Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иощенко А., Мандрикова Г.М. СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ МЕДИА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ» // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(39). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 36-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ МЕДИА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ»

Иощенко Анастасия

студент, Новосибирский государственный технический университет,

РФ, г. Новосибирск

Мандрикова Галина Михайловна

д-р филол. наук, Новосибирский государственный технический университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена ключевым характеристикам современных женских изданий, а также причинам образования женских журналов универсального типа. Проявления «универсальности» в современных женских изданиях рассматриваются на примере глянцевого журнала «Glamour» и онлайн-издания для девушек Wonderzine.

 

Ключевые слова: женская пресса; СМИ; универсальный женский журнал; глянцевые журналы; феминистская пресса.

 

Появление женской периодической печати стало важным явлением для зарубежной и отечественной истории. Женская пресса берет свое начало в Европе в середине 17 века. Однако это были единичные издания, иногда – издания, являющиеся «добавочными» к другой периодике. Заметим, что в современном мире женская пресса представляет собой множество изданий разной тематики: журналы о хозяйстве, рукоделии, бизнесе, феминизме и т.д., однако главное место занимают журналы комбинированного формата, где важное место отведено теме моды и красоты) [2].

В конце 19 – начале 20 вв. наблюдается тенденция к увеличению тиражей изданий для женщин. Именно в это время появляется новый тип женской прессы – массовые журналы. Новые журналы распространяли образ нового типа женщины, который появился в период между мировыми войнами.

В исследовании М. В. Теребилиной отмечается, что, несмотря на трудные социальные условия и политическую обстановку, выпуск модных журналов не прекращался. Появление в 1937 г. еженедельника «Мари Клэр» («Marie Claire») ознаменовало революцию в истории женской прессы [3]. Журнал задумывался как компромисс между массовым и элитарным изданием.

По мнению автора, одним из самых популярных европейских журналов 20 века стал «ELLE». Вместе с темами моды на страницах издания поднимались социальные проблемы: право голоса, проблема раннего замужества, разводы, религиозное и сексуальное образование и пр. «ELLE» был умеренно феминистским изданием, одновременно защищавшим традиционную мораль и постепенно затрагивающим вопросы эмансипации женщин. Журнал стал успешным синтезом редакторской и маркетинговой работы. На протяжении многих лет только «ELLE» оформлялся согласно последнему слову полиграфии, именно он стал первым журналом с цветной рекламой [3].

«ELLE», считает М. В. Теребилина, постепенно вырабатывал формулу нового типа изданий для женщин – универсального журнала. В отличие от самых первых изданий, посвященных исключительно темам моды и направленных на состоятельных дам, издания новой формации поднимались социально важные вопросы. Со страниц женской прессы стали говорить о положении женщины, карьере, образовании, доме и детях, и других женских темах, объединяя в себе несколько типов печатных женских изданий [3].

Вслед за европейской женской прессой тенденцию к «универсальности» журналов для женщин подхватила американская пресса. Журналы для женщин активно впитывали в себя модные течения современности, особенно успешно это делали «глянцевые» журналы. Так, на страницах изданий появлялись разделы не только моды, но красоты, здоровья и отношений.

Таким образом, возникновению универсального типа женского журнала способствовали следующие факторы:

-постепенное увеличение тиражей женской прессы,

-появление массовой женской печати (ранее такого рода пресса была доступа лишь высшим слоям общества),

-движение за женские права, которое способствовало эмансипации женщин и изменению социальных ролей в обществе.

Отличительной чертой универсальных женских изданий является их тематическое разнообразие, например, основными разделами обычно бывают мода и красота, дом и дети, карьера и образование, феминизм. Важной особенностью такого журнала является его качественное визуальное оформление.

Можно отметить, что основными типологическими особенностями универсальных женских изданий являются следующие:

-их промежуточное место между массовым и элитарным изданием,

-внимание к острым социальным вопросам, касающихся женщин,

а также

-высокий процент рекламных интеграций.

В современном медиапространстве мы видим преобладание двух основных направлений в женской прессе – 1) по-прежнему актуальные и многотиражные глянцевые журналы, а также 2) издания феминистской направленности. Несмотря на тенденцию перехода прессы в интернет-пространство, женские издания сохраняют основные черты и принципы изданий универсального типа.

В качестве примера современного глянцевого издания рассмотрим журнал «Glamour», популярный среди российских читательниц.

Основными темами российской версии журнала «Glamour» являются уже называвшиеся мода, красота, здоровье, отношения, культура, жизнь звезд и т.д. Основной акцент в журнале делается на идеологическую и эмоциональную близость со своими читательницами, что прослеживается в легкой подаче материала, юморе, и близости к реальным женщинам. Журнал не говорит о высокой моде, дорогой жизни, которая недоступна большинству обычных женщин. «Glamour» придерживается формата быстрого чтения, публикует полезные материалы о моде и красоте, рассказывает о стиле жизни современной городской девушки. «Glamour» поднимает на своих страницах темы феминизма и транслирует образ независимой современной женщины. Печатная версия журнала наполнена рекламными материалами с качественным иллюстративным контентом и рекомендациями косметических товаров. Таким образом данный журнал отвечает основным признакам универсального типа женского журнала.

Одним из самых популярных изданий, придерживающихся феминистской направленности, на наш взгляд, является онлайн-издание Wonderzine. Издание позиционирует себя как интернет-сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях. Сайт размещает статьи на такие темы, как жизнь, здоровье, красота, возможности, развлечения, стиль. В целом, тематика схожа с «Glamour». На первый взгляд, сайт выглядит как типичное женское глянцевое издание. Он оформлен в пастельных тонах, есть статьи о стереотипных «женских» темах, например, тренды маникюра, платье на Новый год, косметика от морщин. Однако большая часть статей затрагивает актуальные проблемы женщин. Вот некоторые из заголовков: «Всю жизнь я считала насилие нормой»: Почему женщины с аутизмом чаще других страдают от абьюза», «Родители выделили мне отдельную посуду»: Женщины о том, как они живут с ВИЧ», «Активистки написали инструкцию для обращения по проекту Минздрава о показаниях для аборта» и проч.

Издание поднимает важные темы, касающиеся женщин, которые не характерны для обсуждения в российском обществе. Например, Wonderzine размещает статьи о сексе, особенностях физического и психологического здоровья женщин, разводах, абортах, нетрадиционной ориентации среди женщин и др.

Издание размещает интервью с успешными женщинами, которые рассказывают о своем пути. Также издание публикует мировые новости, касающиеся положения женщин. Это позволяет читательницам видеть целостную картину мира, анализировать мировой опыт, видеть проблему глобально. Wonderzine направлен на женскую аудиторию широкого формата, т.е. без учета социального статуса читателей. Издание также размещает на своей площадке рекламные интеграции. Думается, что онлайн-издание Wonderzine содержит характеристики женского издания универсального типа.

По результатам рассмотрения двух основных направлений женской прессы, мы приходим к выводу о том, что и глянцевые, и феминистские издания содержат типологические черты женский изданий универсального типа. Однако каждое из направлений современной женской прессы «подстраивает» ключевые характеристики универсального типа изданий под особенности своего направления. Таким образом, формула универсального типа изданий для женщин по-прежнему актуальна в современном медиапространстве и активно используется в женских СМИ различного формата.

 

Список литературы:

  1. Бондер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Аналитика культурологии. 2012. №24.
  2. Порываева Л.В., Кондрашева Е.В. История возникновения женских журналов в Европе // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2016. - Том 7. № 3(2).
  3. Теребилина М.В. Французская пресса для женщин: два века истории //Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №1.
  4. Ямпольская Р.М. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10 "Журналистика" 1995. № 1.
  5. Glamour.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.glamour.ru/  (дата обращения: 22.05.2021).
  6. Wonderzine.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wonderzine.com/ (https://www.glamour.ru/  (дата обращения: 22.05.2021).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий