Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июля 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маркова К.С. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ЛАЙФСТАЙЛ-ЖУРНАЛА SEASONS OF LIFE // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 32-38.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ЛАЙФСТАЙЛ-ЖУРНАЛА SEASONS OF LIFE

Маркова Кристина Сергеевна

студент, Московский государственный университет,

РФ, г. Москва

Сегмент лайфстайл-журналов в российском медиапространстве чрезвычайно широк и состоит из различных тематических и аудиторных ниш. Выделяются издания по гендерному признаку, возрастному, географическую, по региону или тематике — в рамках одного издательского дома можно встретить такие разные по тематике журналы, как AD (Architectural Digest) и Vogue. Проведем анализ журнала Seasons of life (в переводе с английского — «сезоны жизни»). Для этого мы обратимся к данным медиакита [1], находящегося в открытом доступе на сайте, и журналам Seasons of life: №38-42 за 2017, №53-54 за 2019 год, №55 за 2020 год. Начнем с определения типологических признаков:

Целевое назначение. Информационно-познавательный журнал. Seasons сами позиционируют себя как журнал-идею, который открывает для читателей мир творчества. Миссия прописывается и в слогане: «Мы. Любим. Жизнь». На сайте издания определяются основные ценности журнала — «любовь, красота и творчество» [2]. Дизайн-концепция Seasons подчиняется идее вдохновить читателя жить, предлагает ему взглянуть на мир по-новому. Н. В. Максимова, говоря о концепции журнала Seasons, отмечает, что рубрика «Настроение» представляет собой фотоновеллу, с которой начинается журнал. Она одновременно презентует тему номера и задает читателю определенное настроение, втягивает его «в свое уникальное пространство, где все пронизано любовью, вкусом к жизни и желанием поделиться всем этим с читателями» [3].

Целевая аудитория. Seasons приводят в медиаките статистику, согласно которой можно заключить, что ядром аудитории являются женщины (80.4%) от 20 до 45 лет (74.1%), доход которых составляет выше среднего (66.7%). В основном, судя по сфере деятельности читателей, журнал интересен: специалистам и служащим (33.2%), владельцам и руководителям (24.8%), студентам (18.7%), домохозяйкам (17.2%).

В медиаките подчеркивается, что наблюдается «преемственность» журнала — аудитория постепенно молодеет, и журнал «передается по наследству» от первого поколения читателей к их детям. Кроме того, выделяется следующий тип читателей: это люди, которые любят посещать кино и салоны красоты, ходить в кафе и рестораны; у них есть своя дача или загородный дом, машина, они готовы заплатить больше за продукт, который был бы экологически чист; они проявляют заботу о доме, в котором живут, и пытаются его улучшить; любят путешествовать.

Предметно-тематическая специализация. Журнал является политематическим. Основные рубрики: «Дизайн», «Люди», «Еда», «Путешествия», «Природа», «Настроение». Для Seasons в целом характерна ориентация на жизнь, казалось бы, обычных людей: сама Татьяна Чулюскина замечала, что постепенно интересы журнала сместились с садов, путешествий, рецептов на людей и их проекты [4]. На наш взгляд, это характерная черта развития лайфстайл-изданий в наше время.

Организационные признаки. Журнал существует с марта 2003 года, изначально в качестве издателя выступал ИД Sanoma Independent Media, но в 2010 году Seasons of life начала выпускать компания Seasons Project. 

Формальные признаки. Периодичность: один выпуск в два месяца. Объем: 130 с. Формат издания: 210 х 261 мм. Журнал представляет собой издание по формату, близкое к А4, которое удобно и, главное, приятно держать в руках — матовая мелованная бумага не только выделяет Seasons на фоне броского глянца, но и, вводя тренд на экологичность (это важно, так как аудитория Seasons следит за экологическими тенденциями), приносит кинестетическое удовольствие. Тираж: 10 000 экземпляров на данный момент. Богатый иллюстративный ряд. Ориентация на визуальную подачу информации. Стоит отметить и разнообразие художественного материала: это и фотографии, и иллюстрации, при создании которых используются разные техники, и коллажи.

Подробный анализ номеров издания позволяет нам получить представление о его дизайн-концепции.

Логотип. Логотип изначально был текстовым, но его украшал небольшой графический элемент — бирка с надписью «of life» крепилась к последней букве S, которая использовалась как крючок. Эта деталь, на наш взгляд, овеществляла логотип и порождала ассоциации с шоппингом и примеркой одежды: следовало как будто бы «примерить» новый сезон жизни, «примерить» на себя информацию, представленную в журнале. С №25 отмечается упрощение графического элемента: теперь он представляет собой пятиугольник и располагается справа от слова «Seasons». В 2019 году элемент был убран, и логотип теперь состоит только из текста: надписи «Seasons», над или под которой располагается «of life». Вторая часть названия выполнена курсивным начертанием.

 

Рисунок 1. Логотип Seasons of life, 2019 [5]

 

Цветовая палитра. Для женской аудитории цвета подбираются легкие, нежные, пастельные. Фотографии слегка осветляются или приглушаются, в них нет места чрезмерной яркости или резкости. Часто встречаются изображения растений или их рисунки, поэтому в номерах много зеленых и желто-зеленых, песочных цветов. Можно заметить, как цветы добавляются даже в иллюстрации, посвященные другим объектам. Цвета иллюстративных компонентов материалов преимущественно пастельные, однако часто на фотографиях и иллюстрациях присутствует акцидентный цвет, который может также использоваться в рамках материала на плашках или выносных элементах.

Комплект шрифтов. Наблюдается игра контрастами: если для текстов используется шрифт с небольшой высотой прописных и строчных букв, плотно лежащий на полосе, то вставки и выносы из текста часто оформляются шрифтами с большой высотой букв и увеличенным трекингом. Для заголовков используется шрифт Gaslight, также обладающий высокой контрастностью, круглые буквы «О», «С», «Э» которого намеренно занимают большее количество пространства, чем остальные. Они вносят в восприятие элемент игры, «неправильности». Журнал отличает любовь к леттерингу, который сохраняет в себе неаккуратность: буквы «соскакивают» с базовых линий, иногда применяется слишком много различных стилей написания, буквы то ужимаются, то вытягиваются. Отказ от следования правилам каллиграфии, на наш взгляд, сближает художника с читателем, потому что простота создания букв неосознанно наводит на мысль, что творить может каждый, и неважно, насколько правильной выглядит иллюстрация. К тому же, рукописное начертание создает ассоциацию с личным арт-блокнотом, в котором обычно пишут о своей жизни.

Фирменные декоративные элементы. Для оформления выносных элементов в Seasons часто используются линии, которые отделяют их от текста. Также отмечается использование подложек в лидах на заходных полосах к материалам.

Модульная сетка. При оформлении текста материалов используется одна-, двух-, трех- и четырехколонная верстка. Используются шахты, отбивки. В качестве иллюстраций встречаются как фотографии, так и коллажи или фотографии с эффектом вырезки, как будто их наклеили поверх, а также графика, акварельные иллюстрации. Наблюдается в Seasons и деэстетизация дизайна: к примеру, в №54 намеренно используются расфокусированные фотографии или фотографии с длинной выдержкой. Они придают полосе динамики.

Служебные блоки. Титульный комплекс. Титульный комплекс журнала, помещаемый на обложку, включает в себя логотип, номер выпуска, слоган «Мы. Любим. Жизнь» и дату выхода. Цвет элементов комплекса меняется в зависимости от цвета изображения обложки — это сделано для того, чтобы надписи были читабельны. К постоянным элементам, помимо титульного комплекса, относятся также штрих-код и возрастное ограничение 6+, которые помещаются чаще всего в нижнем левом углу журнала, однако четкого положения не имеют. Еще больше подвергаются изменениям анонсы, точнее, их стиль (шрифт, кегль, трекинг и т.д.) и расположение на обложке. Часто в блоке анонсов прописывается тема номера, но бывает и так, что анонсы вовсе отсутствуют: это отмечается в номерах 2019-2020 года. В таком случае акцент делается на иллюстрацию, которая должна привлечь читателя и рассказать ему о содержании номера.

Обложки Seasons заметно выделяются среди своих конкурентов благодаря своему художественному исполнению, как отмечает арт-директор Seasons of Life Татьяна Чулюскина: «Нет какого-то общего принципа, каждый раз решаем задачу заново. Часто используем фотографию человека, но стараемся сделать не так предсказуемо, как в глянцевых журналах (только eye contact и голливудская улыбка), а более художественно — часто фрагментом, в среде, с настроением» [6].

С. Ю. Сидорова отмечает, что при создании номеров 2017 года, объединенных сквозной темой «Чувство дома», авторы отказались от конкретного изображения на обложках домов [7]. Вместо этого они обратили внимание на эмоцию — на отношение человека к дому, его чувственные восприятия. С этой целью подбираются иллюстрации, отсылающие нас к явлениям, связанным с домом. Кроме выполнения идентификационной и эмоциональной (эмотивной) функций, иллюстрации обложек Seasons of life также активно взаимодействует с темой номера, представляя функцию коммуникативную: только после ознакомления с последней раскрывается суть самой иллюстрации. Например, на обложку номера за ноябрь-декабрь помещается серый котенок, который занимает лишь скромную часть обложки в целом — все остальное заполняется светло-серым фоном. Подсказку для правильного понимания дает тема номера — «Новоселье». Вспоминается примета о том, что, переезжая на новое место, нужно в первую очередь пустить туда кота. Но серый цвет, а также эмоции и сама поза котенка отсылают нас к ощущениям неуверенности, страха перед чем-то новым, которое знакомо каждому. И это пустую часть обложки, как и пустую часть будущей жизни, обязательно хочется заполнить чем-то новым.

На обложках Seasons можно встретить иллюстрации, выполняющие символические функции. Так, в номере за январь/февраль на обложку выносится фотография семьи — мамы с ребенком, и можно заметить, что если мама обладает азиатскими чертами лица, то у ребенка они европейские. Арт-директор Seasons of life Татьяна Чулюскина поясняет, что «здесь было важно разглядеть наднациональный образ будущего мироустройства» [7]. Подсказку для правильного понимания изображения дает тема номера, расположенная вместе с анонсами, — «Дом будущего».

Не отказываются Seasons и от рисованных обложек, могут быть использованы как традиционные инструменты, например, акварель, так и компьютерные — векторная графика. Обложка №53 представляет собой рисунок воспитанницы арт-студии для детдомовцев, детей с особенностями, взрослых из интернатов. В тексте говорится о том, что рисунки художников студии концептуальны, выполнены мастерски. Работа, помещенная на обложку, позволяет продвинуть творчество таких студий.

Содержание. Содержание занимает две полосы, которые могут занимать целый разворот, а могут разрываться рекламой. Верстка содержания на полосе выстраивается в три колонки. Если рассматривать содержание разворотом, то получается, что анонсы и иллюстрации занимают равное количество пространства: по 3 колонки каждый. Колонка или колонки с иллюстрациями оформляются в виде коллажа, на каждой иллюстрации прописывается номер соответствующей страницы.

Выходные данные. На полосе используются 5 колонок. В двух верхних колонках широкого набора приводятся выходные данные, в четырех нижних — небольшие описания людей, принимавших участие в создании номера, и их черно-белые портретные фотографии. Отдельная колонка посвящена информации об обложке и её авторе.

Колонка редактора. Письмо редактора состоит из фотоиллюстрации (фото или коллажа) с декоративными элементами (рамки у фотографий или линия внизу полосы, фоновая плашка) и текста, который обычно набирается в 2 колонки.

Рубрикатор и шмуцтитулы отсутствуют.

Колонтитул располагается наверху на левой полосе и представляет собой название рубрики в черном или белом цвете, в зависимости от цвета фонового изображения.

Колонцифра размещается сразу на двух полосах. Не используется при наличии полноформатных иллюстраций.

Следует уделить внимание и рекламе, так как она также подчиняется задаче создания у читателя определенного образа жизни. Реклама составляет 5-10% номера (в №54 за 2019 7 полос из 132). Seasons рекламирует разные мероприятия, способствующие творческому восприятию мира, ощущению гармонии с собой, активному образу жизни. К примеру, в выпуске №53 2019 года за мы встречаем рекламу выставки, посвященной экологии. Часто анонсируют они и собственные проекты: например, в том же номере представлена реклама совместного мероприятия Seasons с Библиотекой Москвы — «Крылов Фест». Реклама также становится площадкой для творчества: Seasons креативно подходит к её оформлению, используя каллиграфию, графическую иллюстрацию, коллажи.

Мы видим, как мастерски используется сочетание вербальных и невербальных компонентов, дополняющих друг друга и позволяющих вместе добиться «эффекта присутствия» читателя в мире, созданном Seasons. Дизайн-концепция журнала работает на установление успешной коммуникации с аудиторией.  Оформление Seasons of life также показывает, что лайфстайл-журналы, информативная роль которых перешла на диджитал-платформы, становятся теперь способом почувствовать мир; они дарят, в первую очередь, впечатления — эстетическое удовольствие, приятные ощущения. 

 

Список литературы:

  1. Медиакит Seasons of Life. URL: http://seasons-project.ru/about-seasons/mediakits, (дата обращения: 16.02.20).
  2. О журнале. URL: http://seasons-project.ru/o-zhurnale (дата обращения: 27.02.20).
  3. Максимова Н.В. Концепция и коммуникативные практики Lifestyle-журнала «Seasons of Life». / Трансформация медиасреды в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конференции. — М., 2019. — С. 237.
  4. Сергеева О. Журнал №44. Март – апрель. URL: http://seasons-project.ru/magazine/year-2018/zhurnal-44-martaprel (дата обращения: 09.03.20).
  5. Журнал Seasons of life №53, 2019.
  6. Дронова К., Чулюскина Т. История одной обложки. URL: http://seasons-project.ru/life/life-people/mood/istoriya-odnoj-oblozhki (дата обращения: 06.03.20).
  7. Сидорова С.Ю. Феномен лица на обложке лайфстайл-журнала Seasons of life // Век информации: материалы 57 междунар. форума. — СПб, 19–20 апреля 2018 г. — С. 298.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.