Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ван Ц. АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЛАКОВ НА КИТАЙСКИХ РЕЗЬБАХ ПО НЕФРИТУ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 5(59). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 4-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЛАКОВ НА КИТАЙСКИХ РЕЗЬБАХ ПО НЕФРИТУ

Ван Ци

аспирант, кафедра -искусствоведение СПГХПА им.А.Л.Штиглица,

РФ, г. Санкт-Петербург

IMAGE ANALYSIS OF CLOUDS ON CHINESE JIDE CARVINGS

 

Wang Qi

Graduate student, Department of Art studies SPGHPA named after A.L. Stieglitz,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Зарождение декоров древних нефритовых изделий заложил основу китайской культуры нефрита. Как произведения искусства, обладающие концептуальной составляющей, декорированные нефритовые предметы стали в некоторой степени продуктом отражения социальной жизни в сознании людей. Изображения облаков являются одним из наиболее типичных среди большого числа декоров и нередко встречаются на древней архитектуре, скульптуре, орудиях и инструментах, одежде, различных предметах декоративно-прикладного искусства. Такие изображения отличаются разнообразием, среди них присутствуют геометрические фигуры, подчиняющиеся законам абстракции, а также крайне выразительные и образные изображения природных объектов. Это может представлять интерес для исследователей смежных научных областей. 

ABSTRACT

The origin of the decorations of ancient jade products laid the foundation for the Chinese culture of jade. As works of art with a conceptual component, decorated jade objects have become to some extent a product of the reflection of social life in the minds of people. Images of clouds are one of the most typical among a large number of decors and are often found on ancient architecture, sculpture, implements and tools, clothing, and various objects of arts and crafts. Such images are diverse, among them there are geometric figures that obey the laws of abstraction, as well as extremely expressive and figurative images of natural objects. This may be of interest to researchers in related scientific fields.

 

Ключевые слова: изображения облаков, китайской резьба по нефриту, подражание древним изделиям, нефритовая культура, декоративно-прикладное искусство.

Keywords: images of clouds, Chinese jade carving, imitation of ancient products, jade culture, arts and crafts.

 

Древние китайцы, как и другие народы, пытались с помощью мифов объяснить окружающий мир, истолковать явления природы.Такие узоры в виде облаков получают отвлеченное и обобщенное изображение, рожденное внутренним миром древних людей. Богатый опыт собирательства и обработки земли древних людей обусловил их благоговение перед облаками и дождем, влияющими на урожай.

Узоры в виде облаков юньвэнь на древних изделиях из нефрита относились к одному из наиболее древних геометрических декоров и выполнялись посредством углубленных (выгравированных) линий иньсянь, выпуклых линий янсянь, их сочетаний , а также посредством комбинации толстых и тонких линий, что позволяло в полной мере выразить скрытые смыслы тематики узоров произведений нефрита разных эпох. Этот декор менялся с течением времени, развиваясь от простой линейности к реалистичности, и в ходе своей исторической эволюции сформировал следующие типы: узоры в виде завитков облака гоуюньвэнь, в виде облаков и молний юньлэйвэнь, облачной дымки юньцивэнь, тучеобразных юньтоувэнь и крестообразных облаков шицзысин юньвэнь [5, с. 282].

В коллекциях рассматриваемых много нефритовых предметов, украшенных декором в виде облаков юньвэнь, при этом экспонат относится к собранию Музея Востока и датируется эпохой Чжоу — это секира фу из зеленоватого нефрита с декором юньвэнь под номером ГМВ КП 8043 I. Секира достаточно вытянутая, при этом ее нижний край шире верхнего, а посредине верхней части выполнено отверстие. Секира фу с изображением облаков — это ритуальный предмет, развившийся из оружия — это эскортное оружие, а также символ власти главы клана. Декор в виде облаков юньвэнь на экспонате выполнен посредством техники инькэсянь, в результате чего сложился составной облакообразный узор, достаточно сложный по своему выполнению: можно различить, что основу образовал узор в виде завитков облака гоуюньвэнь, а части изображения по бокам организованы симметрично. Узор в виде завитков облака гоуюньвэнь также именуется как узор в виде перистых облаков цзюаньюньвэнь и является наиболее ранним облакообразным декором, появившемся на нефритовых предметах — его можно проследить вплоть до культуры Хуншань неолитического периода[2, с. 50-51]

Первые узоры в виде облаков юньвэнь были достаточно абстрактными: концы закручивались вовнутрь, образуя крючкообразную форму, и выполнялись легкими вращательными движениями, рождавшими лапидарные линии. Узор в виде облаков на указанной секире отличается лаконичностью, при этом его части не образуют полной симметрии — это было вызвано ограниченностью технического уровня древних мастеров. Помимо одиночного узора гоуюньвэнь на многих нефритовых предметах можно обнаружить взаимосвязанные или же обособленно организованные облачные изображения, получившие названия «гоуляньюньвэнь», т. е. сцепленные узоры в виде облаков.

Приведем в качестве примера экспонат эпохи Мин из коллекции Государственного Эрмитажа под номером ЛО-339 — Вазочку с крышкой с рельефными изображениями девяти химер. Это произведение отличается целостностью и законченностью формы, на нем посредством техники ажурной резьбы, а также гравировки иньянкэ выполнены несколько весьма сложных изображений извивающихся безрогих драконов паньчи. Узор в виде облаков юньвэнь на теле вазы образован из «сцепленных» вертикальных и горизонтальных облаков, сплошь покрывающих поверхность изделия и рождающих ощущение переплетения пустоты и заполненности. Узор гоуляньюньвэнь на вазе является продолжением узора в виде перистых облаков цзюаньюньвэнь, представляя округлые формы, закручивающиеся вовнутрь. Эти узоры — гоуляньюньвэнь и цзюаньюньвэнь — выполнялись часто на древних бронзовых сосудах, а в периоды Чуньцю (Весны и Осени) и Чжаньго (Сражающиеся царства) появились на нефритовых предметах. Рассмотренное произведение эпохи Мин явно подражало древним изделиям.

Кроме того, узоры в виде тучеобразных облаков юньтоувэнь также именовались как «облачные узоры исполнения желаний» жу-и юньвэнь — они получили свое название ввиду сходства своей вертикальной организации с жезлами жу-и и достаточно часто выполнялись на предметах фарфора. Нефритовых изделий с подобным узором сравнительно мало. В качестве примера можно привести Камень-гонг «Звучащий камень» под номером ГМВ КП 17673 13868 I из коллекции нефритовых предметов XIX столетия Музея Востока. Экспонат имеет весьма своеобразную форму, по композиции образующую симметрию геометрических тел; в верхней центральной части предмета есть отверстие, на основании которого можно предположить, что это был кулон, предназначавшийся для ношения, т. е. выполнявший декоративную функцию. С двух сторон от центра изделия в технике углубленных линий инькэ выполнены большие и маленькие изображения облаков — в основном это узоры гоуляньюньвэнь; в центральной части выгравирован облачный узор исполнения желаний жу-и юньвэнь, внешние контуры которого образуют V-образную форму. В верхней части изделия изображена летучая мышь, висящая вниз головой, тело которой также украшено облаками цзюаньюньвэнь — контуры животного образуют неправильную U-образную форму. Сочетание летучей мыши с облаками означает безграничное счастье. Облачные узоры исполнения желаний» жу-и юньвэнь появились примерно во времена династий Суй и Тан и использовались вплоть до Мин и Цин [3, с. 202]. На основании геометрической символики внешних контуров изображений на экспонате ГМВ КП 17673 13868 I можно судить о полном противоречии декора изделия традиционной китайской культурной концепции мироустройства, заключающейся в том, что «небо кругло, а земля квадратна». Очевидно, данное изделие не относилось к украшениям императорского дома. В то же время данный предмет включал в себя такие благопожелательные элементы, как летучая мышь и облака, поэтому его можно назвать результатом слияния культуры национальных меньшинств Китая и ханьцев, демонстрирующим конструктивное культурное значение национальной интеграции.

Что касается организации декора на нефритовых изделиях, то иногда мастера объединяли несколько отдельных узоров в единый рисунок. Достаточно показательным примером является узор из облаков в виде морды животного юньвэньшоумянь. Если смотреть в целом, то это — узор в виде животного, если рассмотреть части, то собственно морда зверя состоит из комбинации множества узоров в виде облаков. Нефритовая ваза под номером МАЭ 5990-91имеет черты имитации старины: художник превратил трехмерный предмет в сознании людей в плоское декоративное украшение — подвеску в виде вазы. Композиционно ваза разделена на три части: верхняя часть имеет трапециевидную форму, вторя ее организации, выполнен конусообразный узор в виде иероглифа “回”хуэйсинвэнь, с двух сторон можно различить элементы головы слона, которые образуют ручки изделия, на которых висят кольца, созданные посредством техники ажурной резьбы. Центральная часть вазы имеет форму неправильного квадрата, декор которого образует симметрию правой и левой частей. Нижняя часть представляет собой перевернутую трапецию, ее размер меньше верхней части, однако основные элементы организованы аналогично верхней. Изображение морды животного образовано из узора в виде завитков облака гоуюньвэнь и облачного узора исполнения желаний» жу-и юньвэнь.

Этот творческий метод предоставил людям безграничное пространство для фантазии. Такой узор из облаков в виде морды животного юньвэньшоумянь требовал от резчика высокого уровня художественного мастерства и высоких навыков организации составных элементов декора, необходимых для объединения многих неправильных форм облаков в единое и целостное изображение морды животного. Позднее одиночные узоры в виде облаков получили дальнейшее развитие в качестве орнаментов, появляясь на изделиях как самостоятельный целостный или второстепенный узор, рождая богатые эффекты художественной выразительности.

Абстрактные декор в виде облаков развивался в течение определенного времени, после чего появились реалистичные изображения облаков, например, состоявшие из свободных комбинаций линий, или кучевых облаков, имевшие более выраженное благопожелательное значение. Подобные реалистичные и трехмерные узоры в основном были характерны нефритовым изделиям эпох Мин и Цин. В тот период юньвэнь лишь изредка появлялся в качестве независимого сюжета, как правило, он выполнялся вместе с изображениями драконов, фениксов, журавлей и т. д. Например, в коллекции Государственного музея Востока хранится нефритовая пластина под номером ГМВ КП 32702, датированная XIX веком. Экспонат имеет прямоугольную форму, весьма сложную гравировку, а также симметричную композицию правой и левой частей от центральной линии. Узор в виде облаков на пластине выполнен посредством техник рельефа и ажурной резьбы — теперь это не те простые узоры, которые создавались посредством выгравированных линий в технике инькэсянь. Изображения облаков на данной пластине отличаются разнообразием. Следует отметить, что ажурная резьба на данном предмете также называлась техникой хуашан яхуа (досл. «прессовое нанесение цветов на цветы») [4, с. 481].

Ажурный декор пластины имеет два слоя: верхний слой представляет изображения журавлей и комбинаций объемных перистых облаков цзюаньюньвэнь, нижний слой — это ажурные облака. Облака на нижнем и верхнем слоях нагромождаются друг на друга, образуя ощущение того, что журавли рассекают облака, что усиливает чувство перспективы всего гравированного декора, а облака и два журавля образуют устойчивую треугольную композицию. На основании формы экспоната (плоской и прямоугольной) можно судить, что эта пластина предназначалась для ношения на поясе, т. е. была декоративным предметом, обрамляющим пояс, а также служила в качестве показателя статуса высокопоставленного чиновника в древности. Однако позволю себе не согласиться с тем, что в музее пластину отнесли к произведениям из нефрита XIX столетия: украшенные нефритом пояса носили лишь вплоть до Мин, а при Цин ввиду изменения одежды такие пластины прекратили свое хождение. Ввиду этого следует предположить, что данный предмет относился к XVII веку или позднему периоду Мин.

В ходе искусствоведческого анализа было обнаружено, что композиция декора в виде облаков юньвэнь в основном выстраивается из последовательно выстроенных дуг — все узоры на рассмотренных предметах обладали этой композиционной особенностью. Кроме того, частота появления юньвэнь на древних нефритовых предметах весьма высока, время существования продолжительно, поэтому декор оказал достаточно значительное влияние на художественное творчество последующих поколений. Бесконечно вращающиеся формы символизировали безграничное время и бесконечную жизнь. Древние люди создавали юньвэнь, черпая вдохновение в природных формах — в этом смысле этот декор стали своего рода тотемным, к которому люди обращали собственные мечты о долголетии и которому молились о бессрочной жизни.

Согласно древнекитайским научным и философский концепциям, круг — это графическое изображение основных принципов Вселенной. Кроме того, круг выражает два начала — инь и ян, взаимодополняемость двух начал, благодаря которой образуется все во Вселенной [1, с. 338]. Инь и ян как энергия взаимного вращения порождают сам феномен вращения. Спиральные и закрученные формы облаков, образованные посредством точек, расширяющихся наружу, возможно, являлись истоком Вселенной в понимании древних. Таким образом, изучение и анализ различных форм декора в виде облаков юньвэнь имеют большую академическую и справочную ценность для исследования философских представлений ценностей древних китайцев.

 

Список литературы:

  1. Нань Хуайцзинь. Разные замечания по Книге перемен. -Шанхай.: Издательство Университета Фудань, 2002.-338с.
  2. Сюй Венинг. Муаровое украшение из древнего нефрита. -Пекин.: Арт-маркет, 2007. -С.50-51.
  3. Сюй Чунцин. Сто лекций о ценностях древнего нефрита. -Тяньцзинь.: Издательство литературы и искусства Байхуа, 2010.-202с.
  4. Чжан Юнкуй. Китайская технология резьбы по нефриту. -Пекин.: Издательство искусств и ремесел, 2000.-481с.
  5. Чжэн Цзюнь, Сюэ Лихуэй. Муаровое декоративное искусство китайских династий. -Тяньцзинь.: Народное издательство изобразительных искусств, 2010.-282с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.