Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ВИЗУАЛЬНОМ РЕШЕНИИ ВИДЕОКЛИПА
Визуальный ряд видеоклипа иллюстрирует абстрактные по сути музыкальные образы. Синтез музыкальных и визуальных художественных средств создает особый, привлекательный для целевой аудитории образ, способный эффективно рекламировать того или иного исполнителя. Музыка – это незримое временное искусство, которое видеоклип не просто иллюстрирует, но и дополняет, расширяет возможности собственными художественными средствами.
Создание видеоклипов – своего рода визуализация музыки, трансформация ее временного фактора в пространство кадра. Поэтому в клипе необходимо создать выразительное внутрикадровое пространство, способное передать настроение музыки, поток чувств и образов. Часто основой визуального решения экранного произведения становится то пространство, которое описывается в тексте песни. Для этого требуется в соответствии с содержанием песни подобрать локации, аксессуары и т. д. Например, для видеоклипа на песню Чжоу Чуаньсюна «Синяя Турция» (кит.蓝色土耳其) (2007 г. муз. Чжоу Чуаньсюн (кит.周传雄), реж. Куан Шэн (кит.邝盛)) местом съемок стал турецкий город Стамбул. Прекрасный пейзаж с лазурными волнами у берегов Эгейского моря сделал зримыми и усилил образы музыкальной композиции, позволил им пробуждать у публики мечты о любви.
При появлении видеоклипов их назначением была не только передача содержания песни, но и реклама исполнителя и его творчества. Поэтому образ исполнителя часто становился композиционной основой кадра. В видеоклипе «Синяя Турция» режиссер в качестве главного действующего лица выбрал модель западной внешности с красивыми глазами, их встреча с Чжоу Чуаньсюном очаровательна и точно отражает замысел песни. Удачные видеоклипы всегда способны передать яркий и индивидуальный образ действующего лица. Например, в видеоклипе «Сегодня ты выходишь за меня» (кит.今天你要嫁给我) (2007 г. муз. Тао Чжэ (кит.陶喆), реж. Лин Цзиньхэ (кит.林锦和)) изображены счастливые влюбленные во дворце бракосочетания; в видеоклипе «Ранимая женщина» (кит.容易受伤的女人) (1992 г. муз. Накадзима Миюки, реж. Лиан Жунцзюнь (кит.梁荣骏)) центральным становится образ женщины, потерявшей любовь.
Движение камеры – важный инструмент, позволяющий показать субъективные ощущения, преодолевать любые расстояния и время. Камера способна следовать за ритмом и настроением музыки. Например, в видеоклипе «Золотые доспехи» (кит.黄金甲) (2006 г. муз. и реж. Джей Чжоу (кит. 周杰伦)) постоянные движения камеры вниз-вверх поддерживают величественное настроение песни. По мере развития технологий и появления новых спецэффектов видеоклип получал все новые стимулы к развитию.
Цвет – это одно из самых эмоциональных выразительных средств, способное воплощать любые настроения на языке визуального сообщения, создавать в сочетании с музыкой особый синтез цвета и звука. Цветовое решение видеоклипа может быть интуитивным, субъективным, может определяться тем местом и временем, о которых идет речь в песне. Общая цветовая палитра картины зачастую может более точно передать эмоциональную атмосферу всего произведения, чем все остальные выразительные средства. Эта способность цвета давно привлекла внимание художников, В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве» писал: «Цвет напрямую воздействует на дух, ключ к гармонии в цвете, в конечном итоге, находится в нацеленности на пробуждении ума человека» [1, c. 76].
Многие клипмейкеры уделяют большое внимание цветовой партитуре своих работ. В видеоклипе «Синяя Турция» Чжоу Чуаньсюн стоит на фоне голубого неба в облаках, одет он в тканый белый костюм в турецком стиле, оттенки белого появляются и на его длинном шарфе, волшебная красота природы и древняя архитектура оттеняют одинокий образ певца. В видеоклипах в качестве фона часто используются чистые цвета. Белый цвет хорошо подходит для создания ирреальной сюрреалистической обстановки. В клипе Бьорк «Hunter» этот цвет использован в качестве фона, яркий белый экран вовлекает зрителей в иллюзорный рай, вырывая из реальности, пробуждая глубоко спрятанные воспоминания. В клипе группы «Massive Attack» «Against» активную роль играет красный цвет. Он указывает на то, что в жизни современного человека постоянно присутствуют беспокойство, тревога и глубокая тоска. В клипе А. Мэй «На самом деле тебе ничего не надо» (кит.原来你什么都不想要) (1995 г. муз. Го Цзи (кит.郭子), реж. Хуан Чжунпин (кит.黄忠平)) с помощью смены цветовой палитры передается изменение времени и пространства. В начале клипа камера фокусируется на певице, после изображение становится черно-белым и потом опять цветным, далее в кадрах концерта публика показана в черно-белой палитре, такая смена проходит через весь видеоклип. Следует отметить, что для представителей разных культур один и тот же цвет несет разную смысловую нагрузку. Современные китайские клипмейкеры часто апеллируют именно к традиционной символике цвета, присущей национальному искусству.
В древнем Китае считалось, что красный цвет — это цвет огня. В китайской культуре он символизирует солнце, которое похоже на огонь. Красный цвет приобретал эти характеристики в течение тысячелетий и сегодня в первую очередь он является символом процветания, благополучия, счастья, часто используется в оформлении торжеств, особенно для праздников и свадебных церемоний.
В 2017 году популярные исполнители Цзу Хэй (кит.祖海) и Гай (Gai) сняли клип на песню «Удачи!» (кит. 好运来) (муз. Ци Цзяньбо (кит.戚建波) и Гай; реж. Минь Циньчжи (кит.闵勤之)). В визуальном ряду часто появляются элементы в виде карпа – символа благородства, богатства, удачи. Красные китайские фонари на красном фоне создают праздничную атмосферу. В нескольких сценах певцы бросают мягкую игрушку в виде карпа. Данное действие можно интерпретировать как буквальное изображение (визуализацию) известного китайского фразеологизма 发锦鲤送好运 (“бросить карпа, чтобы отправить удачу”). В музыке известная народная песня «Удачи!» объединена с элементами хип-хопа, в аранжировке в качестве аккомпанемента использован китайский традиционный инструмент чжэн. В результате получается уникальный сплав традиционной народной и современной музыки.
В клипе 2006 года «Счастливый китайский Новый год» (кит.发财发福中国年) (исполнитель группа “Китайская кукла” (кит.中国娃娃); музыка Чарчаи Кахбемнедж; режиссеры Лин Бинцунь и Мао Амао (кит. 林炳存,毛阿毛)) преобладают яркие праздничные цвета (красный, желтый, золотисто-желтый). В видеоряде присутствуют кадры, показывающие празднование Нового года (танец дракона и льва, фейерверк, пожелания счастья, Бог богатства, золотой слиток и т. д.).
Желтый цвет символизирует центр мира, Поднебесную империю, а также ассоциируется с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду и аксессуары желтого цвета имел право носить только император. Парадная одежда императора с изображением дракона – мифического прародителя китайской нации, а также императорский дворец были именно желтого цвета. Примером использования желтого цвета в видеоклипе является работа 2014 года режиссеров Чжэн Юйшань (кит.郑羽珊)и Чэнь Юфу (кит.陈昱甫)на композицию Юнь Ту (кит.云图)«Китайский цвет» (кит.《中国色彩》). Кадры с традиционной архитектурой и костюмами передают красочное разнообразие Китая. В клипе появляются Дворцовый комплекс Гугун в Пекине (Запретный город), костюмы персонажей пекинской оперы, платье ципао, различные украшения, чайный набор и др.
Визуальное решение – это основа образности видеоклипов. Для создания совершенного в плане аудиовизуальной структуры видеоклипа необходимо использовать художественные средства. Однако, визуальное решение – это только средство, носитель информации, который передает содержание музыкального произведения, текста, доносит до публики образы песни. Визуальное решение должно быть рациональным и подчиняться музыке, не отодвигать ее на второй план.
Список литературы:
- [俄] 康定斯基 李正文,魏大海 译 《论艺术的精神》 北京 中国人民大学出版社,2003年,第76页(共148页)= Кандинский В. О духовном в искусстве / В.Кандинский / перевод Ли Чжэнвэн, Вэй Дахай. – Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2003. – 148 с.
дипломов
Оставить комментарий