Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июля 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кыбукевич С.С. ТЕХНИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕМПЕРНЫХ КРАСОК // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕХНИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕМПЕРНЫХ КРАСОК

Кыбукевич Сергей Сергеевич

преподаватель, кафедра социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена техника приготовления темперных красок, их виды и способы приготовления.

ABSTRACT

This article discusses the technique of preparing tempera paints, their types and methods of preparation.

 

Ключевые слова: техника приготовления, темпера, краски, темперные краски, виды темперных красок, способы приготовления, способы приготовления красок, способ приготовления темперных красок.

Keywords: the techniques of tempera, paint, tempera paint, tempera paint types, methods of preparation, methods of paint preparation, the method of preparation of tempera paints.

 

В современном мире мы можем видеть большое количество всевозможных обликов красок, к ним мы еще можем отнести и темперные краски.

Цель данной статьи – рассмотреть технику приготовления темперных красок, их виды и способы приготовления.

Темперные краски – это краски, изготовленные на базе порошковых пигментов и разбавляемые водой. Есть некоторое количество методик приготовления темперных красок при помощи эмульсии: естественного (разбавленный водой желток куриного яйца или целое яйцо) или же искусственного происхождения (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры) [2].

Любая эмульсия произведена из 3 составляющих: вода, всевозможные виды клея и масла.

В наше время после написания картины темперой ее не покрывают лаком, благодаря этому получают матовую фактуру. Краска и цвет в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к условиям внешней среды и дольше сохраняют первоначальный вид, в отличие от работ, выполненных маслом.

Темперная живопись разнообразна по приемам и фактуре, она включает в себя покрытие узким слоем, лессировками, и, например, густое пастозное покрытие.

В настоящее время фабричными методиками производятся 4 вида темперы:

– казеиново-масляная (водная смесь казеина с подсыхающим растительным маслом);

– поливинилацетатная (ПВА, водная дисперсия на базе поливинилацетата);

– акриловая (водная дисперсия на базе полиакрилатов);

– воско-масляная (воско-масляная композиция с аква ПАВ – поверхностно-активными веществами) [1].

При высыхании темпера изменяет тон и цвет: кое-какие краски темнеют, иные высветляются. Поверхность произведений, выполненных в данной технике, матовая, бархатистая. Для защиты от воздействия окружающей среды картины (иконы) покрывали масляным лаком или же олифой.

Яичная (желтковая) темпера по причине медленно твердеющих яичных масел лаком покрывается не сразу по завершении произведения.

Акриловая темпера (называемая нередко акрил) в зависимости от марки может быть матовой, полуматовой или же глянцевой. Глянцевая разновидность акрила мало изменяется по тону и цвету, схожа по внешнему виду с масляными красками, и ей необходим защитный лак.

Воско-масляная темпера разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Темпера этого вида содержит в собственном составе довольно действенные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на плоскость (палитра, холст, картон и т.п.) и высыхания дают возможность просто смыть краску водой. С одной стороны, это комфортно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей; смыть засохший акрил довольно сложно), с другой стороны, ведение мультислойной живописи требует бдительности и осторожности.

Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть дышит. Вследствие этого она применяется в монументальной живописи для росписи стен, где лишняя влага, сохранившаяся в кирпичной или же каменной кладке стен при постройке, сможет со временем испаряться через роспись [1].

Не считая перечисленные выше виды темперы, которые считаются более распространенными, есть еще восковая и камедная темпера. Впрочем, в состав данных красок входят исключительные препараты, и их изготовление достаточно трудное.

К эмульгирующим препаратам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, автоматически склеиваясь с частичками масла, формирует эмульсию. При таком механическом смешивании масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мелкие частицы, обволакиваемые клеем. Находясь в составе связывающего препарата, он делает краски эластичными, не способными к растрескиванию [1].

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Данный вид имеет нерастворимую пленку и поэтому может использоваться на дереве, холсте, штукатурке, стекле, бумаге, картоне и множестве иных поверхностей.

Правильно изготовленные темперные краски при высыхании образуют немного бархатистый, без крупинок и трещинок слой. Хорошо просохший яркий слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши, темпера при высыхании практически не изменяет свойств цвета. Впрочем, у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, голубой и лиловый кобальт, как правило, замечается посветление, а у желтоватых, некоторых оранжевых, в том числе и белил, бывает некоторое потемнение. И то и другое зависит от качества грунта и от количества покрытий, выполненных в процессе живописи.

В настоящее время широкое использование получили синтетические темперные поливинилацетатные краски. Они представляют собой пастообразную смесь пигментов со связывающим веществом – водной эмульсией синтетической смолы (поливинилацетата) с добавлением структурирующих препаратов. Эти темперные краски так же, как и казеиново-масляные, разбавляются водой. При нанесении на основу (бумагу, картон, холст, дерево, стекло и т.д.) они образуют матовую поверхность. Воспользовавшись синтетической темперой, можно применить всевозможные способы в нанесении яркого слоя, создавать переписки. Поливинилацетатные краски дают возможность добиться в этюде яркости цветов, контрастности тонов в передаче формы.

По сравнению с масляными красками темперные краски быстрее высыхают, и по просохшему слою уже через несколько часов можно повторно наносить слой. Темперная превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к разным наружным воздействиям – влаге, изменениям температуры.

Чтобы получить темперную краску, нужно перемешать желтковую эмульсию с размельченным красящим веществом. Для этого красящее вещество выкладывают в фарфоровую чашечку и, прибавив некоторое количество эмульсии, перетирают до получения однородной массы. Чтобы предупредить высыхание красок, их заливают водой, которую затем перед работой сливают.

Наиболее часто в приготовлении темперы используют следующие красящие вещества:

– белые – свинцовые, цинковые, титановые белила;

– желтые – желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;

– красные – киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;

– фиолетовые – марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черники;

– зеленые – изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;

– синие – ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;

– коричневые – марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван-Дик коричневый;

– черные – виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели виды и способы приготовления темперных красок из различных материалов, а также проанализировали техники приготовления темперных красок.

 

Список литературы:

  1. Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. – М. : Художественно-педагогическое издательство, 2010. – 128 с.
  2. Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде: исследования и реставрация. – М. : Паломник, 2016. – 400 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом