Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 05 декабря 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН УЛИЧНОЙ ФОТОГРАФИИ В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ
АННОТАЦИЯ
В статье авторы обращаются к проблеме использования фотографии в дизайне, феномену стрит-фотографии и проблеме использования её в графическом дизайне. Выделяются сильные стороны визуальной выразительности в уличной фотографии, привлекательность для создания продукта в сферах графического дизайна и в частности рекламы.
Ключевые слова: стрит-фотография, подача натуры, принцип «решающего момента», дизайнерская деятельность.
Фотография и графический дизайн, две самостоятельные сферы творческой деятельности, которые на протяжении достаточно долгого промежутка времени плотно взаимодействуют. Фотография является одним из наиболее простых способов визуальной выразительности и активно используется в современном графическом дизайне. Листая периодическое издание, рассматривая рекламу какого-либо бренда или киноафиши, чаще всего приходится сталкиваться с постановочной фешн-фотографией или же с тщательно обработанной картинкой.
Использование фотографии в дизайне берет своё начало с 1920-х гг. когда свою творческую деятельность в области фотографии активно разворачивает А. Родченко, экспериментирует Эль Лисицкий. С. Родченко в искусство фотографии входит сама жизнь – динамичная, молодая, свежая как порыв ветра. Он ищет неожиданные ракурсы и остро современные сюжеты, с помощью монтажа объединяет фотографию с типографикой, версткой и социальным плакатом.
В последние годы появилось большое количество книг и статей, в которых рассматривается функциональные возможности фотографии [2-5]. Интересное и глубокое сопоставление фотографии и дизайна, наиболее подробно рассматривается в работе Е. Черневич «Из истории графического дизайна» [6], где автор обобщает опыт использования художниками фотографии, выделяет особенности графических интерпретаций, а также исследует документальную функцию фотоизображения. Е. Черневич сопоставляет деятельность дизайнера и фотографа, и на примере светописи четко её разграничивает. Однако сам феномен стрит-фотографии и проблема использования её в графическом дизайне в исследовании не затрагивается.
Фотография – искусство честное и глубоко правдивое. Объектив точно фиксирует в изображении детали натуры, черты лица, характерные особенности объекта, хотелось бы этого человеку или нет. В этом его и ценность, но порой и недовольство фотографа и модели полученным результатом. Воспитанные на принципах построения плоскости и изображения в станковом искусстве – живописи, графики, люди с первых лет распространения фотографии пытались её «улучшить». Ретушь, коллажирование, монтаж становятся неотъемлемыми способами обработки изображения. В эпоху пластинок, а позднее плёнки, подобная работа была сложна и требовала больших усилий и умений профессиональных фотохудожников, являлась важной составной частью фотографики. Всё меняется с изобретением и распространением цифровой фотографии и печати. В современном мире фотография перестает быть трудно доступной, требующей профессиональных умений и навыков. Ввиду активного роста и развития технического оснащения, цифровой фотографии и программного обеспечения, всевозможные манипуляции с изображением перестают быть чем-то необычным и не производят уже большого впечатления на современного человека. С ростом и развитием программного и технического обеспечения подобный подход в подаче визуальной информации приводит постепенно к эффекту «выгорания», когда лощёное, тщательно обработанное в редакторах изображение перестаёт привлекать, вызывает оскомину. Не удивительно, что в последнее время всё большее внимание начинает привлекать такое направление как стрит-фотография или уличная фотография, которая отличается своей естественностью запечатленного момента и непредсказуемостью подачи натуры.
Стрит-фотография родилась не сегодня и имеет достаточно глубокую историю с начала ХХ века. Её популярность и широкое распространение начинается с выпуском в 1932 году немецкой компанией Leica Camera AG фотокамеры Leica II – первого в мире малоформатного дальномерного фотоаппарата. Легкая малоформатная камера позволила фотографу незаметно работать в суете большого города, была удобной и незаменимой в путешествиях.
Наиболее точное определение жанру уличной фотографии дал один из её родоначальников Анри Картье-Брессон, который говорил о том, что главным является принцип «решающего момента». Его программная статья «Решающий момент» в оригинальном переводе Татьяны Вайзер была опубликована в журнале «Сеанс» № 32 за сентябрь 2018 г. [1].
Стрит-фотография имеет большой спектр визуальной выразительности. Не смотря на приличный возраст этот жанр не теряет своей актуальности в наши дни, он идет ногу со временем, прежде всего потому, что его основная задача запечатлеть момент, ту самую секунду, которая больше никогда не повториться.
Философия и эстетика жанра уличной фотографии выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии», посредством которой фотография отображает сущность как таковую, без применения различных манипулятивных техник (например, постановка, монтаж, фотография с наложением различных графических фильтров и т. д.).
Зачастую уличную фотографию путают с репортажной съемкой или со съемкой городского пейзажа. Стрит-фотография подразумевает запечатления каких-то «фишек», интересных моментов нашей повседневной жизни. Здесь не обязателен четкий план последовательности кадров, этот жанр не обязан включать в себя только людей на улицах города. Сопоставления цвета, света, линий, движений и прочих моментов которые уже существуют в действительности и не нуждаются в тщательной ретуши, при правильной подаче. В этом и есть сильные стороны визуальной выразительности в уличной фотографии, и в этом его привлекательность для создания продукта в сферах графического дизайна и в частности рекламы.
Графический дизайн является наиболее востребованной и доминирующей в обществе формой дизайнерской деятельности, одним из значительных фактов эстетической культуры в России в последние несколько десятилетий. Это подтверждается обширной выставочной практикой, тематикой научных конференций и симпозиумов. С графическим оформлением тех или иных объектов мы сталкиваемся каждый день: дорожные знаки, оформление журналов, вывески, оформление сайтов и многое другое, все это относится к понятию графический дизайн. Графический дизайн неотделим от визуальной рекламы и это наиболее актуальная сфера его деятельность, поскольку XXI век, это век рекламы. В современном мире реклама играет ведущую роль в сфере продаж и услуг, что стимулирует спрос на визуальное решение графических изображений. В решении поставленных задач, очень часто помогает фотография. Её спектр использования очень обширен. Фотографию используют в полиграфии, рекламе, упаковке, на веб-страницах, в оформлении фирменного стиля и т. д.
При этом стрит-фотография в рекламе и графическом дизайне практически не встречается, хотя этот жанр имеет большое разнообразие выразительных форм.
Несмотря на солидный возраст, этот жанр не теряет своей актуальности в XXI веке, он идет ногу со временем, прежде всего потому, что основная его задача запечатлеть момент, ту самую секунду, которая больше никогда не повториться. И в этом привлекательность уличной фотографии для создания продукта в графическом дизайне и рекламе.
Список литературы:
- Картье-Брессон Анри. Решающий момент // Сеанс.- №32.- 2018. URL: https://seance.ru/blog/moment-bresson/
- Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко.- М.: Искусство, 1992.- 224 с.
- Михалкович В.И., Стигнеева В.Т. Поэтика фотографии. - М.: Искусство,1989.- 296 с.
- Морозов С. А. Творческая фотография.- М.: Планета, 1989.- 416 с.
- Морозов С. Фотография среди искусств. - М.: Планета, 1985. - 103 с.
- Черневич Е.В. Графический дизайн в России. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2008.- 124с.
дипломов
Оставить комментарий