Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Германские языки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Джумагалиева А.С. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(38). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ  СПЕЦИФИКА  САДОВО-ПАРКОВОГО  ИСКУССТВА  ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Джумагалиева  Алия  Сатвалдовна

аспирант  кафедры  профессиональной  иноязычной  коммуникации,  ФГАОУ  ВПО  «Волгоградский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Волгоград

E-mail: 

 

LINGUOCULTURAL  PECULIARITIES  OF  ENGLISH  LANDSCAPE  GARDENING

Dzhumagalieva  Aliya

postgraduate  student,  Department  of  Professional  foreign  language  communication,  the  Volgograd  State  University,  Russia,  Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  лингвокультурный  феномен  английского  этноса  —  ландшафтный  дизайн  сада.  Статья  отражает  динамику  современного  развития  садово-паркового  искусства  Великобритании  и  описывает  характерные  черты  раскрываемого  явления  с  точки  зрения  лингвокультурных  номинаций. 

ABSTRACT

The  author  of  this  article  considers  linguocultural  phenomenon  of  the  English  society  —  landscape  gardening.  The  article  reflects  dynamics  of  modern  development  of  British  landscape  gardening  and  describes  characteristic  features  of  the  revealed  phenomenon  from  the  point  of  view  of  its  linguistic  naming  units.

 

Ключевые  слова:  сад  со  стороны  дворового  фасада  здания;  палисад;  садово-парковое  проектирование  городской  среды;  сад  на  крыше;  садовая  герилья;  пешеходный  мост-сад;  лингвокультурный  феномен;  языковая  номинация.

Keywords:  back  garden;  front  garden;  roof  garden;  guerrilla  gardening;  garden  bridge;  linguocultural  phenomenon;  linguistic  naming  units.

 

 

Сущность  английского  ландшафтного  дизайна  заключается  в  имитации  естественной  природы:  отличие  пейзажного  парка  от  регулярного  сада  с  его  прямолинейной  планировкой  в  том,  что  композиция  пейзажного  комплекса  включает  групповые  посадки,  отдельно  стоящие  деревья,  водоемы  с  извилистыми  берегами,  лужайки  и  поляны  произвольной  формы,  криволинейные  дорожки,  по  обеим  сторонам  которых  в  свободном  порядке  расположены  беседки,  павильоны,  иногда  фонтаны  [4,  p.  232].  Следовательно,  английский  ландшафтный  парк  –  не  только  клочок  естественной  природы,  но  и  самостоятельный  архитектурно-планировочный  комплекс,  где  все  природные  компоненты  подчинены  целенаправленной  эстетической  организации. 

XX  век  упрочил  теплое  отношение  англичан  к  личным  садам  и  садоводству  в  целом.  В  качестве  реакции  на  неустойчивость  и  накаленность  обстановки  окружающего  мира  садовые  композиции  выступают  в  роли  оазисов  тишины  и  покоя.  Чем  больше  искусственности  проникает  в  жизнь  —  в  одежду,  еду,  быт,  тем  большей  натуралистичности  англичане  добиваются  в  садоводстве.  Небольшие  в  размере  частные  сады,  воспроизводящие  естественность  дикой  природы,  клумбы  и  миксбордеры,  где  в  ярких  узорах  сливаются  полевые,  садовые  и  лесные  растения,  широко  распространены  в  Великобритании.  Для  того  чтобы  в  этом  убедиться,  достаточно  просто  прогуляться  по  улочкам  небольшого  городка  или  деревни  и  насладиться  изящными,  неповторимыми  садиками.

Традиции  частной  жизни  англичан  проявляются  в  их  естественном  желании  иметь  собственный  дом  с  обособленным  земельным  участком  для  создания  неповторимых  садовых  композиций.  При  этом  озеленение  пространства  сада,  даже  самого  маленького,  играет  не  менее  важную  роль,  чем  само  жилище.  Даже  небольшие  клочки  земли,  непригодные  для  садоводства  в  любой  другой  стране,  в  Англии  находят  достойное  применение  в  виде  миниатюрных  садово-парковых  комплексов. 

Как  правило,  территория  типичного  природного  домика  состоит  из  сада  со  стороны  дворового  фасада  здания  (back  garden)  и  палисада  (front  garden).  В  обеспеченных  районах  владельцы  могут  позволить  себе  палисад  большего  размера,  а  дом  располагается  вдалеке  от  дороги.  В  кварталах  проживания  малообеспеченных  людей  зеленые  насаждения  перед  домом  состоят  из  полоски  земли,  огражденной  забором  и  калиткой,  к  которой  ведет  тропинка  от  дороги. 

Озелененные  участки  перед  домом,  как  правило,  окружены  забором  (a  fence)  или  живой  изгородью  (a  hedge).  Для  создания  полупрозрачной  изгороди  (semi-see-through  screen),  обеспечивающей  одновременно  сохранность  личного  пространства  владельца  сада  и  возможность  для  соседей  любоваться  цветочными  композициями  со  стороны  улицы,  англичане  используют  высокие,  редкие  растения  (tallish  airy  plants):  василистник  делавея  (“Hewitts  Double),  шалфей  (Salvia  uliginosa),  вербена  буэнос-айрэсская  (Verbena  bonariensis).  В  композиции  палисада  применяют  теневыносливые  благоухающие  растения,  (shade-tolerant  fragrant  plants)  такие  как  ромашка  (chamomile),  яснотка  (lamium)  душица  (golden  marjoram),  низкие  почвокровные  растения  (low  ground-cover  plants)  и  др.  [7].  Такого  рода  озелененные  площадки  имеют  более  аккуратную  и  ухоженную  композиционную  организацию,  чем  сад  позади  дома.  Это  обусловлено  тем,  что  англичане  затрачивают  значительное  количество  времени  на  полив  (watering),  прополку  (weeding)  и  уход  за  растениями,  с  тем  чтобы  сад  имел  вид,  достойный  восхищения  окружающих.  В  Великобритании  вы  не  увидите  ни  одного  англичанина,  мирно  сидящего  в  своем  палисаднике,  так  как  согласно  К.  Фоксу,  такие  сады  предназначены  для  получения  эстетического  наслаждения  сторонних  наблюдателей,  соседей,  в  то  время  как  владельцы  проводят  время  в  палисаднике  исключительно  за  работой,  подрезая  кусты,  пропалывая  сорняки  или  разговаривая  с  соседями  о  садовых  делах  [2].

Сад  со  стороны  дворового  фасада  здания  (back  garden)  частично  неухожен  и  небезупречно  аккуратен  и  представляет  собой  не  всегда  упорядоченные  смешанные  посадки  древесных  растений:  декоративных  многолетних  (ornamental  perennials),  двулетних  (biennials)  и  однолетних  культур  (annuals)  и  цветочных  посадок.  Композиционный  план  сада  вариативен  и  включает:  лужайку  (lawn),  тропинку  (path),  обязательное  наличие  клумб  (flower-bed),  миксбордеров  (mixed-border),  мощеную  площадку  для  установки  садовой  мебели  (garden  furniture),  искусственный  водоем  (water  pond)  [1].  Несмотря  на  это  сад  позади  дома,  во  всей  своей  скучности  и  не  оригинальности,  —  чудесное  место  для  приятного  времяпрепровождения,  встречи  с  друзьями  за  чашечкой  чая,  кормлением  птиц  и  обсуждением  погоды,  бездельников,  правительства  и  бытовых  вопросов.  Безусловно,  даже  сильно  запущенный  сад  англичанина  —  это  результат  более  значительных  усилий,  чем  земельные  участки  населения  других  стран  [2,  p.  126].

Классовое  разделение  английского  общества  влияет  на  все  сферы  жизни  социума,  и  в  большей  степени  на  содержание  и  планировку  сада.  С  точки  зрения  Куэст-Ритсона,  историка  английского  садоводства,  сад  считается  маркером  экономического  и  социального  положения  владельцев  сада  [6].  Представители  среднего  класса  делают  акцент  на  более  пестрой  цветовой  палитре,  и  планировка  их  упорядочена,  в  то  время  как  сады  элиты  английского  общества  представляют  менее  упорядоченную  и  ухоженную  композицию,  но  выглядят  естественнее  с  преобладанием  нежных,  блеклых  тонов  [2,  p.  127]. 

Наряду  с  развитием  ландшафтного  дизайна  частных  садов  развивается  садово-парковое  проектирование  городской  среды.  Так,  парковые  комплексы  Лондона  разнообразны  в  стилевом  и  композиционном  решениях,  объединяя  в  себе  историю  садово-паркового  искусства  всего  человечества  —  от  садов  Древнего  Рима  до  регулярных  садов  Франции,  Италии  и  Испании.  Город  спроектирован  таким  образом,  что  в  каждом  районе  есть  парк  в  шаговой  доступности.  Вход  в  парки  Лондона  бесплатный,  кроме  Королевского  ботанического  сада  (Royal  Botanic  GardensKew)  и  Лондонского  зоопарка  (London  Zoo).  Всего  в  Лондоне  насчитывается  около  150  парков,  которые  условно  можно  разделить  на  королевские  (Hyde  ParkSaint  James  ParkKensington  GardensRichmond  ParkThe  Green  ParkGreenwich  ParkBushy  ParkThe  Regents  Park)  и  окружные  парки,  обслуживаемые  отдельными  территориально-административными  единицами. 

Преобладающая  часть  населения  Англии  проживает  в  плотно  населенных  городских  районах,  где  широкое  распространение  получило  явление  “window-gardening,  выращивание  декоративных  растений  в  специальных  контейнерах,  устанавливаемых  под  оконным  проемом  или  на  его  уровне  [10],  что  в  очередной  раз  подтверждает,  что  даже  обделенные  возможностью  создавать  свой  собственный  сад,  англичане  прибегают  к  любым  мерам  в  воссоздании  красоты  природного  пейзажа  на  своем  подоконнике.

Динамика  развития  ландшафтного  дизайна  открывает  новые  границы  для  развития  английского  пейзажного  сада,  выраженные  в  проектах  урбанистического  садово-паркового  искусства.  Одним  из  выдающихся  произведений  данного  направления  является  Kensington  Roof  Garden,  самый  большой  в  Европе  сад  на  крыше,  общей  площадью  6000  м2,  расположенный  в  Королевском  боро  (название  административно-территориальной  единицы  в  англоязычных  странах)  Кенсингтон  и  Челси,  Лондон,  откуда  открывается  невероятно  красивый  вид  на  город.  Kensington  Roof  Garden  сочетает  в  себе  разнообразие  садовых  стилей  —  пейзажный  английский  сад,  Тюдоровский  сад  с  элементами  готики,  испанский  сад  с  живописными  фонтанами  в  мавританском  стиле,  помимо  этого  он  является  популярным  местом  для  проведения  пышных  свадебных  торжеств  [5]. 

О  нарастающей  популярности  ландшафтного  дизайна  городской  среды  говорит  появление  различных  проектов,  в  том  числе  культурной  герильи  (cultural  guerrilla),  волонтерского  проекта  за  лучший  мир  с  помощью  искусства,  в  рамках  которого  существует  ответвление  —  садовая  герилья  (guerrilla  gardening).  Активисты  этого  движения  сажают  растения  в  самых  необычных  местах.  Ярким  представителем  этого  направления  является  лондонец  Стив  Вин,  называющий  себя  «садовником  без  сада»  (pothole  gardener)  [9].  Площадкой  его  работы  служит  территория  городских  улиц  Лондона,  который  на  его  взгляд  еще  недостаточно  озеленен.  Основной  принцип  Стива  —  минимализм,  он  создает  величайшие  шедевры  миниатюрного  творчества.  Так,  лужа  на  одной  из  лондонских  улиц  превращается  им  в  озеро,  обрамленное  деревьями  и  кустарниками,  а  дыра  в  тротуарном  покрытии  становится  теннисным  кортом.  Каждая  его  работа  является  крошечным  миром,  в  котором  соединены  частичка  природы  и  хорошего  настроения  [8]. 

Городской  ландшафтный  дизайн  продолжает  стремительно  развиваться  в  проектах  британских  архитекторов  и  дизайнеров.  Так,  в  частности,  проект  Томаса  Хезервика  —  футуристичный  пешеходный  мост-сад  (garden  bridge)  через  Темзу  -  яркое  тому  подтверждение.  Необычность  сада  заключается  в  том,  что  на  нем  будут  расти  деревья,  трава,  цветы  и  он  станет  самым  медленным  способом  пересечения  Темзы,  во  время  которого  можно  не  спеша  общаться,  наслаждаться  природными  красотами  и  видами  на  город.  Проект  будет  воплощен  в  жизнь  к  2017  году  [3].

О  страстном  увлечении  англичан  ландшафтным  дизайном  можно  судить  не  только  по  красоте  частных  садов  и  городских  парков,  но  и  по  большому  количеству  «садоводческих»  туров,  сообществ  (The  Royal  Horticultural  Society),  всемирно  известных  выставок  цветов  (Chelsea  Flower  Show),  садоводческих  центров  (Dobbies  Garden  Centre),  периодической  литературы,  журналов,  содержащих  рекомендации,  алгоритмы  планирования,  этапы  посадки  растений,  построения  садовых  конструкций  и  т.  д.,  теле-  и  радиопередач  (Gardeners  Question  TimeGardeningAround  the  World  in  80  GardensGardeners  World),  газетных  и  интернет-статей,  книжных  магазинов,  содержащих  большие  объемы  литературы,  посвященной  садоводству  и  паркостроению  (Planning  the  Small  Garden,  Garden  in  winter,  Garden  in  autumn,  How  to  be  a  Supergardener,  etc.)  [4,  p.  218].

Таким  образом,  сады  отражают  специфику  национально-культурной  стороны  бытия  англичан,  их  характер  и  традиции.  Английские  садово-парковые  комплексы,  частные  сады,  памятники  садового  дизайна  по  праву  считают  национальным  символом,  который  в  течение  нескольких  столетий  радует  самих  британцев  и  гостей  страны.  Ландшафтный  дизайн  английского  пейзажного  сада  —  необычное  явление  сознания,  отражающее  убеждения,  специфику  созерцания  жизни  и  эстетические  вкусы  англоязычного  этноса.  Эти  особенности  играют  свою  роль  в  принципах  планировки  и  дают  представление  о  классовой  принадлежности  владельца  сада.  Национально-культурная  специфика  ярко  выражена  в  средствах  номинации  элементов  садово-паркового  дизайна  и  привязанных  к  нему  объектов.

 

Список  литературы:

  1. Back  garden  //  Википедия:  свободная  энциклопедия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://en.wikipedia.org/wiki/Back_garden  (дата  обращения:  30.06.2014).
  2. Fox  K.  Watching  the  English:  The  Hidden  Rules  of  English  Behaviour.  UK:  Nicholas  Brealey  Publishing,  2008.  —  432  p. 
  3. Garden  Bridge,  London  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.heatherwick.com/garden-bridge/  (дата  обращения:  4.07.2014).
  4. Pavlovskaya  A.  England  and  the  English.  V.:  Moscow  University  Press;  Pamyatniki  istoricheskoy  misli,  2005.  —  270  p.,  ill. 
  5. Porter  L.  Kensington  Roof  Gardens  London's  Hanging  Gardens  of  Babylon  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://golondon.about.com/od/londongardens/fr/KenRoofGardens.htm  (дата  обращения:  5.07.2014).
  6. Quest-Ritson  Ch.  The  English  Garden:  A  Social  History,  London,  Penguin,  2001.
  7. Titchmarsh  A.  Great  and  small.  How  to  design  a  stunning  front  garden  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.express.co.uk/life-style/garden/451874/Alan-Titchmarsh-on-designing-a-stunning-front-garden  (дата  обращения:  9.07.2014).
  8. Webb  S.  Guerilla  gardener  plants  beautiful  miniature  flowerbeds  in  potholes  blighting  London's  streets  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dailymail.co.uk/news/article-2231849/Steve-Wheen-Pothole-gardener-creates-miniature-flowerbeds-potholes-Londons-streets.html  (дата  обращения:  5.07.2014).
  9. Wheen  S.  Instagardens  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://thepotholegardener.com  (дата  обращения:  8.07.2014).

  10. Window  gardening  //  Merriam-Webster  dictionary.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.merriam-webster.com/dictionary/window%20gardening  (дата  обращения:  7.07.2014).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий