Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маруфова З.Н. КРАСОТА И ЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 10(43). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 43-47.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРАСОТА И ЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Маруфова Зульфия Набиевна

независимый исследователь Ферганского государственного университета,

Республика Узбекистан, г. Фергана

BEAUTY AND ITS EXPRESSION IN ARTISTIC TEXT

 

Marufova Zulfiya Nabievna

independent researcher of Ferganastate university,

Uzbekistan, Fergana

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «красота» и его различные трактовки. В представлении красоты через изображение женщины анализируются различные и общие аспекты стандартов красоты на Востоке и на Западе. Рассмотрены вербализация критериев эстетической оценки в мышлении на языке, особенности возникновения эмоциональных понятий в художественном тексте.

ABSTRACT

The article discusses the concept of "beauty" and its different interpretations. In the representation of beauty through the representation of the Woman, the different and common aspects of the standards of beauty in the East and the West are analyzed. The verbalization of the criteria of aesthetic evaluation in thinking in language, the peculiarities of the occurrence of emotional concepts in the literary text are considered.

 

Ключевые слова: красота, вербализация, эстетическая оценка, концепт, поэтическая интерпретация, идеализация, эстетическая ценность.

Keywords: beauty, verbalization, aesthetic evaluation, concept, poetic interpretation, idealization, aesthetic value.

 

В настоящее время изучение концептов является одним из самых перспективных исследований в лингвистической науке. Концепт «красота» - один из важнейших элементов человеческого поведения, является ведущим научным концептом эстетики, при этом специфика дискурсивного (художественного, публицистического и обиходного) понимания красоты еще не была предметом специального исследования в лингвистике.  Кроме того, сопоставление характеристик данного концепта в различных этнокультурах позволит более четко представить систему эмоционально-ценностных приоритетов разных языковых сообществ.

Красота - это эстетическая категория, которая выражает гармонию и совершенство аспектов в объекте и характеризуется тем, что доставляет наблюдателю положительные эмоции, удовольствие. Красота - одна из важнейших категорий культуры. Красивые вещи соответствуют практическим занятиям и интересам человека, а их восприятие дарит удивление и радость, способствует гармоничному развитию личности, формированию в ней лучших человеческих качеств. На протяжении веков у каждого народа выработался свой национально-эстетический вкус, мировоззрение, отношение к красоте, фантазия и критерии оценивания красоты.

Критерий восприятия и эстетической оценки красоты - национально-этническая особенность, и измерения, считающиеся красивыми для одного народа, могут не иметь абсолютной ценности для другого. Длинные и темные черные волосы, рассыпанные по плечам японок, считаются символом красоты. «Японцы видят распущенные волосы как символ общности духовной и внешней красоты. Внешнюю красоту создать несложно, но внешняя красота в человеке достойна похвалы только тогда, когда она сочетается с внутренней красотой, которая включает в себя нормы эстетики, определенные воспитанием, правилами этикета, границами поведения»[2]. В Египте гладкие волосы - признак красоты. Хотя большинство египетских женщин кудрявые, «многие девушки вынуждены выпрямлять свои кудрявые волосы с раннего возраста в соответствии с моделями красоты общества» [3].

Долгое время в Китае маленькие «лотусные» ножки считались символом женской красоты. Для европейцев такая ступня не означала ничего, кроме ужаса. Процесс приведения ног в это положение начался примерно в пятилетнем возрасте. Матери плотно обматывали ноги своих детей грубой  тканью. Следующие пять лет девушки носили его днем ​​и ночью, не снимая её. По мере взросления ребенка форма ножек постепенно менялась. При этом девушкам пришлось пережить страшную физическую боль. Эта «традиция» длилась десять веков и исчезла только в двадцатом веке[4]. По словам Е. Филимоновой, «в Китае и Корее очень распространено, чтобы красивая женщина выглядела как луна», так как у узбеков изображение луны служит для выражения таких качеств, как красота, яркость, очарование. В Китае и Корее женское лицо уподобляют абрикосу, ивовой веточке, а красивую окружность лица (овальную форму) подчеркивают эталоном из тыквенных семечек. Известно, что голубые глаза у русских, зеленые глаза у англичан и черные глаза у узбеков - главные элементы национальной красоты [7, с. 16].

Сравнивая семантические поля концепта “красоты” в таджикской и английской лингвокультуре, Н.К. Бойматова анализирует критерии красоты Запада и Востока: “...к именам, отражающим концепт «Красота» в таджикском языке, относятся имена, которые ассоциируются с красотой цветов, красотой драгоценных камней, красотой планет, лирической красотой со светом и блеском, с чистотой, со свежестью, с юностью, с красотой и великолепием и с сердцем. А в английском имена ассоциируются с красотой, великолепием, метафорой и красотой цветов”. [1]. По словам Н.К. Бойматовой, эталоном красоты в таджикской литературе является девушка с длинными волосами и яркой кожей.

В англоязычной литературе эталон женской красоты - это стройная женщина с тонкой талией, светлыми волосами и гладкими формами, Автор сравнивает критерии красоты двух разных народов в лице двух красивых девушек - Рашкикамар (таджичка) и Ребекка (англичанка). Рашкикамар – “с тонким станом, белоснежными зубами, дугообразными бровями, сама она была усладой души, цветочной пери, а походкой подобна горной куропатке. Лицом словно яблоко сорта «хубони»… Водопад её волос струился по спине до пят”. У Ребекки светлые волосы, большие зелёные глаза, удлиненный овал лица, ровный нос, большие белые зубы, длинная шея, стройная фигура. Вкус по-английски, элегантность-роскошь; физическая привлекательность, видение красоты в любви, интеллекте”. [1].

Реализация концепции «Красота» в литературе осуществляется с помощью различных когнитивных механизмов, ассоциативно-словесных, когнитивно-ментальных методов. В нем важную роль играют познания автора (субъекта) мира, уровень мышления и познания, а также национально-этнический слой и культурные факторы, к которым он принадлежит. Образ красоты, помимо выражения субъективно-эмоциональной оценки говорящего к существу, объекту, событию, также включает в себя национальные, лингвокультурные, эстетические ценности. «Концептуализация красоты в поэзии основана на продукте авторских ассоциаций восприятий прекрасного, субъективных восприятий поэтом красоты вещей и событий вокруг себя» [6, с. 8]. Для поэта трактовка понятия красоты - знак ассоциативно-субъективного характера. Русский лингвист Тарасова И.А. разделяя концептов на несколько типов, наводит на мысль, что эмоциональные концепты вербализируются именами чувств и эмоций [9, с. 13]. Абстрактные единицы, которые выражают такие чувства, как любовь, тоска, удивление, удовольствие, печаль, счастье, являются основными компонентами вербализации понятия «красота». Поэтическая трактовка понятия «красота» подразумевает идеализацию вещей и событий в мире. Русский лингвист И.Г. Ткаченко отмечает следующие особенности художественной концепции:

1) неповиновение правилам логики;

2) несоответствие действительности;

3) динамическая ориентация на потенциальный образ;

4) образность;

5) эстетика;

6) индивидуальность [8, с. 43]

Согласно концепции, “процесс речевой реализации происходит в результате категоризации религиозных и национальных ценностей народа. Символы объектов могут быть вербализованы через образы природы, мироздания, социального воображения, а национальные ценности создают образное семантическое поле”[5, с. 21]. Эстетическая идеализация красоты заключается в представлении объекта как неповторимого воплощения красоты, воплощающего в себе все положительные качества. Эстетический характер концепции требует поэтического подхода к красоте. Поэт стремится идеализировать самые разные предметы и события, все красоты земли и неба.

Концепт “красота” является самым важным в системе человеческих жизненных ценностей. По оценочным эталонам красоты можно определить степень этнической культуры, национально-эстетические ценности того или иного народа.

 

Список литературы:

  1. Бойматова Нигора Камолиддиновна. Семантическое поле концепта «Красота» в таджикской и английской языковых культурах. Автореферат дисс. На соиск.канд.фил.наук. Душанбе –2019 г.
  2. Гафурова Х., кандидат филологических наук, «Мировая литература», 2013, № 5.
  3. Дина Абугазала: Я была вынуждена покинуть Египет из-за моих вьющихся волос. https://www.bbc.com/uzbek/uzbekistan-439884962. 
  4. Китайская красота, наводившая ужас на европейцев. 2019 г. https://aniq.uz/yangiliklar/kun-fotosi-evropaliklarni-dahshatga-solgan-xitoycha-guzallik
  5. Рахматова М.М. Лингвистические особенности понятия «красота» в английской, узбекской и таджикской национальной культуре. Автореферат диссертации доктора философских наук. Бухара, 2019
  6. Сборошенко К.В. Метафорическое изображение понятия «красота» в современной поэзии. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наука. Челябинск, 2009 г.
  7. См.: Маҳмудов Н., Худойберганова Д. Ўзбек тили ўхшатишларининг изоҳли луғати. – Тошкент: Маънавият, 2013
  8. См.: Худойберганова Д. Антропоцентрическое исследование текста. «Фан», Ташкент, 2013
  9. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в познавательном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского). Автореферат дисс. Докт. Филол.наук. Саратов-2004.С-13
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.