Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 августа 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лебедева Е.Г. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В СЕТИ INTERNET // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 8(41). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 41-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В СЕТИ INTERNET

Лебедева Елена Геннадиевна

канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, АНО ВО «Институт современного искусства»,

РФ, г. Москва

INVESTIGATIVE JOURNALISM ON THE INTERNET

 

Elena Lebedeva

Candidate of Philology, assistant professor of the Department of Journalism and Mass Communication "Institute of Contemporary Art" Moscow,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются новые тенденции в развитии жанра журналистского расследования в сети Интернет, который в современной России начинает развиваться на платформах сети Internet – «YouTube», Rutube и TikTok. Это удобные платформы для журналиста и его аудитории, дающие возможность рассказать несколько больше, чем позволяют другие СМИ. Практика современных журналистских расследований все в большей степени соотносится с развитием интернет-среды. Виртуальное пространство становится все более перспективной площадкой для проведения журналистских расследований и презентации результатов.

ABSTRACT

The article discusses new trends in the development of the genre of investigative journalism on the Internet, which in modern Russia is beginning to develop on the platforms – YouTube, Rutube, TikTok. This is a convenient platform for a journalist and his audience, which gives the opportunity to tell a little more than other media allow. The practice of modern investigative journalism is increasingly correlated with the development of the Internet environment. The virtual space is becoming an increasingly promising platform for conducting journalistic investigations and presenting results.

 

Ключевые слова: журналистское расследование, видеохостинг, Internet, YouTube, эволюция жанра.

Keywords: investigative journalism, video hosting, Internet, YouTube, the evolution of the genre.

 

Журналистское расследование в России обязано своими истоками русской литературе XIX века. Именно в данный период впервые начали публиковаться произведения, имеющие черты расследовательской деятельности.

В советские годы строгий партийный контроль над средствами массовой информации не давал возможность журналистам выступать с критикой по общественно важным проблемам, по крайней мере, на те темы, которые могли, по мнению правительства, как-то дискредитировать власть или стать угрозой общественной безопасности. Несмотря на это, элементы репортёрских расследований были отмечены в программах киножурнала «Фитиль», снимавшегося с 1962 года. А пионерами жанра в СССР стали такие писатели как Юлиан Семёнов (поиски «янтарной комнаты»), а в эпоху т. н. гласности — Артём Боровик («Совершенно секретно», «Версия»), Евгений Додолев («Московский комсомолец», «Совершенно секретно») и др.

После провозглашения свободы слова и осознания журналистами своего истинного предназначения, «журналистское расследование» стало набирать популярность. Именно с данным обстоятельством связано то, что как самостоятельный жанр, журналистское расследование оформилось только в 90-е годы прошлого столетия.

Журналисты, начинавшие работать в этом жанре, не имели достаточной методологической основы, поэтому были вынуждены руководствоваться собственными принципами и правилами. В научной среде также шли и до сих пор идут споры, касательно природы самого расследования: часть исследователей полагает, что расследование – это отдельный журналистский жанр, часть считает, что расследования не существует, т.к. большинство журналистских материалов являются в конечном итоге расследованием. И, наконец, третья группа исследователей относит расследование к особому журналистскому приему.

Такая несогласованность мнений говорит о сложности и неоднозначности журналистского расследования, что и обуславливает постоянный исследовательский интерес к данному жанру. Более того, появляется достаточная база для проведения исследований – крупные издания и телевизионные компании организуют собственные отделы расследований, ведь, как заметил Ю. Шум, «…без журналистского расследования – одной из фигур высшего пилотажа – и газета становится пресной и телевидению не хватает соли и перца»[6,c.4].

В сети Интернет можно наблюдать появление расследовательских сайтов. Например, российское общественно-политическое интернет–издание «Агентство федеральных расследований», российское интернет–издание «Агентство политических новостей», ставящее задачу представления политически активной аудитории эксклюзивной информации о политической жизни в России и мире, «Фонд Борьбы с Коррупцией» (включено в реестр иностранных агентов) (ФБК) – некоммерческая организация, созданная Алексеем Навальным, Министерством юстиции России признанная иностранным агентом, а также признанная экстремистской организацией по решению суда.

В целом нельзя забывать и о наличии фальсификаций доказательств для обвинений в Интернете.

В современной России жанр начинает развиваться на другой платформе – «YouTube». Это удобная платформа для журналиста и его аудитории, дающая возможность рассказать несколько больше, чем позволяет телевидение. На «YouTube» журналистские расследования оказываются действительно независимыми, и в этом их главное преимущество перед телевидением. Положительных моментов в работе на «YouTube» для журналиста-расследователя довольно много. К ним относятся: молодая активная аудитория, свободное поле для деятельности, регулируемое требованиями видеохостингового сайта, отсутствие строгой привязки к месту, времени для съёмок и к ориентации на эфирную сетку. В этом контексте не забудем упомянуть также видеохостинги Rutube и TikTok.

Блогер не следует политике телеканала или указаниям руководства, публикуя информацию, смысл которой последовательно объясняет зрителю. Журналистские видеоблоги на опыте телевизионных программ принесли в жанр расследования новые элементы – стало больше авторского начала, неформального общения с аудиторией и быстрого взаимодействия с ней.

Простота и одновременно сложность производства состоит в том, что журналисты на «YouTube», создавая проекты, зачастую делают всё сами. Как, например, Леонид Парфенов, который «сам себе режиссер, сам себе автор, сам себе ведущий, сам себе оператор, сам себе герой рекламных роликов, сам за всех» [2].

Но по такому пути легко могут идти только опытные люди, пришедшие на видеохостинговый сайт с телевизионного экрана (например, А.Г. Невзоров). Самая непростая задача для журналиста, пришедшего на «YouTube», – привлечь и завоевать аудиторию. Менее удачен опыт Наталии Метлиной. Её зрители не смогли в том же немалом количестве перейти на интернет-платформу следом за ней. В отличие от Леонида Парфенова, канал которого за короткий период времени набрал более полумиллиона подписчиков.

Практика современных журналистских расследований все в большей степени соотносится с развитием интернет-среды. Виртуальное пространство становится все более перспективной площадкой для проведения журналистских расследований и презентации результатов. Это можно объяснить следующими причинами:

1) интернет-ресурсы давно уже стали незаменимым источником для получения необходимых данных, поиска доказательств в открытых источниках;

2) Интернет принципиально меняет условия публикации итогов расследования. Журналист может размещать сведения о проделанной работе на собственных площадках (от сайта до страниц в социальных сетях). Но даже если он не реализует эту возможность, круг «раскрученных» интернет-СМИ, которые могут разместить данные расследования, шире, чем в печатных медиа;

3) в интернет-среде быстрее оформляется и консолидируется целевая аудитория и больше возможностей поддерживать ее интерес, непосредственно вовлекать в процесс расследования. А интерактивные оперативные связи между журналистом-расследователем и пользователями выступают важным фактором подготовки следующего этапа расследования: посетители сайтов и члены групп могут присылать свои данные относительно изучаемой ситуации, находить важные документы, да и просто служить фокус-группой для оценки предварительных версий, проверки гипотез;

4) в Интернете больше возможностей для анонимной публикации результатов расследования, что защищает журналистов от угроз и покушений. Кроме того, Интернет — это более свободная информационная среда, где в меньшей степени действуют механизмы экономической, политической цензуры и самоцензуры, что для такого опасного жанра крайне важно. Многообразие способов представления результатов работы журналиста и интернет-ресурсов, где они представлены, составило существенную проблему для изучения современной практики журналистских расследований: пришлось ограничить круг проанализированных источников, ссылаясь на рекомендации авторитетных исследователей и на такие показатели, как посещаемость ресурсов, их авторитетность, резонансность публикуемых материалов [5].

Еще одним примером расследования, проведенного блогером, является фильм «25 лет спустя: кто убил главную звезду нового русского ТВ?», вышедший совсем недавно на YouTube-канале «Редакция». Фильм был создан частично в телецентре «Останкино». Именно тут сам автор – Алексей Пивоваров – начинал свою карьеру. 1 марта 1995 года был убит Владислав Листьев, главная звезда тогдашнего российского телевидения. Он занимал тогда кресло генерального директора Российского общественного телевидения, вел передачу «Час пик». Его знали все в стране. Убийство этого человека потрясло тогда всю страну и до сих пор является нераскрытым.

