Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ли М. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТИБЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИВОПИСИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 27-32.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТИБЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИВОПИСИ

Ли Мэнде

аспирант Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, гВладивосток

THE REALISTIC SIGNIFICANCE OF TIBETAN CULTURE IN PAINTING

 

Li Mengdie

post- graduate student, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Тибет является родиной самобытной древней культуры, которая обладает уникальным региональным шармом. В Китае существует старая поговорка [一方水土养一方人] она означает, что все люди разные и это тесно связано с местом их рождения, характером, одеждой и культурой. Эта поговорка хорошо характеризует тибетцев. В современном Китае появилась группа художников-энтузиастов, которые направили свой талант на то, чтобы запечатлеть красоту превосходной традиционной культуры Тибета, защитить ее и передать следующим поколениям. Эта статья демонстрирует значение и ценность современной живописи, основанной на тибетской культуре.

ABSTRACT

Tibet is the birthplace of a distinctive ancient culture; it has its unique regional charm. In China, there is an old saying [一方 水土 养 一方 人], it means all people are different, and this difference is closely related to their place of birth, character, clothing and culture. This saying characterizes Tibetans pretty well. In modern China, a group of prominent artists has emerged and used their talent to convey the beauty of Tibet, protect it and pass on to the next generation the heritage of excellent Tibetan traditional culture. This article demonstrates the value and value of modern painting based on Tibetan culture.

 

Ключевые слова: Тибет, культура, живопись, цель, тренд.

Keywords: Tibet, culture, painting, goal, trend.

 

Китай обладает богатыми ресурсами и имеет большое количество различных средств для распространения своей культуры. Однако этого может быть недостаточно для грамотной популяризации культуры. Для того чтобы сохранить и распространить свое богатое наследие, Поднебесная почерпнула множество знаний из опыта других стран, наметила лучшие способы для данного процесса и затем начала постепенное продвижение за границу. На данный момент можно сказать, что Китай перешел на второй этап этой работы, страна готова делиться собственным опытом продвижения и интеграции культуры за рубеж.

Живопись - это один из основных носителей духовной культуры, на востоке ее порой называют “ключом к сердцу”. В своей статье «Обсуждение и исследование Генерального секретаря Си Цзиньпина» Чжэнь Фэйфэй пишет: «Ведётся работа на повышение у людей чувства счастья и удовлетворенности жизнью, а также на стимулирование деятельности, направленной на процветание и стабильность Тибета.» [Чжэнь Фэйфэй, 2019, с. 53].

Для того чтобы в полной мере изучить и понять культурные процессы Тибета стоит проанализировать следующие факторы:

Географический фактор: Географические преимущества Тибета привлекали особое внимание его ближайших соседей еще с древних времен. Однако Тибет долгое время оставался загадочным и малоизученным краем, сегодня регион постепенно открывается миру в своем истинном облике. С конца 20 в. он переживает потрясающие перемены, связанные с переходом к современной цивилизации посредством больших капиталовложений и популяризации его традиционной культуры. В истории Тибета было несколько решающих переломных моментов, которые давали региону новые возможности развития. В 1271 году с началом правления династии Юань в Тибете закончились четыреста лет сепаратизма и начался принципиально новый период развития региона. [Тун Юе, 2019, с.4].

Рассмотрев географическое значение Тибета, мы можем выделить две основные инициативы в области экономической и культурной коммуникации с Китаем. Современная стратегия «Один пояс, один путь», подобно древнему Шелковому пути, проходит через Тибет. Это говорит нам о том, что Тибет и сегодня играет важную роль в экономической и культурной коммуникации. Как сказал китайский тибетолог Чэнь Цинъин в монографии «История Тибета»: «Тибет соединяет Синьцзян, Цинхай на севере, Сычуань и Юньнань на востоке. Северо-запад и юго-восток граничит с Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой и другими странам [Чэнь Цинъин, 2016, с.4]. В этом уникальном географическом положение и заключается ключевая особенность Тибета. Таким образом, китайская инициатива «Один пояс, один путь» открывает новые возможности для развития региона.

В видении и действии стратегии «Один пояс и один путь», опубликованном Китаем в 2015 году, позиционирование Тибета состояло в основном в приграничной торговле, туризме и культурном сотрудничестве с Непалом. С 2018 года со строительством железной дороги Китай-Непал и предложением плана железной дороги до Индонезии, список положений касательно Тибета только увеличился. Отметим также и официальное открытие строительства канала Китай-Непал-Индия [Лю Цзиньцянь, 2019, с.9]. В 07-м выпуске «Жэньминь жибао» от 15 июня 2019 года, освещающем события «Форума по развитию китайского Тибета 2019 года» Си Цзиньпин отметил: «Тибет расположен недалеко от плато Цинхай-Тибет, важного пограничного этнического региона в Китае, который также является носителем характерной китайской культуры и безусловно является охраняемой территорией." [Си Цзиньпин, 2019]. Отсюда можно сделать вывод, что в стране происходит переход от экономики к культуре. Как сказал Ню Лэ: «…урбанизация Тибета уже является объективной реальностью, а модернизация и цивилизация тибетской жизни - более реалистичным культурным мотивом». [Ню Лэ, 2012, с.107].

С точки зрения развития: следуя за проведением Политики реформ и открытости, «двери» Тибета были постепенно открыты миру, в следствии чего были усовершенствованы и главные транспортные артерии региона: шоссе Сычуань-Тибет и шоссе Цинхай-Тибет. Тибет, в свою очередь, провел ряд реформ в сферах культуры, природопользования и т.п. Удобная транспортная развязка Тибета обеспечивает хороший канал передачи и торговли. Культура, привнесенная Тибетом в международное сообщество, также является важным фактором, влияющим на формирование тибетской живописи. Благодаря экономическим и торговым обменам с соседними странами, распространение и обмен культурой, обогатили его живопись и творчество, техники изобразительного искусства и материальную базу тибетского наследия в целом. Тибетское искусство живописи имеет многоэлементные комплексные характеристики начиная с культурного оттенка и заканчивая формами визуальной передачи. Однако тибетская живопись и культура требуют серьезного контроля и отлаженной системы регистрирования. Известный китайский ученый Ма Хайцзяо считает, что создание тибетских национальных архивов имеет большое значение [Ма Хайцзяо 2019.с. 106]. Это необходимо для того чтобы сохранить уникальную самобытность Тибета, которая обусловлена, в первую очередь его географическим расположением, а также множеством типов уникальных этнических характеристик. В том числе тибетский буддизм, тибетская опера, праздники и фестивали, храмы, народный промысел и т.п.

С художественной точки зрения: Искусство нуждается  в постоянном выражении и сохранении. Тибетская культура и религия - лучшие способы найти точки соприкосновения со сферой искусства. Автор считает, что именно живопись является одним из самых выразительных видов искусства и культуры. Китай, в частности Тибет, обладает своим собственным языком изобразительности в масляной живописи.

Существует два основных фактора культурной и исторической ценности живописи на основе тибетских мотивов. Во-первых, в 1940-х годах, в период японо-китайской войны, большое количество писателей и художников перебралось на юго-запад в тыл, там  они постепенно вступали в контакт с тибетским бытом и культурой, они среди первых открыли для себя Тибет как волшебное место, которое вдохновляло их и давало волю творчеству. Во-вторых, художники, обнаружившие самобытную и неизвестную прежде красоту тибетской культуры, хотели передать ее как можно более точно и вместе с тем, изобразить ее как часть китайского наследия. Приведем в пример живописца Хань Лежан (1898-1947), среди его картин есть поистине выдающиеся работы, такие как "Танец перед монастырем Лабранг" (1945 г.) и др. В своих картинах ему удалось запечатлеть живой самобытный Тибет. После мирного освобождения Тибета, Китаю и всему миру были представлены традиционная культура и фестивали региона через такие полотна как: Дун Сивэнь – «Празднование получения богатого урожая – Праздник Ванго», Пань Шисюнь –  «Встреча Нового года» (1964 г.), «Праздник в Храме Лунму»  (2008 г.), «Фестиваль скачек» (2011 г.) Тибетские праздники напрямую связаны с такими элементами культурного наследия региона как традиционные тибетские символы и религиозные цвета.

В современности, картины с тибетскими сюжетами не потеряли своей ценности, этому свидетельствуют такие работы как: «Праздник лампад» Юй Сяодуна (2014 г.) и «Главный зал храма Джокханг» Пэй Чжуансинь. «Праздник Солнечного Будды» Эн Гуанчжи и Хань Юйчэне, и Ай Сюань, известная своим лирическим стилем живописи. Тибет становится источником вдохновения для творчества художников: они показывают Тибет с разных сторон и подчеркивают свою любовь к тибетской культуре и преданность искусству.

