Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Г.Н. ОБРАЗ КОНСТИТУЦИИ В ВИДЕ СВИТКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 10(43). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 10-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ КОНСТИТУЦИИ В ВИДЕ СВИТКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Андреева Галина Николаевна

канд. юрид. наук, доц., ведущий научный сотрудник, ИНИОН РАН,

РФ, г. Москва

IMAGE OF THE CONSTITUTION IN THE FORM OF A SCROLL IN WORKS OF FINE ART

 

Galina Andreeva

PhD in Law, Leading Researcher Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является выявление связи между внешним видом оригинала конституции и его изображением в виде свитка в произведениях изобразительного искусства. При проведении анализа сочетаются правовые и искусствоведческие методы исследования материала. Выявлено два варианта такой связи: изображения конституций в виде свитков, оригиналы которых являются таковыми, нацелены на создание «документального», узнаваемого и подчас растиражированного образа данной конституции; изображения в виде свитков конституций, оригиналы которых не являются свитками, имеют символическое значение и подчеркивают исторические корни конституции и ее значимость как правового документа. Эта традиция сохраняется и в XXI веке, когда изображения конституций создаются, в том числе, с помощью цифровых технологий.

ABSTRACT

The purpose of this work is to identify the connection between the appearance of the original constitution and its image in the form of a scroll in works of fine art. The analysis combines legal and art-historical methods of material research. Two options for such a connection have been identified: images of constitutions in the form of scrolls, the originals of which are such, are aimed at creating a "documentary," recognizable and sometimes replicated image of this constitution; images in the form of scrolls of constitutions, the originals of which are not scrolls, have symbolic significance and emphasize the historical roots of the constitution and its significance as a legal document. This tradition persists in the 21st century, when images of constitutions are created, including using digital technologies.

 

Ключевые слова: конституция, образ, свиток, пергамент, произведения изобразительного искусства, виды изображений конституции, цифровые технологии, векторный формат.

Keywords: constitution, image, scroll, parchment, works of fine art, types of images of constitution, digital technologies, vector format.

 

Термин «свиток» использован в данной статье для характеристики таких изображений конституции, которые выглядят как отдельные листки папируса, пергамента или бумаги, как правило, частично выпрямленные с подворачивающимися краями или полностью распрямленные, хотя сам термин «свиток» ассоциируется в первую очередь со свернутым в рулон документом, что в наибольшей степени соответствует происхождению термина. В настоящее время наиболее ценные нормативные акты высшего уровня хранятся не в свернутом в рулон виде, как ранее, а в распрямленном виде в специальных киотах (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Оригинал Конституции США 1787 г., хранящийся в музее Национального архива США.

URL: https://museum.archives.gov/founding-documents ccessed 01.09.2021)

 

В древности свитки для обеспечения лучшей сохранности сворачивали в виде рулона и часто помещали в специальный футляр такой же формы. Эта техника хранения используется по отношению к другим ценным свиткам и в наши дни. Встречаются и изображения конституции в виде свернутого в рулон листка. Художники используют этот прием для подчеркивания неизменности содержания конституции. Например, такое изображение Конституции США помещено в качестве иллюстрации к статье Д.Лазара «Народ или пергамент» (рисунок 2). 

 

Рисунок 2. Изображение Конституции США в виде свитка –иллюстрация к статье Д.Лазара (Daniel Lazare) «Народ или пергамент»

 

В этой статье подвергается сомнению культивируемая в США идея «священности» текста Конституции и подчеркивается, что «ни одна страна не наделяет такой властью документ, который был составлен в эпоху бриджей из шелка и напудренных париков». Проанализировав недостатки этого документа, он приходит к выводу, что «нет ничего глупее, чем вступать в двадцать первый век, опираясь на план управления, составленный в XVIII веке. С таким же успехом можно было бы отправить солдата XVIII века в битву против ракетного эсминца» [6].

Свернутое в рулон изображение конституции практикуется и тогда, когда художник трактует ее как простое орудие в руках того или иного политического деятеля. Например, известна карикатура на Бисмарка [12, S. 95], в которой Имперская Конституция 1871 г. (нередко называемая Конституцией Бисмарка, поскольку он внес большой вклад в ее подготовку), изображена как аксессуар одного из его костюмов, а именно костюма канцлера. Как представляется, поскольку речь идет о сатирическом изображении этого выдающегося политика и государственного деятеля, художник хотел подчеркнуть легкость смены им ролей в политике и государственной деятельности (министр иностранных дел, председатель различных коллегиальных государственных органов, канцлер и т.д.) через изображение смены мундиров и костюмов. «Притороченная» к рукаву канцлерского одеяния конституция в этом контексте является для карикатуриста образом «инструмента» в руках всемогущего канцлера. Но если исходить из современных представлений о политике и роли Бисмарка, то ситуация, отображенная в карикатуре, представляется не столь однозначной, как в отношении легкой «переквалификации» Бисмарка, так и по поводу роли конституции. Отсутствие узкой специализации, способность осваивать новые знания и умения делают Бисмарка скорее человеком будущего, чем своей эпохи, что же касается конституции, то так ли уж плохо, если государственный деятель настолько часто сверяется с текстом Конституции, что она является уже аксессуаром его костюма? В то же время свернутость конституции в рулон говорит о том, что ее разворачивают только время от времени, скорее всего для напоминания окружающим, поскольку Отто фон Бисмарк, как ее автор, должен был хорошо знать этот текст. Следует отметить, что оригинал данной Конституции не был свитком.

Другой вариант аналогичного использования изображения конституции в виде свернутого в рулон свитка мы видим на французской карикатуре, посвященной принятию Конституции Франции 1958 г. В ней «свиток» конституции выступает в качестве «подарка» участникам изображенного действия (рисунок 3). То, что это подарок, радующий одних и огорчающий других, показывает легкомысленный бантик на ленточке, обвязанной вокруг свитка с надписью «Конституция».

 

Рисунок 3. Карикатура «Современная конституция». Автор П.Левейн. Национальный архив Франции

 

Карикатура «Современная конституция», автором которой является П.Левейн (Paul Levain), появилась в издании «Le Canard enchainé» №1978 за 13 августа 1958 г. Она отражает ситуацию инициирования и принятия новой Конституции, особую роль в которой играл генерал де Голль. Конституция 1958 г. наделила президента Франции значительными полномочиями. Ироническое отношение художника проявляется в контрасте между названием карикатуры «Современная конституция» и в целом далеко не современной «картинкой». По сути перед зрителем предстает сцена из спектакля (об этом говорит занавес по краям карикатуры). Персонажи одеты в старинные фраки и цилиндры, а главный и самый большой по росту персонаж (что подчеркивает его политический вес и значение) – в мундир с эполетами. Его торжественно-радостный вид со свитком конституции в руке в качестве «подарка» окружающим контрастирует с недоброжелательным или даже враждебным выражением лиц персонажей справа на рисунке. Очень выразительна фигура секретаря, который держит наготове поднос с чернильницей, пером и промокашкой с видом «подписывать подано», с каким обычно в театральных спектаклях лакеи произносят реплику «кушать подано». Завершающий характер исторической буффонады и театральности происходящему действию придает шут, изображенный наверху справа.

Хотя это далеко не единственные примеры использования изображения свернутого в рулон свитка конституции, тем не менее они встречаются реже, чем образ развернутого листа с ее текстом. Это образ конституции как действующего и использующегося (хотя и имеющего древние корни) акта. Следы исторической и культурной аллюзии свитка на современных изображениях конституции проявляются чаще всего в виде загнутых или закручивающихся краев этих листков. Все эти произведения изобразительного искусства – от простого листка с надписью «конституция» до свернутого в рулон текста конституции – связаны со свитком прочным генетическим родством по происхождению, использованию, символике и архетипу.

Свиток: понятие и культурно-историческое содержание

Слово «свиток» означает свернутый в рулон кусок папируса, пергамента или бумаги. В словаре С.И. Ожегова свиток определяется как «свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или другого писчего материала» [9, с.702]. Данное слово имеет такое же или близкое значение в разных языках. В английском языке используется слово «scroll», которое обозначает, помимо собственно свитка из пергамента или бумаги, и спираль, и архитектурный термин «волюта, завиток» [3, с. 861; 13, р. 1106]. Во французском языке используется слово «rouleau» (в частности папирусный свиток – «rouleau de papyrus») [4, р. 435]. Немецкий «die Rolle» и испанский «el rollo» имеют тот же корень, что и предыдущие слова, а вот итальянское слово «pergamena» (свиток) имеет прямое отношение к истории происхождения пергамента. Сохранение знаний в виде свитков предшествовало появлению книг в современном понимании, «rotulus, или рулон, был древней формой книги» [10, с. 499]. Соответственно, изображение свитка наделяется в культурологическом плане всеми сакральными свойствами, которыми издавна наделяются книги [подробнее об этом см.: 1, с. 10-13]. С этой точки зрения понятие «свиток» связано с Библией и в целом с сакральным знанием, сокрытым в книгах.

Вместе с тем, у свитка есть и другой сакральный аспект, относящийся не к книжному знанию, а к знанию иного рода – космогоническому. «Мир “разворачивается” и “сворачивается” подобно свитку. Образ свитка отсылает нас как к началу творения…, так и к “свитию” небес Апокалипсиса (Откр.6.14), к концу времен, связанному с движением ветров, дыханием Бога, циркуляцией света…» [5, с. 24]. Космогоническое начало, олицетворяемое свитком, повлияло на место его изображений в произведениях искусства, прежде всего на иконах, этом «богословии в красках». В них «на свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания в наставление или утешение молящихся» [8, с. 315]. Свитки являются каноническими атрибутами изображений ветхозаветных писателей и канонических святых и пророков (Исайи, Иеремии и др.), а также ряда евангелистов (например, апостола Павла). Двенадцать свитков символизировали Евангелие. Кроме того, свиток был атрибутом нескольких муз и семи свободных искусств (прежде всего Логики) [10, с. 499].

В своем материальном воплощении свитки являются ценными историко-культурными артефактами. Для понимания эволюции знания и культуры важно знать, каким образом, из каких материалов, с помощью каких чернил, какими приемами письма (особенности орфографии, сокращения слов, лингвистическая составляющая, число писцов, внесенные исправления и т.д.) выполнялись тексты на свитках. Владение этой информацией позволяет проникнуть в логику действий и миропонимание людей прошлого. С этой точки зрения различные сохранившиеся свитки – от кумранских до средневековых – являются объектом изучения историками, палеографами, лингвистами и учеными различных других специальностей, в том числе технических. Поскольку многие применявшиеся при изготовлении свитков технологии не сохранились, продукт этих технологий – свитки – являются ценными свидетельствами технологической культуры прошлого.

Первоначально свитки изготавливались из папируса и на них писались тексты. Из этого росшего в долине Нила тростника с глубокой древности делали как одежду, обувь, канаты, мебель, лодки, так и писчий материал, который прослужил египтянам (и другим народам) четыре тысячи лет [7, с. 24.]. Папирусный свиток долгое время оставался формой, освященной традицией, к этой традиции восходят и современные изображения конституции-свитка, хотя тексты первых конституций писались уже на пергаменте. Пергамент – материал для письма, который изготавливался по особой технологии из шкур молодого скота не старше шести месяцев (телят, ягнят, ослят и т.д.). Этот материал очень долгое время благодаря своей эластичности и прочности использовался для изложения текста нормативных актов. В Великобритании правило печатать значительные законы королевства на пергаменте было отменено Парламентом только в 1956 г. [7, с. 27]. Таким образом, когда зритель видит изображение конституции в виде свитка, он приобщается к культурной и исторической многослойности этого образа, его древним корням. Независимо от того, насколько глубоко зритель владеет информацией о свитках, он понимает то, что ему хочет сказать художник о конституции – она является отражением древних и очень значимых не только правовых, но и культурных традиций.

Распространение бумаги как материала для письма способствовало переходу от формы рулона (при хранении) к тетрадям, сшитым по сгибу страниц, а затем к собственно брошюрам и книгам. Соответственно, там, где использовались разрозненные листы бумаги при написании конституции, сохранялась и материальная основа» для ее изображения в виде свитка, связанная с особенностями первоисточника. Там, где листы бумаги сшивались в «тетрадь» или вшивались в другие документы, оснований для изображения конституции в виде свитка было меньше, и этот образ реже использовался и используется художниками и скульпторами.

Хотя первый патент на изобретение пишущей машинки был выдан еще в 1714 г. (в Великобритании), промышленные образцы на рынке появились только к концу 1873 г. (в Америке) [11]. Соответственно все тексты конституций, принятых до этого момента, были рукописными. Набранные позднее типографским способом тексты являлись вторичными копиями. Рукописный характер некоторых оригиналов конституций и их изящная каллиграфия позволяют дизайнерам превращать изображения текстов конституций в сделанные на основе новых технологий артобъекты, и, тем самым, в составную часть современной массовой культуры. В настоящее время дизайнеры, например, весьма активно используют эту сторону оригинала Конституции США.

Так, постер (рисунок 4) сочетает в себе  изображения Декларации независимости и Конституции США 1787 г. на фоне американского флага. Оба документа считаются в США имеющими конституционное значение.

 

Рисунок 4. Постер, предлагаемый для оформления жилых помещений и офисов на сайте Pixers

URL: https://pixers.fr/posters/constitution-americaine-et-la-declaration-d-39-independance-le-drapeau-39165280#modalMedia (дата обращения 10.07.2021)

 

Следует отметить, что образ свитка в силу олицетворения им знания и связи с правовыми документами, оказался очень емким и «многослойным» в культурном плане, что было подмечено новым поколением и отражено в разнообразных векторных изображениях. Многочисленные художественные векторные изображения свитка можно посмотреть, например, на сайте Canstockphoto URL: https://www.canstockphoto.fr/parchemin-papier-manuscrits-rouleau-80539198.html (accessed 01.10.2021), а сайт Depositphotos предлагает 24599 векторных изображений конституции (URL:https://ru.depositphotos.com/vector-images/constitution.html (accessed 01.10.2021). Образ конституции-свитка, который имеет корни, уходящие вглубь веков, и появившийся задолго до самих конституций, оказался созвучным современной эпохе, массовой культуре и цифровым технологиям.

Связь между внешним видом оригинала конституции и его изображением в произведениях искусства

Связь между внешним видом оригинала конституции и его изображением в произведениях искусства в виде свитка может иметь различный характер. Изображения конституций в виде свитков, оригиналы которых являются свитками, нацелены на создание «документального» образа данной конституции, и связь в этом случае имеет выраженный материальный характер. Что же касается конституций, оригиналы которых не являются свитками, их изображение в образе свитка имеет символическое значение, а связь носит историко-культурный характер.

Первый вариант связи между внешним видом оригинала конституции и его изображением в произведениях искусства просматривается применительно к таким конституционным актам, оригиналы которых являются именно свитками. В наше время в качестве таких действующих конституционных документов остаются Великая хартия вольностей 1215 г. как важная составная часть британской конституции и Конституция США 1787 г. Что же касается остальных старейших действующих нормативных актов, а именно конституции Швеции (1809 г.), Норвегии (1814 г.), Нидерландов (1815 г.), Бельгии (1831 г.), Аргентины (1853 г.), Люксембурга (1868 г.) и Австралии (1900 г.), то их оригиналы сброшюрованы и произведения искусства этих стран обычно (хотя и не всегда, как будет показано далее) отражают этот факт, следуя за оригиналом. Кроме того, на правовую культуру части этих стран, например, Бельгии, оказали большое влияние французские образцы изображения конституции в виде скрижалей [см. об образе конституции в виде скрижалей: 2, c. 9-29].

Однако необходимо отметить, что преобладание других образов при изображении конституции в какой-либо стране не означает обязательно вообще отсутствие такого рода изображений в ней в виде свитка, это скорее показатель нетипичности видения художниками конституции как свитка в этой стране. В единичных случаях, тем не менее, этот образ конституции может использоваться для решения какой-либо особой задачи, которую ставит перед собой художник, изображая национальную конституцию. Примером может служить изображение Акта о Конституции Австралии 1900 г. (рисунок 5). Хотя доступная публике копия оригинала этого конституционного документа выглядит как сброшюрованные листы, для его векторного изображения художник предпочел использовать образ свитка (рисунок 5), подчеркнув тем самым укорененность и слабую изменяемость положений, характерную для этого конституционного документа. Здесь свиток выступает уже в отрыве от реального первоисточника – оригинала документа. Свиток в данном случае – обобщение, понятное каждому (по мнению художника), обобщение, не требующее аналогичной формы оригинала. Однако, поскольку в Интернете векторные изображения правовых актов вообще «привязаны» к иконке-свитку (такая иконка для правовых документов предлагается, например, на сайте Сanstockphoto URL: https://www.canstockphoto.at/satz-heiligenbilder-gerechtigkeit--53378486.html), то здесь дополнительно, видимо, сработал новый стереотип изображения правовых документов, сложившийся уже под влиянием цифровых технологий. Поскольку это векторная карикатура, еще большая вольность допущена в отношении изображения текста статьи этого Акта. Приписываемое Акту положение «о праве быть расистами», естественно, отсутствующее в ст. 51 (п. XXVI), выражает отношение карикатуриста к отраженному в Акте неравноправному положению аборигенных народов страны.

 

  

Рисунок 5. Векторное изображение Акта о Конституции Австралии 1900 г. и вид общедоступной копии оригинала этого документа

 

Аналогичным образом поступают некоторые художники и при изображении сравнительно новых конституций, в частности, конституций ХХ века, которые, естественно, не являются свитками, а изготовлены на основе современных технологий. Так, для увековечения факта принятия Конституции Алжира 1963 г. была выпущена марка, на которой конституция выглядит как свиток (рисунок 6). С помощью изображения конституции в виде свитка художник скорее всего хотел подчеркнуть историческое значение данного акта, принятого на референдуме после алжирской войны за независимость, на волне революционных преобразований, и ознаменовавшего для страны освобождение от колониальной зависимости и установление законности (что символизируют на марке весы), и вместе с тем показать ее национальные корни. Нельзя не отметить, что в этом изображении конституции-свитка ярко выражены черты арабской культуры, и свиток конституции по оформлению напоминает древние и ценные арабские рукописи, устанавливая связь с арабской традицией создания священных книг-свитков.

 

Рисунок 6. Марка с изображением Конституции Алжира 1963 г. в виде свитка

 

В период разработки в начале ХХI в. конституции Европейского , карикатуристы также стали прибегать к образу свитка, как хорошо известному символу конституции. Этот документ не был принят, но карикатуристы в период его подготовки с помощью образа свитка отразили попытку создать некий документ, опирающийся на правовое наследие стран ЕС. На карикатуре, посвященной подготовке европейской конституции (рисунок 7), она изображена в виде развернутого свитка, скрепленного сургучной печатью. Разумеется, в этой карикатуре отсутствует предметно-материальная связь с первоисточником, но имеет место попытка отобразить просматривающуюся в речах европейских политических деятелей некую непрерывную линию развития конституционализма в Европейском Союзе.

 

Рисунок 7. Карикатура о проекте европейской конституции

 

Другой вопрос, верит ли художник в эти намерения и связи, а также убеждает ли в них зрителя. В карикатуре подвергнуто сатирическому переосмыслению понятие «отцы-основатели» («The Founding Fathers»), которое в контексте выявившихся при подготовке конституции ЕС острых разногласий превращено карикатуристом в ироничное словосочетание «враждующие отцы» («The Feuding Fathers»). Изображение ведущих европейских политиков напоминает скорее группу разбойников, пытающихся играть роль добропорядочных отцов-основателей. Сатирическое изображение этих персонажей в сочетании с натянутыми, искусственными, «официозными» улыбками показывает недоверие художника к ним. Что же касается текста этого документа, то он достаточно объемный и далекий от образа свитка.

Аналогичная ситуация возникает и при изображении других современных конституционных актов, оригиналы которых не являются, естественно, свитками. Такое изображение конституции играет роль аллегории, которая независимо от реального вида оригинала, несет нагрузку символа конституционности, истоки которого скрываются в веках.

В качестве одного из недавних примеров можно привести изображение Конституции Туниса 2014 г. в виде свитка на карикатуре для «The International New York Times», датированной 31 января 2014 г., т.е. нарисованной по горячим следам принятия 26 января 2014 г. действующей ныне Конституции Туниса. Эта карикатура отражает достижение согласия по поводу текста Конституции. Изображенная как свиток с традиционной печатью внизу, эта Конституция является как следствием «жасминовой» и «финиковой» революций и массовых протестов в Тунисе (2010-2014 гг.), так и результатом достижения компромиссного соглашения религиозных и гражданских властей (государство по конституции является светским, но ислам при этом имеет государственный статус). Как писала газета «Financial Times», это «пример того, каких результатов можно добиться, когда светские и исламистские политики готовы отложить свои разногласия в сторону ради всеобщего блага»[1]. Их представители дружно и элегантно, не перетягивая друг у друга, держат свиток конституции в позах, принятых для официальной фотографии. Но это – карикатура, и у нее есть двойное содержание. С одной стороны, вроде бы демонстрируется согласие, но, с другой стороны, внимательного зрителя смущает тот факт, что они улыбаются несколько лукаво и вторую руку, не занятую листком-свитком конституции, держат за спиной. Это заставляет задуматься, что именно находится у них в этой руке или какой знак они там подают. С помощью такого приема художник создает основания для сомнений в идеальной гармонии изображаемого политического действа, что собственно выражено и в названии карикатуры.

 

Рисунок 8. Карикатура «Тунис: компромиссная конституция?» Автор Шаппатт (Chappatte)

 

Объемные конституции, такие как Конституция Индии или Бразилии, зрителю сложно ассоциировать со свитком, т.е. с одним листком, и художники видимо чувствуют это. По крайней мере автору данной статьи до сих пор не встретилось такое изображение конституций этих стран, хотя чисто теоретически оно могло появиться, например, для получения юмористического контраста с реальным объемом этих актов.

Заключение

Проведенный анализ изображений конституции в виде свитка показывает широкие возможности этого образа для воплощения различных аспектов роли конституции в государстве и отношения государственных деятелей к ней на практике. В тех странах, где оригинал конституции имеет форму свитка, ее тиражируемое изображение способствует формированию правосознания, базирующегося на прочно устоявшихся нормах и положениях, а сам образ конституции-свитка, совпадая с оригиналом, подпитывается его историко-культурным наследием. Там же, где оригинал конституции не имеет форму свитка, особенно применительно к современным конституциям, использование художниками образа свитка, не совпадающего даже отдаленно с оригиналом, является напоминанием о значимости и корнях современной конституции и символизирует ценности конституционализма.

Образ конституции-свитка оказался емким, понятным и хорошо вписываемым в современную массовую культуру. Несмотря на внешний архаизм, он оказался «созвучным» современным цифровым технологиям, легко адаптируемым к ним, благодаря чему этот образ заиграл новыми красками, стал ближе молодому поколению, а его значимость для правовой культуры стимулирует художников на поиск новых выразительных средств.

 

Список литературы:

  1. Андреева Г.Н. Образ конституции в виде книги в произведениях изобразительного искусства // Вестник культурологии. – М.: ИНИОН РАН, 2020. – №3. – С. 8- 29. DOI:10.31249/hoc/2020.03.01
  2. Андреева Г.Н. «Скрижали» конституции в произведениях изобразительного искусства» // Вестник культурологии. – М.: ИНИОН РАН, 2020. – №4 – С.9-29. DOI: 10.31249/hoc/2020.04.01
  3. Большой англо-русский словарь. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2000. – 1168 с.
  4. Большой русско-французский словарь / Щерба Л.В., Матусевич М.Н., Никитина С.А. и др. 2-е изд. Стереотип. – М. Русский язык, 2001. - 561 р.
  5. Гудков А.В. Трость и свиток: Инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2014. – №1 (13). – С. 19-46.
  6. Лазар Д. «Народ или пергамент». 08.02.2015 (URL: https://inosmi.ru/world/20150208/226119842.html) (accessed 01.10.2021)
  7. Малахов А.А. Бумага: пределы и формы терпения. – Рыбинск: Медиарост, 2017. – 160 с.
  8. Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №9 (31). – С. 300-319.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. 22 изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.
  10. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 656 с.
  11. A history of the typewriter URL: https://site.xavier.edu/polt/typewriters/tw-history.html (accessed 0.09.2021).
  12. Bismark-Album. – Berlin: A.Hoffmann and Comp., 1890. – 184 S.
  13. The Oxford Russian Dictionary. Third ed. –Oxford: Oxford University Press, 2000. – 1293 р.

[1] Тунис как пример арабскому миру. 29 января 2014 г. URL: https://www.bbc.com/russian/uk/2014/01/140129_brit_press

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.