Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2020 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Довыденко И.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКИХ МАГНАТОВ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(31). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 16-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКИХ МАГНАТОВ

Довыденко Иван Васильевич

аспирант, Белорусский государственный университет культуры и искусств,

Республика Беларусь, г. Минск

ARTISTIC COMPONENTS AND FUNCTIONAL FEATURES OF BALLROOM CULTURE OF BELARUSIAN MAGNATS

 

Ivan Davydzenka

postgraduate student, Belarusian State University of Culture and Arts,

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются традиции бальной культуры Беларуси с XVI по XIX веков как синтез разных видов искусства. Выделены художественные составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.

ABSTRACT

The article examines the traditions of the ball culture of Belarus from the 16th to the 19th centuries as a synthesis of different types of art. The artistic components of the ball are highlighted: architectural, musical, plastic-choreographic, artistic and decorative.

 

Ключевые слова: бал; магнаты; бальная культура, художественные компоненты.

Keywords: ball; tycoons; ballroom culture, artistic components.

 

В период с XVI по XIX века земли современной Беларуси входили в состав различных государственных образований. Это существенно повлияло на культурную среду, в том числе на бальные традиции.

В обществе Речи Посполитой доминирующее место занимали шляхтичи и магнаты. С XVI до конца XVIII века в Беларуси выделялись богатейшие советы магнатов и шляхтичей: Радзивиллов, Сапегов, Огинских, Хадкевичей, Алелковичей, Кишки и др. В их замках и дворцах объединились тогдашние центры культуры и искусства, так как многие из них были меценатами и любителями искусства. Поэтому центрами бальной культуры были города-резиденции магнатов и знати.

С точки зрения истории искусства бал представляет собой симбиоз разных видов искусства и включает множество компонентов, раскрывающих функциональные особенности. Среди них следующие составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.

Одна из важнейших компанентов бала – архитектурный. Он включает в себя пространственное оформление бала. Во многих дворцово-парковых ансамблях и дворцах при строительстве были запланированы специализированные помещения для проведения таких мероприятий. В разное время их называли по-разному: «бальный зал» или «парадный зал». Например, в Несвижской резиденции Радзивиллов был так называемый «Большой каминный зал». По словам А.Бутевича, помимо приема еды здесь часто звучала музыка, переливались богатые женские костюмы, блистали слуцкие пояса на мужских костюмах и «атмосфера бала пленила всех - своих и чужих, гостей и хозяев» [1, с. 46]. Сохранились фотографии, где в начале ХХ века проходил торжественный прием, устроенный последним ординатом Альбрехтом Радзивиллом, поэтому можно предположить, что балы здесь действительно проходили. В Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов Республики Беларусь хранятся фотографии из Несвижского дворца 1920–1939 годов, отражающие различные события в Белом (бальном) зале. Как минимум три фотоснимка подтверждают балы-маскарады в Несвижском замке. Кроме того, на фото под № 0131930 можно заметить, что балы также проходили и в Золотом зале дворца Радзивиллов. На нем можно увидеть Альбрехта Радзивилла с гостями в костюмах разных стран и эпох (люди в рыцарских доспехах, восточных костюмах и т. д.).

Для балов помимо стационарных залов и комнат были подготовлены специальные палатки и постройки. Например, в XVIII веке по случаю приезда короля Станислава Августа Понятовского после парада в Заполянской роще прошел бал в большом зале из палаток. На натяжном потолке были изображены Нептун, реки Пинска, Мухавецкий и Телиханский каналы, под каждой рекой стояли по два стихотворения, написанные пинским старостой Хаминским. Места, где проводились балы, всегда красиво украшались, а иногда магнаты привлекали к работе профессиональных художников [2, с. 226]. Так у Радзивиллов появился придворный художник Ксаверий Геский, который делал декорации к спектаклям Ф.У. Радзивилла и для торжественных приемов.

Значительное место в бальной традиции занимает музыкальное сопровождение. Светская музыка эпохи барокко звучала в крупных дворянских усадьбах, а с XVII века стала развиваться в белорусских городах. В XVII - XVIII веках частные театры и капеллы польско-литовских (белорусско-польских) магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других стали центрами светской музыкальной культуры Беларуси. В развитии музыки на белорусских землях наблюдается определенная тенденция: почти все композиторы, писавшие музыку, были представителями высшего сословия. Среди них Михал Казимир Огинский, Мацей Радзивилл, Михал Клеофас Огинский и другие. Именно их композиции звучали на балах, это показывает, что балы в Беларуси имели до определенного времени определенную изоляцию от других классов.

Следующая составляющая - пластико-хореографическая. Так как бал - это вечер, когда большая часть свободного времени посвящена танцам, то этот компонент является формирующим. Сегодня мы не имеем четкого представления о танцах XVI-XVIII веков. Источники чаще всего содержат записи о самом факте их существования. Яркий пример - письма из Митавы 1561 года Альберта Владислава Радзивилла. В них он рассказывает, как герцог хотел устроить танцы по случаю своего приезда, но Альберт очень устал и отказался от этой идеи [3, с. 244]. К сожалению, танцевальные движения не сохранились, но их названия сохранились в рукописях. Придворные танцы почти полностью совпадали с традициями европейских стран и обычно классифицировались по основным элементам - прыжки или хороводы. Королева Бона Сфорца уделяла танцевальным мероприятиям много внимания, именно она внесла яркость на местные балы.

В первой половине XVI в. популярным был «Фаворит», так называемый танец и музыка к нему. Вечеринки начались с медленного танца конца XVI века. основной танец был польский, или полонез. Для него характерно медленное величественное движение в парах, смены фигур в нем сопровождались поклонами. Медленный полонез сменился зажигательными танцами. В начале XVI в. это были немецкие фирлей (рей) и ценер, а на смену им пришел танец гальярда. Итальянский прыжковый танец гальярда стал известен еще со времен Бонна. Этот танец был известен в магнатских кругах в начале семнадцатого века. В середине XVII в. он был заменен краковяком.

Художественно-декоративная составляющая проявилась в оформлении бала, сервировке, даже в одежде и стилистическом единстве всех присутствующих. Среди сладостей были конфеты, которые подавали в специальных конфетницах. Посередине стола стояли конфетницы, состоявшие из стеклянных пластин и напоминавшие галерею, на них размещались гипсовые фигуры людей, силачей, всадников, шестиугольные экипажи. Композиционно они имитировала сад, дерево с гирляндами, улицу с многоквартирными домами, дворцы, замки, триумфальные арки, колонны, посреди которых обычно размещалась беседка с гербом хозяина или гостя, в честь которого проводилось мероприятие [4, с. 22]. В Беларуси проводились балы в определенном стиле. Это зафиксировано на фотографиях Несвижского бала 1930 года (в Белорусском государственном архиве фото- и кинодокументов). Князь Альбрехт Радзивилл из Несвижской ординации купил в Варшаве дорогое красное сукно и сшил для своих гостей фраки у несвижских портных. Дорогие парики, сделанные по моде короля Станислава Августа Понятовского. Один очевидец вспоминал бал: «Женщины были в черных длинных платьях с ниткой жемчуга на шее и белыми париками на головах, а мужчины - в красных фраках. На бал в военной форме допускались только приглашенные офицеры Войска Польского. Торжественный ужин был по-царски роскошным. На каждом месте стояли по пять хрустальных бокалов разного размера с гербом Радзивиллов. Гостей угощали рыбой, фазанами, куропатками и другими очень вкусными блюдами».

На наш взгляд, художественно-декоративная составляющая может рассматривать и салют. Анализируя воспоминания и переписку, можно сделать вывод, что балы закончились салютом. Например, в письмах Ф.У. Радзивилл, обращаясь к мужу, вспоминает бал, устроенный по случаю рождения сына: «Развлекаемся по-разному: танцуем, из пушек и ручных ружей фейерверками…» [5, с. 357]. Интересный факт описывается в корреспонденции пана Амброжего про посещение Альбы королем Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского: «Король снова посетил Альбу, и в беседке на острове был организован бал в его честь... По поводу приезда короля в Альбе был дан фейерверк, который длился больше часа и состоял из трех актов. Каждый их которых посвящен разным темам» [6].

На наш взгляд, бал является  синтезом разных видов искусства. Выделены следующие художественные составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.

Бал по своей специфике является синтезом искусств, что говорит о том, что он всегда был центром художественной жизни привилегированного населения. Впервые на этих мероприятиях были открыты новые произведения музыки, театра, балета и других видов искусства. Бальная культура послужила основой для развития архитектуры и живописи: были построены специализированные здания и шатры, расписаны залы, созданы парадные портреты.

 

Список литературы:

  1. Бутэвіч, А. І. Таямніцы Нясвіжскага замка : падарожжа ўглыб стагоддзяў з Уладзіславам Сыракомлем / А. Бутэвіч . – Мінск : Звязда, 2013. – 190 с.
  2. Несцярчук, Л. М. Станіслаў Аўгуст Панятоўскі: Манарх, асветнік, мецэнат / Л. М. Несцярчук. – Брэст : ААТ “Брэсцкая друкарня”, 2011. – 300 с.
  3. Бохан, Ю. М. Побыт феадалаў Вялікага Княства Літоўскага ў XV – сярэдзіне XVII стагоддзя / Ю. М. Бохан, А. А. Скеп’ян. – Мінск : Беларусь, 2011. – 271 с.
  4. Вуглік, І. Р. Застольны этыкет старабеларускай шляхты XVII – XVIII ст.: тыпалогія, гістарычныя змены / І. Р. Вуглік // Веснік Брэсцкага універсітэта. – 2010. – № 2. – С. 22–26.
  5. Радзівіл, Ф. У. Выбраныя творы ; пер. з пол. і фр. / Ф. У. Радзівіл ; уклад. С. Кавалёва . – Мінск : Беларус. кнігазбор, 2003. – 445 с.
  6. Bytność Stanislawa Augustaw Nieświżu. S. 62; Korrespondencja. Papiery Pana Ambrożego. S.211
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.