Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТУРА СОВЕСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО
CULTURE OF CONSCIENCE AS AN ELEMENT OF COLLECTIVE CONSCIOUSNESS
Alexander Egorov
сandidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается культура совести в структуре коллективного сознательного как важный элемент стабилизации общества, как необходимый принцип воспитания личности.
ABSTRACT
The article deals with the culture of conscience in the structure of collective consciousness as an important element of stabilization of society, as a necessary principle of education of the individual.
Ключевые слова: совесть; культура; культура совести; коллективное бессознательное; коллективное сознательное; структура коллективного сознательного; социальная среда.
Keywords: conscience; culture; culture of conscience; the collective unconscious; the collective conscious; the structure of the collective conscious; the social environment.
Общество как развивающийся социальный организм не может функционировать без определенных материальных и духовных ценностей и условий. Общество не может существовать без нравственных норм и традиций, без необходимой культурной системы организации. Эта система принципов взаимодействия и отношений складывалась на протяжении всей истории человечества, в процессе совместной практической деятельности людей. Общество исторически вырабатывает культуру самосознания, взаимоотношений, взаимной ответственности ее представителей. Культура самосознания ее тружеников порождает культуру совести, культуру авторитета самого общества. Культура совести становится важным духовным принципом существования общества. Общество шаг за шагом обогащало содержание нравственной культуры. Культура совести стала необходимым способом развития общества, принципом коллективного сознательного. Внутренний самоконтроль, чувство ответственности, самооценка поступков личности могли появиться только в обществе. Человеку приходится не только считаться с условиями и принципами общества, но он должен понять, что он обязан последнему своими качествами.
Общество – это живой социальный организм, наделенный совокупностью принципов, способствующих устойчивому его функционированию. Нужен был такой принцип, который бы позволил его членам спокойно трудиться, защищать себя, получать от труда удовлетворение и удовольствие. Таким принципом стала культура совести, и она вошла в комплекс качеств живой общности. Культура совести – это один из принципов социального «сверх-Я», или коллективного сознательного, выработанного на протяжении жизнедеятельности общества и проверенного потребностью самой жизни. Непосредственно к культуре совести относится и человеческое «Я». «Я» – это представитель общества, его составляющая живая клетка. Человек, живя в обществе, обладая свободой воли, критически относится к культуре совести, к этому желанному и нежеланному принципу. Отношение личности к коллективному сознательному избирательно, непосредственно или повелительно зависит от того, насколько это ему необходимо и убедительно, насколько он образован и традиционен. Культура совести как коллективное сознательное не возникает с рождением человека, она воспитывается, поддерживается самим обществом, она приобретается, притом, может быть, не назидательно, а непосредственно в той или иной форме общения, в той или иной атмосфере ментальности. Однако мы чувствуем и знаем, что помимо воли человека есть нравственная воля общества и государства, способная следить и направлять мысли, действия и отношения людей.
Коллективное сознательное есть мера организационной культуры, тот комплекс принципов (совесть, справедливость, честь, долг и др.), выработанных в процессе трудовой деятельности многих и многих поколений. Коллективное сознательное рассматривается как духовная система, которая представляет, своего рода, национальный менталитет народа. Это те народные принципы, которые хранят нравственные ценности, без которых немыслимо существование общества. В коллективном сознательном культура совести занимает одно из важных мест, потому как совесть стала духовной основой жизнедеятельности общества, она пронизывает все общественные отношения. Общество не может развиваться и функционировать на лжи и зле, воровстве и коррупции. Общество – труженик, оно не может существовать, не создавая материальных и духовных ценностей, оно не может не воспитывать такое качество людей, как совесть. Жизнь без обмана есть человеческая добродетель.
