Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 05 декабря 2018 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никишина Е.В. СОВРЕМЕННЫЙ АРТ-РЫНОК И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(13). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 26-31.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЙ АРТ-РЫНОК И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Никишина Екатерина Валерьевна

cтудент-магистрант Тульского Государственного Педагогического университета им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

С давних времен искусство всегда было неотъемлемой частью человеческой жизни. Вместе с ним существовали и системы, которые связывали художников – создателей произведений – и потребителей искусства в единый социокультурный контекст. На сегодняшний день одним из связующих звеньев актуализации искусства является арт-рынок.

Арт-рынок является сложным и многогранным социокультурным явлением, от которого существенно зависит художественная жизнь современного социума. Из-за перехода к рыночной экономике искусство стало коммерческим, а создатели произведений искусства и ценители их творчества стали взаимодействовать в новой форме. Все чаще и чаще художественные произведения носят характер товарного обращения, что в значительной степени влияет на художественную сферу и на личность творца и ценителя произведения. Возникновение арт-рынка исторически связано с формированием капиталистических отношений, с классом буржуазии, и в конечном счете с городским пространством.

Начало развития арт-рыночных отношений складывается в евро­пейских городах Нового времени, где созданы все необходимые условия для того, чтобы арт-рынок стал платформой для формирования эффективно работающего бренда города, с целью повысить его страте­гическую конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и степень влияния в международном сообществе.

Современные стратегии позиционирования города связаны прежде всего с выявлением их стержневой идентичности, т. е. прочно сущест­вующими, или же сформированными, ассоциативными связями (Париж – мировая столица моды, Лас-Вегас – мировой центр развлечений и т. п.). Стратегическое позиционирование Тулы связано прежде всего с именем Льва Николаевича Толстого, музей-усадьба которого располагается недалеко от Тулы и привлекает миллионы туристов со всего мира еже­годно, а также историей оружейного дела и развитием декоративно-прикладного искусства. Поэтому ассоциированный с Тулой арт-рынок, включающий в себя и креативные индустрии, и само культурное наследие, и связанный с этими процессами сектор экономики, может стать фундаментом для формирования разнопланового бренда города и его близлежащих территорий.

Арт-рынок – понятие многозначное и неоднородное, крайне привлекательное для исследователя. Так как в самом слове есть «рынок», то данное явление больше привлекает экономистов, нежели культурологов, искусствоведов, социологов, политологов и урбанистов. Понимание развития и становления арт-рынка на определенной терри­тории, а также выявление сущностных особенностей арт-рынка позволит грамотно сформировать стратегию формирования бренда территории как одного из важнейших активов страны.

Современные искусствоведы, Борис Гройс, Андрей Ковалев и др., выделяют два типа арт-рынка – классический и современный, в качестве основных критериев сравнивания выделяя структуру и особенности функционирования произведений искусства в рыночной системе.

Прообразом классического арт-рынка, основанного на свободном движении художественных ценностей, можно считать арт-рынок Голландии XVII в. Главной формой организации такого рынка была свободная купля-продажа произведений искусства, в отличии от стан­дартной системы заказов, которая являлась основной формой связи художника-изготовителя и потребителя прошлых эпох. Профессия художника была довольно распространенной. Живописцы, жившие в больших городах, объединялись в гильдию святого Луки, в которую также входили ученики и торговцы картинами. Последнее свидетель­ствует о возрастании роли посредников на рынке искусства. В глазах горожанина художник выглядел обыкновенным ремесленником, а его картины – обычным товаром, лишенным статуса эксклюзивности.

Победа буржуазно-демократической революции в Англии принесла свои плоды в XVIII в. и привела к развитию всеобщности купли-продажи. Зарождение массового общества и появление массовой культуры способствовали развитию «настоящей культурной индустрии». Арт-рынок конца XVIII–XIX в. представлял собой сосуществование двух параллельных культурных полей – «поля массового производства» и «поля ограниченного производства» [1]. Первое можно охарактеризовать как поле потребления «среднего» искусства, которое предназначалось для «средней» публики, к ней относились все нехудожники. Второе поле можно рассматривать как сферу «чистого искусства», т. е. искусства, создававшегося художниками для художников, то есть коллеги-художники оценивали качество и художественно – символическую ценность произведения искусства. Такая дифференциация обусловливала следующие особенности классического арт-рынка:

  • возрастание потребителей символической продукции;
  • эволюция многочисленного и более разнообразного слоя произ­водителей художественной продукции;
  • значительный прирост количества институций признания и посреднических институций по распространению художественной продукции.

Также классический арт-рынок, существовавший в условиях нацио­нальных государств, не образовывал единого глобального пространства и представлял собой созвездие отдельных локальных рынков городов, существовавших как самостоятельно функционирующие замкнутые системы, практически не связанные между собой. Таким образом, в структуре классического арт-рынка сосуществовали две группы создателей художественно - символической продукции: художники, работавшие на массовое производство (по тем меркам) и произ­водившие «среднее» искусство, и художники, создававшие «чистое» искусство, искусство для искусства. И существовали две группы потребителей искусства: массовая «средняя» публика, включающая всех нехудожников, и профессионалы мира искусства. Торговцы картинами, художественные салоны представляли собой институт посредников, исполняющий коммуникативную функцию, которая заключалась в осуществлении связи между создателями и потребителями искусства. Отдельно можно выделить институт признания, который нельзя отнести непосредственно к структуре классического арт-рынка. Он состоял из институций, актуализирующих искусство, а именно музеев и критики. Функции музеев заключались в отборе, сохранении и представлении наиболее «ценных» произведений. Критика в свою очередь выносила суждения, оценивала произведения с точки зрения определенного художественного канона.

В конце XVIII–XIX в. в рамках немногочисленного производства художественных произведений формируется представление об исклю­чительности произведения искусства, т. е. о произведении искусства как об уникальном товаре, единственном в своем роде. Художник в глазах обывателей окружен тайной, гениальностью, поэтому произведения воспринимались публикой как отражение его гения. Роль имиджа, образа, мифа, в настоящее время назвали бы брендом, становилась одним из центральных моментов успешности в художественной среде.

Такие исключительные творения в представлении и творцов, и публики не предполагается обменивать на деньги, которые являются основой любого рынка, и арт-рынка тоже. Так как эти произведения выпадают из поля арт-рынка, то появляются «средние» произведения – изначально предназначавшиеся для потребления и продажи. Так, в поле массового производства постепенно зарождается представление о произведениях-товарах, создающихся серийно и «почти индустри­альными методами» [2, с. 33].

Следует отметить, что в сознании современного зрителя сохра­нилось представление об уникальности и эксклюзивности произведения искусства. Этот факт приводит к основному противоречию современного арт-рынка: двойственное восприятие потребителем произведения искусства. С одной стороны, оставшееся со времен классического арт-рынка представление о художественном творении как совершенно особенном объекте не допускает возможность материальной оценки последнего, выраженной в денежном эквиваленте. С другой стороны, современный арт-рынок задает новое отношение к произведениям искусства: арт-объекты рассматриваются в первую очередь с точки зрения их инвестиционной привлекательности. Представление о произведении как способе удачно инвестировать капитал превращает современный арт-рынок из рынка товаров в рынок капиталов. Арт-рынок становится формой «инвестиционного» коллекционирования, основан­ного на принципе быстрой покупки и быстрой перепродажи, в отличие от классической схемы коллекционирования, где целью было создание наиболее полной коллекции, что исключало саму возможность продажи предмета искусства с целью финансовой выгоды [3, c. 27].

Следующий этап развития арт-рынка связан с современными техно­логиями: будучи открытой системой арт-рынок развивается под влиянием присущих современности информационных технологий. Следовательно, важнейшая особенность современного арт-рынка – его виртуализация. Меняется арт-рыночное пространство: появляются многочисленные интернет-галереи и интернет-аукционы. Виртуальные формы коммуни­кации по своей природе не предполагают возможности первоначального «личного» контакта с произведением (очевидно, что даже очень качест­венная репродукция или 3D-модель не в силах передать художественную специфику работы). Таким образом, виртуализация становится сле­дующим шагом к разрушению уникальности произведения искусства, т. е. художественная ценность произведения больше не считается решающей для инвестиционного коллекционирования. На первый план выходит критерий подлинности.

Можно сказать, в поле современного арт-рынка арт-объект переходит в категорию бренда, в котором искусственно созданные субъективные сверхсвойства превалируют над его объективными худо­жественными характеристиками. Покупка таких произведений-знаков, произведений-брендов является отличительной чертой эксклюзивных потребителей, знаком принадлежности к закрытому кругу избранных.

Таким образом, арт-рынок из рынка капиталов превращается в рынок симулякров, рынок, не имеющий материальных предметов в реальности, обнаруживающий себя как семиотический знак. Эта тенденция особенно ярко проявляется в страсти к потреблению новейшей арт-продукции, т. е. к потреблению произведений актуального искусства. Здесь нашло свое отражение ключевое, на наш взгляд, отличие структуры арт-рынка классического от структуры арт-рынка современного: происходит сращивание института художественной критики с институтом посредничества. В критических текстах акцент с оценки арт-объекта переносится на интерпретацию авторского замысла, на стремление найти в произведении скрытый смысл [4]. Подобную функцию выполняют и профессиональные посредники – галеристы и агенты аукционных домов. Надо отметить, что наряду с этой особен­ностью в институте посредничества возникает новая система – интер­национальная художественная ярмарка, т е. потребление стало носить международный характер, а глобализация превратила современный арт-рынок в единое общемировое пространство [5].

Эффективно построенная современная модель арт-рынка, ассоциированного с конкретным городским пространством, позволяет расширить круг потенциальных потребителей бренда города и повысить стратегическую конкурентоспособность территории. Первые шаги в этом направлении в рамках городского пространства Тулы уже сделаны: это сформировавшаяся прочная ассоциативная связь с концептом «культурное пространство», расширение активных пользователей инфор­мационной культурной среды города, организация инновационных арт-пространств (лофты, интерактивные выставки и т. п.). Однако в условиях перехода арт-рынка на новую ступень развития необходимо осознать необходимость детального изучения взаимозависимости между арт-рынком и его активностью и уровнем развития бренда города. Стратегические задачи по развитию бренда Тулы состоят в обращении внимания на качество инфраструктурных процессов развития арт-рынка города, к которым относятся прежде всего привлекательность арт-пространств города, доверие игроков арт-рынка и законодательное урегулирование их отношений, грамотное функционирование института критики и признание города как единой площадки для совершения арт-сделок.

 

Список литературы:

  1. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопр. социологии. – 1993. – № 1–2.
  2. Долганова Е.А. Арт-рынок в условиях современной России // Вопр. культурологии. – 2011. – № 2. – С. 32–36.
  3. Лысакова А.А. Арт-рынок классический и арт-рынок современный // Изв. Уральского федер. ун-а. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1. – С. 25–29.
  4. Сухарев А.Н. Арт-рынок: теоретические и практические аспекты // Финансы и кредит. – 2013. – № 43. – С. 40–48.
  5. Федорова Е.А. Анализ тенденций развития арт-рынка // Финансы и кредит. – 2010. – № 34. – С. 26–31.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.