Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОММУНИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ КНИГ И ПЛАКАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В XX в. технический прогресс и, следовательно, развитие информационно-коммуникационных технологий, оказавших заметное влияние на социальные и культурные процессы, стало основанием для формирования социологии массовой коммуникации. В США и странах Западной Европы сформировалось новое гуманитарное научное направление - «теория массовой коммуникации». Данное направление существует и на сегодняшний момент и занимается исследованием влияния СМИ (коммуникатора) на целевые группы (адресата) [3].
В XXI веке в связи с активным развитием информационных технологий (развитие сети Интернет - появление социальных сетей, новых медиа и т.д.) возник особый интерес к изучению теоретических аспектов процессов коммуникации. Таким образом, прикладная область дизайна распространяется как на эстетическую сторону составления сообщений, так и на установление новых каналов коммуникации. Поэтому, в современном мире теория массовой коммуникации подразумевает, что коммуникатором могут выступать не только привычные СМИ: телевидение, радио, новостные агентства, но и отдельные личности: журналисты, блогеры - так называемые «лидеры мнений» [4, с. 45].
Основываясь на семиотических методах коммуникации и теории массовой коммуникации стоит рассмотреть такую сферу дизайна, как коммуникационный дизайн. Любое произведение коммуникационного дизайна предназначено в первую очередь для решения какой-либо коммуникативной задачи и, соответственно, в деятельности дизайнера основное значение имеет ее коммуникативный аспект. Превращая информацию в графические знаки и образы, проектируя средства визуального общения, дизайнер становится визуальным коммуникатором.
Основной задачей коммуникационного дизайна является передача информации индивиду или социальной группе с помощью визуальных графических средств. Для создания эффективного коммуникационного дизайна специалисту (дизайнеру) необходимо исследовать визуализируемую тему и анализировать аудиторию, на которую этот дизайн будет рассчитан.
Основная задача дизайнера, работающего с информацией, в первую очередь не сделать красиво, а сделать понятно. Многие сталкивались с непонятными схемами в учебниках, в метро, с непонятной навигацией, - и все это является следствием некачественно выполненной работы дизайнеров. Важным для понимания является также тот факт, что при печати происходит перекодирование вербальной информации в визуальные формы, транслирующие определенную знаковую систему, которая и является языком с национальным признаками. Верстка и оформление графических изданий в свою очередь являются отдельными знаковыми системами, они тоже активно фиксируются при восприятии вербальной информации.
Специфика творчества дизайнера графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер-график – это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи.
Дизайн как специфический язык общения между заказчиком и потребителем для эффективной коммуникации должен сочетать в себе следующие особенности:
- Стиль и размер шрифта
- Цвета и их оттенки
- Композиция
- Форма
- Дополнительные графические или фотоизображения
Таким образом, коммуникационный дизайн - значительная часть функциональной сферы дизайна, где проектируются объекты, предназначенные главным образом для передачи сообщений, где под коммуникацией в самом общем виде понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю через среду, в которой передаваемая информация одинаково понимается обоими участниками.
Существует дизайн без коммуникации. Примером может служить плакат на китайском языке, если вы его не знаете. В ней достаточно интересной или полезной информации, но контакт не может состояться, т.к. дизайн нацелен на другую целевую аудиторию.
Таким образом, говоря о коммуникационном дизайне для детей стоит учитывать множество аспектов, часть которых так же касается и дизайна для другой возрастной группы описанных раннее [1]. Стоит отметить, что под социальной группой дети имеются в виду индивиды в возрасте от рождения до 18 лет – положению Международной конвенции защиты прав ребёнка, принятой в России, к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Она включает в себя и подростковый период [2].
Из-за доступности информации и информационных технологий, которые мгновенно передают эту информацию, у детей проявляется феномен сенсорной перегрузки. Чаще этот феномен применяют по отношению к активному времяпрепровождению в социальном мире, но он также может быть и рассмотрен в рамках восприятия СМИ и сети Интернет. Это явление, при котором нервная система и мозг детей получает слишком большое количество новой информации и эмоций, которые они не могут верно обработать и отсортировать, что в моменте может выливаться в истерику или гиперреактивность.
Отдельно стоит сделать акцент на тот факт, что некоторые дети еще не умеют читать или читают плохо и лучше воспринимают информацию из визуальных образов. Плакат или книгу с большим количеством текстовой информации нельзя назвать эффективным средством донесения информации до такой социальной группы как дети.
В современном мире, где дети начинают пользоваться гаджетами и сетью Интернет в достаточно малом возрасте стоит отметить такой феномен как «баннерная слепота». Баннерная слепота - склонность пользователей игнорировать элементы веб-страницы, которые они воспринимают (ошибочно или нет) как рекламу. Также люди могут игнорировать информацию на веб-ресурсах, которая не похожа на их запрос.
Говоря о детях подросткового возраста, стоит отметить тот факт, что они являются активными пользователями сети Интернет и зачастую проводят в нем больше времени, чем взрослые социальные группы. Поэтому в условиях большого потока информации подростки скорее не читают текста, а просматривают их на предмет новой и интересной информации. Как реакция на это явление в современном мире СМИ появился специальный термин «лонгрид», который честно предупреждает потребителя о большом информационном блоке, но зачастую несет в себе скрытый подтекст важности информации, размещенный в этом блоке. Данный аспект также может быть адаптирован под создание книги для детей, если адаптировать и правильно использовать «лонгриды» в верстке книги для детей.
Невозможно проигнорировать проблему снижения читательского интереса среди детей. В нынешних условиях необходимо найти такие методы представления информации для детей, которые не только соответствуют ожиданиям читателя, но и помогают удержать его внимание. Одним из эффективных средств повышения читательского интереса будет коммуникационный дизайн, поскольку ребенок легче увлечется книгой с ярким визуальным рядом. То же будет касаться информационного плаката, будь то социальная реклама или афиша мультфильма.
И здесь мы сталкиваемся с ещё одной проблемой использования сети Интернет с ранних лет - ребёнок становится зависим от гаджетов, которые вытеснили книги и в этом состоит различие восприятия информации между поколениями. Решение данной проблемы кроется в адаптации книг на веб-версию, с добавлением интерактивов.
Отсутствие потребительского поведения среди детей доподросткового возраста делает эту группу сложной для донесения информации через плакаты, поскольку большинство плакатов носит рекламный характер или построены на этой системе, а дети не являются самостоятельными потребителями. Если взять за пример плакат социальной направленности - вид социальной рекламы, ребенка сложно будет смотивировать посредствам такой информации, даже если она будет визуально адаптирована под целевую группу. В данном случае лучшим решением будет плакат позволяющий внести детям свой вклад, что-то дополнить, тогда такой вид активности может активнее подействовать на детей.
В решении всех этих проблем приходят на помощь дизайнеры и художники, которые минимизируют текст и заменяют его изображениями и иллюстрациями, создавая эффективные методы коммуникационного дизайна плакатов и книг для детей.
Необходимо уделить отдельное внимание современным трендам и тенденциям в графическом дизайне, как было сказано ранее – дети всех возрастов являются активными пользователями сети Интернет и, следовательно, подмечают и реагируют на современные тренды и тенденции. Проведя анализ плакатов и книг для детей, вышедших\ опубликованных за последние пять лет (2018-2023 г.), можно выделить следующие тенденции и тренды в дизайне:
1. Минимализм: использование простых форм, цветов и шрифтов для создания чистого и лаконичного дизайна.
2. Яркие цвета: использование ярких и насыщенных цветов для привлечения внимания и создания эмоциональной связи с аудиторией.
3. Типография: использование различных шрифтов и типографических приемов для создания уникального стиля и выделения информации.
4. Интерактивность: создание дизайна, который позволяет пользователю взаимодействовать с контентом, например, через анимацию или игровые элементы.
5. Аутентичность: использование реальных фотографий и видео, а также натуральных цветов и текстур для создания более естественного и привлекательного дизайна.
6. Нестандартные формы: использование необычных форм и композиций для привлечения внимания и выделения контента.
7. Мобильный дизайн: создание дизайна, который адаптируется к различным устройствам и экранам, чтобы обеспечить удобство использования на мобильных устройствах.
Таким образом, в связи со всем сказанным ранее все актуальней становится вопрос визуальной адаптации информации в дизайне плакатов и книг для детей, и в этом смысле роль графического дизайна является незаменимой. Дизайнеры, занимающиеся оформлением СМИ, печатной продукции, создающие пользовательские интерфейсы, являются визуальными коммуникаторами, а графический дизайн превратился на сегодняшний день в коммуникационный дизайн.
Список литературы:
- Кожевникова, Е. А. Современные тенденции представления иллюстративного материала в детской книге / Е. А. Кожевникова, Е. В. Динер // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021) : сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12–30 апреля 2021 года. Том 1. – Киров: Вятский государственный университет, 2021. – С. 248-253. – EDN VZDHTY.
- Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ре- сурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLVI, 1993; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Полуэхтова Ирина Анатольевна Социология массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-massovyh-kommunikatsiy (дата обращения: 15.01.2024).
- Харитонов М. В. Психология современных массовых коммуникаций: монография. — СПб: Издательство СПбАУЭ, 2010. — 352 с. ISBN 978-5- 94047-191-2
дипломов
Оставить комментарий