Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОРОВ
Дементьева Л.В.
соискатель ученой степени к.пс.н., СПбГУ, г.Санкт-Петербург
E-mail:
Проблема влияния личностного развития взрослого человека, его самоактуализации на оценку стрессоров рабочей среды представляется важной и значительной как в контексте изучения особенностей развития в период взрослости, так и в контексте изучения профессионального стресса.
Самоактуализация – это многогранный и сложный феномен, включающий в себя систему ценностей и мотивацию на самосовершенствование, реализацию человеком своих способностей, талантов, и охватывающий всю систему жизнедеятельности человека, включая профессиональную сферу [5; 6; 8].
В повседневной профессиональной деятельности человек постоянно сталкивается с различными стрессорами рабочей среды – это и условия труда, высокие требования к специалистам, вопросы оплаты труда, ролевые конфликты, взаимоотношения на работе, внеорганизационные источники стресса и др. Специалисты отмечают постоянный рост уровня рабочего стресса и разрушающего влияния его последствий на здоровье человека [1; 2; 3; 7]. Рабочий стресс включен в Международную классификацию болезней. В связи с этим особую важность приобретает изучение проблемы влияния особенностей личностного развития взрослого, его самоактуализации на субъективную оценку стресс-факторов рабочей среды.
Согласно когнитивной трансактной модели стресса, в которой подчеркивается важность субъективного восприятия потенциально стрессогенных стимулов, стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы [11]. Принципиально важным положением теории Р. Лазаруса [4; 12] является – признание значимости индивидуального, неповторимого характера структуры личности каждого человека, которая обуславливает различия между людьми в отношении процессов оценки угрозы и преодоления стресса. Представляется вероятным, что особенности личностного развития, степень личностной зрелости взрослого, уровень его самоактуализации находят отражение в индивидуальных оценках потенциальных стресс-факторы рабочей среды.
В разрабатываемом учении о копинг - ресурсах R. Lazarus, S. Folkman [10], С. Хобфолл, Д. Фреди, C. Aldwin [9] и др., в концепции «модераторов взаимодействия профессиональный стрессор-переутомление» К. Карвера, М. Шейера, К. Купера, Ф. Дэйва, М. О’Драйсколла [3] и др. исследуются взаимосвязи между личностными характеристиками и процессами оценки угрозы и копинга. В ходе различных эмпирических исследований были выявлены значимые личностные детерминтанты стресс-копинг- процесса – выносливость, самоэффективность, самооценка, самоконтроль, чувство связи, когерентности, оптимизм, а также локус контроля, самопринятие. В последнее время предпринимаются попытки изучения самоктуализации как возможного личностного копинг-ресурса, однако мы вынуждены отметить немногочисленность этих работ и их направленность, главным образом, на изучение самоактуализации в контексте профессионального выгорания.
В проведенном нами исследовании субъективной оценки взрослыми рабочих стрессоров, влияющих на них при выполнении повседневной профессиональной деятельности, одной из задач было – изучение взаимосвязей между показателями самоактуализации и профессиональными стрессорами (субъективная оценка).
В исследовании приняли участие 188 человек, сотрудники крупной страховой компании, в возрасте от 18 до 55 лет. Для диагностики субъективной оценки взрослыми профессиональных стрессоров, нами была разработана анкета, которая включала в себя перечень из 61 профессиональных стрессоров. Респонденты оценивали не только наличие (или отсутствие) тех или иных стрессоров в их повседневной профессиональной деятельности, но и степень влияния на них актуальных профессиональных стрессоров по 10-бальной шкале, где 1 балл присуждался стрессорам, влияние которых слабое, невыраженное, а 10 баллов - воздействие стрессора очень выражено. Промежуточные баллы выставляются соответственно выраженности влияния того или иного стрессора. Полученные в ходе анкетирования данные по каждому профессиональному стрессору легли в основу дальнейшего анализа.
Для изучения характеристик самоактуализации использовалась методика САМОАЛ Э. Шострем, в адаптации Н.Ф. Калиной. Математическая обработка полученных в ходе исследования данных проводилась с помощью статистических методов, с использованием статистического пакета SPSS. Для изучения взаимосвязей между характеристиками самоактуализации (12 переменных) и «профессиональными стрессорами» (субъективная оценка) (61 переменная) был применен метод корреляционного анализа – корреляция r- Пирсона для метрических переменных.
В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые результаты, проведенного нами исследования:
▪ По результатам корреляционного анализа было выявлено 15 статистически значимых корреляционных связей (корреляции r-Пирсона на p≤0,01) между показателями самоактуализации и профессиональными стрессорами (субъективная оценка). Из них – 1 прямая взаимосвязь и 14 – обратные связи (отрицательные коэффициенты корреляции r-Пирсона);
▪ Наибольшее количество статистически значимых отрицательных корреляционных связей (6 корреляций) – в структуре корреляционной плеяды «самоактуализация – шкала аутосимпатии». Так, аутосимпатия отрицательно коррелирует со стрессорами: «обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку» (r= -0,254; p≤0,01), «неблагоприятные ситуации на работе (болезнь коллеги, установки на продажу сложного продукта, ситуации проблемы выплат клиенту и др.)» (r= -0,203; p≤0,01), «перспектива сокращения или преждевременного выхода на пенсию» (r= -0,205; p≤0,01), «конфликты с коллегами» (r= -0,209; p≤0,01), «неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе» (r=
-0,200; p≤0,01) и «неблагоприятная атмосфера в семье» (r= -0,250; p≤0,01);
▪ «Самоактуализация – шкала ориентация во времени» отрицательно коррелирует с показателями субъективной оценки стрессоров: «интриги» (r= -0,266; p≤0,01), «неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе» (r= -0,223; p≤0,01), «неудовлетворительные перспективы продвижения по службе» (r= -0,212; p≤0,01);
▪ Кроме того, были выявлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи между: «самоактуализацией – общий уровень», «автономностью» и стрессором «обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку»; между «ценностями» и стрессором «нехватка уважения (ощущение, что с твоим мнением не считаются, оно не является авторитетным, значимым)»; «гибкостью в общении» и стрессором «проблемы со здоровьем; плохое самочувствие»; «спонтанностью» и стрессором «выход на пенсию». А «самоактуализация – шкала креативности» положительно коррелирует со стрессором «отсутствие творческого вдохновения» (r= 0,320; p≤0,01).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что самоактуализация может выступать как фактор влияния на субъективную оценку рабочих стрессоров, и, в большей степени, это влияние распространяется на оценку взрослыми стрессоров, относящихся к сфере межличностных отношений, а также на оценку стрессора «обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку». Выявленные обратные взаимосвязи между показателями самоактуализации и субъективной оценкой этих стрессоров свидетельствуют о том, что высокий уровень самоактуализации личности позволяет взрослому снизить степень фрустрированности от совершения им потенциально ошибочных действий и спокойнее и адекватнее относится к определенным сложностям в сфере межличностных взаимоотношений. Наиболее существенным фактором влияния является аутосимпатия. На наш взгляд, полученные в ходе исследования результаты соотносятся с представлениями гуманистической психологии, с позиций которой, аутосимпатия трактуется как основа психического здоровья, как хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки [5; 6; 8]. Вероятно, чем в большей степени сформировано позитивное отношение личности к себе, к своим возможностям, тем спокойнее воспринимается взрослым факт наличия определенных сложностей при выполнении им повседневной профессиональной деятельности. Выявленная прямая взаимосвязь между креативностью и стрессором «отсутствие творческого вдохновения», на наш взгляд, соотносится с пониманием креативности А. Маслоу [5; 6], как проявлением творческого отношения к жизни. Стрессор «отсутствие творческого вдохновения» может представляться весьма актуальным, значимым тем взрослым, для которых творческое отношение к жизни, к их профессиональной деятельности, реализация собственного креативного потенциала в труде являются важной составляющей их личностного развития.
Обобщая результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Уровень личностного развития взрослого, его самоактуализации, в определенной мере оказывает влияние на субъективную оценку стресс-факторов рабочей среды. Высокий уровень самоактуализации в целом, а также компонентов наполняющих этот феномен, позволяет взрослому снизить степень фрустрированности от совершения им потенциально ошибочных действий и спокойнее и адекватнее относится к определенным сложностям в сфере межличностных взаимоотношений.
2. Аутосимпатия – как естественная основа психического здоровья и цельности личности является наиболее существенным фактором влияния на субъективную оценку профессиональных стрессоров, позволяющим человеку более адекватно оценивать потенциальные стресс-факторы рабочей среды.
Список литературы:
1.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
2.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 336 с.
3.Купер К., Дейв Ф., О’Драйсколл М. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. – Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.
4.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под редакцией Л.Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
5.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – М.: Евразия, 1997. – 430 с.
6.Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. – 304 с.
7.Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья: Учебное пособие / Под редакцией Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
8.Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. – 320 с.
9.Aldwin C. Stress, coping and development. New York, 2007. – 432 p.
10.Lazarus R., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.). / The handbook of behavioral medicine. New York: Guilford, 1984. – P. 282-325.
11.Lazarus R., Launier R. Stress-related transactions between person and environment. In: L.A. Pervin, M. Lewis (Eds.). Perspectives in interactional psychology. New York: Plenum Press, 1978. – P. 287-327.
12. Lazarus R. Coping theory and research: Past, present, and future // Psychosomatic Medicine, 1993. Vol. 55. – P. 234-247.
дипломов
Оставить комментарий