Также на двадцать пятую годовщину смерти известного ведущего, журналисты Ксения Собчак, Алексей Пивоваров и Родион Чепель, выпустившие независимо друг от друга фильмы-расследования об убийстве Влада Листьева, потребовали от глав Следственного комитета и Генпрокуратуры возобновить расследование этого уголовного дела. Совместное обращение журналистов опубликовано в их соцсетях.

Можно выделить следующие типы ресурсов, специализирующихся на проведении и публикации журналистских расследований:

  • сайты изданий, часто обращающихся к формам расследовательской журналистики;
  • сайты агентств (журналистских и детективных), специализирующиеся на расследованиях и размещающих результаты на собственных площадках;
  • сайты-агрегаторы, своего рода «склады», библиотеки журналистских расследований, которые могут служить пособием по организации расследования, методическим подспорьем для тех, кто планирует изучать приемы мошенничества, коррупции. Образцы, собранные здесь, используются журналистами всех типов изданий при подготовке расследовательских сюжетов;
  • сайты, располагающие архивами документов, статистических данных, которые могут быть востребованы для обоснования того или иного предположения или проверки предварительных версий;
  • блоги и личные страницы журналистов, занимающихся расследованиями.

В той или иной степени, немалая часть прессы контролируется государством во всем мире. Блогосфера, в свою очередь, практически государством не контролируется. Её в обиходе стали называть «народным СМИ». Блогосфера за своё столь недолгое существование политизировалась и стала важным инструментом распространения информации, а также критики власти. Пользователи сети Интернет узнают из блогов о фактах коррупции, различных злоупотреблениях правоохранительных органов, чиновников. Были даже попытки ограничить деятельность блогеров, из-за которых чиновникам «неудобно работать». Примером тому могут служить неудачные попытки прикрытия блогов системой сетевого компьютерного поиска в Сети – «Яндекс» [1]. Тем не менее, если по состоянию на сегодняшний день каждый может увидеть на заглавной странице Яндекса анонсы «Блогов увлеченных людей», то блокировка на Украине Яндекса в целом до сих пор не прекратилась. Блокировка разных ресурсов происходит по разным мотивам. Например, депутаты ГосДумы предлагают приравнять популярных блогеров к журналистам, а их интернет-дневники – к средствам массовой информации. «За свои слова блогер должен нести ответственность, он должен работать в рамках правового поля. За его мнением могут последовать и другие люди, он дает информацию с личной оценкой, тем самым становится личностью федерального масштаба. И, естественно, он должен быть приравнен к СМИ» [3].

Привлечение независимого финансирования журналистских расследований – есть хорошие условия для развития информационных и интернет-технологий в области предотвращения и пресечения коррупционных действий. В этом ключе правительство может поддержать редакции, в том числе и электронные, которые осуществляют антикоррупционные расследования, введя форму нулевой ставки НДС. Мониторинг сети Интернет. Часто в сети можно увидеть статьи, связанные со схемами коррупций, и то, как привести эту схему в действие. Такие статьи и сайты должны быть немедленно закрыты.

В данном случае как раз нужен мониторинг сети. Предлагается создать систему, которая круглосуточно будет проверять Интернет на наличие таких статей и сайтов. Путем отбора «нежелательной информации» и занесения её в черный список, правоохранительные органы должны пресекать правонарушения. Оператор связи немедленно должен запретить доступ к таким ресурсам.

Мониторинг доходов политических партий также поспособствует искоренению коррупции - выявление аномального поведения в проведении электронных операций, анализ социальных сетей, анализ о злоупотреблении должностными лицами своими полномочиями.

Органы власти должны двигаться к реализации формулы «чем больше прозрачности, тем меньше коррупции», и роль интернет-технологий в этом процессе тяжело переоценить. Роль интернет-технологий в антикоррупционной работе связана с возможностями минимизации человеческого фактора в государственных процессах за счет автоматизации процессов, повышения прозрачности, внедрения электронных операций, превентивного выявления коррупционных действий, повышения уровня информирования общества, формирования отчетности, сдерживания чиновников от коррупционных действий за счет огласки, стимуляции этичных взглядов и позиций[4].

Ещё десять лет назад основными каналами доставки информации гражданам были традиционные СМИ. Они выполняли необходимую роль фильтра, анализа, помогали разобраться, отсортировать. В этом и заключалась важнейшая из функций профессии журналиста. Сегодня более уже невозможно понять, идёт ли данная информация от журналиста, от медиа или от частного «передатчика» с предумышленной целью обмануть. Журналисты постепенно исчезают, а «производители» новостей входят в прямой контакт с потребителями. Социальные сети сделали всех и «передатчиками» и «приёмниками» информации. Новости больше не проверяются, журналистского фильтра больше нет. Вместе с этим исчезает фундаментальное доверие к медиа.

Производство «фэйк-ньюз» максимально облегчено, затраты минимальны, они распространяются легко, и, главное – они рентабельны, тогда как произвести настоящую информацию «стóит» во всех смыслах во много раз дороже. Конечно, «фэйк-ньюз» представляют проблему. При этом, надо точно определять, каков их реальный эффект, каково их реальное влияние. В любом случае, чтобы бороться с «фэйк-ньюз», нужно, чтобы информации, обсуждаемой гражданами, было не меньше, а больше.

Отметим, что Интернет все активнее отвоевывает аудиторию у расследовательской журналистики традиционных СМИ. Блоги и личные страницы журналистов-расследователей пока не в состоянии конкурировать с официальными площадками, из чего следует, что у общества сохраняется запрос на расследования профессиональных журналистских коллективов, а не на индивидуальные разыскания пусть даже опытных и известных авторов.

Таким образом, предпосылки появления журналистского расследования за рубежом и в России обнаруживаются в творчестве известных писателей 19 века, а в 20 веке материалы с элементами расследования становятся частью публицистики. Жанр начинает свое становление, но в связи с различной политической обстановкой на Западе и в России его развитие проходит по разным сценариям.

Журналистское расследование – это один из самых сложных журналистских жанров, и один из самых влиятельных. В странах с хорошо развитыми гражданскими институтами и тесной связью власти и общества журналистские расследования могут привести к отставке правящей элиты. Журналистские расследования призваны показать общественно важные проблемы и те негативные последствия, которые данные проблемы вызывают. Следовательно, журналист–расследователь должен понимать всю меру ответственности, иметь силу характера и определенные аналитические способности.

Любое расследование опирается на различные методы сбора и анализа информации, использование разных источников. Каждый метод имеет свои процедурные правила, инструментарий, благодаря которому достигается цель. И если первые журналисты–расследователи чаще всего интуитивно выбирали способы и методы расследования, то современные журналисты пользуются проверенными способами, а также заимствуют новые у своих коллег (например, по Международному консорциуму журналистов– расследователей).

Также наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда. Эволюцию жанра журналистского расследования, в том числе методов поиска информации и источников информации, а также особенностей осмысления полученной информации эффективней всего будет проводить на примере изданий, которые изначально занимались журналистскими расследованиями и которые прошли достаточный путь развития.

Исследование становления и трансформации жанра журналистских расследований имеет огромное значение на современном этапе. Ведущие национальные каналы, качественные периодические издания, некоторые Интернет–сайты имеют отделы журналистских расследований.

 

Список литературы:

  1. Интернет против коррупции: усилия блогеров не проходят даром. РБК. [Электронный ресурс]:офиц.сайт.Москва.URL:http://www.rbc.ru/economics/14/11/2011/5703eebf9a79477633d39f65
  2. Канал «Парфенон» // Видеохостинговый сайт YouTube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCbhMGG0ZievPtK8mzLH5jhQ
  3. Депутаты предлагают приравнять блоги к СМИ // https://aif.ru/society/web/1108290
  4. Сейнароев А.Б. Информационные технологии в реализации антикоррупционных практик на региональном уровне // Вестник экспертного совета. 2015. №3. С. 123-129.
  5. Тертычный А. А. Журналистские расследования в отечественных СМИ: современное состояние // Медиаскоп. 2014. № 2, С.4
  6. Шум Ю. А. Журналистское расследование. М.: Барс, 2000. 116 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий