Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 12 сентября 2018 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Санников С.В. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТРАНСФЕРА: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ФОРМУЛ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 15(23). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 10-14.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТРАНСФЕРА: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ФОРМУЛ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Санников Сергей Викторович

канд. ист. наук, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,

РФ, г. Новосибирск

SEMIOTIC ASPECTS OF LINGUISTIC AND CULTURAL TRANSFER: ON TYPOLOGY OF THE INFORMATION TRANSMISSION FORMULA

 

Sergey Sannikov

Candidate of Historical Sciences, Laboratory of Semiotics and Sign Systems, Novosibirsk State University, Researcher,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей работы является расширение типологии форм лингвокультурного трансфера, представленной в работах С.Г. Проскурина и А.В. Проскуриной. Сравнительно-исторический анализ англосаксонских правовых памятников позволил автору настоящей работы выделить ранее не описанный тип лингвокультурных трансформаций, который отсылает исследователя к явлениям модальной семиотики, и является, по всей видимости, одним из ключевых с точки зрения анализа процессов исторической трансляции и культурной преемственности социальных институтов, ритуалов и иных социальных практик.

ABSTRACT

The aim of the paper is to expand typology of the forms of linguistic and cultural transfer presented in the works of S. Proskurin and A. Proskurina. The comparative historical analysis of the Anglo-Saxon laws has allowed the author to identify a previously not described type of linguistic and cultural transformations, which addresses the researcher to the phenomena of modal semiotics, and may be regarded as one of the most significant in terms of analysis of the processes of historical succession and cultural continuity of social institutes, rituals, and other social practices.

 

Ключевые слова: модальная семиотика; лингвокультурный трансфер; передача информации; типология культурных форм.

Keywords: modal semiotics; linguistic and cultural transfer; information transfer; typology of cultural forms.

 

Изучение семиотических аспектов диахронической и межкуль­турной трансляции информации является важной составляющей анализа процессов социокультурного трансфера. Исследование корпуса древнеанглийских текстов позволило исследователям [3; 4] открыть несколько типов формул передачи информации в культуре, в соот­ветствии с которыми происходит образование новых культурных форм: «тип А» (в рамках которого происходит «переосмысление конвенциональных формул, т. е. тип «одна формула – два смысла», например, фраза «ne… middangeardes men mundgripe maran» («Нет в среднем мире… людей с хваткой руки сильней» – о культурном герое англосаксов Беовульфе) может трансформироваться в выражение «ne maerra man geond middangeard» («Нет славней человека в среднем мире» – об Иисусе Христе) в рамках микромотива «человек в среднем мире») [3, с. 52]; «тип Б», для которого характерны «лексические замены ключевого термина с сохранением первоначальной семантической струк­туры, т. е. сохранение означаемого и связанного с ним культурного нексуса при обновлении означающего», например, когда фраза «middangeard beofað» («средний мир дрожит»), трансформируется в «beofað ealle beorhte gesceaft» («дрожит все яркое творение») в рамках микромотива «конец мира» [там же]; «тип В», характеризующийся порождением новых сочетаний и оборотов с иной семантической структурой по отношению к установленным архаическим формулам, например выражение «weorold wendeð» («мир вращается (по кругу)» трансформируется в «weorold gewiteð» («мир уходит») в рамках микромотива «движущийся мир» [там же].

Позже также был выявлен четвертый тип трансформаций, «тип Г», который «представляет собой описание с заменой лексемы в контексте формулы с одним и тем же предикатом» [4]. Рассматриваемый тип в определенной степени соотносится с «типом Б», однако, отличие состоится в том, что «нексус (т. е. закрепленный культурный смысл) не сохраняется, а сама формула обозначает разные явления в рамках одной темы» [4, с.233-238]. В качестве примера данного типа выступает трансформация выражения «Her sunne aþiestrode» («Здесь солнце померкло») в «Her se mona aðistrode» («Здесь луна померкла») [там же].

На основании проведенных автором данной статьи исследований древнеаным выделить также пятый тип лингвокультурного трансфера (который можно условно обозначить как «тип Д»), в рамках которого сама формула, ее лексика и семантическая структура остаются прежними, но нах королята Пятикнижия Моисея и переведенные на уэссеский диалект древне­английского языка библейские формулы «Ne sleah ðu» («Не убий»); «Ne stala ðu» («Не укради»), и т. д.

Данный тип передачи культурной информации прослеживается, например, в воспроизведении (буквальном цитировании, репликации) определенных образов на гербах и иных символах государственной влверховная власть» в символике Византийской империи, Испанской империи, Австрийской империи, Российской империи и т. д.), а также в мультимодальных формах политического дискурса, когда, например, Наполеон Бонапарт во время своей имперской коронации принимает пурпурную мантию, украшенную регалиями эпохи Меровингов, а в церемонии инаугурации российского президента участвуют военно­служащие в военной форме эпохи Российской империи. Подобные цитаты у, выполняя роль своеобразного культурного триггера, активирующего соотве принципе культурного трансфера была основана, например, рецепция библейском, а позже – каролингском обществе.

Особенную популярность данный тип культурного трансфера поцелуя генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хоннекера из газетного разворота на Берлинскую стену представляет собой классическое посмодернистское цитирование (несмо полностью неизменным), трансформирующее смысл высказывания путем смены контекста (из символа крепости социалистического лагеря и мира «вие значительной части современных интернет-мемов (коллажей), когда фотография какого-либо персонажа помещается на новый фон, соответствующий иному культурному контексту.

Данный тип культурного трансфера может сочетаться с иными, ранее выявленными типами, в частности – ему в определенной степени близок ранее открытый «тип Б», к которому прибегают, например, режиссерйн «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» (в фильме звучит: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнкий культурный миф, определяющий идентичность советской цивилизации в о в современной российской политической публицистике патриоеру по «типу Д» (в рамках которого не происходит лексическая или семантическая транформация исходной формулы, она воспроиз­водится в неизменном виде, но в новом контексте).

Выявленный тип социокультурного трансфера («тип Д») отсылает исследователя к явлениям модальной семиотики [1], и является, по всей видимости, одним из ключевых с точки зрения анализа процессов исторической трансляции и культурной преемственности социальных институтов, ритуалов и иных социальных практик. Дальнейшее исследование данного типа передачи культурной информации на материале исторических обществ позволит более детально изучить особенности его функционирования и выявить возможные закономерности трансляции и преемственности соответствующих социокультурных форм.

 

Список литературы:

  1. Золян С.Т. О модальном измерении языкового знака: семантическая теория Г. Фреге и ее возможное расширение // Вопросы языкознания. 2014. № 3. С. 96-111.
  2. Павленко Н.А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М., 1954.
  3. Проскурин С.Г. Принципы репликации культурной информации // Критика и семиотика. 2015. № 2. С. 51–64.
  4. Проскурин С.Г., Проскурина А.В. Коммуникативное расширение формул в поэтике индоевропейской культуры как условие ее распознавания в контексте и передачи в диахронии // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал. Барнаул, 2014. С. 233–238.
  5. Санников С.В. Не переводившиеся ранее фрагменты англосаксонских законов (domas) королей Инэ и Альфреда // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право». 2008. Т. IV. Вып. 2. С. 67-70.
  6. Санников С.В. Перевод пролога к кодексу короля Альфреда // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2009. Т. VIII. Вып. 1. С. 205-209.
  7. Санников С.В. Фрагменты кодекса короля Альфреда / Предисл., пер. и коммент. С.В. Санникова // История государства и права: Федеральный журнал. 2009. № 20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.