Статья опубликована в рамках: XX-XXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОСТЮМНЫЕ СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В АВТОРСКИХ КОЛЛЕКЦИЯХ ДЛЯ ПРОЕКТА «АССОЦИАЦИИ»
Проект «Ассоциации» является результатом творческого сотрудничества Государственного музея-заповедника «Царское Село» и ведущих петербургских модельеров. Этот проект представляет собой синтез культурно-исторического контекста и современных образов и направлен на популяризацию преемственности классического искусства и современной авторской моды. Яркость, новизна и оригинальность форм и содержания проекта «Ассоциации» позволяют выделить его как «нетрадиционный» в ряду других проектов, реализуемых в соответствующей сфере музейной деятельности как в России, так и за рубежом. Начиная с 2009 года, известные петербургские дизайнеры Леонид Алексеев, Елена Бадмаева, Лилия Киселенко, Татьяна Котегова, Стас Лопаткин, Татьяна Парфенова, Лариса Погорецкая, Янис Чамалиди создавали коллекции от кутюр на заданную музеем тему. В 2017 году темой театрализованного дефиле стала «Готика: Новые смыслы». В данной статье предлагается рассмотреть, какими костюмными средствами модельеры воплотили тематическое решение дефиле.
Для систематического изучения коллекции можно объединить в две группы, в которых модельеры работают по схожему принципу. К первой группе можно отнести модельеров, которые для создания образа используют косвенное цитирование произведений искусства заданной эпохи (Татьяна Парфенова, Леонид Алексеев); ко второй же – модельеров, создающих новые образы с использованием характерных черт и элементов костюма позднего Средневековья (Лилия Киселенко, Янис Чамалиди, Стас Лопаткин). В целом Средневековье предоставляет богатый материал для творчества и переосмысления (см., напр., [1-5] – список источников, на которые опирался автор при формулировании положений данной статьи) в самых разнообразных областях, в том числе, как мы увидим далее, и для модельеров.
В коллекции «Готические сказки» Леонид Алексеев обратился к орнаментально декорированным буквицам средневековых рукописей и готическому шрифту. Во время дефиле каждая модель проходила по подиуму с буквицей в руках. Помимо цитат из средневековых манускриптов, можно увидеть отсылки к циклу из шести шпалер конца XVI века «Дама с единорогом». Силуэты моделей коллекции Леонида Алексеева повторяют по силуэту одеяния героинь шпалер: отсутствие дополнительного объема в плечах, плотное прилегание лифа платья, длинный зауженный рукав, А-образный силуэт юбки-полусолнце, аналогичное текстильное решение и принцип декорирования платья. В каждой модели коллекции можно узнать характерные черты облика героинь шпалер, главным отличием является преобразование длины платьев: если на шпалерах юбки героинь в пол, то модели Леонида Алексеева отличает длина миди. А-образные платья длины миди с сильным прилеганием в области талии – излюбленный силуэт модельера, в коллекции для проекта «Ассоциации» в 2016 году были представлены платья аналогичного фасона.
Также цитатой к циклу шпалер «Дама с единорогом» являются стилизованные остроконечные головные уборы моделей, прототипом которых является средневековый эннен. Эннены в коллекции выполнены из металлической проволоки и напоминают рог единорога.
Косвенное цитирование произведений искусства – излюбленный художественный прием Татьяны Парфеновой. Основным источником вдохновения капсульной коллекции «Obscurum per obscurius» стала средневековая книжная миниатюра и алхимия. Все образы дополнены активными принтами с изображением отдельных сцен и героев из подлинных манускриптов позднего Средневековья.
Главенствующим принципом коллекции стал мотив игры и алхимического превращения. Используя один из ведущих (по состоянию на сегодняшний день) мотивов западного искусства, в социокультурном плане направленный на разрушение естественной половой самоидентификации человека и снижение рождаемости, модельер поменяла местами паттерны мужского и женского костюма, облачив мужчин в прозрачные платья-туники, а девушек в объемные комбинезоны. Мужские платья-туники прямого покроя и А-образного силуэта, с контрастно подчеркнутой линией талии и объемными рукавами жиго выполнены из тонкого шифона и тюля кремовых оттенков. Отдельные сцены из иллюминированных рукописей напечатаны на прямоугольных кусках бежевого хлопка, напоминающих вырванные страницы манускрипта. Эти принты нанесены на платья по принципу наложения. Нежность и хрупкость, помимо текстильного решения и кроя, была подчеркнута декоративными элементами: вышивкой, кружевом и пайетками. Налицо perversio содержания и формы средневекового искусства.
Комбинезоны девушек обладают мускулинными чертами костюма: свободный покрой, дополнительный объем в плечах, прилегание по линии талии отсутствует, высокая и закрытая линия горловины. Выполнены комбинезоны из плотного черного хлопка. Отдельные миниатюры и герои средневековых рукописей напечатаны на ткани. Декоративные элементы, помимо принтов со средневековыми миниатюрами, отсутствуют.
Иным же путем пошла в коллекции № 42,5 Лилия Киселенко. Театрализованное дефиле было посвящено средневековой инквизиции. Одним из основных приемов создания художественного образа коллекции является колористическое решение. Главенствующим цветом стал любимый модельером черный цвет. Полностью отказавшись от цвета, Лилия Киселенко апеллирует к выполнению нарративной функции формой, а не цветом, а также к семантическому потенциалу формообразования. Отказ от цвета вторит мысли о преобладании в творчестве Лилии Киселенко графического, а не живописного начала. Эклектично модельер синтезирует художественный образ в совмещении актуального деконструктивизма бельгийской школы с простыми и четкими линиями одежды позднего Средневековья. Платья в пол А-образного силуэта дополнены капюшонами, которые по форме напоминают шаперон и гарнаш. Вечерние платья со шлейфом, заложенным складками, по форме напоминают итальянскую симару. Поддерживает фактуропостроение образов текстильное решение коллекции – платья выполнены из плотной, держащей форму тафты.
Разрушение привычных связей и меш-ап привели к созданию авторского образа коллекции и отражению атмосферы тревоги, страха и потери. Во время показа моделей на эшафоте казнили за красоту. Эстетический образ лирической героини коллекции № 42,5 можно считать симулякром образа модной инквизиции.
Слияние деконструктивизма бельгийской школы с формами костюма готики нашло яркое воплощение в коллекции «Glass Gothic» Яниса Чамалиди. Традиционно для своего творчества модельер отказался от использования цвета в коллекции, исполнив все ансамбли в градации черного. Использование черного цвета и реминисценция форм классического искусства – два главных кода эстетики его Модного дома.
Янис Чамалиди трансформирует элементы костюма позднего Средневековья в ультрасовременные и нестандартные модели. Общий силуэт коллекции вытянутый, часто с завышенной линией талии, напоминает пропорции стремящихся вверх готических соборов. Дополнительно вытягивают силуэт многочисленные длинные вертикальные разрезы, демонстрирующие многослойность образов, характерную для средневекового костюма. Укороченные жакеты наподобие джуббоне скомбинированы с укороченными средневековыми штанами брэ. Платья со шнуровкой, надетые на полупрозрачные водолазки из сетки, имитируют соркани. В коллекции представлены многочисленные вариации котт, сюрко и котарди. Характерной для костюма Средневековья является демонстрация конструктивных элементов костюма (шнуровки, подвязки, крепления в виде завязок) – в коллекции эти элементы представлены множеством развивающихся длинных хлястиков и ремешков. Поддерживает контраст актуальных тенденций и классического искусства текстильное решение коллекции: грубый хлопок и шерсть подчеркивают мягкость и текучесть шелка и шифона, современные металлизированные ткани передают фактуру рыцарских доспехов.
Если же коллекции Лилии Киселенко и Яниса Чамалиди лишены цвета, то готическая коллекция Стаса Лопаткина демонстрирует синтез актуальной моды и костюма позднего Средневековья не только благодаря крою, но и благодаря разнообразному колористическому решению. Своей коллекцией модельер высказывается против мрачного восприятия готического костюма. Основной силуэт коллекции задан А-образными платьями в пол, напоминающими сюрко, с сильным прилеганием по талии и длинными узкими рукавами. Как и в коллекции Яниса Чамалиди, в коллекции Стаса Лопаткина представлено преобразование форм средневековой одежды в современных и технологичных тканях. Колоколообразные рукава вечерних платьев напоминают упляндр, на современных жакетах – баска, активно используемая в костюме готики, бомбер выполняет функции дублета. Коллекция выполнена в пастельной гамме, использованы оттенки серого, бежевого, нежно-голубого.
Отдельно хочется рассмотреть прически, создающие ощущение готического облика. Волосы моделей были гладко собраны в множество высоких и узких, перевязанных черными лентами пучков. Данные прически напоминают широко распространенный в Средневековье тип головного убора – рогатый чепец.
Модели Яниса Чамалиди и Стаса Лопаткина были представлены на одной локации в общем дефиле, что одновременно репрезентовало публике два метода исполнения костюма на заданную тему (через форму и через колорит).
Коллекции, созданные для проекта «Ассоциации», наглядно демонстрируют, какими костюмными средствами модельеры решают поставленную тематикой задачу. При анализе моделей было установлено, что в коллекциях для театрализованного дефиле «Готика: Новые смыслы» выразились две тенденции: Татьяна Парфенова и Леонид Алексеев создавали коллекции, опираясь на конкретные произведения искусства позднего Средневековья, а Лилия Киселенко, Янис Чамалиди и Стас Лопаткин использовали характерные черты костюма готики, преобразовывая его элементы. Помимо данных тенденций можно отметить, что петербургские модельеры в авторских коллекциях воплощают тему либо посредством колористического решения, либо работают с формой и силуэтом, полностью отказываясь от цвета.
Список литературы:
- История Средневековья: энциклопедия / Под ред. У. Эко; пер. с итал. Т. Никитинской и др. – М.: Просвещение, 2017. – 477 с.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: Академия Моды, 1993. – Т. 1. – 545 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. – М.: Искусство, 1964. – 390 с.
- Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 240 с.
- Скульская М.А. Адам и Ева. От фигового листа до скафандра. – СПб.: Дитон, 2018. – 261 с.
дипломов
Оставить комментарий