Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чэнь Ф. МОНГОЛЬСКИЙ ОРНАМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 23-26.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОНГОЛЬСКИЙ ОРНАМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Чэнь Фэй

доцент Педагогического Университета,

 КНР, г. Баотоу

Монгольский орнамент – важная часть национального декоративно-прикладного искусства, его смыслы богаты, а сюжеты разнообразны, он обладает ярко выраженными региональными особенностями. Обычно в монгольском орнаменте присутствуют бергамот, цветы баосян, изображения рогов, узлы, свастика, листья и травы и т.д. При помощи симметричного расположения, рассредоточения, размещения по кругу и иных способов компоновки базовых узоров сформировался монгольский орнамент со своим неповторимым стилем и смыслом, который может быть как пожеланием счастья, так и иметь сложное религиозное содержание. Орнамент запечатлел в себе мировоззрение далеких предков современных монголов. К нашему времени в способах создания и сюжетах орнамента практически не появилось новшеств, поэтому широкая аудитория постепенно теряет к нему интерес. Наша задача – объединить традицию монгольского орнамента с современными подходами, чтобы создать изящные по форме и глубокие по содержанию новые орнаменты и с их помощью популяризировать древнее искусство.

В китайском языке «орнамент» происходит от слова, обозначающего узоры изогнутых бараньих рогов. Как отмечает Лю Ин, «по мере развития народных ремёсел люди стали называть орнаментом регулярно повторяющиеся и имеющие художественную ценность узоры и украшения, созданные по законам красоты, ассоциирующиеся с материальными благами. Орнамент представляет собой сочетание красоты и практичности» [1, с. 45]. Орнаменты встречаются в повседневной жизни монголов повсюду: на одежде, чашках, юртах, сёдлах и т.д. Богатые, красочные узоры на различных предметах играют роль украшений, они обладают яркой национальной спецификой, запечатлели в себе историю, религию, мировоззрение и обычаи своего народа.

Особое значение имеет «объемность» монгольского орнамента. В системе расположения элементов монгольского орнамента, помимо часто встречаемых симметричного и равномерного размещения, наиболее необычными является чередование и непрерывность линий, формирующие особое трёхмерное пространство. Такое ощущение пространства моделируется и окраской: объем создается посредством градации цвета от темного к светлому. Изменения в цвете и наслоение линий сформировали уникальный облик монгольского орнамента.

Составными элементами традиционного монгольского орнамента являются отдельные узоры. Это обогащает его выразительность, помогает наилучшим образом отразить культурное содержание, формирует эффект, при котором орнаменты одновременно и похожи друг на друга, и заметно различаются между собой. Современные дизайнеры стремятся переосмыслить монгольский орнамент так, чтобы он больше соответствовал современным вкусам, развивался в соответствии с актуальными тенденциями визуальной культуры.

 

Рисунок 1. Сыху до и после украшения орнаментом

 

В вопросе о том, как превратить монгольский орнамент в современный носитель информации, посредством дизайна сформировать узор, отражающий региональные особенности и в то же время несущей в себе дух современности, важную роль играет выбор сюжета. В качестве объекта применения дизайна мы выбрали монгольский музыкальный инструмент сыху, также называемый четырёхструнной лютней либо эрцзясянь. Традиционно орнамент наносятся только на корпус сыху, он играет чисто декоративную роль и не несет в себе глубокого смысла.

В новой концепции дизайна мы попытались применить орнамент так, чтобы подчеркнуть форму инструмента, наделить его компоненты смыслами, раскрывающимися по мере изучения композиции. В качестве основных узоров для украшения сыху мы использовали хамар (монгольский традиционный зооморфный узор, слово «хамар» переводится как «нос») и традиционный узор из цветов и листьев, а в центре разместили сопряжённые квадраты. Данный орнамент несет в себе смысл пожелания счастья, создает ощущение гармонии и упорядоченной последовательности. Орнамент на резонаторе сыху формируется посредством перемежения двух вышеназванных узоров. Головка грифа и ось инструмента украшаются Т-образными узорами в виде водоворота и узорами рогов. Резонатор, гриф и ось сливаются воедино, формируя особый образ инструмента. Такой подход в корне отличается от общепринятой традиции геометрических орнаментов. Посредством комбинационного дизайна создаётся абрис предмета, не остаётся без внимания и смысл орнамента: высказывается пожелание, что культура сыху будет процветать на протяжении долгих лет. Для декорирования выбраны традиционные цвета монгольского орнамента, основным среди которых является синий. Смена оттенков от глубокого к бледному изящно продолжает традицию монгольского орнамента, цвета которого отбирались по принципу гармонии и имели символический смысл. Выбор цветов не ограничен изначальными оттенками инструмента, он отражает особую цветовую систему. Такого рода орнамент сочетает в себе как современный подход, так и традиции монгольской культуры.

Такой подход в использовании монгольского орнамента достигает цели сохранения традиции в сочетании с новаторством, раскрывает и распространяет древнее искусство украшательства. В дальнейшем в качестве основных тем в дизайне можно использовать монгольские тотемы, животных, растения и т.д. Прошедшие дизайнерскую обработку орнаменты постепенно расширяют свои формы и сферу применения, например, они все чаще появляются на закладках и обложках блокнотов. Их также можно применять в декоре одежды, украшений, в упаковке, дизайне помещений и т.п.

Как подчеркивает Инь Бинлин, «традиционные орнаменты монголов – это символ национальной культуры, и нужно, чтобы мы передавали данную культуру и привносили в неё что-то новое, только тогда она будет процветать, только тогда ещё больше людей поймет ее скрытый смысл и красоту [2, с. 39].

Концепции монгольских орнаментов причудливы, использование цветов уникально; такие орнаменты обладают особой притягательностью. Будь то зашифрованное содержание или внешняя форма, оригинальные особенности традиционных узоров можно сохранить, при этом развивая и передавая их из поколения в поколение.

 

Список литературы:

  1. 刘 莹.地域视野下蒙古族装饰纹样的现代重构实践探究/莹, 刘//艺术科技,2019. – № 1. – 页45.= Лю Ин. Современная практика реконструкции монгольских декоративных орнаментов с точки зрения региона / Ин, Лю // Технология искусства, 2019. – № 1. – C. 45.
  2. 阴冰凌.蒙古族传统纹样在现代服装设计中的研究与应用 / 冰凌, 阴 //天津工业大学,2019. – №3. – 页39. = Инь Бинлин. Исследование и применение традиционного монгольского орнамента в современном дизайне одежды / Бинлин, Инь // Тяньцзиньский политехнический университет, 2019. – № 3. –   С.39.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.