  знания  оценивают  американцы,  занимая  при  этом  достаточно  низкие  места.  И  это  влияние  идеологии.

Далее  ребенок  попадает  в  учебные  заведения,  и  на  его  жизненный  мир  начинает  влиять  система  образования.  Она  формирует  не  только  систему  знаний,  но  и  мировоззрение,  которое  может  быть  научным  и  мифологическим,  действенным  и  созерцательным.  В  нашу  задачу  не  входит  анализ  различных  образовательных  систем  и  определение  того,  какая  лучше,  какая  хуже,  но  приведенный  выше  пример  со  школьниками  как  раз  и  есть  отражение  образовательной  системы.

Обучаясь  в  школе,  ребенок  знакомится  с  миром  профессий.  К  сожаленью,  в  нашей  стране  это  знакомство  неудовлетворительное.  В  мире  существуют,  наверное,  десятки,  если  не  сотни,  тысяч  профессий.  Какие-то  профессии  характерны  только  для  отдельных  стран,  например,  погонщик  слонов  или  оленевод,  другие  есть  во  всех  странах,  например,  юрист  или  врач.  Но  знания  о  профессиональном  мире  даже  своей  страны  у  детей  складываются  стихийно,  в  школе  рассказывают  только  либо  о  самых  популярных,  либо  о  самых  востребованных  профессиях,  причем  рассказывают  весьма  поверхностно.  В  результате  выпускники  школ  зачастую  не  знают,  каких  качеств  и  способностей  требует  та  или  иная  профессия,  смогут  ли  они  реализовать  в  ней  свои  потребности  и  ценности,  согласуется  ли  она  с  тем  жизненным  миром,  который  у  них  уже  сложился,  с  их  личностными  особенностями.  Они  поступают  учиться  в  высшее  или  среднее  специальное  учебное  заведение,  на  них  начинает  оказывать  влияние  система  высшего  или  среднего  специального  образования.  По  окончании  учебы  они  попадают  в  профессиональный  мир  и  не  всегда  могут  его  согласовать  с  тем  жизненным  миром,  который  у  них  уже  сформировался,  либо  начинают  реализовывать  этот  мир  в  профессии,  что  также  не  всегда  протекает  гладко.  Примером  может  служить  коррупция,  которая  является  проявлением  гедонистического  или  инфантильного  жизненного  мира.

Но  все  эти  годы  ребенок  осваивал  еще  один  мир  –  мир  ценностей  и  смыслов.  Первоначально  он  их  присваивает  из  окружающих  миров:  семейного,  культурного,  массового  сознания.  Ценности  начинаются  с  первых  родительских  запретов  и  разрешений.  Они  могут  быть  разные:  «Нельзя  быть  жадным,  дай  поиграть  мальчику  с  игрушкой»  или  «Правильно,  не  отдавай  своего!»  и  т.д.  Затем  добавляются  мультфильмы,  реклама,  фильмы,  тиражирующие  образ  преуспевающего  человека,  добивающегося  всего  своим  трудом,  за  счет  удачи  (американская  мечта)  или  любой  ценой  (что  мы  наблюдаем  сейчас  чаще  всего).  Дети  слышат,  какие  качества  ценятся  больше  всего  в  обществе,  как  их  можно  развить  в  себе,  за  счет  чего  добиться  успеха.  Они  формируют  для  себя  понятие  успеха,  пересматривают  традиционные  ценности,  отбирают  из  них  те,  которые  способствуют  этому  успеху,  пусть  неосознанно  формируют  для  себя  смысл  своей  жизни.

Естественно,  можно  выделить  и  другие  миры,  которые  окружают  человека,  но  нас  интересует  соотношение  четырех  уже  рассмотренных:  ценностно-смыслового,  образовательного,  профессионального  и  жизненного.  Из  них  первым  формируется  ценностно-смысловой,  который  постепенно  становится  базовой,  но  составной  частью  жизненного  мира.  С  опорой  на  ценностно-смысловой  мир  человек  выбирает  профессию.  За  годы  обучения  его  жизненный  мир  укрепляется  и  затем  проявляется  в  профессиональном  мире.  В  период  от  20  до  30  лет,  на  наш  взгляд,  жизненный  мир  стабилизируется  и  становится  первичным  по  отношению  к  поведению  и  разнообразным  жизненным  выборам.  Его  изменение  возможно  крайне  редко,  только  в  кризисное  для  личности  время,  когда  выясняется,  что  жизненный  мир  не  «срабатывает»,  не  выполняет  свою  основную  функцию  интеграции  жизни,  объяснения  происходящих  событий,  человек  оказывается  в  растерянности  перед  жизненными  событиями.  Это  ситуации  экзистенциального  выбора,  которые  описывают  экзистенциальные  психологи  [2;  3].  Но  и  в  этой  ситуации  человек  может  не  рискнуть  изменить  жизненный  мир,  он  предпочтет  выработать  защитные  механизмы.

Что  касается  образовательного  мира,  то  он  является  средством  развития  и  укрепления  жизненного  мира,  его  ценностно-смысловой  составляющей.  При  различных  системах  обучения  проявляется  тенденция  к  формированию  того  или  иного  типа  жизненного  мира,  происходит  влияние  на  его  ценностно-смысловой  компонент.  А  значит,  зная  этот  компонент  и  сам  жизненный  мир,  можно,  с  одной  стороны,  учитывать  их  в  процессе  обучения,  осуществляя  индивидуальный  подход,  а  с  другой  стороны,  развивать  мир  ценностей  и  смыслов,  обогащая  жизненный  мир.

 

 

Список  литературы:

1.Некрасова  Е.В.  Пространственно-временная  организация  жизненного  мира  человека.  Автореф.  дисс.  …  докт.  психол.наук.  –  Барнаул,  2005.  –  47с.

2.Экзистенциальная  психология.  Экзистенция.  Новое  измерение  психиатрии  и  психологии  /  Под  ред.  Р.Мэя.  –  М.:  Апрель  Пресс,  Изд-во  ЭКСМО-Пресс,  2001.  –  624  с.

3.Ялом  И.  Экзистенциальная  психотерапия.  –  М.:  Независимая  фирма  «Класс»,  1999.  –  576  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий