Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2020 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Культурология, занимая важное место в блоке социогуманитарных дисциплин, дает знание об окружающем мире и механизмах его функционирования через систему ценностных ориентаций, способствует самоидентификации личности и выделении ею своего места в обществе.
Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры, анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Культурология выявляет глубинные слои современной культуры как целостного универсального явления, охватывая обширный круг вопросов из истории мировой и отечественной культуры, отражает комплекс представлений о культуре как общечеловеческой ценности.
Как гуманитарная дисциплина, культурология изучает общие аспекты возникновения и развития культуры. Исследования культуры имеют интегративный характер, так как взаимодействуют в первую очередь с философскими дисциплинами, такими как философия истории и философия культуры, включая в поле своих интересов достижения в области археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. В наше время предпринимаются попытки реализации специального межпредметного исследования культуры.
Трудности становления культурологии как науки, прежде всего, вызваны сложностью, многоплановостью и разнообразностью понятия культуры как «онтологического» феномена.
Предметом культурологии как учебной дисциплины является исторический и социальный опыт человека, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах. Изучение его содержания, структуры, динамики, технологии функционирования, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей и норм, формирует мировоззрение, которое способствует пониманию множественности путей социокультурного развития, глубокому усвоению отечественных культурных достижений
Освобождение культурологии от родительской опеки философии связано с отрицанием европейской философской традиции. Так, современное понимание культуры начинает складываться как осознание наступающего кризиса европейской рационалистической культуры, невозможности прежней античной гармонии человека и природы.
Поль Валери, как свидетель истощения этой традиции в модернизме XX века пишет о Европе: «она полностью раскрепостила свой разум, соединила страсть к познанию со стремлением к точности, изобрела целенаправленную и действенную любознательность» [2, c. 55]. Сопротивляясь наступающему авангардно-волюнтаристскому вкусу, он пытается привить культурно одичавшему человечеству интерес к тому, что лежит в области свободной игры жизненных сил, где рождается подлинное вдохновение, необходимое для описания хрупкости и переменчивости исторического бытия.
Рационализм как путь развития европейской культуры подвергается сомнению. Так, Ф.Ницше противопоставлял обманчивый мир сократовского рационализма живому космосу досократиков. Поэтому современные исследования в области культуры можно рассматривать как призыв К.Поппера «назад к досократикам», что позволяет выйти за пределы европейской культуры, которая очерчивается рамками рационализма и обратиться к антропологическим и этнографическим ее основаниям.
В понятии «культура» присутствуют все исторические пласты, но это не означает что в истории культура становится предметом для специального исследования. Лучше всего исследовать культурную форму в исторической динамике, на всех ее этапах, учитывая все формы ее созидания и разрушения. Культура, обладая специфическими механизмами своего порождения обретает имеет свойство оформляться в знаковую систему, которая требует расшифровки, если касается прошлого и многоуровневого диалога если это современная культура. Культура, как знаковая система способна кодировать результаты творчества, что позволяет понимать не только свою культуру, но и постигать язык чужой культуры и вступать с ней в общение. Поэтому культура как семиотически воспроизводимая система имеет свойство снимать различные противоречия между природой и социумом.
Культура также является средством познания человека. Ю.Лотман, по этому поводу замечает: «Ни одна ситуация – от самой бытовой до наиболее неожиданной – не может исчерпать все суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке» [5, c.211].
Решая различные задачи на каждом историческом этапе, культура создает сложные структуры, которые снимают противоречия между индивидуумом и обществом, областью ситуативного и нормативного. А.Л.Доброхотов пишет: «В этом отношении культуру можно определить как информационную систему, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти» [3, с.14]. Мир, описываемый культурой, содержит не только некую последовательность событий, заключенных в истории, но и область взаимоотношений между субъектами и индивидуальными явлениями.
Предпосылки для научно-теоретического анализа термина возникают в период силового времени, когда культура теряет свой нормативный характер, как образец европоцентризма, к которому необходимо стремиться, и формируется новое понятие многообразия культур. Тематизацию культуры производит Кант, революционным образом лишая Универсум своей естественности и превращая его в конструкцию, переводя все в сферу научного познания. Так возникает новая возможность сделать культуру предметом тематизации, так как происходит отличение от мира смысла, вложенного в него человеком. «Критика чистого разума» Канта производит анализ того, каким образом смысловая картина науки сконструирована познающим субъектом, когда смысл мира начинает отличаться от самого мира и пониматься как сконструированное, вложенное человеком в восприятие мира, так открывается возможность избавиться от естественного восприятия мира.
Пространство культуры расширяется по мере того, как нечто естественное начинает пониматься как связанное с человеческой субъективностью. На протяжении XIX и XX веков именно такое восприятие мира расширяется и становится культурно-ориентированным.
Субъект также становится конструкцией, которая может быть проанализирована как некое культурное явление. Таким образом трансформация связана с денатурадизацией картины мира, что становится уже областью феноменологии, когда элементы нашей жизни и само существование перестает восприниматься как естественное. Так появляется социальное конструирование реальности, которая анализируется как смысловая конструкция.
Со второй половины XX века совершается иконографический поворот в исследовании культуры – мы возвращаемся к смысловой перспективе субъекта. Вместо структуры мы начинаем говорить о практике, когда к субъекту возвращается осмысленность его существования в мире, когда поведение и мировосприятие человека рассматривается в терминах смысла и сам смысл доступен человеку.
Специфика культуры проявляется в создании особого мира, который создают люди для преодоления конфликта с природой, в котором задействована искусственная система артефактов, реализующих наши цели и изменяющих среду. Так возникает мир очеловеченной природы и овеществленной человечности, он не самодостаточен так как культура может осуществлять свою роль связующей силы только в постоянном творческом движении. Т.Бузина, анализируя современные тенденции преодоления человечекой природы, в книге «Самообожение в человеческой культуре» пишет: «В условиях современного общества, в условиях беспрецедентного кризиса традиционной европейской культуры, сочетающегося с распадом героического сознания, утратившего трансцендентный телос своего существования, как никогда актуальна попытка по-новому взглянуть на то, что представляется нам одним из основных побудительных мотивов движения мысли и культуры Европы – жажду преодоления человеческой природы» [1, с.5].
Таким образом история культуры может быть рассказана с разных точек зрения, при использовании сложных техник, движений, языков и стилей. Совершая путешествие в историю культуры, утверждает историк искусства К. Д’Орацио можно лучше понять : «какими мы были и какими стали, оно предоставит нам возможность бросить свет на темные стороны некоторых значительных фигур далекого прошлого и, несомненно, взволнует нас, но прежде всего поможет осознать собственные ограничения и слабости» [4, c.14].
Таким образом, культура – это наш регион бытия, духовное основание общества, которое будет существовать до тех пор, пока в нём будут воспроизводиться культурные предпосылки. Культура находит правильные акценты в диалоге человека с природой и объединяет их в единый космос. В этом духовно-практическом пространстве формируются жизненные идеалы человека, его ценностные установки.
Список литературы:
- Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре / Т.В. Бузина. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. – 352 с.
- Валери П. Эстетическая бесконечность: эссе / Поль Валери; пер. с фр. М.Таймановой. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 480 с.
- Доброхотов А.Л. Телеология культуры / А.Л.Доброхотов. – М.:Прогресс-Традиция, 2016. – 528 с.
- Дорацио, Константино. История искусства в шести эмоциях/ Константино Дорацио; [перевод с итальянского И.Ярославцевой]. – Москва: Эксмо, 2020. – 352 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Юрий Лотман; подгот. Текста, послесловие Татьяны Кузнецовой. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 256 с.
дипломов
Оставить комментарий