Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каткова К.Ф. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ФИКСАЦИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 28-35.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ФИКСАЦИИ

Каткова Кристина Фёдоровна

канд. культурологии, ст. научный сотрудник, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр»,

РФ, г. Санкт-Петербург

HISTORICAL MEMORY: PROBLEMS OF INTERPRETATION AND FIXATION

 

Kristina Katkova

PhD in cultural studies, senior researcher, St. Petersburg State Institution of Culture the Museum and Exhibition Center,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию исторической памяти в контексте современных тенденций развития общества. Автор обращает особое внимание на многогранность изучаемого понятия, неоднозначность его трактовок и разнообразие форм фиксации. Опираясь на проведенные ретроспективный и сравнительный анализы, исследователь констатирует тесную связь, существующую между сохранением памяти и государственной идеологией, определяющую целеполагание данного процесса, а также развитие форм фиксации исторической памяти от устной традиции до виртуального пространства.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of historical memory in the context of modern trends in the development of society. The author pays special attention to the versatility of the concept under study, the ambiguity of its interpretations and the variety of forms of fixation. Based on the conducted retrospective and comparative analysis, the researcher States the close relationship between memory preservation and state ideology, which determines the goal-setting of this process, as well as the development of forms of fixing historical memory from oral tradition to virtual space.

 

Ключевые слова: историческая память, государственная политика, идеология, формы фиксации памяти.

Keywords: historical memory, state policy, ideology, forms of memory fixation.

 

Тенденции развития мира последних десятилетий, получившие в литературе наименование глобализационых процессов, приведших к повсеместной трансформации сфер бытия, изменившей мировоззрение современных людей, всколыхнули проблему памяти, выступающей основой межпоколенной связи, залога человеческого существования.

Само понятие «память» является предметом междисциплинарных исследований и социокультурных практик, основывающихся на многоуровневых подходах и методиках качественного анализа. Проблематика сущности и компонентов памяти, способов ее фиксации и трансляции, сохранения и интерпретации является востребованной среди представителей различных отраслей знания - философии, культурологии, истории, психологии, социологии, политологии, этнологии, музеологии.

С одной стороны, память – это функция, связанная с психическими процессами и биологической природой человека, отвечающая за способность накапливать, сохранять, воспроизводить некие опыт и знания. С другой стороны, физиологический компонент памяти, если говорить о личности, не существует без социальных и культурных аспектов.

Исследуя вопрос о содержании и уровнях памяти, автор обращается к ряду философских, социологических и культурологических исследований. Так, французский философ и социолог М. Хальбвакс говорит о существовании «индивидуальной» (внутренней) и «коллективной» (внешней) памяти [5]. Первая основывается на воспоминаниях, которые вписываются в рамки конкретной личности или личной жизни индивида. Вторая – на осознании того, что любой индивид – это член какой-либо группы, соответственно, речь идет о воспоминаниях, связанных с этой группой. При этом исследователь подчеркивает тесную связь, которая существует между индивидуальной и коллективной памятью, объясняя её тем, что зачастую личные воспоминания подкрепляются идеями и фактами, относящимися к коллективной памяти, т.е. внешним событиям жизни. Или наоборот, воспоминания коллективной памяти, т.е. внешние события, важны для индивида, который не является их очевидцем, но стремится их сохранить из личных побуждений. Ярким примером и подтверждением высказанной идеи автор статьи считает события Великой Отечественной войны и отношение к ним социума XXI века. Современное поколение не является участником военных действий, для него они выступают внешними событиями жизни, которые произошли значительное время назад. Несмотря на это, оно свято хранит память о них, т.к. герои этой войны - его предки, члены семей. Таким образом, внешние события, запечатленные коллективной памятью народа, формируют индивидуальную память личности в последующих поколениях.

Зачастую коллективную (внешнюю) память называют социальной, что представляется логичным, так как любой индивид – это член социума. «Социальная (коллективная) память – поле опыта повседневной жизни людей. Ее функциональное назначение – сохранение и передача позитивного опыта предков для благополучия потомков» [2, с. 228].

Наравне с индивидуальным и коллективным уровнями памяти выделяют культурную и историческую составляющую понятия. Хранящийся при данном подходе понимания памяти опыт выходит за рамки опыта отдельных социальных групп и относится к целому народу. Но при этом мы можем говорить и о коллективной исторической памяти, подразумевая под коллективом не отдельно взятую небольшую социальную группу, а целую нацию, в данном контексте исторический компонент выступает частью коллективного уровня.

Множественность подходов к изучению понятия памяти влечет за собой и многогранность представленных в литературе взглядов. В процессе работы исследователь столкнулся с целым рядом терминов, связанных с памятью: индивидуальная, социальная, коллективная, историческая, коммуникативная, места памяти и т.д. На данном этапе исследования автору статьи очевидна многослойность структуры изучаемого понятия, в состав которой входят общечеловеческий, коллективный и индивидуальный уровни, но вместе с тем и нецелесообразность их жесткого разделения и даже противопоставления. Это обусловлено тем, что речь идет не об отвлеченном понятии и не о понятии памяти самом по себе. Исследователю важна роль памяти в формировании личности как члена социума, которое зависит от определенных социальных рамок и маркеров. Автор предпринимает попытки установить связь прошлого, настоящего и будущего, иными словами потребность личности в поддержании традиций, межпоколенной трансляции культурного опыта, укрепления чувства принадлежности к той или иной культуре, общности, территории. Исходя из этого, в данном исследовании историческая память рассматривается как часть коллективной социальной памяти. Автор не исключает и индивидуальный уровень, отвечающий за сохранение событий прошлого через получение личного опыта, который служит устойчивым основанием для воспроизводства национальной идентичности, о чем упоминают в своих работах такие исследователи как Л.Ю. Логунова [2], Л.П. Репина [4] и др.

Современные исследователи рассматривают историческую память как «проблему коммуникаций исторических знаний, проблему возможностей истории представлять и интерпретировать события» [1, р.6].

Несмотря на то, что автор не является сторонником противопоставления компонентов памяти, и отделения их от общего понятия, для него закономерной является связь исторической памяти и государственной политики, определяющей идеологические доминанты общества. Именно этим объясняется выборочность популяризации определенного круга исторических событий в российском обществе. Рассмотрим это на примере военной истории страны. В каждом столетии есть ключевые войны, в которых наши предки проявили свое мужество. Даже когда военный конфликт завершался поражением русского оружия, нельзя говорить о поражении духа россиян. Достаточно вспомнить проигранную Русско-Крымскую войну середины XIX века, в которой ярчайшим примером героизма русского солдата стала оборона Севастополя. В своё время величайшей победой была победа в Отечественной войне 1812 года, вслед за которой последовал триумфальный поход русской армии в Европу. Отмечается ли сегодня это событие, которое произошло чуть более двух веков назад? У нас нет официального праздника в честь этой победы, мы не чтим героев этой войны, плохо ориентируемся в ее истории. А вот другой пример - Великая Отечественная война. Ежегодно отмечается День Победы, уже несколько десятилетий ставший государственным праздником и официальным выходным днем. В семьях хранятся награды, письма, документы участников военных действий. Мы не можем без слез смотреть военные фильмы и слушать фронтовые песни. Миллионы людей по всему миру объединяются в едином порыве в шествии Бессмертного полка. Даже в этом году в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией, в результате которой были перенесены все праздничные мероприятия, люди приняли участие в онлайн-проектах, не забыв почтить героев войны. Неужели Великая Отечественная война более значима в истории нашей страны, чем Отечественная война 1812 года? Эти войны даже называются одинаково - Отечественные, потому что смысл их был один - защитить свою страну от захватчиков. И 200 лет назад, и 80 лет назад русские поднялись против оккупантов, отдавая жизни за свою страну, проявляя мужество и героизм в борьбе с врагом. Почему же мы помним и чтим героев одной войны и практически забыли героев другой? Существует несколько причин, объясняющих это. Первая, это время. Несмотря на то, что Отечественная война 1812 года произошла не так уж давно, по крайней мере, по историческим меркам, нет живых свидетелей этих событий, память о ней существует уже в переработанном виде, на страницах учебников, в экспозициях музеев. В связи с этим эта война воспринимается как история, что-то произошедшее давно. Отсутствует эмоциональный компонент, который необходим для сохранения и трансляции опыта. Нет ветеранов, с наградами, с застывшими слезами в глазах, не просто ветеранов, а дедушек и бабашек, родных людей, говоря с которыми, понимаешь, что вот эти герои, которые и не стремились к наградам, а просто хотели жить и хотели, чтобы жили их матери, отцы, жены, сестры, братья, дети, друзья. И начинает сжиматься сердце, внутри поднимается волна возмущения и ненависти к фашистам и появляется осознание, что нельзя забыть эту войну, о ней нужно рассказать тем, кто её не видел, тем, кто никогда не знал ленинградского холода и голода, тем, кто никогда не получал похоронку за похоронкой на своих сыновей. Нужно помнить об этой ужасающей человеческий разум войне, чтобы никогда в мире не повторилось подобное событие.  Вторая причина особого отношения к Великой Отечественной войне связана с государственной политикой. Именно благодаря идеологическим установкам были созданы условия для того, чтобы мы знали об этой войне и хранили память о ней. Как уже отмечалось, 9 мая, это государственный праздник, объявленный выходным днем, а значит, россияне могут свободно принимать участие в праздничных мероприятиях, посвященных истории этой войны. Год за годом создаются специальные проекты, открываются мемориалы, выпускаются фильмы, организуются мероприятия в честь Великой Победы, которые имеют поддержку на государственном уровне. У россиян постоянно на слуху эта дата. Во многом это связано с угрожающими тенденциями современностями – проявлениям неофашизма и попытками переписать мировую историю. Но вместе с тем происходит сплочение россиян и формирование их национальной идентичности, что является одним из приоритетных направлений государственной политики современной России. Таким образом, историческая память, в данном случае о Великой Отечественной войне, выступает средством реализации стратегии развития государства, а соответственно можно говорить об ее идеологической направленности. По мнению автора статьи, существующая связь между исторической памятью и государственной политикой отразилась на способах и формах ее фиксации.

Говоря о фиксации памяти, исследователь обращается к концепции французского ученого П. Нора о «местах памяти» [3]. В многотомном труде развивая мысль о главной функции «мест памяти», которая заключается в сохранении памяти группы людей, под этими «местами» историк подразумевает широкий спектр явлений - людей, события, предметы, здания, книги, песни или географические точки, которые призваны создавать представления общества о самом себе и своей истории. Важной характеристикой «мест памяти», по мнению Нора, является то, что они могут нести разные значения, и что это значение меняется во времени и пространстве. Именно этим автор статьи и объясняет вариативность способов трансляции памятных моментов, которые в некотором роде мы можем считать «местами памяти».

На заре становления государственности основным способом сохранения и трансляции имеющегося опыта была устная традиция «из уст в уста», проявлением которой являются сказки, легенды, предания и пр. Герои устного народного творчества ассоциировались с реальными людьми, имели свою историю и оставили след в истории страны. С появлением письменности события, герои и их поступки начинают фиксироваться в источниках, сначала летописных, а затем и литературных: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о Батыевом разорении» и пр. Детальный анализ этих произведений говорит об их субъективности, которая вызвана различными причинами, в том числе и своего рода государственным заказом. Своды законов, которые появляются в нашей стране еще со времен Ярослава Мудрого, и иные нормативные акты Древнерусского государства продолжают число форм трансляции исторических знаний. Развитие книгопечатания повлияло на дальнейший процесс сохранения памяти, в значительной степени ускорив его. При Иване Грозном появляются исторические произведения, такие как «История казанского царства», обосновывающие царскую власть и её направленность. Эпоха Нового времени в России привнесла и новые виды источников – периодические издания и многотомные сочинения об истории государства, где была предпринята попытка осветить российскую историю, рассмотрев ее сквозь призму ретроспективного анализа. Эра технического прогресса усилила роль средств массовой информации в процессе коммуникации. Сегодня именно СМИ оказывают ключевое влияние на формирование мировоззрения социума и оценки явлений современного мира.

В процессе развития общества, формирования его потребностей и интересов стали возникать специализированные учреждениях, целью создания которых была передача последующим поколениям исторического, культурного и социального опыта. К таким институциям относятся музеи, учреждения культуры и иные музейные формы, появившиеся в процессе глобальных трансформаций. В учреждениях музейного типа происходит смешение классических подходов и инновационных технологий виртуальных пространств, ставших особо популярными сегодня, в целях сохранения исторической памяти и трансляции культурных ценностей.

Указанные выше тенденции способствуют появлению в XXI веке проектов, которые ставят своей задачей развитие в обществе высокой социальной активности граждан, обладающих позитивными ценностями, идентифицирующих себя с Россией, её историей и культурой, посредством распространения гуманитарных знаний и популяризации истории и культуры страны. К таким проектам относятся виртуальные выставки, среди которых мультимедийные экспозиции федерального проекта исторический парк «Россия – Моя история», где при помощи информационных технологий демонстрируется многовековая история страны с древнейших времен до современности. Мультимедийный парк имеет не просто правительственную поддержку, он создавался по государственному заказу с конкретной целью и ярко выраженной миссией, отсюда и масштабный охват  - география проекта включает 21 город России от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска. Подобные проекты также можно считать формой фиксации исторической памяти, а положенные в основе их функционирования методы - новым способом трансляции знаний, отвечающим современному контексту и потребностям цифрового общества.

Таким образом, проведя ретроспективный анализ форм сохранения исторической памяти от устной традиции до виртуального пространства, автор продемонстрировал изменчивый характер «мест памяти», о котором упоминалось выше. Меняется время, меняются и технологии – вот одна из ключевых идей развития мира. И эта идея актуальна и применима к вопросу сохранения памяти как основы человеческого существования.

Резюмируя всё выше сказанное, автор подчеркивает значимость вопросов, связанных с исторической памятью в контексте современных тенденций развития общества, обращая особое внимание на многогранность изучаемого понятия, неоднозначность его трактовок и разнообразие форм фиксации. Ретроспективный анализ способов трансляции памятных моментов, кратко изложенный на страницах данной статьи, позволил исследователю сделать вывод о междисциплинарной направленности институций, отвечающих за сохранение памяти в тот или иной исторический период, особо отметив роль государства, его политики и стратегии развития, целевых установок в этом процессе. Объединяя исторически сложившийся опыт в вопросах передачи знаний, сохранение которых обеспечивает память на разных уровнях ее воспроизводства, автор открывает перспективу мультимедийным формам и виртуальным пространствам в системе фиксации исторической памяти применительно к обществу XXI века.

 

Список литературы:

  1. Morris-Suzuki T. The past within us: media, memory, history. – London; New York: Verso, 2005. – 280 p.
  2. Логунова Л.Ю. Историческая и социальная память: парадоксы и смыслы // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11, № 1, ч. 2. – С. 227–253.
  3. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С.17-50.
  4. Репина Л.П. История и память: историческая культура Европы до начала нового времени. – М.: Кругь, 2006. – 768 с.
  5. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. – 2005. - № 2-3. – С.8-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.