Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2014 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Щербакова Екатерина Викторовна
аспирант кафедры истории, философии и культурологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова), РФ, г. Москва
COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INNOVATIVE PRACTICE OF MUSEUM ACTIVITY
Ekaterina Shcherbakova
postgraduate Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные коммуникационные технологии: виды и механизмы действия в инновационной практике музейной деятельности, их роль и значение в современном социокультурном пространстве.
ABSTRACT
In article the main communication technologies are considered: types and action mechanisms in innovative practice of museum activity, their role and value in modern sociocultural space.
Ключевые слова: музей; коммуникации; инновации; коммуникационные технологии; сайт музея; мультимедийные технологии; экспозиция.
Keywords: museum; communications; innovations; communication technologies; museum site; multimedia technologies; exposition.
Коммуникационное пространство музеев представляет собой сложный многосторонний процесс взаимодействия. Связано это с тем, что музеи являются активными участниками социальной жизни страны. Сотрудничая с представителями органов власти, информационными партнерами (СМИ), спонсорами, специалистами различных отраслей, коллегами, музейные работники стремятся расширить спектр и качество предоставляемых услуг, активно внедряя в свою инновационную практику различные коммуникационные технологии. Безымянный музей сегодня обречен, поэтому перед музеями стоит задача по-другому себя позиционировать, находить новые механизмы общения с аудиторией, видеть перспективные технологии работы.
Относительно музейной сферы деятельности термин «коммуникация» был заимствован из других областей социальной практики. С общенаучной точки зрения термин «коммуникация» латинского происхождения от слова communicatio — сообщение, передача [4] Важно отметить, что процесс коммуникации отличается от простого общения. Главной отличительной чертой является его направленность на деятельность, т. е. причина возникновения лежит в необходимости совместной деятельности пользователей коммуникации и достижения взаимопонимания, выработки общей системы понятий, терминов и норм по отношению к сфере совместных интересов [1, с. 17]. Неотъемлемым звеном коммуникации является «фидбэк» (англ. feedback) — ответная реакция, и в этой связи важным компонентом коммуникативного процесса будет не только передача информации, но и ее обмен. В Российской Музейной Энциклопедии понятие «музейная коммуникация» трактуется как «процесс общения, передачи и осмысления информации, значений, происходящий между музеем и обществом…» [3, с. 283].
Не секрет, что современный музей — независимо от жанровой принадлежности и правового статуса — может стать ключевым элементом городской и региональной среды, что подразумевает существенные управленческие, художественные и социальные сдвиги в профессионализме музейного сообщества. Именно музеи являются одним из главных хранителей и распорядителей культурных ресурсов.
Современные коммуникационные технологии в инновационной практике деятельности музеев позволяют переоткрыть и заново интерпретировать музейные артефакты, исторические события, выстраивая новые системы общения с посетителем. Музейная коммуникация может быть внешней, внутренней и межмузейной, представляя различные технологии взаимодействия. Рассмотрим подробнее механизм действия каждой коммуникативной системы относительно инновационной практики музеев.
Внешняя коммуникация направлена на связи и общение за стенами музея, т. е. в различных социальных средах, в том числе в виртуальных сообществах. Благодаря сети Internrt, как коммуникационного механизма, возросла роль виртуальных способов общения. Галереи, музеи, арт-центры заводят свои странички с social media, ведут блоги и начинают общаться с аудиторией со всего мира. Создание и поддержание музеем собственного Интернет-сайта помогает решить множество задач: привлечение внимания широкой общественности и целевых групп; формирование благоприятного имиджа; поддержка клиентов и партнеров. В связи с этим на сайте музея особенно важно размещать максимальное количество цифровых изображений экспонатов, что может привести не только к росту виртуальных посетителей (т. е. тех, кто посещает музей онлайн), но и к новым возможностям сотрудничества между музеями. Использование возможностей виртуальных способов общения позволяет современным музеям стать открытым, доступным и привлекательным социокультурным пространством, расширяющим свои функции и привлекающим молодежную аудиторию.
Немаловажным аспектом внешней коммуникации является создание музеями и продвижение своих брендов в социальных сетях. Одни развивают подобные проекты силами собственных сотрудников, другие — обращаются за помощью к профессионалам по SMM (Social Media Marketing) [6]. Подтверждением активности музейной сферы в social media пространстве является наличие своей страницы «В контакте», на “Facebook”, в “Livejournal”, “Twitter”, “YouTube” и других популярных сервисах у многих музеев как федерального, так и муниципального значения. У посетителей появляется возможность высказать свои пожелания и задать вопросы, а также получить своевременные ответы, принять участие в социальной жизни музея, как в его стенах, так и за его пределами.
Следующим компонентом внешней музейной коммуникации в инновационной деятельности музеев является практика связей с общественностью в сфере культуры, где коммуникационными технологиями будут выступать: публикации в печатных СМИ, в том числе специализированных («Мир музея», «Музейные технологии», “Museum” и др.); сюжеты на радио и телевидении; подготовка и рассылка пресс-релизов; реклама, как деятельность, способствующая формированию имиджа музея (теле- и радио каталоги, интернет и печатная реклама, видеофильмы, сувениры, фирменная продукция).
Внутренняя коммуникация формируется посредством коммуникационных процессов в пространстве музея, отражая основные функции — сохранять и репрезентовать артефакты. Главным коммуникационным каналом между посетителем и музеем выступает экспозиция, механизмы действия которой могут быть воспроизведены и адаптированы для прочтения посетителями различными инновационными технологиями. Одним из направлений их развития являются мультимедиа-технологии и интерактивные практики свободного взаимодействия с музейной средой, где посетителю предлагают стать «соучастником» многоуровневой коммуникации музея. От музея современные посетители ждут живого соприкосновения с реальностью, возможности на себе ощутить, как все устроено и работает. Принимая вызов времени, среди специалистов музейной сферы звучат предложения выставлять экспонаты прямо на улицах, чтобы заинтересовать даже тех, для кого поход в музей — явление из области научной фантастики. Многие музеи в наше время не мыслят своих экспозиций без встроенных в них мультимедийных элементов, которые выполняют множественные функции: от пояснений или замены необходимых экспонатов, отсутствующих в музее, до погружения зрителя в определенное эмоциональное состояние, вовлечение его во взаимодействие с пространством музея и его экспонатами [2, с. 5].
К коммуникационным технологиям внутреннего механизма деятельности музеев можно отнести внутримузейные издания, оформленные в фирменном стиле (пример успешного издания образовательных и полиграфических материалов — Государственный Дарвиновский музей — брошюры, буклеты, путеводители, публикация научных материалов). Участие в международных конкурсах, таких как «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация» позволяют музеям не только репрезентовать свои коллекции, но и открывать их широкой публике, как в России, так и за рубежом.
Взаимодействие образовательных учреждений с музейной средой является еще одной формой внутренних коммуникаций, которые существуют посредством специальных акций, конкурсов среди учащихся школ, посетителей музея, посетителей сайта музея в Интернете, проведения творческих встреч, концертов, презентаций, праздников в музее. Коммуникационные механизмы этой направленности предполагают общение с экспозиционным пространством музея посредством образовательно-развлекательной деятельности.
Следующим видом коммуникационных технологий выступают коммуникации, способствующие обмену информацией между членами профессионального сообщества. Так был создан Интернет — проект «Музеи России» [5]. Портал содержит информацию о более чем 3000 музеях и галереях, а также имеет каталог нескольких сотен музейных сайтов и CD-дисков. Информационная служба «Музеев России» с 1997 г. ведет рассылку еженедельных изданий МР-Лист и МР-Проф., подписка на которые свободна и бесплатна. Названные Интернет-издания содержат информацию о крупнейших культурных и арт-событиях, проходящих и планирующихся в Москве, Петербурге и провинции. Этот проект представляет собой объединение межмузейных информационных ресурсов, создателями и заказчиками которых являются сами музеи. Интересна страничка для профессиональных музейных специалистов, которая представляет значительный объем информации: сообщения о прошедших и предстоящих конференциях, сборники статей, журналы, перечни музейных организаций, каталоги, справочники, словари, широкий спектр правовых и законодательных актов, в том числе проекты законов в области культуры, и т. д. Подобная информация делает сферу музейной деятельности наиболее привлекательной, как для самих сотрудников, так и для посетителей.
Музейное сообщество, выходя на новый уровень существования в современном социокультурном пространстве, не может обойтись без коммуникационных технологий. Активное использование информационных способов общения, мультимедиа и интерактивных технологий позволяет музеям повышать свой статус и коммуникативную деятельность, расширяя границы развития и существования в современном социокультурном пространстве.
Список литературы:
- Дукельский В.Ю. (Отв. ред.) Музейная коммуникация: модели, технологии, практики // М.: Российский институт культурологии МК РФ, 2010. — С. 199.
- Новые информационные и коммуникационные технологии в развитии музеев// Аналитическая записка // Автор-составитель: Н.В. Толстая (АДИТ, Российская Федерация) М., 2014 — С. 91.
- Российская музейная энциклопедия: в 2 т. // Гл. ред. А.А. Сундиева. Т. 1. М.: 2001. — С. 416.
- Словарь-справочник лингвистических терминов. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.enc-dic.com/linguistics/Kommunikacija-1416.html (дата обращения 17.05.2014).
- Электронный каталог музеев России: база данных содержит сайты, афиши, информацию о деятельности музеев/ Российская сеть культурного наследия/ Электрон. изд. «Культурное Наследие» М.: 2001. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.museum.ru (дата обращения 17.05.2014).
- Intel's System Management Mode by Robert R. Collins — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rcollins.org/ddj/Jan97/Jan97.html (дата обращения 18.05.2014).
дипломов
Оставить комментарий