Статья опубликована в рамках: LXXII-LXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 августа 2023 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕЛИГИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ CULTURAL STUDIES
Данная статья посвящена проблематике и методологии современных Cultural Studies (культурных / культуральных исследований), а именно анализу их подхода к изучению религии. На основе публикаций 2019-2023 годов в ведущих для данного исследовательского поля изданиях («Cultural Studies», «European Journal of Cultural Studies», «Journal of African Cultural Studies», «Inter-Asia Cultural Studies» и др.) мы выявляем актуальные для Cultural Studies вопросы, связанные с функционированием религии в условиях современной культуры и общества, и ту оптику, которую исследователи используют для получения ответов. Таким образом мы проясняем как некоторые особенности развития Cultural Studies на современном этапе, так и многообразие форм присутствия религии и религиозного в жизни человека.
Прежде всего необходимо остановиться на определении того, что представляют собой Cultural Studies в системе научного знания. Cultural Studies в своей полноте сложились как исследовательское поле, в котором перспективы различных дисциплин могут быть привлечены для анализа отношений культуры и власти. Они связаны с двумя в равной степени важными целями:
- с исследованием практик, институтов и пр., посредством которых населению прививаются определённые ценности, верования, способности, повседневные жизненные практики и привычные формы поведения;
- с развитием таких стратегий мышления в отношении культуры и власти, которые могут быть использованы людьми в их стремлении к изменениям [1].
Указанные аналитический ракурс и целеполагание отражаются и в исследованиях религиозных явлений. Типичные объекты исследования – культурные практики и культурные сообщества. Выделяется несколько тематических блоков актуальных культурных практик, включающих религиозный компонент в большей или меньшей степени. Они соответствуют актуальным тематическим направлениям Cultural Studies в целом: исследования популярной культуры, медийной культуры, дискурсов, идентичности, расы. Предметами исследований становятся религия в поп-культуре, прежде всего видео-культуре; связь религии, религиозности и креативности, творчества; связь религии и политики, в частности в политическом популизме; религия в исторических дискурсах, в частности популярной истории и дискурсах памяти; экологические, образовательные практики.
Что касается сообществ и их идентичностей, особое внимание уделяется гендерным сообществам и идентичностям. Это соответствует традиционно значимой роли феминистской критики в развитии Cultural Studies. Вообще, теория и методология Cultural Studies подразумевают аналитическое разведение культурного и социального, но необходимость понимания культурного для понимания социального, так как в конечном итоге они являют собой цельную реальность. Ярко эти взаимоотношения и взаимосвязь демонстрируются в исследованиях роли религии в формировании социальности (например, анализ религиозного фактора в формировании сообществ китаянок в Сингапуре [7]) и её разрыве (например, анализ влияния южноазиатских сект на социальное поведение в условиях COVID-19 [3]).
Целеполаганию Cultural Studies соответствует и тип исследований, связанных с концептуализацией религии. Как важное определяется место академических исследований религии в современных высокосекулярных обществах.
Для анализа указанных предметов используется типичный для Cultural Studies категориальный и методологический инструментарий. Основополагающими методологиями являются деконструктивизм как методология поструктурализма, постколониальная критика, уже отмеченная нами феминистская критика. Ключевыми категориями анализа являются Другой и деколонизация, гендер и патриархальность, согласование (negotiating) и диаспора, пост-секулярное общество и homo relegiosus, знание (knowledge) и истина (truth), идентичность.
Некогда же центральная для Cultural Studies категория культурной гегемонии и в целом артикулированная и последовательная опора на марксистскую концепцию общества и культуры практически не находит использования в современных исследованиях. Это говорит о том, что проект Cultural Studies, cформировавшийся в Великобритании в 1950-х гг. в рамках левых политических течений, по-прежнему находится на той стадии развития, которая разворачивается под преимущественным влиянием американских Cultural Studies, в целом постмодернистски, а не постмарксистски ориентированных. Неслучайно именно в североамериканском научном пространстве с его особенным интересом к исследованиям популярной культуры было запущено периодическое издание «The Journal of Religion and Popular Culture», посвящённое изучению «взаимосвязи и взаимодействия между религией и религиозным самовыражением и популярной культурой, широко определяемой как продукты современной массовой культуры» [5].
В основе исследований религии с позиций Cultural Studies лежат традиционно ими используемые качественные методы: этнографические и культурно-антропологические; анализ текста, в том числе рецептивные исследования, в частности, с влиянием герменевтической традиции - изучение жизни текстов во времени и пространстве, зависимость истолкования от социокультурной ситуации.
Для хронологических и географических рамок исследований религии в Cultural Studies характерно внимание к современным городским пространствам – к населяющим их сообществам и наполняющим их социокультурным практикам. В дополнение к этому выделяются некоторые региональные особенности. Так, например, страны Восточной Европы часто изучаются как постсоциалистические, с разрывом религиозной традиции; страны Западной Европы – как иммигрантские.
На пересечении упомянутых особенностей складывается дизайн того или иного исследования религиозной проблематики. Например, специалист в области исследований медиа Оса Е.А. из Университета Бенина на примере нигерийских видеофильмов (медийная культура) изучает, как отражение традиционных и колониальных религиозных ценностей (постколониальная критика) в видеопродукции зависит от её языковой принадлежности (анализ текстов) [6].
Из числа работ, связанных с анализом визуальных текстов, и статья Асавей М.А., исследовательницы посткоммунистических обществ, из Карлова университета в Праге [2]. Рассматривая популистскую политику Джордже Бекали, «Спасителя Румынии», Асавей использует метод критического визуального анализа, где единицей анализа становится интернет-мем как статичный визуальный артефакт, а методологией анализа – семиотический подход Р. Барта. Религиозные тропы и символы, использованные в визуальных артефактах, трактуются с позиций рецептивного анализа и как инструмент реализации политического влияния, и как инструмент иронии - в зависимости от интерпретанта.
Деколонизации мира искусства и креативных индустрий посвящена работа исследовательницы проблемы культурного разнообразия Уоррен С. из Университета Манчестера [8]. Обращение к религиозности меньшинств на Западе в музейно-выставочной и художественной среде рассматривается как инструмент деколониальной стратегии музеев и других культурных институций. Демонстрируется, как «Другой» может говорить изнутри своей религиозности языком искусства. На примере Великобритании утверждается недостаточность внимания к религии и религиозности как фактору неравенства в креативной сфере и экономике. Здесь изучение британского общества как иммигрантского пересекается с постколониальной и гендерной критикой и с определением роли академических исследований в реализации социальных изменений.
Изучению меньшинств, но не религиозных, а сексуальных, посвящено исследование Чунну В.М., специалиста по мультикультурализму из Университета Огайо [4]. Анализируя факторы гомофобии на Ямайке и выделяя в их числе религиозность, исследователь рассматривает её как культурный феномен, артикулируемый через социальные конвенции и тексты.
В этих и других исследованиях религия рассматривается как один из множества элементов, формирующих социокультурные среды, а религиозная идентичность как инструмент достижения целей и как фактор опыта.
Как можно заключить из вышесказанного, Cultural Studies не только характеризуется междисциплинарным подходом, но и перекликаются с другими междисциплинарными исследовательскими полями. Так, в изучении различных аспектов религии Cultural Studies пересекаются с Urban Studies, Gender Studies, Diaspora Studies, Museum Studies, Cinema Studies и др. Все эти исследовательские поля сформировались под влиянием критической теории, с одной стороны, и постмодернистских идей, с другой, что позволяет им легко находить общий язык описания и выступать «единым фронтом» в анализе явлений культуры.
Список литературы:
- Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. №1 (85). С. 14-79.
- Asavei M. A. Radical right populist entrepreneurs and the use of religious representations through popular culture: George Becali as the ‘Saviour of Romania’ // European Journal of Cultural Studies. 2022. Vol. 25, #1. Pp. 43–60.
- Azam M., Hasnain S., Mehmood A. Religion and urban political eco/pathology: exploring communalized coronavirus in South Asia // Cultural Studies. 2021. Vol. 35, #2-3. Pp. 534-556.
- Chunnu W. M. Battyboy must die! Dancehall, class and religion in Jamaican homophobia // European Journal of Cultural Studies. 2021. Vol. 24, #1. Pp. 123–142.
- Journal of Religion and Popular Culture [Официальный сайт]. Режим доступа: https://muse.jhu.edu/journal/559 (Дата доступа 02.08.2023)
- Osa E. A. Pentecostal Christianity and Traditional Religion in Nigerian Video Films by Edo-Language Filmmakers // Journal of African Cultural Studies. 2023. Vol. 35, #2. Pp. 217-231.
- Ruo Sh. Y. Fluid motherhood: gender, Chinese religions, and kinship maneuvers in the Buddhist women’s Southern Sea diaspora (1880–1960) // Inter-Asia Cultural Studies. 2023. Vol. 24, #4. Pp. 643-661.
- Warren S. Religion and faith: The missing index of inequality in culture and the arts // European Journal of Cultural Studies, 2022. Vol. 25, #3. Pp. 934–940.
дипломов
Оставить комментарий