Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Козлова А.Д. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕГАПОЛИСА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ  ПРАЗДНИЧНОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  УСЛОВИЯХ  СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО  МЕГАПОЛИСА

Козлова  Анна  Дмитриевна

аспирант  кафедры  истории,  философии  и  культурологии  Московского  государственного  гуманитарного  университета  им.  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Ковров

E-mailak355832@yandex.ru

 

THE  TRANSFORMATION  OF  THE  FESTIVE  CULTURE  IN  A  MODERN  RUSSIAN  MEGAPOLIS.

Kozlova  Anna

postgraduate  student  of  the  Department  of  history,  philosophy  and  cultural  science  of  the  Moscow  Sate  humanitarian  University  IMMA,  Russia,  Kovrov

 

АННОТАЦИЯ

Данная  статья  посвящена  трансформации  понятия  «праздник»  в  современной  культуре  мегаполиса.  Обозначены  изначальные  функции  и  структура  праздника.  Дана  характеристика  понятию  «Event»  как  альтернативе  празднику  в  ХХI  веке.  Произведен  анализ  замены  вовлечения  участника  праздника  на  зрелищность.  Дана  характеристика  снижения  роли  традиций  в  современном  празднике.  Большое  внимание  уделено  рассмотрению  праздника  как  платформы  и  почвы  для  развития  современной  художественной  культуры.  Сделаны  выводы  и  намечены  общие  тенденции  развития  праздничной  культуры  современного  мегаполиса.

ABSTRACT

This  article  is  dedicated  to  describe  the  transformation  of  term  «celebration»  in  culture  of  modern  city.  The  functions  and  the  structure  of  celebration  were  marked.  The  term  «Event»  is  described  as  an  alternative  celebration  in  XXI  century.  The  analysis  of  replacement  of  the  involvement  by  means  of  entertainment  has  been  done.  Decrease  of  the  necessity  of  traditions  in  modern  celebration  is  described.  A  great  part  of  research  is  connected  to  show  the  celebration  as  a  base  for  development  of  modern  culture.

 

Ключевые  слова:  современный  праздник;  Event;  праздничная  культура;  Experience.

Keywords:  modern  holidayEvent;  festive  culture;  Experience.

 

Динамичность  развития  современного  общества  не  оставляет  сомнений.  Если  ранее  изменения  в  мировоззрении  и  повседневной  культуре  протекали  в  рамках  десятилетий,  сейчас,  в  XXI  веке,  не  проходит  и  двух-трех  лет,  как  волна  обновлений  «приносит»  что-то  кардинально  новое  в  духовную  культуру  нашей  страны  [3].

Рассматривая  множество  пластов  духовной  культуры,  мы  можем  заметить  эти  новшества  повсеместно.  Однако  одну  из  наиболее  ярких  и  наглядных  картин,  позволяющих  распознать  «новорожденные»  элементы,  даёт  праздничная  культура.  Причем  показательна  праздничная  культура  именно  мегаполиса,  «диктующая»  вектор  развития  для  прочих  городов.

Праздник  как  неотъемлемый  элемент  культурной  среды  со  времен  своего  идеологического  и  функционального  формирования  претерпел  значительные  изменения.

Сейчас  праздником  мы  называем  культурные  активности,  кардинально  отличающиеся  по  своим  функциям,  методам  и  содержанию  от  ритуального  действа  и  народного  гуляния,  породивших  данное  понятие.  Однако,  акцентируем  внимание  на  том,  что  именно  в  XXI  веке  праздничная  культура  приобретает  совершенно  новые  грани,  являющиеся  «ответом»  на  «вызов»  массовой  культуры  в  виде  запроса  на  новые  его  формы.

Для  понимания  масштаба  и  характера  изменений  обратимся  к  истории,  и  этимологии  слова  «праздник».

Данное  слово  заимствовано  из  старославянского  и  является  производным  от  слова  «праздный»,  что  буквально  означает  —  «день,  не  занятый  делами,  свободный  от  работы»  [1,  с.  250].

М.  Фасмер  дает  аналогичную  характеристику  слову  «праздник»,  связывая  его  с  церковнославянскими  истоками  в  виду  наличия  «ра»  [5,  с.  353].

Данные  определения  направляют  нас  на  мысль  о  том,  что:  во-первых,  праздник  сознательно  отделяется  людьми  от  повседневной  жизни,  во-вторых,  имея  церковные  корни,  слово  праздник  не  может  быть  не  связано  с  культом,  ритуалами  и  некой  энергетической  функцией.

Не  углубляясь  подробно  в  древние  функции  праздника,  и  ставя  целью  данной  статьи  характеристику  современного  этапа  развития  понятия,  сделаем  краткий  экскурс  в  его  историю  для  возникновения  почвы  для  сравнений.

Одной  из  распространенных  теорий  появления  праздника  можно  считать  версию  о  том,  что  еще  в  палеолите,  наряду  с  зарождающимся  искусством,  праздник  выполнял  «энергетически  восстанавливающую»  функцию.  Целью  праздника,  по  сути,  являлось  приведение  всех  его  участников  в  определённое  психофизическое  состояние,  которое  отличается  об  обычного,  и  которое  способствует  либо  «притягиванию»  событий,  либо  благополучному  переживанию  текущей  ситуации,  в  том  числе  связанной  с  астрологическими,  природными  циклами.

Стоит  сказать  о  том,  что  праздник  —  это  момент  определенного  отношения  ко  времени.  Это  период,  в  который  времени  как  бы  нет.  Период  празднования  «выпадает»  из  повседневного  календаря  и  дает  «передышку»  от  потока  будничных  событий.  Об  этом  «говорят»  в  том  числе  и  иностранные  версии  слова  праздник.  Так  «holyday»  в  английском  -  дословно  «святой  день»,  в  сербском  языке  swieto  происходит  от  svet  —  «святой»,  «сакральный».  Праздник  —  это  день,  принадлежащий  не  земному,  а  Божественному,  сакральному,  у  которого  нет  ни  времени,  ни  пространства.

Издревле  в  числе  многочисленных  делений  праздника  на  категории  выделяются  две  основные:  личные  и  общественные  праздники.  В  календаре  древнего  Рима  это:  feferiae  denicales  —  праздник  семейный  и  feferiae  conceptivae  —  назначенный  общественный  праздник.  Было  также  понятие  общественного  регулярного  праздника.  Праздник  личный,  семейный  претерпел  мало  изменений  и  выполняет  все  те  же  функции:  отмечание  события,  значимого  для  узкого  круга  лиц.  Формат  данного  празднования,  традиции  и  особенности  всегда  индивидуальны  и  «подчиняются»  народным  традициям  в  общих  своих  проявлениях. 

Общественный  же  праздник,  а  именно  праздник,  «назначенный»  обществу  сверху  государством  или  «уменьшенной»  его  версией,  работодателем,  претерпел  трансформацию.

Ранее  общественный  праздник,  будь  то  ритуальное  действие,  или  отмечание  значимого  для  социума  события,  своей  целью  ставил,  как  в  прочем  и  сейчас,  закрепление  неких  парадигм  в  сознании  людей.  Однако  это  закрепление  происходило  при  вовлечении  практически  всех  участников  праздника.

Коллективность  —  одна  из  основ  праздника:  «Праздновать  —  значит  свободно  общаться  и  коллективно  переживать  идеальные  устремления,  которые  на  время  как  бы  стали  реальностью.  Иначе  говоря,  жизнедеятельность  в  ситуации  праздника  дает  людям  удовлетворение  в  той  его  избыточной  форме,  которая  в  будничных  условиях  подавляется  или  игнорируется»  [4,  с.  10].

Не  менее  важна  и  вовлеченность.  Через  игру,  свойственную  празднику,  человек  использует  свое  свободное  время  не  на  физическое  и  умственное  расслабление,  а  на  активизацию  своих  духовных  структур  в  процессе  игры  и  наслаждения.  Причем  наслаждение  происходит  от  единства  в  ритме  с  другими  участниками  праздника.  Согласно  Аристотелю:  «Все  живые  существа  не  могут  сохранять  спокойствие,  им  хочется  двигаться  и  шуметь,  скакать  и  прыгать,  испытывая  при  этом  удовольствие».  Так  трактует  слова  Аристотеля  А.  Мазаев  [4,  с.18].

И  отсюда  следует,  что  активное  участие,  «переживание»  праздника  лично,  определенная  роль  в  нем  и  различная  степень  участия  —  неотъемлемая  часть  празднования.  Однако  именно  в  XXI  веке  праздник  приобретает  зрелищность  и  меняет  вектор  вовлечения  участника  в  данный  процесс.  Это  связано  и  с  трансформировавшейся  целью  праздника.  Теперь  организатор  праздника,  транслятор  его  ценностей  —  не  только  государство,  которое  ранее  было  «работодателем»  и  «кормильцем»  общества,  но  и  собственно  независимые  отдельные  работодатели  и  другие  «продавцы»  ценностей.  С  увеличением  инициаторов  праздника  увеличилась  конкуренция  за  внимание  его  участников,  а  значит,  усложнились  структура  и  содержание  праздника.  Главной  задачей  праздника  становится  —  удивить  его  участника,  превзойти  других  организаторов  и  других  «продавцов».  Данное  стремление  зародило  растущую  с  каждым  годом  зрелищность  праздника.  Теперь  участник  —  больше  почетный  гость,  которому  выпала  честь  быть  удивленным,  воодушевленным  и  поощренным  за  приверженность  именно  этому  организатору  праздника,  будь  то  работодатель  или  фирма,  оказывающая  участнику  услуги  в  повседневной  будничной  жизни.  Само  понятие  «праздного»  времяпрепровождения  также  трансформируется  как  лексически,  так  и  содержательно.

Сейчас  понятие  «праздник»  прочно  ассоциируется  со  словом  Event  —  событие.  Событием  называют  любое  празднование  по  любому  поводу.  Причем  Event  часто  не  противопоставляется  будням,  в  отличие  от  праздника,  а  зачастую  своей  целью  ставит  «опразднование»  рабочего  времени,  «украшательство»  текущих  рабочих,  деловых  и  социальных  событий  с  помощью  всех  атрибутов  Event.  Атрибуты  эти  многообразны:  декорирование,  артисты,  медиа  решения  и  прочее.  Идя  на  Мероприятие,  а  именно  так  еще  называют  праздник  в  наши  дни,  его  потенциальный  участник  в  большинстве  случаев  четко  осознает,  что  основная  цель  его  пребывания  на  нем  —  получение  новой  интересной  информации,  новых  эмоций  от  увиденного  или  услышанного.  Накопление,  а  не  выплескивание  эмоций,  созерцание,  а  не  действие  —  принципиальные  отличия  процесса  участия  в  празднике  в  XXI  веке  от  древних  традиций.  Сами  Event-организаторы,  например,  признанные  «гуру»  Мероприятий  в  нашей  стране,  А.  Шумович  и  А.  Берлов  в  своем  пособии  для  Event-менеджеров  четко  дают  оценку  стремлениям  современного  участника  праздника,  обозначая  ее  как  тягу  к  Experience,  то  есть  опыту,  впечатлениям.  Именно  Experience  —  ключевая  ценность  успешного  праздника-события.  Участник  должен  через  созерцание  и  вовлечение  ощутить  новые  эмоции,  пройти  новый  для  него  опыт.  Но  этот  опыт  кардинально  отличается  от  традиционного  вовлечения  в  празднике:  в  первом  случае  участнику  организаторы  «дают  попробовать»  ранее  не  знакомое,  удивляя  его  и  склоняя  «на  свою  сторону»,  в  то  время  как  в  традиционном  празднике  радость  и  удовлетворение  наступает  не  от  новизны,  а  от  приобщения  к  коллективному,  от  единого  энергетического  ритма  праздника.

Само  же  Мероприятие  для  А.  Шумовича  и  А.  Берлова  «прямое  вовлечение  целевой  аудитории  в  ряд  действий,  объединенных  идеей  и  режиссерской  задумкой,  с  целью  достижения  контролируемого  эффекта  со  стороны  аудитории»  [6,  с.  9].  Event  выступает  важным  инструментом  внедрения  изменений.  «Именно  то,  как  изменились  люди  после  вашего  мероприятия,  можно  считать  ключевым  критерием  успеха»  пишут  авторы  [6,  с.  15]. 

Стоит  пояснить,  что  не  духовный  рост  и  развитие  заботит  авторов,  а  лишь  изменения,  направленные  на  отношение  к  организаторам  праздника.  Безусловно,  данная  функция  социальной  регуляции  была  у  праздника  и  ранее,  однако  народные  гуляния,  устроенные  государством  или  правящей  элитой  были  направлены  либо  на  «успокоение»  народа,  либо  на  поддержание  общего  настроя  и  отсутствие  волнений.  Сейчас  же  появляется  другая  цель  —  продажа,  продажа  имиджа  компании  и  в  следствии  —  ее  идеологии  и  предоставляемых  услуг.  Под  «компанией»  следует  понимать  любую  организацию,  включая  вышеупомянутое  государство,  инициировавшее  праздник.

Однако  в  XXI  веке,  как  было  сказано  выше,  основную  массу  мероприятий  организуют  работодатели  для  своих  сотрудников.  Данные  «мини-государства»  функционируют  и  управляют  своими  «гражданами»  по  законам,  устоявшимся  и  в  реальном  государстве.  Мало  отличается  и  функция  праздника  корпоративного  от  государственного.  Однако  кроме  упомянутых  новшеств  появляется  также  важный  момент  —  отхождение  от  традиций.  Если  ранее  —  праздник  предполагал  ритуальность,  сакральность,  преемственность,  то  теперь,  в  виду  того,  что  возросла  зрелищность,  появилась  необходимость  частого  её  «обновления».  Никому  не  интересно  каждый  год  отмечать  день  Компании  по  сценарию  прошлого  года.  Компании  стремятся  показать  новых  артистов,  новых  ведущих,  новые  места,  с  новыми  неожиданными  элементами  сценария  провести  программу.  Кроме  того,  количество  праздничных  поводов  увеличивается  с  каждым  годом.  «Разрушение  связи  праздничного  действия  с  сакральной  сферой  дарует  «творцам»  праздников  абсолютную  свободу  в  выборе  истока,  сюжета  и  событийного  ряда  праздника»  [2,  с.  122].

Данная  потребность  праздника  влечет  за  собой  спрос  на  динамичность  художественной  культуры.  Мероприятие  в  современном  мегаполисе  —  платформа  для  её  развития  и  трансформации.

Безусловно,  артисты  на  праздниках  —  явление  не  новое,  о  роли  праздника  в  художественной  культуре  пишет  и  А.  Мазаев:  «На  заре  человечества  праздники  выступали  в  качестве  одного  из  факторов  зарождения  и  развития  художественной  культуры  и  ориентированного  на  нее  эстетического  сознания.  Позднее  они  постоянно  вбирают  в  себя  опыт  искусства,  по-своему  используют  его  средства»  [4,  с.  10].

Однако  именно  сейчас  мероприятия  зачастую  является  основным  доходом  для  многих  артистов,  а  значит,  развитие  различных  видов  зрелищных  искусств  напрямую  связанно  с  площадкой,  на  которой  они  реализуются,  с  мероприятием.  Зритель  из  зала,  где  каждый  купил  билет  на  представление,  переместился  за  банкетный  стол  или  в  тот  же  зрительный  зал,  но  уже  в  качестве  приглашенного  участника,  которому  самим  приглашением  «обещают»,  что  будет  интересно.  От  того  же,  насколько  отзывчиво  примет  артиста  публика,  зависит,  позовет  ли  организатор  его  еще  раз.  В  общих  своих  чертах  процесс  мало  отличается  от  практики  до  XXI  века,  однако  теперь  организаторы  приглашают  артиста  для  представления  уже  новым  участникам  праздника,  так  как  удивлять  одну  публику  одним  и  тем  же  невозможно.  И  если  ранее  носители  художественной  культуры,  артисты,  имели  поклонников,  за  счет  которых  и  обеспечивали  себе  сценическое  «долголетие»,  то  сейчас  —  наличие  поклонников  и  узнаваемость  лишь  бонус,  повышающий  стоимость  артиста  на  мероприятии.  В  общем  же,  большинство  артистов,  отработав  определенное  количество  раз  программу,  вынуждены  искать  новые  формы  представлений  аналогично  тому,  как  это  было  ранее,  однако  сейчас  процесс  «устаревания»  программы  и  ее  актуальности  происходит  намного  динамичнее.

Такая  динамика  и  неограниченность  в  технике  и  художественных  средствах  послужила  почвой  для  возникновения  и  распространения  многих  новых  видов  сценического  искусства.  Так,  рисование  песком,  которое  в  нашей  стране  популяризировал  Артур  Кирилов,  в  последние  5  лет  является  самым  растиражированным  и  покупаемым  шоу  на  мероприятиях,  а  последователей  этого  жанра  с  каждый  мнем  становится  все  больше.  В  то  время,  как  при  отсутствии  спроса  на  это  шоу  среди  Event-мира,  развитие  жанра  могло  и  не  произойти  так  стремительно,  так  как  покупать  билеты  на  концерты  песочного  шоу  публика  не  готова,  ввиду  специфичности  действия  и  его  монотонности,  в  то  время  как,  увидев  шоу  на  5—10  минут  на  корпоративном  празднике,  участник  с  радостью  его  посмотрит,  а  затем  найдет  видео  артиста  в  Интернете  и  покажет  его  друзьям.  То  же  можно  сказать  о  таких  новых  тенденциях,  как  рисование  светом,  лазерные  шоу,  мультимедийные  шоу.  Все  эти  жанры  без  финансирования  и  спроса  со  стороны  организатора  праздника  имели  бы  значительно  меньшую  почву  для  развития,  не  имея  площадки  для  реализации  и  окупаемости.  Безусловно,  данная  роль  «катализатора»  художественной  культуры  является  положительной  для  современного  праздника.  Однако  у  данного  факта  —  двойственная  природа.

Обратной  стороной  медали  является  тот  факт,  что  при  постановке  номеров,  развитии  репертуара  (что  касается  в  большинстве  случаев  музыкальных  коллективов)  артисты  в  первую  очередь  ориентированы  на  повышение  своей  стоимости  при  заказе  их  на  мероприятие.  А  повышение  стоимости  происходит  через  максимальную  узнаваемость  и  популярность,  которые  в  свою  очередь  приходят  при  «попадании»  артиста  в  актуальную  волну  настроения  общества.  Однако  подобные  «волны»  в  современном  мире  очень  изменчивы,  и  часто  популярные  исполнители  в  прошлом  году,  в  этом  —  уже  забыты  и  не  актуальны.  Безусловно,  остаются  и  будут  существовать  артисты,  не  теряющие  актуальности  на  протяжении  многих  лет,  но  поток  «быстроугасающих»  шоу  в  XXI  значительно  увеличился.

В  этом  —  одно  из  последствий  бурного  развития  современных  праздников  в  мегаполисе  —  давая  платформу  и  финансирование  для  развития  художественной  культуры,  праздник  провоцирует  тот  факт,  что  творческая  среда  направляет  свои  силы  на  создание  продукта,  который  можно  «дороже  продать»,  отодвигая  на  второй  план  истинную  творческую  деятельность,  идущую  от  сердца.  А  данный  факт  отражается  на  искусстве  в  целом.

Поводя  итог  вышесказанному,  можем  сказать,  что  ключевыми  тенденциями  праздника  в  современном  мегаполисе  являются:

·     Повышение  зрелищности  и  падение  уровня  вовлеченности  участника  в  процессе  праздника;

·     Динамика  изменений  структуры  и  содержания  праздника,  уменьшение  роли  традиций  в  праздничной  культуре;

·     Изменения  отношения  к  свободному  «праздному»  времени,  и  борьба  организаторов  праздника  за  внимание  его  участника  в  рамках  рабочего  и  активного  социального  времени;

·     Стремительное  развитие  на  базе  праздника  новых  форм  художественной  культуры.

Перечисленные  изменения  —  лишь  малая  часть  от  имеющихся  трансформаций  праздника  в  культуре  мегаполиса.  В  целом  же  для  подробной  характеристики  и  анализа  праздника  как  феномена  в  XXI  веке  необходимо  обширное  исследование.  Интерес  и  актуальность  данной  темы  растет  с  каждым  днем.  Популярным  в  обществе  становится  и  посещение  как  можно  большего  количества  Event  в  качестве  участника  и  профессия  организатора  праздника,  а  значит,  сейчас  Мероприятие,  находясь  «на  волне»  значимости  и  популярности  в  обществе,  наиболее  открыто  для  изучения  и  анализа.

 

Список  литературы:

  1. Боброва  Т.А.,  Шанский  Н.М.,  Школьный  этимологический  словарь  русского  языка.  Происхождение  слов.  М.:  Дрофа,  2001.  —  398  с.
  2. Каверина  Е.А.  Праздник  как  эстетический  и  социальный  феномен  //  Томский  государственный  университет.  Научная  бибилиотека.  —  3  июня,  2009.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-119.pdf  (дата  обращения  15.06.2914).
  3. Купцова  И.А.  Социокультурные  механизмы  адаптации  личности  в  условиях  современной  массовой  культуры:  диссертация  на  соискание  ученой  степени  кандидата  культурологии.  Орел,  2002.  —  176  с.
  4. Мазаев  А.И.  Праздник  как  социально-художественное  явление.  М.:  Наука,  1978.  —  392  с.
  5. Фасмер  М.  Этимологический  словарь  русского  языка.  Том  3.  Перевод  с  немецкого  Трубачева  О.Н.,  автор  предисловия  Ларин  Б.А.  М.:  Прогресс,  1986.  —  832  с.
  6. Шумович  А.  Берлов  А.  Смешать,  но  не  взбалтывать.  М.:  Альпина  паблишер,  2013.  —  250  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий