Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 ноября 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попов А.В. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ МАСТЕРОВ «МИРА ИСКУССТВА» В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА В XXI ВЕКЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 11(44). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 4-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ МАСТЕРОВ «МИРА ИСКУССТВА» В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА В XXI ВЕКЕ

Попов Алексей Валентинович

канд. искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов (АИС),

РФ, г. Москва

THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC TRADITION OF THE MASTERS OF THE "WORLD OF ART" IN THE GENRE OF STILL LIFE IN THE XXI CENTURY

 

Alexey Popov

Candidate of Science, аrt Critics and Art Historians Association (AIS),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – дать оценку попыткам модернизации традиций мирискусников в жанре натюрморта в творчества нашего современника А.В. Хвастуновой. При изучении художественного материала был использован метод формально–стилевого анализа. Установлено, что А.В. Хвастунова сумела создать натюрморты, обладающие деятельным характером эстетизма в отличии от созерцательного характера, присущего произведениям мастеров «Мира искусства».

ABSTRACT

The purpose of the article is to assess the attempts to modernize the traditions of miriskusniki in the genre of still life in the work of our contemporary A.V. Khvastunova. When studying the artistic material, the method of formal and stylistic analysis was used. It is established that A.V. Khvastunova managed to create still lifes that have an active character of aestheticism in contrast to the contemplative character inherent in the works of the masters of the "World of Art".

 

Ключевые слова: модерн; «Мир искусства»; художник Алла Хвастунова; современная графика.

Keywords: Art Nouveau; "World of Art"; artist Alla Khvastunova; modern graphics.

 

Поводом для проведения данного исследования стало создание в начале XXI веке талантливым графиком Аллой Владимировной Хвастуновой (1979– ) серии натюрмортов с усиленной образностью.

Анализ произведений современного художника был начат с картины «Пасхальный натюрморт» (2008), в которой очевидно стремление А.В. Хвастуновой не только соответствовать эстетическому кредо мирискусников, которое проявляется в придании красоты художественной форме, но и в желании художника привнести в изображаемое эмоции и взволнованность, испытываемые при создании работы (рис. 1). Одухотворенность достигается автором за счет нанесения на лист бумаги эмоционально воспринимаемых протяженных, красиво изогнутых мазков, изображающих ветви цветов и расположенных по обеим сторонам иконы, а также выбором красочной палитры, которая создает явно ощутимое напряжение на картинной плоскости в результате взаимодействия контрастирующих цветов – кадмия желтого и марса оранжевого с одной стороны и ультрамарина с другой. Можно утверждать, что художник создал и оставил в «Пасхальном натюрморте» живые и подвижные эмоции, которые при рассмотрении картины передаются зрителю в первую очередь, – несомненно присутствующая в работе непосредственная красота изображенного, характерная для мирискусников и являющаяся результатом эстетизации, отступает на второй план. Более того, можно утверждать, что оставленная художником эмоциональность в определенной степени носит напряженно-трагический характер – таким образом, в работе присутствует именно тот «драматизм душевных переживаний», за изгнание которого мастера «Голубой розы» справедливо критиковали мирискусников [1, с. 46].

 

Рисунок 1. А.В.  Хвастунова. Пасхальный натюрморт. 2008. К., гуашь. 79×100    

 

Представляет интерес сравнение «Пасхального натюрморта» А.В. Хвастуновой с такими произведениями Н.Н. Сапунова (1880–1912), представителя объединения «Мир искусства», как «Голубые гортензии» (1907), «Вазы, цветы и фрукты» (1910), «Цветы и фарфор» (1912). Характер эстетизма в произведениях начала XX века носит явно выраженный созерцательный характер, свойственный в целом для мирискусников, – эстетическое чувство возникает у зрителя от достоинств художественной формы, в то время как содержательная составляющая натюрмортов минимизирована.

Действительно, в начале XX века А.К. Топорков обратил внимание на существование произведений изобразительного искусства с разным характером эстетического чувства и предложил различать эстетизм созерцательный и эстетизм деятельный, творческий, в котором «обнаруживается новая красота, несхожая с красотой созерцания, красота творчества, преображения жизни, воли, воплотившейся в красках... красота беспокойной, ищущей души художника, незримо присутствующей в его творении» [2, с. 71].

Таким образом, можно утверждать, что работа «Пасхальный натюрморт» обладает деятельным характером эстетизма в отличие от созерцательного характера, присущего произведениям мирискусников, и характеризуется достижением равновесия между формой и содержанием, причем рождение эстетического чувства в первую очередь происходит от содержательной составляющей – по совокупности перечисленных отличий и высокому уровню художественного качества именно эта работа может быть отнесена к наиболее значимым, центральным произведениям А.В. Хвастуновой.

 

 Рисунок 2. А.В. Хвастунова. Натюрморт с ветками. 2008. К., гуашь, пастель. 49,4×75,4

 

Анализ таких работ А.В. Хвастуновой, как «Натюрморт с ветками» (2010), «Бокалы, окно», «Окна» (2011), «Ночь в городе», «Ночная лилия» (обе 2012) позволяет утверждать, что эстетизация увиденного не является главной задачей художника, который стремился прежде всего выразить живописными средствами некое настроение, которое изначально возникло у него и ради передачи которого он взял в руки кисти. Действительно, в листе «Натюрморт с ветками» А.В. Хвастунова прежде всего стремится передать зрителю свое собственное психологическое состояние, которое и является причиной возникновения первоначального и основного эстетического чувства у зрителя – именно настроение автора доминирует в созданной работе, а не выстроенные в ряд предметы, из которых формально составлен натюрморт, и не пейзаж, который на самом деле занимает относительно небольшое место на плоскости листа, не свето-воздушная среда, окутывающая все изображенное, и не непосредственная красота изображенного (рис. 2).

Заканчивая анализ «Натюрморта с ветками», необходимо обратить внимание на то, что именно причудливо изогнутые линии, изображающие протяженные листья цветка, растущего в горшке на подоконнике, помогают художнику косвенно передать свою взволнованность и свои переживания.

Суммируя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что творческие устремления А.В. Хвастуновой в жанре натюрморта в XXI веке направлены на развитие художественной традиции мастеров «Мира искусства».

Cуть проведенной модернизации заключается в создании натюрмортов, в которых современный художник, в отличие от мирискусников, сумел усилить содержательную составляющую. Живые, подвижные, а иногда и напряженно-трагические «образы-эмоции» и «образы-настроения», основанные на привнесение в произведения изобразительного искусства эмоций и переживаний, которые испытывал художник при создании натюрмортов, передаются зрителю в первую очередь и отодвигают на второй план эстетическое чувство от красоты художественной формы, доминирующей в произведениях мастеров «Мира искусства».

 

Список литературы:

  1. Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М.: Художественное издательское акц. о–во АХР, 1930. 148 с.
  2. Топорков А.К. О творческом и созерцательном эстетизме // Золотое Руно. М., 1909. №11. С. 67–74.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.