Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2021 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крылова М.А. СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(38). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 32-36.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Крылова Маргарита Александровна

преподаватель кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE SYSTEM OF INTERRELATIONS OF CULTURE AND IDEOLOGY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

 

Margarita Krylova

Teacher of the Department of conflictology Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences,

Russia, Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является выявление системы взаимосвязей идеологии и культуры в качестве двух неотъемлемых нематериальных составляющих жизни российского общества. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концепции Д. В. Пивоварова, в которой культура воспринимается в качестве процесса воспроизводства и трансляции совершенных «идеалобразующих» эталонов. Следовательно, идеология в данном исследовании рассматривается в качестве внутренней составляющей части культуры.  Структурно-функциональный подход был использован при выявлении общей и частной специфики характеристик исследуемого понятийного поля.  Институциональный метод позволил рассмотреть влияние культуры и идеологии в качестве основополагающих составляющих духовной жизни общества. Аксиологический метод позволил описать ценностное содержание общественной и социальной действительности, определив тем самым роль культуры и идеологии, границы их восприятия общественным сознанием. В рамках анализа множественности смыслов понятий культуры и идеологии удалось выявить неизменные основополагающие характеристики двух определений, опираясь на которые, удалось описать систему взаимодействия понятий, выявить специфику их влияния на формирование ценностных ориентиров современного российского общества. Идеология является неестественным элементом культуры, задача которой базируется на искусственном объединении общностей – создании ценностных ориентиров в культурном поле, позволяющих сохранить и укрепить единство идентичности народа на определенной территории.

ABSTRACT

The aim of the study is to identify the system of interrelations between ideology and culture as two integral non-material components of the life of Russian society. The theoretical and methodological basis of the research is based on the concept of  D. V. Pivovarov, in which culture is perceived as a process of reproduction and translation of perfect ideal-forming standards. Consequently, the ideology in this study is considered as an internal component of the culture. The structural and functional approach was used to identify the general and particular specifics of the characteristics of the conceptual field under study. The institutional method allowed us to consider the influence of culture and ideology as the fundamental components of the spiritual life of society. The axiological method allowed us to describe the value content of social and social reality, thereby defining the role of culture and ideology, the boundaries of their perception by the public consciousness. Within the framework of the analysis of the multiplicity of meanings of the concepts of culture and ideology, it was possible to identify the invariable fundamental characteristics of the two definitions, based on which it was possible to describe the system of interaction of concepts, to identify the specifics of their influence on the formation of value orientations of modern Russian society. Ideology is an unnatural element of culture, the task of which is based on the artificial unification of communities – the creation of value orientations in the cultural field, allowing to preserve and strengthen the unity of the identity of the people in a certain territory.

 

Ключевые слова: культура, идеология, общественное сознание, российское общество, ценности, мировоззрение.

Keywords: culture, ideology, public consciousness, Russian society, values, worldview.

 

Введение

Рассматривая определения понятий «культура» и «идеология», мы сталкиваемся с их неоднозначностью и множественностью, порой даже тождественностью и противоположностью их смыслов, для того чтобы выявить их сущностные составляющие, мы постарается абстрагироваться от теоретического определения, исследовав их практическое влияние на формирование общественных взглядов в современном российском дискурсе.Данный подход позволяет рассмотреть специфику и систему взаимодействия культуры и идеологии, описать механизмы их взаимодействия, определить диапазон их влияния, а также определить их совместное поле деятельности в рамках политического процесса. Выявить ряд характерных свойств культуры и идеологии, оказывающих инструментальное влияние на формирование структуры общественного сознания современного российского общества.

Культура и идеология как части одной системы.

Идеология и культура относятся к абстрактным субъективным сферам восприятия человеческого сознания.Их сущностная составляющая является результатом длительного исторического синтеза идей и ценностей. Идеология проектирует модели поведения групп людей, культура транслирует их посредствам образов и символов, передавая их из поколения в поколение, формируя историческую память общества. Состояние культурного общественного сознания обусловлено идеологически запущенными процессами, которые всегда преследуют определенные цели, влияние которых распространяется на все сферы культурно-социального взаимодействия как отдельных индивидов, так и их групп. [1, с 226]. Понимание специфики этого влияния является тем самым ключом к определению границ системы культурно-идеологического функционирования.

В процессе жизни человек постоянно приобретает опыт, который сам по себе не будет идеологизированным, но если мы рассмотрим психологические мотивы приобретения именно этого опыта, то явно проследим влияние идеологически выстроенных ценностей и взглядов, которыепобудили индивида к совершению тех или иных действий. Данного рода влияние идеологии является частным и индивидуальным, в большинстве случаев зависит от психологически-эмоционального восприятия человека, сложившегося по средствам исторической памяти среды, в который он находится.Идеология формирует созидательный потенциал общественного сознания, позволяющий культуре противостоять стихийным элементам образного формирования.Идеология определяет, что хорошо, а что плохо в рамках культурного поля, какие образы и ценности следует сохранить в памяти поколений, а какие необходимо не допустить до контакта с общественным сознанием определённого народа.Идеология формирует чувство идентичности индивида и общности, а реализует она это посредством культуры, которая развивает образное мышление, делает идеологию конкретной, олицетворяет ее с конкретными действиями, личностями, событиями. [2] Культура- это своеобразная почва, которая позволяет прорасти только тем росткам- идеологии, которые соответствуют структуре среды, сложившейся в результате длительного исторического генеза.

Духовная структура функционирования российского общества.

Ценности являются своеобразным индикатором развития общества, их формирование происходит в результате одновременного воздействия целого ряда социальных, культурных, экономических, территориальных, климатических процессов. Рассматривая формирование ценностной структуры российского общества, сразу стоит выделить исторически сложившуюся ценность общности, которая позволила успешно функционировать советскому государству на протяжении семи десятилетий: идеи коллективизма и взаимопомощи объединяли тысячи людей, соединяя воедино огромные территории. [3, с 146] В начале 90-х пришедший на смену капитализм со своим индивидуализмом не смог получить всеобъемлющего влияния, как это было в рамках западно-европейской культуры. Российское общество остается слаженной общностью, опираясь на идеи справедливости и взаимоподдержки, оно не стало обществом потребления. А произошло это благодаря сохранению индивидуальной и общественной идентичности, неразрывной взаимосвязи продуктов трудовой деятельности с личностью конкретного человека.Материальное вознаграждение не может заставить отдельную личность делать то, что ей не близко по духу, а тем более все общество подчиниться капиталистическим законам.Духовные ценности в значительной степени преобладают над материальными, что позволяет сохранять незыблемые, нерушимые догмы консервативных институтов: семьи, брака, детей, Родины, веры и. т. д.

Заключение

Культура и идеология являются элементами одной системы духовной сферы общества.В современном российском обществе идеология продолжает быть элементом сохранения общности, консолидации, справедливости. Данными положительными качествами ее наделяет культура, которая остается самостоятельной сферой функционирования нематериальной сферы общества. Культура сводит на нет манипуляционные аспекты функционирования идеологии.Современные российские лидеры безусловно пытаются широко манипулировать общественным сознанием, но если произвести оценку из действий в общекультурном контексте, то получится, что они просто выражают свои ценности и убеждения.

 

Список литературы:

  1. Андреев Э.М. В сборнике: Межрегиональное сотрудничество в формирующемся Евразийском экономическом пространстве. материалы II международной интернет-конференции. 2016. С. 224-228.
  2. Флиер А.Я. Идеология как форма культуры. Культура культуры.2020. № 4. С. 1.
  3. Ярмолич Ф.К. Идеология и культура в мире советского человека (на материалах Ленинграда 1950-1960-х гг.) Петербургский исторический журнал. 2020. № 4 (28). С. 142-149.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.