Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петренко С.Д. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БАРНАУЛА В ЭПОХУ «СТАЛИНСКОГО АМПИРА» // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(12). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БАРНАУЛА В ЭПОХУ «СТАЛИНСКОГО АМПИРА»

Петренко Сергей Дмитриевич

аспирант кафедры «Основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства», Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Материал статьи посвящен истории развития монументального искусства г. Барнаула в период 1930-х - 1950-х гг. Используя категори­альный аппарат формально-стилистического метода, автор статьи ставит своей целью провести анализ главных городских площадей, в которых ведущую пластическую и идеологическую роль должны были играть тиражные статуи советских вождей. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что архитектурное решение барнаульских площадей не соответствовало требованиям ансамбля, но при этом тиражные статуи советских лидеров, как правило, гармо­нично входили в это архитектурное пространство.

 

Ключевые слова: монументальное искусство, статуи советских вождей, сталинский ампир, город Барнаул.

 

Монументальное искусство г. Барнаула в период доминирования советской неоклассики в основной своей массе представлено скульп­турными изображениями двух советских вождей – В.И. Ленина и И.В. Сталина. Пожалуй, именно данный период можно признать наименее интересным и плодотворным в истории развития монументаль­ного искусства Барнаула. Типовые статуарные формы советских лидеров, отлитые по утвержденным государственной пропагандой иконографи­ческим канонам, отливались в европейской части Советского Союза, зачастую, без учета их пластических или масштабных связей с архитектурой.

Одна из главных площадей города - площадь Октября, согласно генплану 1937 г. должна была превратиться в главную транспортную развязку города. Но учитывая характер возводимых на ней зданий (школа, клуб, театр), последняя выполняла еще и функцию культурного центра города Барнаула.

Кажется, архитектурный ансамбль площади вобрал в себя макси­мально возможный арсенала элементов классической архитектуры. Не имея ярко выраженных доминант и обладая весьма разнообразным цветовым решением, он представляет собой достаточно самостоятель­ный набор архитектурных объемов, размеры которых оказываются малы для такой протяженной площади. В некоторой степени «Дом под шпилем» (1953 г.) мог бы стать ее композиционным центром, но угловое положение и незначительный объем (при всей динамике устремленных ввысь башен и шпиля) снижают его роль в качестве объединяющего звена композиции Октябрьской площади. Впрочем, архитектор С. Боженко полагает, что «площадь Октября – единственный градостроительный ансамбль, который сформирован почти до конца, есть возможность еще что-то добавлять, но в целом по периметру эта площадь застроена» [3].

Первым зданием, которое будет формировать границы будущей площади, станет школа № 25 (1937 г.). Именно напротив входа в эту школу встанут сменявшие друг друга, сначала фигура Сталина, затем Ленина, а в постсоветское время появится памятник «Крестьянам-переселенцам». Считается, что фасады барнаульской школы и ее плани­ровочное решение повторяют «формы итальянского палаццо. Этакий дом богатого римского патриция, потому что есть центральный вход, анфилады, симметричные портики, внутренний двор, что являлось непре­менным атрибутом итальянского дворца» [3]. По мнению С. Баландина, здание «не совсем удачно расположено в системе застройке этой транспортной площади. К ней затруднены подходы из-за интенсивного движения городского транспорта»; анализируя художественное решение фасадов, автор замечает, что архитектура школы имела «богатое пластическое развитие. Между боковыми ризалитами (выступами фасада) устроена портиковая галерея высотой в один этаж… Сами боковые ризалиты имеют цокольный этаж и над ними (по второму этажу) лоджии, образованные трехпролетными аркадами… в арочных пролетах лоджии были «установлены скульптуры пионеров, которые указывают на конкретное назначение сооружения» [1, c. 75].

Подробно описывая фасады школы, автор не отметил самого важного - объемно-пространственное решение постройки обусловлено направлением лучей двух магистралей, которые, расходясь от площади, образуют трапециевидный по форме зеленый партер и задают такую же конфигурацию следующему за ним зданию школы, боковые корпуса которой подчиняются направлению магистралей.

Таким образом, зеленая зона, отделяющая школьное здание от основного пространства пл. Октября, превращается в мощный компо­зиционный узел, от которого расходятся линии двух проспектов - Калинина и Ленина. Этот узел и станет местом установки выше­названного ряда скульптурных монументов. К сожалению, какая-либо информация о наличии перед зданием школы памятника Сталину была старательно вымарана из истории барнаульского монументального искус­ства. В отношении же сменившего его памятника Ленину существуют различные датировки (1937 г. и 1956 г.). Если предположить, что статуя Сталина никогда не стояла на площади, то первая дата выглядит убедительно, так как растиражированные копии статуи Ленина работы скульптора Г. Нерода в большом количестве стали появляться в городах СССР в 1930-х гг. Есть мнение, что трактовка образа советского вождя в 1930-е гг. стала меняться в сторону потери «монументальности, в усилении детализации внешнего облика, в большей дробности силуэта. Примером такой скульптуры в Барнауле является установленная в 1937 г. тиражная скульптура на пощади Октября. Памятник стал идейной, но не архитектурно-пластической доминантой площади» [2, c. 28].

Требование к скульптурному монументу стать архитектурно-пластической доминантой площади кажется, на наш взгляд, достаточно необоснованным, поскольку отдельно стоящая скульптура не может являться таковой по самому определению. Но пластической и идейной доминантой этого участка площади памятник Ленину, несомненно, стал.

В отношении синтеза двух искусств отметим, что, несмотря на серийность статуи (формы которой не могли учитывать характер архитектуры), здесь были найдены и масштабные, и пластические, и колористические связи.

К двадцатилетию Октября перед зданием барнаульского КПСС появится памятник Ленину. Еще одна тиражная копия работы скульп­тора С. Меркурова, созданная для канала Москва-Волга в 1937 году. В данном случае, приходится только удивляться, насколько оперативно советские власти распространили тиражного Ленина по территории Советского Союза, если последний был установлен в том же году и в городах Западной Сибири.

Выбор меркуровского «Ленина-трибуна» в качестве главного символа барнаульского ансамбля кажется наиболее закономерным. Воздвигнутая перед фасадами Крайкома партии фигура главного идеолога коммунизма своим экспрессивным винтообразным движением и энергичным шагом вперед призвана максимально раскрыть функцию дома партии, чьи крупные архитектурные формы с выступающими вперед ризалитами и тяжелыми аттиковыми стенками доминирует в квартальной застройке.

К сожалению, выбранная форма постамента (несмотря на удачно найденный масштаб), созданного архитектором А. Баранским, не придала памятнику ни цветовой, ни пластической связи с архитектурой зданий, что не помешало ему стать пластической доминантой на данном участке проспекта Ленина.

В 1941 г. развернется строительство типового кинотеатра «Родина» (арх. Г. Фрэнк), отметившего начало бульвара разбитого вокруг памятника «Павшим борцам за социализм». Здание театра, вслед за возведенным в 1925 году «Дворцом революции», должно было про­должить формирование идеологических архитектурных кулис вокруг монумента инженера А. Дубровского, отмечавшего геометрический центр создаваемого ансамбля. Но этому проекту так и не суждено было завершиться. Строительство кинотеатра было на время прервано войной, а необходимое для композиционного равновесия какое-либо сооружение напротив дворца культуры так и не появилось. В стилевом отношении, несмотря на присутствие элементов характерных для ордерной архитектуры, все три здания представляют различные стилевые системы: переходный стиль кинотеатра «Родина», неоклассицизм «Дворца труда» и эклектичные фасады «Духовного училища».

Помимо монумента павшим за советскую власть в состав архитектурно-художественного ансамбля войдет статуя Сталина, отметившая центральную часть входа в кинотеатр. В ряде источников памятник Сталину появляется в 1941 году. По мнению О. Комаровой образное решение этого монумента является продолжением «скульп­турной работы С.Д. Меркулова, для которой характерна жесткость, непреклонность, некоторая мрачность» [2, c. 74]. Очевидно, у автора присутствует опечатка в тексте – неправильно указана фамилия скульптора. Судя по инициалам, речь должна идти о С.Д. Меркурове.

С данным утверждением можно согласиться лишь отчасти. Несомненно, статуя Сталина для ВСХВ в исполнении скульптора С. Меркурова по числу тиражных копий оказалась самой воспроиз­водимой в городах Советского Союза. Но силуэт советского вождя перед зданием барнаульского кинотеатра в большей степени напоминает Сталина стоящего на Волго-Донском канале (скульптор Е. Вучетич). Не вызывает сомнения и то, что работа Е. Вучетича является развитием все той же образно-эмоциональной и пластической линии, заданной С. Меркуровым в фигуре Сталина 1939 года. Но появление в левой руке советского лидера головного убора указывает на то, что перед зданием кинотеатра «Родина», все-таки, стоит копия с канала Волга-Дон. А это меняет датировку барнаульского памятника, поскольку волго-донский Сталин появляется только в 1952 году.

Скульптурное изображение удачно вписалось в архитектуру кинотеатра – поставленная по оси симметрии главного входа статуя, оказалось сомасштабной и размерам здания, и согласована с крупными статичными формами несколько схематизированного классицизма.

На площади Свободы в 1930-е гг. появится изображение двух советских вождей. Площадь Свободы одна из старейших площадей города - ее история начинается с середины XVIII века. После переименования площади в 1917 г. и расчистки территории от старой застройки (частью которой был снесенный Петропавловский собор) этот участок превращается в главный идеологический центр города. Пространство площади так и не получило архитектурного оформления – в советское время по периметру площади осталась стоять рядовая застройка XIX – начала XX века: Управление Алтайского горного округа (1898 г.), Женская гимназия (1877 г.), Богадельная купца Пуртова (1811 г.) и два здания начала XX века (контора купца Морозова, Алтайкапиталбанк). Лишившись высотной доминанты, нейтральный фон архитектуры Петропавловского собора остался лишь весьма условно отмечать границы прямоугольной площади. Скульптура, которой постепенно наполнится пространство пл. Свободы, также условно будет расставлена в пространстве открытой площади и в силу своих масштабов не станет доминантой, которая смогла бы выполнить функцию объединяющего элемента композиции. К тому же, у каждого памятника будет свое образно-пластическое звучание и смысловая роль.

Еще один памятник, посвященный советскому лидеру, появится на пересечении ул. Толстого и проспекта Ленина. В 1939 г. на перекрестке будет установлена статуя С.М. Кирова работы неизвестного скульптора. В отношении образного решения статуй советских лидеров отмечалось, что «процесс сакрализации, коснувшийся образа Ленина и особенно Сталина, почти не захватил образа Кирова, в котором сохранились более земные, более близкие зрителю черты. Какой-либо динамики в трактовке его образа не было: решение политико-массовых скульптур Кирова было определено памятником Н.В. Томского, созданным в 1938 г.» [2, c. 74].

Несомненно, в истории мирового искусства встречались вари­анты очень динамичных решений в трактовке человеческой фигуры, но целеустремленно шагающий вперед с несколько театрально отставленной вперед рукой С.М. Киров не самая статичная фигура в арсенале советского пропагандистского монументального искусства. В большей степени интровертность, замкнутость и некая окаменелость формы характерны для статуй Сталина, как главной культовой фигуры в «пантеоне» советских вождей.

Нет смысла говорить о синтезе с архитектурой рубежа XIX – XX вв. установленном на перекрестке двух улиц памятника С.М. Кирову. Скорее, можно отметить сознательный контраст, возникший между активной скульптурной формой (символ новой эпохи) и невысокой купеческой застройкой дореволюционного времени (уничтоженной в советское время вместе с Богородице-Одигидриевской церковью).

В заключение можно констатировать: 1) ни одна из упомянутых выше барнаульских площадей так и не достигла уровня предъявляемого к архитектурному ансамблю – реконструкции, проводимые советскими архитекторами, в силу ряда обстоятельств оказались непоследовательны и не дали желаемых результатов. 2) Тиражная скульптура Ленина и Сталина (распространяемая без учета местного архитектурного контекста), обладая формальными качествами присущими классической пластике и установленная по оси симметрии зданий, в большинстве своем органично вписывались в пространство барнаульских площадей.

 

Список литературы:

  1. Баландин С. Архитектура Барнаула. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. – 112 с.
  2. Комарова О. Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX‑XX столетий: дис. ... канд. искусствоведения: -Барнаул, 2004. – 284 c.
  3. Филлипова А. Площадь Октября. История самой «подвижной» площади Барнаула // ПолитсибRU. Главные новости Сибири. - URL: http://politsib.ru/news/51299. (Дата обращения: 21.09.2018).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.