Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бараш А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В ДЕТСКОМ ПРИДВОРНОМ ПЛАТЬЕ В РОССИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В ДЕТСКОМ ПРИДВОРНОМ ПЛАТЬЕ В РОССИИ

Бараш Алена Юрьевна

студент I курса аспирантуры кафедры Истории и теории искусств, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE FORMATION OF THE NATIONAL STYLE IN CHILDREN’S COURT DRESSES IN RUSSIA

 

Alena Barash

first year postgraduate student in history and theory of art department of Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and design,

Russia, Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – изучить истоки формирования национального стиля в детском придворном платье в России. В статье использованы аналитический, сравнительно-исторический и семантико-иконографический методы изучения. В результате были изучены культурно-исторические предпосылки зарождения национального стиля в русском детском придворном платье. Вывод: в покрое и характере декора русских детских придворных платьев слились воедино западные и национальные черты.

ABSTRACT

The purpose of the article is to study the origins of the formation of the national style in a children's court dress in Russia. The article uses analytical, comparative historical and semantic-iconographic methods of study. As a result, the cultural and historical background of the emergence of the national style in the Russian children's court dress was studied. Conclusion: in the cut and in the decoration of Russian children's court dresses, Western and national features merged together.

 

Ключевые слова: русское придворное платье, детское придворное платье, детская мода, история моды.

Keywords: Russian Court dress, children’s court dress, children’s fashion, history of fashion.

 

Во все времена российский императорский двор славился особой роскошью торжественных церемоний и аудиенций. Многочисленные воспоминания современников отмечают головокружительный блеск и роскошь, сопровождавшие официальные события в императорских резиденциях вплоть до начала Первой мировой войны. Точное время появления регламентированных придворных костюмов в России неизвестно; в распоряжении исследователей имеются косвенные свидетельства существования таких одежд во времена Екатерины II (пока это самые ранние сведения), единичные документы начала правления Павла I (декабрь 1796) и его сына Александра I (август 1801). Самые значительные перемены в истории русского придворного платья происходят в правление Николая I (1796–1855).

По мемуарным свидетельствам известно, что официальное появление придворного платья в русском стиле состоялось уже в 1826 г.: «…был 1-го генваря бал с мужиками, в их числе, конечно, было более половины петербургских мещан. Государыня была в сарафане и в повойнике, и все фрейлины тоже. Мужчины в полной форме, шляпа с перьями» [1, с. 35].

Благодаря Указу сформировался каноничный образ придворного платья в национальном стиле с откидными рукавами, планкой на фронтальной части и кокошника, пришедших из боярского костюма. «Русское» платье становится единственным видом дамского церемониального костюма, оно делало российский двор не похожим ни на один двор Европы и ярко демонстрировало единение царя с народом – один из трех главных постулатов теории «Официальной народности».

Несмотря на широкое освещение темы русского дамского парадного придворного платья в отечественных научных исследованиях, детское придворное платье в России XIX – начала XX веков все еще остается недостаточно изученным. Тем не менее национальный, неорусский стиль не менее ярко проявился в детском придворном костюме.

К началу XIX века романтизм пробуждает интерес к прошлому своего отечества, к его исторической судьбе. «Новые эстетические идеалы классицизма в демократической Англии трансформировались в рациональный стиль с культом Средневековья и готического зодчества» [3, с. 75]. В России (но в рамках официального имперского стиля) развивались тенденции подобных направлений – обращение к культуре национального Средневековья и фольклорным мотивам.

Наиболее яркое проявление патриотизма, вызванного событиями Отечественной войны 1812 года, выразилось в нравах аристократии данного периода: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них … оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки,.. нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались» [2].

Желание все регламентировать и систематизировать, в том числе и в области парадного придворного мундира и женского платья, привело к тому, что 27 февраля 1834 года одновременно с «Положением о гражданских мундирах» Николаем был высочайше утвержден указ, закрепивший официальный статус за русским женским платьем. Этот указ «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» детально регламентировал русское платье. Платье парадное состояло из двух частей: собственно нижнего белого атласного платья, и верхнего, бархатного, надеваемого на нижнее. Кончик верхнего платья переходил в шлейф. Длинные шлейфы в русский придворный костюм пришли из придворной одежды Западной Европы конца XVIII – начала XIX в. В них соединились воедино и восточные, и западные мотивы начала XX века.

Парадные придворные платья, или мундиры, официально называли «шлейфы» или «сарафаны», напоминали, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан» [4, с. 43]. Покрой платья был всегда одинаков: откидные, очень длинные, спускающиеся практически до колен рукава (подобно традиционному боярскому костюму), открытая пройма и подчеркнутая планкой вертикальная линия середины переда (отсылка к сарафану).

Детские же парадные придворные платья никак документально не регламентировались. Детские модели стилистически подражали дамским и были исполнены в русском стиле, но конструктивное решение их разительным образом отличается от дамских моделей.  Детское придворное платье цельное неотрезное приталенное (дамское состоит из трех частей – лифа, верхней распашной юбки и нижней юбки), с длинными откидными рукавами с частично открытой проймой. Декольте округлой формы (подобно дамскому), но имеет небольшой изгиб углом по центру переда (в отличие от дамского платья, линия декольте не обнажает линию плеч). Национальный характер костюма передают следующие декоративные элементы – это вертикальный пластрон по переду платья с ложными пуговицами, имитирующий сквозную застежку сарафана, длинные откидные рукава с частично открытой проймой (элемент боярского костюма), длинный орнаментально расшитый пояс и головной убор в виде кокошника с повойником.

По силуэту платье действительно напоминает «офранцуженный сарафан», так как несмотря на характерные элементы отделки в национальном стиле, достаточно сильное прилегание по талии, узкий лиф и «складка Ватто» на спинке платья демонстрируют явное доминирование западноевропейских тенденций дамской моды.

В заключении хочется отметить, что детское парадное придворное платье начала XX века имеет ряд общих национальных черт в русском стиле с дамскими моделями высочайше регламентированного парадного придворного платья – это откидные рукава с частично открытой проймой, декоративная планка по переду модели, головной убор в виде кокошника (элементы боярского костюма). Общими являются и черты западноевропейского костюма – общий покрой, материалы, характер отделки и округлая линия декольте. Таким образом в детских придворных платья слились воедино и западные и русские мотивы.

 

Список литературы:

  1. Балан С. П., Шакирова, Т. Ф. Российские императрицы: Мода и стиль. Конец XVIII – начало XX века / С. П. Балан, Т. Ф. Шакирова. – М.: Кучково поле, 2013. – 512 с., ил.
  2. Барбэ д’Оревильи. Дендизмъ и Джорджъ Брэммль / Пер. Петровского, вст. ст. М. Кузьмина. – М.: Альциона, 1912. – 114 с.
  3. Ванькович С. М. Костюм в плену эклектики. Архитектурно-стилистические ассоциации / С. М. Ванькович. – М.: АВАТАР, 2015. – 180 с., ил.
  4. Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец XIX – начало XX века. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. – СПб., 1994. – 312 с., ил.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.