Статья опубликована в рамках: XIV-XV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 октября 2018 г.)

Наука: Культурология

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дыртык-оол А.О. МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГУША КЕНИН-ЛОПСАНА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XIV-XV междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 29-33.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГУША КЕНИН-ЛОПСАНА

Дыртык-оол Анна Оюновна

канд. ист. наук, зав. отделом истории Национального музея Республики Тыва,

РФ, Республика Тыва, г. Кызыл

MUSEUM ACTIVITY MONGUSH KENIN-LOPSAN

 

Dyrtyk-ool Anna

PhD in History, Head of the History Department of the National Museum of the Republic of Tyva,

Russia, Republic of Tyva, Kyzyl

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье показана краеведческая деятельность известного ученого Тувы Монгуша Кенин-Лопсана. Подчеркнута его большая роль в комплектовании фондов музея. Показана научная деятельность краеведа в изучении шаманизма в Туве.

ABSTRACT

This article shows the local history activities of the famous scientist of Tuva Mongush Kenin-Lopsan. His large role in the acquisition of museum funds is Emphasized. The scientific activity of a local historian in the study of shamanism in Tuva is shown.

 

Ключевые слова: Монгуш Кенин-Лопсан; музейная деятельность; комплектование фондов; шаманизм; выставка.

Keywords: Mongush Kenin-Lopsan; museum activities; acquisition of funds; shamanism; exhibition.

 

В 2015 году в одном из залов Национального музея Республики Тыва была открыта выставка «Хранитель народной мудрости и тра­диций», посвященная талантливому, уникальному, универсальному человеку неиссякаемой энергии Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану, члену Союза писателей России, народному писателю Тувы, доктору исторических наук, заслуженному работнику культуры Тувинской АССР и РСФСР, обладателю почетного звания «Живое сокровище шаманизма», почетному члену Нью-Йоркской Академии наук, обладателю орденов Дружбы народов Российской Федерации, Республики Тыва и «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалей «За доблестный труд», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», почетному гражданину города Кызыла, ветерану музейного дела.

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан родился 10 апреля в 1925 году в сумоне Хондергей Дзун-Хемчикского хошуна в семье арата-кочевника. О себе он так писал: «Я родился во время весенней перекочевки. Юрту быстро поставили под громадной лиственницей. Рядом текла речка Чаш-Тал. Так что меня можно назвать сыном кочевья» [5]. Среди многочисленной родни были пастухи и скотники, кузнецы и плотники, сказители и шаманы.

Отец Кенин-Лопсана Бора-хоо Монгуш был охотником, певцом и «оратором». Имя Кенин-Лопсан дал ему лама-путешественник из Тибета, который по пути зашел в их юрту заночевать. Отец Кенин-Лопсана принимал активное участие в жизни новой Тувы после народной рево­люции 1921 г.: был председателем арбана, членом руководства сумона, организатором первых очагов колхоза и активистом стройки школы. Мама Сендинмаа знала много легенд о народных богатырях, вводила своих детей в мир пословиц, поговорок, частушек и самых веселых сказок. В роду монгуш были знаменитые шаманы и народные мастера. Монгушу Кенин-Лопсану посчастливилось попасть в единственную в истории тувинскую группу, набранную для обучения на восточном факультете Ленинградского университета. Темой первой студенческой научной работы Кенин-Лопсана было «Воздушное погребение тувинского шамана». Его благословил в добрый и трудный путь к миру тувинского шаманства ленинградский профессор, знаменитый востоко­вед Сергей Ефимович Малов [2].

Интерес к историческому прошлому родной земли, желание сохра­нить для потомков её сокровища и раритеты привели Кенин-Лопсана в марте 1966 года на службу в Тувинский республиканский краевед­ческий музей. Изучив творческую лабораторию ученого, автор данных строк заметила, как он неустанно собирал шаманский фольклор, старинные рукописи и книги, этнографические, археологические материалы, материалы по нумизматике, филателии, а также активно участвовал в пополнении фонда фотонегативов. Он собирал ценные старинные вещи, редкие книги, писал научные статьи. Коллекции тувинских марок, русских самоваров, различных часов, шаманских атрибутов и одежды, предметов этнографии, собранные М.Б. Кенин Лопсаном являются «золотым фондом» тувинского музея.

Исследовательские работы по тувинскому фольклору и искусству краевед проводил в различных районах республики. Так, например, на одном из заседаний Ученого совета музея был заслушан его отчет о творческой командировке в Кара-Холь Бай-Тайгинского района с целью сбора материалов по устному народному творчеству и Улуг-Хемский район – о творчестве камнереза М. Черзи. После обработки последних данных была опубликована его небольшая работа «Волшебник», где дан краткий искусствоведческий анализ творчества народного мастера.

Настольной книгой по изучению традиций тувинского народа для сотрудников музея, молодежи и школьников является труд М.Б. Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев», где мы находим наказы наших предков нынешнему поколению. В 1982 г. в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая М. Кенин-Лопсан защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сюжеты и поэтика тувин­ского шаманства. Опыт историко-этнографической реконструкции» - огромный результат кропотливого исследования за период музейной деятельности. Ему принадлежат книги «Магия тувинских шаманов», «Алгыши тувинских шаманов» и др.

В 1994 г. Монгушу Кенин-Лопсану присуждено почетное зва­ние «Живое сокровище шаманизма», по словам Президента Фонда шаманских исследований Майкла Харнера, «в знак признания его роли в сохранении знаний о тувинском шаманизме и в содействии возрож­дения этой великой духовной традиции народов Республики Тыва». В 1996 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге ученый защитил докторскую диссер­тацию «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма. По материалам тувинского фольклора» [4].

В ноябре 1992 г. было создано общество тувинских шаманов «Дунгур» – «Бубен», президентом которого стал Кенин-Лопсан. В 1993 г. и в 2003 г. в Кызыле под его руководством проходили Международные семинары шаманов и шамановедов. На II-м Международном симпозиуме по изучению тувинского шаманства Кенин-Лопсан награжден Золотой медалью Американского Фонда шаманских исследований. Медаль вручил Пауль Уккусич, директор европейского отделения Фонда шаманских исследований.

В 1993 г. М. Кенин-Лопсан возглавил Научный центр по изучению тувинского шаманства при Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва [1]. Он побывал по приглашению с лекциями и докла­дами в США, во многих странах Европы. Являлся одним из соавторов научной концепции выставки «Шаманы в центре Азии», которая успешно демонстрировалась в 1997‑98 гг. в Бельгии и Австрии, в 1999 г. в германском городе Бремене. В 1999 г. в Берлинском университете он выступал с лекциями «Символика шаманских атрибутов» и «Звук бубна лечит» [6]. На рубеже тысячелетий Монгушу Бораховичу Кенин- Лопсану - классику тувинской литературы, хранителю народной мудрости и традиций была вручена награда «Человек Века». В 1914 году он награжден орденом Буян-Бадыргы, высшей наградой Республики Тыва. Кенин-Лопсан записывал шаманские гимны свыше 50 лет, побывал во всех уголках Тувы, встречался со старыми шаманами, дружил со знатоками тувинской старины [3].

Открытие стационарной выставки к 90-летию М.Б. Кенин-Лопсана совпало с замечательными событиями: это Год Литературы, провозгла­шенный по Указу Президента РФ В. Путина и Год народных традиций в Республике Тыва. Представленные экспонаты свидетельствовали о творческой лаборатории ученого: рукописи, музейная документация и фотографии о просветительной деятельности краеведа. Выставка отражала весь жизненный путь, в том числе музейно-научную деятель­ность краеведа. Были использованы такие методы, как ансамблевый, в состав которого входили подлинные музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, технические средства, подчиненные единому замыслу. Через верхнее покрытие, прикрывающее потолок, использовался художественно-мифологический метод. Это образ тувин­ского шамана, имеющего небесное происхождение.

Учитывались те экспонаты, которые обладали такими свойствами, как информативность, экспрессивность, аттрактивность. Особое внима­ние обращалось на тексты (аннотации, этикетки).

 

Список литературы:

  1. Дыртык-оол А.О. Музейное строительство Тувы в составе Российской Федерации. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. - С. 25-26.
  2. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - М.: ООО ИПЦ «Маска», 2009. – С. 10.
  3. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец ХIХ – нач. XX в. / АН СССР Сиб. отд-ние, ин-т ист., филологии. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. – 164 с.
  4. Кенин-Лопсан М.Б. Проблемы этнографического шаманизма: по материалам шаманского фольклора: автореф. дис. д-ра ист. наук. – СПб, 1996. – 53 с.
  5. Я – наследник шамана Каралбая: [беседа с канд. ист. наук М.Б. Кенин-Лопсаном] / Записал А. Латов // Молодежь Тувы. – 1992. – 10 апреля.
  6. Тувинские шаманы в Америке: [интервью с председателем «Тос-Дээр», доктором исторических наук, членом Фонда шаманских исследований США М.Б. Кенин-Лопсаном о создании централизованной религиозной организации «Тос-Дээр» и о поездке тувинских шаманов в США] // Тувинская правда. – 1998. – 24 сентября.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий