Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИСУТСТВИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ В ОТНОШЕНИЯХ «ЧЕЛОВЕК-МИР»
Барсукова С.А.
к.п.н., декан факультета психологии ПФ МОСА, г. Пенза
Е-mail:
Многие исследователи, размышляя сегодня о проблеме личностных и общественных кризисов, одной из причин называют отчужденность современного человека по отношению к себе и окружающему миру. Проблему отчуждения в современном гуманитарном знании напрямую связывают со неспособностью человека к переживанию такого феномена как «присутствие».
В глагольной форме русского языка «присутствовать» означает как приближение к сущему. Так в «Толковом словаре» В. Даля смысловое содержание присутствия раскрывается следующим образом: «Присутствовать – при чем, быть, находиться, быть лично, налицо, быть свидетелем чего-либо…» [2, С. 403]. Следовательно, в широком языковом контексте зафиксированы такие смысловые значения проявления присутствия как наличие, наличность кого-либо, нахождение, существование, бытность, бытие.
Феномен присутствия изучался в философии и психологии и вызывал различные споры. Большое внимание теме присутствия уделял Хайдеггер. Присутствие – один из вариантов перевода его понятия «дазайн», которое дословно означает «вот-бытие» и «здесь-бытие», обычный же философский и обиходный его смысл – «существование», «экзистенция». Особенность взглядов М.Хайдеггера заключается в том, что он видит существование человека как целостное бытие в мире и в его понимании, присутствие – это процесс, условие, свойство, принадлежность к «той способности-быть-собой, какая в возможности всегда уже есть» [7]. Таким образом, феномен присутствия отражает, прежде всего, проявление степени приближения человека к своей сущности.
Данная тема активно обсуждалась и в рамках экзистенциально-гуманистической психотерапии. Дальнейший анализ феномена присутствия мы попытаемся провести на основе работ данных исследователей.
Вслед за М. Хайдеггером его ученик и последователь М. Босс делает акцент на том, что присутствие тесно связано с открытостью человека и полное присутствие, с его точки зрения, невозможно без полной открытости. Открытость же для Босса – довольно широкое понятие, но, прежде всего, это открытость миру для взаимодействия с ним: «Открытость человеческой экзистенции складывается из возможности постижения присутствия и значения того, что встречается, а также из возможности ответа встречающимся феноменам, способами соответствующими их значению» [5, С. 46]. В этом высказывании М. Босса заключены две важнейшие для идеи присутствия мысли: открытость и ответственность.
Более поздние и более современные взгляды на феномен присутствия высказывал Роло Мэй. Он считал, что способность быть полностью присутствующим в общении с другим чрезвычайно важна для психотерапии. «Присутствие выражается в эмпатии и чуткости, с которой вы выслушиваете человека» [6, с. 127].
Несколько с другой позиции подходит к теме присутствия К. Дюркхайм. По К. Дюркхайму, человеку присуще стремление жить в определенном образе самого себя и своего мира соответственно своей Сути и осуществить себя до конца. Соответствие формы Я ее Сути Дюркхайм называет транспаренцией (прозрачностью). Прозрачность означает способность слышать свою суть, а также способность допускать ее в мире как изменяющую и преобразующую силу [3]. Таким образом, по Дюркхайму присутствие означает быть прозрачным по отношению к своей сути.
Наиболее полное представление об интересующем нас феномене дает Дж. Бьюдженталь: «Присутствие – это способ бытия в ситуации, который предлагает для человека такую степень осознания и участия на какую он только способен в данное время и в данных обстоятельствах. Присутствие достигается за счет мобилизации чувствительности как внутрь (по отношению к внутреннему опыту), так и вовне (по отношению к ситуации и другим людям)» [1, С. 78]. Его представления согласуются с Хайдеггеровской установкой на присутствие как принятие последовательной взаимосвязи череды переживаний: «Присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями». Далее автор отмечает, что чем глубже уровень присутствия, тем ближе человек к осознанию своего бытия. Глубина присутствия зависит от таких его проявлений как «доступность» и «экспрессивность». Доступность, в понимании Бьюдженталя, это степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него. А экспрессивность - степень, в которой человек склонен позволять другому действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний. Таким образом, Дж. Бьюдженталь отождествляет слова «присутствие» и «аутентичность».
Развитие темы присутствия и аутентичности мы находим и в работах А. Лэнгли. Автор для описания феномена присутствия использует выражение «быть у себя дома». «Для этого нужны две предпосылки: чувствовать себя и занять позицию» [4, С. 98]. В трактовке способности «чувствовать себя» А. Лэнгли близок с М. Хайдеггером и Дж. Бьюдженталем. Но, с нашей точки зрения, он более точен в описании данного процесса и его условий. Автор отмечает, что важно обращать внимание на свои спонтанные ощущения, импульсы, просто на то, что с нами делают вещи и обстоятельства, трогают ли, говорят ли нам что-то. «Единственное, что мы делаем в такую минуту, «вслушиваемся» - присутствие в виде внутреннего наблюдателя и пытаемся «вчувствоваться» в себя (т.е. упражняемся в феноменологической открытости по отношению к самому себе). Очень важно находить место для своих чувств, считает Лэнгли, но не менее важно также уметь дистанцироваться от них, уметь взглянуть на них со стороны, проверяя: «Действительно ли они совпадают с реальной жизненной ситуацией? Соответствуют ли они мне, моей самой глубокой сущности? Чувствую ли я, что так для меня – правильно?» [4, с. 102].
Анализ вышеобозначенных работ позволяет нам рассматривать присутствие как открытость в отношении к внутреннему опыту и своим переживаниям по поводу своей способности быть собой, быть в мире и быть в отношениях «Я-Ты», принимать и осознавать их, а также как нахождение аутентичной внутренней позиции по отношению к ситуации, другим людям и ответственного способа её выражения. Понимание данного феномена, на наш взгляд, дает возможные ориентиры для психотерапевтической работы и воспитания ребенка.
Список литературы:
1.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб., 2001. – 304 с.
2.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 4 – М., 1955. – 673 c.
3.Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. – Спб., 1992. – 156 с.
4.Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей. – М., 2005. – 159 с.
5.Маечек С. З.Фрейд и М.Босс. // Dasein анализ в философии и психологии. – М., 2001. – С.170–185.
6.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 2001. – 256 с.
7.Хайдеггер М. Бытие и время. – Спб., 2006. – 446 с.
дипломов
Оставить комментарий