Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вовк Е.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОМПОЗИЦИИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(7). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 52-55.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОМПОЗИЦИИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ

Вовк Екатерина Владимировна

канд. пед. наук, доц. кафедры рекламы и издательского дела факультета информационно-полиграфических технологий Таврическая Академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

РФ, г. Симферополь

THE CHARACTERISTIC SPECIES COMPOSITION OF JOURNALISTIC TEXTS

 

Ekaterina Vovk

candidate of pedagogics, associate Professor of advertising and publishing Affairs of faculty of information and polygraphic technologies Taurida Academy ,

Russia, Simferopol

 

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению проблемы выбора композиционного вида при написании журналистского текста. В работе охарактеризованы основные виды композиционных структур журналистских текстов в соответствии с жанровыми группами. В исследовании обоснована роль и значение выбора композиционной структуры для восприятия текста журналистского произведения читательской аудиторией.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the problem of choice of compositional type in writing journalistic text. The paper describes the main types of compositional structures of journalistic texts in accordance with genre groups. The study substantiates the role and importance of the choice of the composition structure for the perception of the text of the journalistic work by the readership.

 

Ключевые слова: композиция; композиционная структура; элементы композиции текста; текстовые категории, журналистский текст; жанры журналистских текстов; композиционные виды.

Keywords: composition; compositional structure; elements of text composition; text categories; journalistic text; genres of journalistic texts; compositional views.

 

В процессе создания и анализа журналистского произведения важным аспектом является его композиционная структура, которая зависит от авторского концептуального замысла и жанра произведения и оказывает влияние на уровень восприятия его реципиентом.

Как справедливо отмечает А.Л. Дмитровский, «жанры характе­ризуют как диалектическую, формально-содержательную категорию. И если содержательный аспект каталога жанров журналистики (включающий в иных «популярных» типологиях и нежурналистские формы) достаточно прояснён, то формальный, структурный момент остаётся несколько в тени. Речь идёт о композиции журналистских текстов» [1, с. 189].

В связи с этим исследование проблемы выбора композиционной структуры журналистского текста является, по нашему мнению, актуальным.

В рамках данного исследования вслед за А.Л. Дмитровским под композицией журналистского текста будем понимать «соотнесённость в произведении журналиста элементов «материала» (деталей, фактов, явлений) с ярким словесным выражением («стилистикой», «художествен­ностью», «образностью»)» [1, с. 192].

Полная (развернутая) композиция журналистского текста включает в себя такие элементы, как:

  • последовательность деталей, фактов, событий и действий;
  • расстановка и характеристика всех участников описываемого события;
  • подробности обстановки, поведения, интересов и переживаний участников;
  • авторские приемы, вставки, лирические отступления и специфические элементы, такие как предположения, версии, мнения и оценки, личностная позиция автора и т. д.
  • способ повествования (хронологический, концептуальный, сюжетный и пр.).

По мнению Л.Н. Павловой, «композиционные и языковые особен­ности представляют собой жанрово-дифференцированную систему, в которой лексические, синтаксические, фразеологические и другие средства языка связаны с композиционным выбором, который, в свою очередь, зависит от жанра» [2, с. 42].

Рассмотрим проблему выбора композиции с точки зрения соответствия жанру.

Так, согласно мнению А.А. Тертычного, большинству инфор­мационных жанров присуще антикульминационное построение аргументации: наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый – в завершении [3].

Аналитические и художественно-публицистические тексты отличаются композиционным разнообразием. Им присущи, по мнению Л.Н. Павловой, различные виды композиций: от кульминационной до кольцевой.

Кульминационная композиция строится так, чтобы наиболее сильный аргумент материалов был приведен в конце статьи, а наиболее слабые – в начале. Кольцевая же композиция предусматривает размещение одинаково сильных аргументов как в начале, так и в конце журналистского произведения [2].

А.Л. Дмитровский считает, что большинству аналитических и информационных жанров присущи такие виды композиций, как фактологическая (констатирующая) и принцип «перевёрнутой пирамиды» [1].

Фактологическая композиция может быть использована при напи­сании малых информационных жанров, таких как новость, сообщение и т. д. Она строится в соответствии с изложением фактического материала по системе вопросов «что?», «когда?», «где?».

Принцип «перевёрнутой пирамиды» чаще всего используется при построении текстов жанра заметки и ее разновидностей. Структура данного вида композиции представлена следующими элементами:

  • заголовок;
  • хэдлайн – главная мысль текста (ответ на вопрос «Что случилось?»);
  • подзаголовок для уточнения информации или для их привле­чения внимания читателя;
  • лид («ударный» первый абзац, краткое введение), в котором читатель находит ответы на классические шесть вопросов: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» Почему?», «Как?»;
  • корпус (основной текст), включающий подробности, детали и дополнительные факты о событии;
  • заключение, в котором ещё раз подчеркивается суть события и делается акцент на главной мысли, которую журналист хотел донести до аудитории.

Для интервью и беседы как жанров и их разновидностей характерен такой вид композиции, как вопросно-ответное построение текста. В рамках данного вида композиция текста может строиться согласно хронологическому или концептуальному принципу. Во втором случае в структуру произведения могут включаться также дополнительные элементы, такие как: размышления автора и лирические отступления; описания обстановки; портрет собеседника и т. п.

Жанр репортажа обладает специфической композицией, так как невольно ему уже присущ сюжет разворачивающихся на глазах журналиста событий. В данном контексте композиция может строиться по хронологии сюжета, концептуально, а также по принципу «обратного сюжета» [1].

Резюмируя вышесказанное, заключим, что выбор целесообразной композиции журналистского текста является основанием понятности, правильной организации и эффективности коммуникативного акта.

Выбор вида композиционного строения журналистского теста должен мотивироваться жанровыми особенностями, а также концепту­альным замыслом произведения.

 

Список литературы:

  1. Дмитровский А.Л. Виды композиций в журналистском тексте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – № 1. – С. 189-197.
  2. Павлова Л.Н. Редакторский анализ журналистских текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Т. 6, № 3. – С. 39-44.
  3. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 311 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.