Тибетская масляная живопись — это уникальное явление, которое  идет в ногу со временем и одновременно несет в себе традиции прошлого, а также соответствует основному направлению китайской живописи. Тибет — это уникальное место с неповторимым культурным ландшафтом, народной культурой и религиозными убеждениями. Тибетский народ добр и прост. Они - репрезентативный образ китайской нации. Религиозная культура и фольклор региона увеличивают привлекательность живописи и стирают границы с некогда недосягаемым Тибетом. Картины маслом по тибетской тематике являются мостом для общения с миром и важной частью китайского национального духа и тибетской культуры.

Лучшим выражением ценности живописи является художественное общение. Чжай Цибин считает, что китайская и русская живопись имеют большое сходство, а картины выражают языки живописи Востока и Запада. Живопись содержит богатый национально-культурный оттенок, имеет уникальные формы и обычаи. [Чжай Цибин, 2019, 141].

Автор анализирует ценность тибетского наследия с разных точек зрения. Таким образом, автор считает, что художественные характеристики создания изобразительного искусства в Тибете можно разделить на следующие пять пунктов:

  1. Внешний вид и выражение тибетских мотивов включают природные ландшафты, такие как заснеженные горы, озера, храмы и хижины;
  2. Произведения искусства позитивны и оптимистичны, и демонстрируют традиционную этническую фестивальную жизнь в Тибете, что также является проявлением истинных особенностей Тибета, как в прошлом, так и по сей день;
  3. Религиозные верования тибетского народа выражаются в живописи: картины содержат тибетские буддийские музыкальные инструменты, тибетские религиозные символы, пять буддийских цветов и т.п. Таким образом очарование тибетского буддизма сочетается с искусством.
  4. Произведения искусства показывают гуманистические характеристики Тибета миру, посредством живописи, как средства коммуникации, иностранцы могут понять истинное лицо Тибета, появляется возможность расширить культурную роль тибетского искусства и показать его широкой публике.
  5. Богатая культура традиционного тибетского костюма также является одним из основных элементов живописи региона. Благодаря прекрасному описанию костюмов и головных уборов художниками, эстетика костюма была признана мировой культурой.

 

Список литературы:

  1. Лю Цзиньцянь. Исследование экономического сотрудничества в Гималайском регионе в Новую Эру: Анализ геофункционализма. Мировая экономика. Шанхай: Шанхайская академия общественных наук, 2019. С. 241. 刘锦前.新时代环喜马拉雅区域经济合作研究一种地缘功能主义的分析.世界经济. 上海:上海社会科学院, 2019年. 241页.
  2. Ма Хайцзяо. Дискуссия о создании архива тибетских этнических особенностей китайских и иностранных предпринимателей. Пекин: 2019. С. 106. 马海娇 西藏民族特色档案建设探讨 中外企业家. 北京: 2019年 .  106页.
  3. Ню Лэ. Сила Высокого искусства - картины маслом китайско-тибетской этнической темы: дис. канд. искус. наук: 2012.  156 с. 牛乐. 高海拔的力量-中国藏民族题材油画研究. 2012年. 156页.
  4. Поздравительное письмо Си Цзиньпина на «Форум по развитию китайского Тибета в 2019 году» [Электронный ресурс]. URL: http://paper.people.com.cn/rmrbhwb/html/2019-06/15/content_1930652.htm
  5. Тун Юе. Изучение тибетского изобразительного искусства в династии Юань. История искусств и теоретические исследования. Хунань: Технологический университет Хунани, 2019. С. 58. 童月. 元朝西藏绘艺术研究.美术历史与理论研究. 湖南: 湖南工业大学, 2019年. 58页.
  6. Чжай Цибин. Дискуссия о ценности создания китайской масляной живописи с точки зрения региональной культуры // Художественное наблюдение. 2019. № 10, С. 140-141. 翟启兵. 地域文化视域下中国油画创作的价值探讨 美术观察 //ART OBSERVATION 2019年. 10期. 140-141页.
  7. Чжэнь Фэйфэй. Гносеологическое исследование Генерального секретаря Си Цзиньпина о важной экспозиции «Управление границей и стабилизация Тибета» // Экспо правовой системы. 2019. № 9, С. 53-54. 甄菲菲 习近平总书记关于“治边稳藏”重要论述的发生论研究 // 法制博览 2019年. №9, 53-54页.
  8. Чэнь Цинъин. История Тибета. Пекин: Коммуникационный центр в Вучжоу, 2016. С. 185. 陈庆英. 西藏历史/陈庆英. 北京: 五洲传播出版社. 2016年. 185页.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.