Совесть нельзя увидеть, взять в руки, ее можно почувствовать, о ней можно услышать целенаправленно, в оценке общественного мнения, суждения. Она не экспонат. Однако же в нашем обществе работает осознанная ответственность и контрольная система. Культура совести как принцип признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации [2, с. 11]. Без коллективного бессознательного общество бы не сдвинулось с места в своем социально- экономическом и нравственном развитии. Совесть наряду с честью, долгом выступает как важный элемент коллективного сознательного. Она есть выражение самосознания общества, это активная ответная реакция общества на поступки его членов. Культура совести является необходимой для деятельного существования общества. Общество чувствует, осознает свою ответственность как единый социальный организм, который не может жить и развиваться без ответственной организационной культуры. Коллективное сознательное проявляется как определенная социальная закономерность, как объективный принцип, который дает право обществу на жизнь, на дальнейшие интересные его переживания и перспективы. Коллективное сознательное – это тот нравственный уровень, та базовая основа, которая позволяет обществу подняться материально и духовно, позволяет соединить узы Земли и Космоса, познать величие прекрасного и возвышенного, увидеть дальние горизонты интеллектуального и разумного, познать радость жизни.
Коллективное сознательное – это и те качества и принципы, которые работают и соблюдаются в обществе людьми и служат отправной основой воспитания. Коллективное сознательное и коллективное бессознательное представляют единый взаимосвязанный и действующий процесс. Коллективное бессознательное говорит о том, что человек в процессе предметно-производственной деятельности и общения приобрел навыки в той или иной форме общности. Коллективное сознательное и бессознательное есть духовный источник прошлого и настоящего, откуда человеческое «Я» берет не только информацию, но и артефакты, письменные духовные источники. Так, например, те качества общества, которые мы находим в «Слове о полку Игореве», необходимы и сегодня. Как говорится, по кому сегодня звенит колокол и к чему он призывает? Плачут ли современные Ярославны о своих родных и мужьях? Пишется ли история земли русской современными Несторами, и как и что пишут? Без культуры совести человек глух и дик. Коллективное бессознательное – это прошлое, нажитое, нашедшее свое проявление в воспоминаниях, переживаниях современников, это наработанный опыт жизни и деятельности, это, своего рода, те впечатления детства человечества, которые всплывают, напоминают и заставляют нас переживать их заново, оценивать прошлое по-новому. Постоянная опасность и борьба за выживание оставили свои следы и печати. Это незастывший слой знаний и умений. Это опыт человечества, находящийся в запаснике, из которого в любой момент можно взять и берутся человеком те знания и советы, в которых нуждается современный человек. Сегодня, как и в прошлом, пласт коллективного бессознательного пополняется новыми умениями и навыками с технологической начинкой. Коллективное бессознательное как духовное богатство человечества возникло только в обществе в процессе его жизнедеятельности и общения.
Коллективное сознательное и коллективное бессознательное – это весь набор знаний, способов, средств, навыков, норм, табу, необходимых для выживания. Коллективное сознательное возникло как длительный период разумного становления человечества, это был такой период, когда человек еще не мог выделить себя из той или иной формы общности. Формы общности – род, племя, исторические формы семьи – рассматриваются для человека как время становления и развития элементов коллективного сознательного, где вырабатывалась и культура совести со своими требованиями к жизни. Долг, совесть, патриотизм формировались многими поколениями, но в процессе общественно-производственной деятельности и общения. Жизненная практика людей неразрывно связана с языком, мышлением, обменом переживаемых впечатлений. Коллективное сознательное как духовная основа общества формируется и поддерживается системой табу. Рожденный человек попадает в мир установленных норм, обычаев, традиций, в мир непосредственного заведенного жизненного порядка, необходимой организации для выживания.
В самом непосредственном труде, общении возникает оценка и самооценка участия того или иного члена коллектива. Социальные условия были таковы, что каждый человек не мог не участвовать в добывании пищи, была ли это охота, а позднее скотоводство и земледелие. Сама социальная обстановка, социальная жизнедеятельность явилась и является суровым воспитанием тех качеств в человеке, которые были необходимы для существования общества. Никакой отдельной специальной школы нравственного воспитания не существовало, а сама жизнь была объективным воспитателем человека, и это воспитание осуществлялось в течение всей его жизни. Формирование совести как коллективного сознательного осуществлялось в повседневном труде. Этот процесс воспитания продолжается и сегодня, но не только самой жизнью, но и различными формами социального воздействия.
Совесть как коллективное сознательное возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связана с языком, общением, обменом информацией. Коллективное сознательное – это целое структурное образование, включающее общепринятые, общечеловеческие традиции, обычаи, ритуалы, культурные нормы, символы, духовные ценности, идеалы и др. Так, осознанное чувство опасности у каждого солдата, воина сливается с чувством самосохранения, с чувством коллективного бессознательного. Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» пишет, что, «несмотря на увлечение разнородными суетливыми занятиями, чувство самосохранения и желание выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствует в душе каждого» [3, с. 134].
Человек с самого рождения попадает в мир предметов, обычаев, созданных предшествующими поколениями. Совесть формируется в процессе обучения, целенаправленного действия, в той обстановке и социальной среде, в которой живет человек. Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, идеально осваивает действительность. Сознание человека есть единый целостный орган, аппарат жизнедеятельности человека. Подсознание, сознание человека и сверхсознание общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Психика человека на условия, ситуацию жизни включает тот или иной уровень сознания, грани настолько подвижны, а переходы от сознания к подсознанию настолько быстры и моментальны, что это выливается в единый жизненный процесс. Так, память страха настолько цепкая, что человек подсознательно и сознательно от него не избавился, это мы находим в произведении «Чапаев»: «сближение с местом боя и независимо от того, труслив ты и робок или смел и отважен: спокойных нет, это одна рыцарская болтовня, будто есть совершенно спокойные в бою, под огнем, – этаких пней в роду человеческом не имеется» [4, с. 71]. Сознание страха можно рассматривать на двух уровнях: осознанный страх (проявляется в форме мужества) и панический страх, который выключает сознание человека, делает человека жертвой стихии. Осознанный страх проявляется на уровне сознания, а сознание находит способ решения, выхода из возникшей ситуации. Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» пишет, что «уже раз проникнув в душу, страх не скоро уступает место другому чувству; уже несколько шагов оставалось Калугину перейти площадку до блиндажа командира батальона, как опять на него нашло затмение и этот глупый страх; и ему нужно было усилие над собою, чтобы пробежать до блиндажа» [3, c. 47,114].
Сознание, подсознание и сверхсознание – это единая взаимосвязанная система, в которой живет человек. Культура совести возникает как коллективное сознательное общества, это общественный регулятор, ставший в связи с развитием самосознания индивидуально-личностным регулятором. Совесть и ее культура проявления возникает, когда человек говорит: «Я сам», когда появляется индивидуальное самосознание как условие общественного «Мы».
Культура совести имеет важную особенность, что она непосредственно дает оценку чувствам человека, имеет свое отношение ко всему человеческому коллективному сознательному. Л.Н. Толстой отмечает, что «есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» [3, c. 18]. Сознательное существо только может сказать, что мы в гостях у Природы. Но что еще может быть выше человеческого сознания, можно ли спросить, что есть предел человеческому сознательному? Можно ли сказать, что эволюция жизни остановилась на разумном и безумном человеке? Все ли дало и дает нам коллективное сознательное? Но коллективное сознательное общества воспитывает в нас такую форму связи с обществом, как культура совести. Совесть стала связью, гласом, она стала грозным судьей ответственности, она говорит о должном назначении человека, и она же дает первая оценку сделанному. Культуру совести я рассматриваю как важный структурный элемент коллективного сознательного. Страшно для общества то, что это коллективное сознательное сознательно разрушается, теряет свою бесценную ценность.
Список литературы:
- Егоров А.В. Культура совести как метод науки совестологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по материалам 53 междунар. науч.-практ. конф № 10 (53). – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. – 108 с.
- Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2006. – 48 с.
- Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. Казаки. Хаджи Мурат. – Тула: Приокское книж. изд-во, 1974. – 432 с.
- Фурманов Д.А. Чапаев. – М.: Воениздат, 1979. – 278 с.
- Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
дипломов
Оставить комментарий