Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Клундук С.С., Шпарло В.Н. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЯМЫХ ЭФИРОВ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ БРЕСТЧИНЫ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(72). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 10-16.
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЯМЫХ ЭФИРОВ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ БРЕСТЧИНЫ

Клундук Светлана Сергеевна

канд. филол. наук, доц.,  Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Беларусь, г. Брест

Шпарло Владислав Николаевич

магистр наук, заведующий отделом веб-информации редакции Пружанской районной газеты «Раённыя будні»,

Беларусь, г. Пружаны

COMMUNICATIVE PRACTICES OF LIVE BROADCASTS OF MODERN RADIO BROADCASTING IN BREST REGION

 

Svetlana Klunduk

Candidate of philology, Associate Professor, Brest State University named after A.S. Pushkin,

Belarus, Brest

Vladislav Shparlo

Master of Science, Head of the Web Information Department of the Editorial Office of the Pruzhany District Newspaper «Rayonnyya Budni»,

Belarus, Pruzhany

 

АННОТАЦИЯ

В материале рассматриваются коммуникативные практики, используемые журналистами в прямых эфирах современного радиовещания Брестчины, анализируются эффективные стратегии, тактики, приемы и средства их реализации, охарактеризована функциональная значимость конкретных практик.

ABSTRACT

The material examines the communication practices used by journalists in live broadcasts of modern radio broadcasting in Brest region, analyzes effective strategies, tactics, techniques and means of their implementation, and characterizes the functional significance of specific practices.

 

Ключевые слова: региональное радиовещание; коммуникативные практики; стратегии; тактики; воздействие.

Keywords: regional radio broadcasting; communication practices; strategies; tactics; impact.

 

Коммуникативные практики радиовещания можно определить как некие действия сотрудников радио, направленные на привлечение слушательской аудитории, вызывание интереса к той или иной программе, побуждение к интерактивному участию в эфире (телефонному звонку, отправке сообщения, фото или видео, участии в опросе, голосовании и т. п.), помогающие в закреплении слушателя на конкретной волне и способствующие тому, чтобы именно эта волна или программа стали любимыми. Данную трактовку коммуникативных практик мы будем использовать в качестве рабочей в нашем исследовании. Нами, вслед за В.А. Сергодеевым, коммуникативные практики разделены на активные (конструктивные и деструктивные) и пассивные [2]. Коммуникативные практики реализуются посредством выбранных стратегий и конкретных тактик. Эмпирическим материалом исследования послужили расшифровки прямых эфиров радиостанции Брестской области – «Радио Брест». Именно прямые эфиры дают возможность использования широкого спектра коммуникативных практик. Это обусловлено тем, что прямой эфир – спонтанный дискурс. По словам диджеев станции, они примерно представляют, о чём будут говорить в эфире, а ориентироваться помогают существующие рубрики, тематические эфиры, однако даже присланное в эфир сообщение может в корне изменить тему, на которую рассуждает ведущий перед микрофоном. Особенно это касается парных эфиров (несколько диджеев) или интервью.

Контент-анализ показал, что диджеи «Радио Брест» активно используют практику «ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации». При этом предметом анализа может выступать даже погода за окном, т. е. анализ здесь – не глубокий, а поверхностный. Реализуется данная практика, например, при помощи тактики позиционирования и отчасти тактики интимизации. Так, диджей Ю. Майская позиционирует местное радио как самую позитивную радиостанцию страны: Всем-всем-всем, кто слушает нас на самой позитивной радиостанции страны – «Радио Брест» – всем людям, любящим, ожидающим, всем вдохновляющимся, всем абсолютно мечтающим из Брестской области – вам огромный радийный привет! (шоу выходного дня «Идеальный выходной на «Радио Брест», 03.02.24).

С целью поддержания интереса к радиостанции тактику позиционирования используют и другие диджеи. Её широкому применению на «Радио Брест» посодействовало распространение интернета, а также стримингового вещания станции на официальном сайте и других радиоплатформах. Диджей О. Меречко в эфире дневного шоу «Будни – это легко!» часто произносит фразу «Берите нас везде, где есть интернет» (наличие рекомендации, присущей практике «ситуативного анализа»). Призывая к действию, ведущий как бы проникает в интимную сферу слушателя – его личную жизнь и планы, но и в то же время моделирует имидж станции как популярной в интернет-пространстве. Диджей В. Романенко также пользуется данной тактикой: Мы совсем не тяжёлые, и если возьмёте с собой, то будем с удовольствием вместе с вами (утреннее шоу «Самое доброе утро», 08.04.24).

Если цель тактики позиционирования – закрепление в сознании слушателя характерных черт имиджа радио, то тактика интимизации – её разновидность – предполагает ставку на открытость, доверительность, расположенность, готовность к диалогу: Сегодня двадцать четвёртое ноль четвёртое две тысячи двадцать четвёртое. Дамы и господа, игра цифр такая, знаете ли, не совсем обычная, даже очень ничего. Может быть, загадаем все вместе желание, какое-то такое очень приятное? Ну-ка… Угу. Я загадала, я успела, а как вы с этим делом? Надеюсь, что тоже однозначно справились (вечернее шоу «Крутой маршрут», 24.04.24). Здесь проявляется практика «ситуативного анализа» (анализируется дата и что с этим можно сделать) с выходом на конкретные практические рекомендации (можно загадать желание). В данном примере демонстрируются открытость, полная расположенность к слушательской аудитории, непосредственность общения, обращение к душе слушателя, его эмоциональному состоянию, переживаниям и т. д.

Как отмечает Н.Г. Нестерова, радиодискурсу не присущи дискредитирующие тактики [1], однако тактика скрытого противопоставления, цель которой показать превосходство данной радиостанции над другими аналогичными, часто реализует стратегию привлечения аудитории: Как приятно, что слушают нас не только в Бресте и в Брестской области, но и на другом конце земного шара (дневное шоу «Будни – это легко!», 06.03.24). Эта тактика раскрывает и стратегию позиционирования и, как следствие, практику «информационного монолога».

Важным в радиовещании является чёткое понимание характера своей аудитории, для кого и ради кого оно работает. Для реализации этой задачи применяется коммуникативная стратегия адресации, которая осуществляется при помощи разнообразных тактик. Так, в обращении к слушателю, его привлечении на волну важное место занимает лексика, позитивно оценивающая его, настраивающая на положительный эмоциональный фон, что репрезентирует тактику позитивного оценивания адресата. Цель такой тактики – установить максимально доверительные отношения с аудиторией, расположить к себе, привлечь к прослушиванию волны или передачи. При этом используются различные фразы, нацеленные на диалогизацию: Вы подумали, что не-не, о ком это они говорят, о каких таких уникальных людях? Так вот, знайте, да-да, именно о вас! (шоу выходного дня «Идеальный выходной на «Радио Брест», 24.02.24); Люди, наслаждайтесь жизнью, потому как она – абсолютно прекрасная штука. Этой весной пусть случится всё самое прекрасное в вашей жизни (шоу выходного дня «Идеальный выходной на «Радио Брест», 10.03.24). Авторы употребляют и тропы, и элементы разговорной речи, и разные формы слов с целью реализации тактики оценивания адресата и в итоге стратегии адресации: С песнями у нас, конечно, как всегда, будет для вас, самые дорогие, лучшие, обожаемые (вечернее шоу «Крутой маршрут», 26.04.24); На самое доброе утро собираются самые добрые люди на самой доброй радиостанции (утреннее шоу «Самое доброе утро», 25.03.24). Когда диджей как бы разговаривает со слушателем, обращается к нему с вопросами, выражается практика «информационного монолога» и отчасти практика «дискуссии».

Немаловажным является и выбор человеком у микрофона манеры общения со слушателем. Несмотря на определённую концепцию волны, ориентированность её на ту или иную аудиторию, у каждого ведущего стиль общения будет разным. Исходя из этого, отдельно можно выделить стратегию общения с адресатом, которая будет индивидуальной у каждого из сотрудников радио. Так, Е. Филинович реализовывает эту стратегию, выбирая тактику обращения к слушателю как к другу, на «ты»: Оставайся вместе с нами, 104,8 FM в Бресте, на нашем сайте radiobrestfm.by и в мобильном приложении «RadioPlayer». Помни об этом!; Я надеюсь, что в эту субботу у тебя всё складывается на отлично, что ты большой молодец, что первые победы тобой уже совершены. Ну, начнём с того, что, я подозреваю, ты выспался наконец-то. Если нет, тогда давай будем бодриться вместе с тобой (шоу выходного дня «Идеальный выходной на «Радио Брест», 04.05.24). Такая тактика способствует реализации и других стратегий, например адресации, и служит примером коммуникативной практики «ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации», т. к. диджей рассуждает на определённую тему и даёт рекомендации слушателям. Другие диджеи обращаются либо на «вы», либо смешивают тактики обращения к слушателю, используя обращение и на «вы», и на «ты»: Дорогой мой человек, если вас это тревожит, знайте, что вы, вероятно, идёте прям на совсем нелюбимую работу. Ну а если вдруг вы сегодня работаете на той работе, которая ну прям совсем как-то тяготит вас, всё ваше мировоззрение как-то поворачивается в совсем другую, знаете ли, корректную сторону, надо в жизни, однозначно, что-то менять (шоу выходного дня «Идеальный выходной на «Радио Брест», 10.02.24). Это пример прямого доказательства использования практики «ситуативного анализа». Здесь же звучат конкретные рекомендации, реализуемые в данном случае с помощью намёков и скрытого подтекста.

Ввиду неоднородности слушательской аудитории диджеи стремятся создать в своём сознании определённый универсальный образ человека, к которому обращаются. Для этой цели служит тактика создания обобщённого образа адресата. Так, ведущий дневного шоу «Будни – это легко!» Е. Филинович часто использует в своей речи выражения разговорного характера: Привет, молодёжь!; Ёу, пис, камон!; Дамы и господа, лэдис энд джэнтльмэнс!; Мамы и папы, бабушки и дедушки!; Ку-ку, котятки!; Всем салют! Это помогает не только диджею в подаче информации на целевую аудиторию, но и слушателю лучше понять, для кого вещает «Радио Брест». В тоже время нередко в эфирах можно услышать фразы: Дорогие радиослушатели!; Уважаемые радиослушатели и радиослушательницы!; Уважаемые наши!; Любимые и родные. Проявлением тактики создания обобщённого образа адресата выступает применение в радиоречи слов, характеризующих географическую принадлежность адресата: Привет всем жителям Бреста и Брестской области!; Вітаем жыхароў першага рэгіёна. Это является средством четкой персонализации аудитории. Данные тактики воплощают стратегию общения с адресатом и, как правило, практику «информационного монолога».

Тактика дифференциации, идентификации осуществляется в обращении к конкретной категории слушателей и чаще всего проявляется во время проведения розыгрышей: И победителем сегодня у нас становится абонент, чей номер заканчивается на 5042. Это Татьяна, поздравляем вас! (дневное шоу «Будни – это легко!», 26.04.24). Данная тактика используется и в часе приветов и поздравлений, при озвучивании диджеем обращений к конкретному лицу: Желаю, чтобы всё хорошее, что вы услышите в этот день, Дмитрий, сбылось и как можно скорее!; Самые тёплые слова поздравления для вас, дорогая Алина, от коллектива «Радио «Брест» (вечернее шоу «Крутой маршрут», 26.04.24).

В прямых эфирах «Радио Брест» реализуется и тактика анонсирования (предварительное ознакомление слушателя с тем, что планируется), которая входит в стратегию удержания адресата. Тактика используется в виде заранее записанных аудиороликов. При её помощи радиостанция напоминает о тех или иных программах. К примеру, периодически в эфире звучат аудиоролики с анонсом музыкальной программы «Хиты первой линии», которая выходит в эфир по пятницам: Слушай «Хиты первой линии» (play to one love). Модный deep и упругий club house – каждую субботу в 9 вечера. Если радиостанция организует дискотеку в том или ином городе области, то накануне события в эфире звучат анонсы события – это аудиоролики с обозначением места и времени проведения дискотеки, называнием ведущих диджеев, например: Внимание, Пружаны! В канун Старого Нового года «Радио Брест» приглашает всех жителей и гостей города на «Зимние танцы под звёздами». Вас ожидают лучшие танцевальные хиты от диджея First Line, увлекательные конкурсы от зажительных ведущих Ольги Меречко и Ильи Дробыша, поток отличного настроения и фирменные подарки от команды «Радио Брест». Встречаемся в Пружанах 13 января в 20.00 на центральной площади. Будет жарко! (11.01.24). Всё это составляющие и практики «информационный монолог», и «ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации», ведь посредством анонсов аудиторию привлекают либо к прослушиванию передачи, либо к участию в дискотеке.

В радийном дискурсе Н.Г. Нестерова выделяет и стратегию кооперации, коммуникативной целью которой является создание у слушателя чувства сопричастности, «эффекта присутствия» [1]. Как подчёркивает исследователь, радио сближает не знакомых друг с другом людей, даёт им ощущение психологического единства. Примером реализации данной стратегии является проговаривание ведущим способов связи со студией: Друзья, такие приветы и поздравления можно написать нам до семи вечера, поэтому, не стесняясь, пишите. Viber – 3 99 00 11, код – 33, SMS-портал – 9900 и группа «ВКонтакте» – «Радио Брест» (вечернее шоу «Крутой маршрут», 05.02.24). «Эффект присутствия» достигается и анонсированием ближайших композиций в плейлисте (к этому прибегают все диджеи, а А. Ляхович при этом воспроизводит фрагмент трека). Помогают в реализации стратегии кооперации и внеэфирные формы коммуникации, например stories в соцсетях, видео в TikTok, в которых диджеи приглашают принять участие в эфире, показывают студию и напоминают эфирные частоты.

Формой реализации стратегии кооперации является тактика вежливости: Эту композицию поставить не можем, но будет другая, не менее классная (дневное шоу «Будни – это легко!», 22.04.24); Поздравляю Елену Драценко, извините, если ошиблась в ударении, с днём рождения (дневное шоу «Будни – это легко!», 23.04.24). Её применение обязательно в передачах с гостем, где есть большие монологические блоки. С помощью фраз да, конечно, да-да, согласен с вами, давайте порассуждаем и т. д. ведущий предоставляет возможность эксперту высказаться, но в то же время даёт понять, что он согласен с ним, а слушателю напоминает и о своём присутствии. Эти примеры – проявление практики «дискуссии», когда диджей обращается к слушателю, как бы отвечая на его вопрос. Кооперации служит и контактоподдерживающая тактика.

Таким образом, в работе современного радиовещания Брестчины используются разные коммуникативные практики, направленные на осуществление ключевой цели – воздействие и привлечение аудитории. В прямом эфире «Радио Брест» чаще всего применяются активные конструктивные практики, среди которых превалируют «ситуационный анализ с выходом на практические рекомендации» и «дискуссия». Пассивные практики реализуются редко.

 

Список литературы:

  1. Нестерова Н.Г. Стратегии и тактики адресации в спонтанной радиоречи // Язык и социум: материалы VII Междунар. науч. конф. Минск, 2007. – С. 190–193.
  2. Сергодеев В.А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электр. библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kom-munikativnye-praktiki-v-setevyh-internet-soob-schestvah (дата обращения: 31.07.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.