Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 августа 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Латыпов Ф.Р. ДРЕВНИЕ ТЮРКИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ПОДОНЬЯ КАК ПЕРВОПРОХОДЦЫ СКАНДИНАВИИ. ТРИ ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ТЮРКСКОЙ РЕЧИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 8(41). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 66-75.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДРЕВНИЕ ТЮРКИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ПОДОНЬЯ КАК ПЕРВОПРОХОДЦЫ СКАНДИНАВИИ. ТРИ ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ТЮРКСКОЙ РЕЧИ

Латыпов Фарит Рафгатович

канд. техн. наук, доцент кафедры управления инновациями, Уфимский государственный авиационный технический университет,

РФ, г. Уфа

ANCIENT TURKS OF THE MEDITERRANEAN AND DON REGIONS AS THE FIRST PEOPLE OF SCANDINAVIA. THREE OLD SCANDINAVIAN RUNIC INSCRIPTIONS SHOWING TURKIC SIGNS

 

Farit Latypov

Candidate of Technical Sciences, Department of Innovation Management Associate Professor of Ufa State Aviation Technical University,

Russia, Ufa

 

АННОТАЦИЯ

Опираясь на археологические данные, анализ ДНК палео-аборигенов северо-запада Европы и сказания скандинавских саг о первичном обитании предков шведов совместно с тюркскими племенами асов-булгар на Дону (Асгард), в трех скандинавских рунических надписях (плохо переводимых на германской языковой основе), автором идентифицируются признаки тюркской речи.

ABSTRACT

Using archeological data, DNA analysis of palaeo-aboriginal peoples in north-western Europe and evidence of the Old Norse sagas about the initial habitation of Swedish ancestors together with Turkic tribes of Asier Bulgars on the Don River (Asgard), the author of this article identifies signs of the Turkic language in three Scandinavian runic inscriptions (untranslatable on the German linguistic basis).

 

Ключевые слова: палео-аборигены Европы, древние скандинавские саги, скандинавские рунические надписи на тюркских языках.

Keywords: palaeo-aboriginal peoples in Europe, Old Norse sagas, Scandinavian runic inscriptions in the Turkic languages.

 

Обзор культурно-исторического материала по теме статьи.

Анализ ДНК населения Европы в постледниковый период показывает то, что самыми первыми на освободившуюся от льда территорию со своими домашними животными пришли полукочевые племена запада  Малой Азии и Ближнего Востока [1, 26-27], не индоевропейцы по языку.

Особо активная волна переселенцев, связанная с культурой колоколообразных кубков (ККК), накрыла север и запад Европы (от Скандинавии, Британских островов до Пиренейского полуострова) в эпоху неолита в начале III тыс. до н.э. [1-3, 8, 12, 27].

По все видимости, эта волна переселений была связана со всё возрастающим давлением семитских кочевых племен с юга на Месопотамию и Восточное Средиземноморье, завершившаяся разгромом и захватом Шумера Саргоном Великим (XXIII в. до н.э.) и захватом минойских земель Леванта будущим народом финикийцев.

Нельзя обойти вниманием и глобальную «катастрофу бронзового века» в Восточном Средиземноморье в середине II тыс. до н.э., связанную с гигантским извержением вулкана на острове Санторин (Тира) в Эгейском море, которое смело с лица Земли процветающие Минойскую и Эгейскую цивилизации, и появлением, по всей видимости из Сибири, первых индоевропейских племен в лице хеттов и протогреков.

«Кровавая разборка» устроенная агрессивными греками в конце XIII в. на стыке Азии и Европы в Трое, окончательно разбалансировала основы традиционной жизнедеятельности целого ряда античных народов и племен, долгое время проживавших около пролива Дарданеллы. По сообщениям древнегреческих историков, некоторые из этих племен распались на 2-4 части. Например, по сообщениям Фукидида, одна часть народа дардан (их страна, по нашим исследованиям   этрусских текстов древнего Карфагена называлась Dardan le «Дардан страна») ушла на запад, создав свое государство Дардания на западе от Македонии; другая часть, проживавшая на азиатском берегу вблизи Илиона, совершила гигантский бросок в Центральную Азию на север нынешнего Китая по освоенным еще ранее торговым путям [17, 20]. Там они одичали (при этом сохранив свои способности в торговле и в военном деле). В средневековье их потомки стали известны как народ tartan/tartar/tatar (с прозвищем табгачи/табагачи «ухват для перемещения пищевых заготовок в жерле печи», благодаря быстрой способности перемещаться и основывать свои торговые фактории в разных местах (ими они покрыли весь Китай [25])). Жители города Сарды на западе Малой Азии, как нам кажется, тоже разделились на две части – одни сели на корабли и заняли малонаселенный остров на западе от Италии (от них произошло название острова Сардиния [6, 17-18]), другие также ушли далеко в Среднюю Азию, заниматься традиционной торговлей. От них, нам представляется, произошла торговая гильдия сарты в среде родственных им предков узбеков.

Пелары Балкан разделились на четыре части: одни сев на корабли уплыли (вместе с критскими кафторами и тевкрами) и осели на восточном побережье Средиземного моря (страна Пелашет библейских филистимлян), другие перебрались в Альба Лонгу в Италию (предки части этрусков), третьи создали колонию на северном побережье Африки (Ливии), с проникновением далеко на запад и в глубь континента – их потомки народы pelaar, taraka (предки туарегов) и hara-munt «черно-горцев» Ливии, четвертые – вместе с асами Асии ушли на север и двумя «рукавами», как выяснили специалисты по генетическим исследованиям населения России [2] (одни через нынешние Киев, Харьков, Москву), другие через Северное Причерноморье – Северный Кавказ – вверх по Волге устремились в Среднее Поволжье, воссоздав здесь крупнейший в Европе город Pelar (известный в Средневековье как Великий город Биляр/Бийяр в Волжской Булгарии [23], повторив название своей древней столицы на Балканах, переименованное греками в Афины). Ранняя Волжская Булгария-Биармия, перехватив западное ответвление Великого Шелкового пути, быстро расширяла свои торговые фактории на север и на запад до Скандинавии и Балтии, включая в орбиту своих торгово-экономических интересов многие финно-угорские племена (посланник Халифата X века Ибн-Фадлан называл их народами вису), протославянские племена именьковской культуры. В Биармию потянулись шведы, русы, торговые армяне, а также родственные пеларам жители малоазийского Эфеса (древнее название Апас), южного Йемена – сабейцы. В нынешнем Татарстане имеются районы Апас и Саба, возможно связанные с этнонимами этих переселенцев.

Осваивать «Запад» биарам-асам было даже «сподручно», так как более 350 лет все южное побережье Балтийского моря (часть Дании, Пруссия, Западная Ливония) находились сначала под властью гуннов, затем их приемников − авар [7, 16, 22]. Авары собирали дань с пруссов янтарем («янтарный путь» создали еще в античные времена предприимчивые этруски [9, 17]) и … детьми [7]. Забранных детей авары воспитывали в аристократических тюркских традициях – учили боевому искусству, навыкам ухода за конями и их дрессировки, традициям захоронения в курганах знатных воинов с установкой каменных балбалов («баб»). Более того, древние рисунки, начертанных в неолите на скалах Зеландии и артефакты, найденные в ее болотах, подтверждают скандинавские мифы о происхождении древних данов [4, 12, 15] от этрусков и троянцев. Прототипы этих схожих по сюжету рисунков с ладьями, со сценами жертвоприношений обнаруживаются на минойском Крите [4] и в Закавказье [3] в Гобустанском историко-археологичесеком заповеднике Азербайджана. Знаменитый путешественник Тур Хейердал, увидев рисунки Гобустана, в свое время воскликнул: «Вот, оказывается, где родина наших предков !».

Скандинавская «Сага об Инглинах» напрямую сообщает о том, что в древности предки шведов проживали совместно с тюркскими племенами асов-пелар (булгар) в  Асгарде на Дону и вдоль Волги. Наименование народа ванов,  проживавшего в низовьях Дона согласно этой саге, созвучно этнониму булгарского племени УОНОГУРОВ, от которых происходит и название столицы Великой Болгарии ФАНАГОРИЯ на Таманском полуострове. Вождь асов-булгар некто Один из Асгарда со своими 12 приближенными аристократами, по легенде, переселяется в Данию [21]. По всей видимости, в последующем он и возглавил всю конфедерацию скандинавских племен.

Название родины викингов asko-menn никак не объяснимо из германских языков. Однако, если учесть лексемы, идентифицированные нами при изучении этрусских текстов, то словосочетание As-kandi-navi, оказывается, имеет точный перевод: «Асы-куда-доплывали».

Загадочный древнескандинавский рунический алфавит, не похожий по последовательности звуков на все известные классические (финикийский, греческий, латинский) алфавиты с последовательностью ABCDE…, большинством ученых признается заимствованным от поздне-этрусского алфавита с предгорий Альп в I-II вв. [19]. Если теперь посмотреть звукосочетание FU-TARK 1-ого эттира скандинавских рун, и  учесть типичную замену звуков при заимствовании из других языков в германские языки θ, B  > F, то в этрусском языке, по нашим данным, словосочетанию θU TARC соответствует такой перевод: «Это таркский / тюркский (алфавит)». Как нами было установлено ранее [9-10, 13-14], макроэтнонимом всех перечисленных выше пратюркских народов Средиземноморья в античные времена был tarc.

В качестве иллюстраций к завершению обзора культурно-исторического материала по теме статьи, мы приводим в сопоставлении рогообразные шлемы древних садов о. Сардиния [6,18] (народ прибывший на этот остров с запада Малой Азии, откуда происходят и родственные им этруски, асы, пелары) и зарисовки рогатых фигурок найденных в Гревенс Венге (Зеландия, Дания) , сделанные С. Брандтом около 1778 г. [4], а также тюркских балбалов древних Пруссии [7] (ныне Калининградская область и часть территории Польши) и античный балбал иберов из Аугусто Имерита (Испания) [13].

 

Рисунок 1. Рогообразные шлемы древних сардов о. Сардиния [6, 18], зарисовки рогатых фигурок древних скандинавов, найденных в Гревенс Венге (Зеландия, Дания) в конце XVIII века [4] и фото музейного экспоната рогатого шлема рыцаря Тевтонского ордена

 

Рисунок 2. Памятные балбалы тюркской аристократии VI-VIII вв.  с территории древней Пруссии [7 ] и античный балбал иберов из Аугусто Имерита (Испания) [13 ]

 

Три древнескандинавские рунические надписи, обнаруживающие признаки тюркской речи

Первая из обнаруженных нами, предположительно, тюркоязычных надписей находится на боковой поверхности самого крупного памятника древнескандинавских рунических надписей – на боковой поверхности камня из Рёка, воздвигнутого в Швеции в регионе, где находится города с тюркским названием Алтун («Золотой»), в память о древнем герое Вемуде (VI в.), не вернувшегося из дальнего похода. На рис. 3 показана фоторепродукция одного из изображений камня из Рёка, взятая с Интернета [5, 19].

 

Рисунок 3. Фоторепродукция одного из изображений камня из Рёка взятая с Интернета [5, 19]

 

По мнению норвежских исследователей, руническая надпись, нанесенная на трех сторонах камня, начинается словами: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына» [19].

Здесь наше внимание привлекла отдельно выполненная надпись, которая в нашем варианте латинской транслитерации выглядит так [19]: ruv ּּsakuŋukmini. Используя этимологию дешифрованных нами этрусских и известных и булгарских слов [9, 11] (этрусск. reux, reuv «род, родственник», sacun- «скучать вспоминая», mini «меня»), мы получили такой перевод этой надписи: «Родственники (люди из нашего рода)! Вспоминайте и скучайте обо мне!»

Вторая детерминированная нами надпись выбита на жале стального копья, найденного на Западной Украине (Ковель) и относится к IV веку. Ее транслитерация выглядит так [19]: tilarids. Норвежские исследователи переводят эту надпись так: «Целеустремленный» [19]. Однако, такой перевод сразу вызывает массу вопросов и логических не соответсвий с историческими традициями как античности, так и раннего средневековья. Обычно в те времена в надписях сам объект нанесения надписи имеет свое индивидуальное мнение в контексте мнения его хозяина. Для указанного переводе такая взаимосвязь не прослеживается. Если же мы обратимся к иберийской (у них иногда встречаются надписи вблизи острия оружия) и тюркской этимологие, то получается фраза, харктеризующая боевые качества оружия: «Желания (tilar) достигающее (ids)». Для сравнения приведем наш перевод иберийского текста, нанесенного вблизи острия иберийского меча-фалькаты (типа турецкого ятагана) ([13], с. 76): «Пореже (участвуй) в (случайных, ненароком) порезаниях – но, напротив, побеждай в сражениях !».

Третья из исследованных рунических надписей происходит из Дании. Она составлена перевернуто-бустрофедонным способом на стороне B почти плоского прямоугольного камня [19]. Наша транслитерация этой надписи с футарка на латиницу выглядит так:

tusi : kubl : ub : biruti / siti : sn : ŕanr : is  .

Если использовать этимологические признаки к идентифицированным нами в древних текстах Средиземноморья этрусским и средневековым, начертанным на булгарских эпитафиях словам (этрусск. tes «образ, сочетание запечатленных в памяти элементов фигуры человека», булгар. kub- «отковыривать, отколупать»,  ub- «скол», bir «один», uti- «проходящий», jeti- «достигающий», sĭn «изваяние», üŕӓn- «обучаться, изучать»), то получается такой перевод этой необычной надписи: «Для сохранения его (героического ?) образа (tusi), отковыренный (от скалы) скол камня (ub), каждому (bir) здесь проходящему (uti) или достигшему этих мест (siti) изваяние (sn), достойная для изучения (ŕanr) историческая память (is)». В нашем переводе, необычным обстоятельством является то, что, как и в иберийских эпитафиях III-I вв. до н.э., не указывается имя того героя, кому посвящена надпись.

Выводы:

1.Хотя скандинавские саги и мифы многократно указывают на пересечение культурно-исторических корней древних скандинавов (как говорит Хильда Эллис Дэвидсон [ ] «сынов северных (точнее, по нашему пониманию, скопированных с реальных персонажей булгарского сообщества II-V вв. Поволжья-Приазовья, а затем мифологизированных) богов», однако никто пока не пытался в определенном круге не переводимых, на германской языковой основе, надписей викингов выявить образцы тюркской речи. Мы попытались это сделать, хотя отдаем себе отчет в том, что не всем  нашим изложенным здесь рассуждениям, присуща высокая степень валидности, достоверности и доказательности. Это лишь первый шаг приближения к очевидным, но пока в официальной науке обходимой вниманием, фактам. В свое оправдание можем сказать то, что в этом случае мы придерживались целевой установке замечательного шотландского писателя и философа XIX века Томаса Карлейля: «Наша цель – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно».

2. Скандинавские саги содержат значительный исторический и этнолингвистический материал по раннему средневековью Восточной Европы. Однако только лишь на германских традициях историографии и письма он до конца не раскрывается, так как корнями этот материал уходит в культуру более раннего доиндоевропейского населения юга Европы и Средиземноморья.

3. Перемещения племен, особенно полукочевых, околдованных «духом странствий» и очарованных созерцанием красоты новых мест, а также являвшихся переносчиками новых передовых технологий (в металлургии, коневодстве, письменности) в древности на просторах Евроафроазии происходило намного боле интенсивнее и обширнее, чем даже мы можем себе представить.

 

Список литературы:

  1. 1.Аррибас Антонио. Иберы. Великие оружейники железного века / Пер. с англ. Е. Б. Меже­витинова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 190 с.
  2. Балановские О.С. и Н.С. Distribution of Y chromosomal haplogroup E-M35. URL: https://www.genofond.ru/default.3.aspx?s=08xp=32 (дата обращения 3.05.2017).
  3. Древность, средневековье и их отражение в современности // Сб. науч. статей: Языки и культуры древних народов Евроафроазии /Под ред. Ф.Р. Латыпова. Уфа: Хатире, 2020. 96 с.
  4. Дэвидсон Х.Э. Древние скандинавы. Сыны северных богов /Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. 186 с.
  5. Камень из Рёка. URL: https: www.ru.wikipedia/wiki/Руническая_ надпись_из_Река (дата обращения 13.07.2021).
  6. Красновская Н.А. Происхождение и этническая история сардинцев. М.: Наука, 1986. 224 с.
  7. Кулакова В.И. Тюркские короли Балтии. URL: https://www.yandex.ru/history-of-art.liveojournal.com/1075187.html (дата обращения 28.06.2021).  
  8. Культура колоколообразных кубков. URL: https://www.yandex.ru/images/ search?text=культура%20колоколообразных9620кубков& (дата обращения 2.05.2017).
  9. Латыпов Ф. Р. Общие сведения, основные группы слов и дословные переводы крупней­ших этрусских текстов на русский, английский и итальянский языки. Уфа: Полиграфди­зайн, 2014. 152 с.
  10. Латыпов Ф. Р. Иберийские языки Древней Испании – результат ускоренного фонетиче­ского развития некоторых пратюркских языков Западного Средиземноморья. Уфа: Поли­графдизайн, 2016. 152 с.
  11. Латыпов Ф.Р. Новый взгляд на булгарскую историю: волжские булгары – ближайшая родня реликтового населения Европы //АВИ-ТОХОЛ. Кн. 36. 2016. С. 37-42.
  12. Латыпов Ф. Р. На западных границах пратюркской ойкумены: Туманный Альбион от ка­менного века до раннего Средневековья. Уфа: Полиграфдизайн, 2017. 100 с.
  13. Латыпов Ф. Р. Элементы этнопедагогики иберов, нашедшие отражения в надписях на свинцовых пластинах и в граффити на поверхностях декорированных ваз. Уфа: Полигр­фдизайн, 2019. 136 с.
  14. Латыпов Ф.Р. Организация, зрелищные моменты и оценка значимости иберийского национального праздника «Келти-Белеш», отраженные в серии надписей на свинцовых пластинах из Пико-де-лос-Ахоса // Cб. статей по материалам XXXIX междунар. науч.-практич. конф.:  Культурология, филология, искусствоведение: Актуальные проблемы современной науки, № 10 (31), октябрь 2020 г. Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2020. С.35-42.
  15. Латыпов Ф.Р. Хороший конь и мастерство воина – главные приоритеты в повседневной жизни потомков древних кочевников Евразии на Пиренейском полуострове //Сб. науч. статей междунар. науч. конф.: Диалог культур Востока и Запада через призму единства и многообразия в преемственности и модернизации общественного сознания: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОиН Респуб. Казахстан, 2021. С. 28-37.
  16. Набиев Р. Булгар и Северная Европа. Казань: Иман, 2001. 160 с.
  17. Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука (ГРВЛ), 1983. 282 с.
  18. Рогатые шлемы рыцарей Тевтонского Ордена. URL: www.gougle.com/ search?q=рогатые+шлемы+сардинцев&.rlz=1C1CHzN (дата обращения 13.07.2021).
  19. Скандинавские руны: Футарк и термины. URL: www.wiki-org.ru/wiki/Руны (дата обращения 25.04.2021).
  20. Успенский Ф. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках // Византийский временник, т. XXII, 1927. С. 53-67.
  21. 21. Федченко О.Д. Асы: длинный путь от Волги до Скандинавии. URL: www.novainfo.ru/article/17762 (дата обращения 28.06.2021).
  22. Христов А. Наследники хана Кубрата (с приложениями). Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. 272 с.
  23. Хузин Ф.Ш. Биляр – Великий город, болгарский путеводитель. Казань: Заман, 2012. 80 с.
  24. Юсупов Р.М. Антропология населения срубной культуры Южного Приуралья //Сб. науч. статей: Материалы по эпохе бронзы и раннего железа Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1989. С. 127-138.
  25. An-King Lim. On Turkic Sound Harmony and Vocalic Divisions in Medieval Han Phonology. Salt Lake City (Utah). Prepr., 1997. 51 p.
  26. Burger J., Kirchner M., Bramanti B., Haak W. and Thomas MG. (2007). Absents of the lactase-persistence-associated allele in early Neolithic Europeans // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 104. P. 3736-3741.
  27. I primi Europei i loro misteri: grandi civiltà del passato. Milano: Hobby & Work Italiana, 2009. 266 p.   
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.